К проблеме определения термина духовно-нравственно
Твердоступ, Д. А. К проблеме определения термина «духовно-нравственное воспитание» в нормативно-правовых документах сферы образования / Д. А. Твердоступ // Молодежная наука: тенденции развития. – 2024. – № 3. – С. 6-14. – EDN GIWRDY.
УДК 37.011:001.4
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
ДОКУМЕНТАХ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Д. А. Твердоступ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения дефиниции «духовно-нравственное воспитание» в нормативно-правовых документах в области образования по организации данного направления деятельности современных школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы – детерминации понятия – обусловлена тем, что сейчас к воспитательной работе в образовательных учреждениях предъявляются высокие требования, обусловленные целями государственной политики и связанные с профилактикой насаждения детям деструктивной идеологии. Уважая гуманистические традиции наследия русской культуры, которая вся нацелена на разговор о добром, прекрасном, нравственном в человеке, тем не менее следует признать, что многие педагоги не имеют четких представлений о конкретных действиях в этом направлении. Целью данного исследования являлся сравнительный анализ документов нормативно-правовой базы по организации духовно-нравственного воспитания современных школьников для определения наиболее содержательной дефиниции «духовно-нравственное воспитание». Результаты проведенного исследования показали, что наиболее полно всю специфику духовно-нравственного воспитания вне зависимости от уровня образования раскрывает федеральная рабочая программа воспитания, что, с одной стороны, определяет вектор профессиональной направленности педагогических усилий, а с другой – оставляет педагогу известную долю свободы в конструировании этого процесса.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нормативно-правовая база, организация духовно-нравственного воспитания, государственная политика
TO THE PROBLEM OF DEFINING THE TERM “SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION” IN EDUCATIONAL DOCUMENTS
D. Tverdostup
Abstract. This article is devoted to the problem of defining the term “spiritual and moral education” in normative-legal documents in the field of education on the organiza- tion of this direction of activity of modern schoolchildren. The relevance of considering the determination of this concept is due to the fact that nowadays the educational work in
schools is subjected to high requirements for personal results of mastering educational pro- grams of students, set by the goals of state policy and related to the prevention of planting destructive ideology in children. Respecting the humanistic traditions of the heritage of Russian culture, which is all aimed at talking about the good, beautiful, moral in a person, nevertheless it should be recognized that many teachers do not have clear ideas about spe- cific actions in this direction. The purpose of this study was a comparative analysis of doc- uments of the normative-legal base on the organization of spiritual and moral education of modern schoolchildren to determine the most meaningful definition of “spiritual and moral education”. The results of the study showed that the federal working program of education reveals the full specificity of spiritual and moral education regardless of the level of educa- tion, which, on the one hand, determines the vector of professional orientation of pedagogi- cal efforts, and on the other hand, leaves the teacher a certain amount of freedom in the construction of this process.
Keywords: spiritual and moral education, normative-legal base, organization of spir- itual and moral education, state policy.
Гуманитарным наукам свойственно обращение к вечным, часто неразрешимым, предельным вопросам человеческого бытия. При смене исторических формаций, парадигм мышления, фокусов внимания, ценностных ориентиров каждое время отражало попытку дать ответы на эти вопросы. В гуманистической традиции русского культурного наследия сложилась особая ситуация: за высокое, прекрасное, доброе, этическое, нравственное, духовное в жизни общества несла ответственность русская литература, которая представляла собой не столько зеркало, сколько учебник по этике, психологии, социологии, политэкономии, теологии и т.д. И именно по этой причине долгое время в российских школах считалось само собой разумеющимся, что школьный курс литературы и преподаватели русского языка и литературы обладают повышенным духовно-нравственным воздействием на сознание подрастающего поколения. Не будем списывать снижение роли уроков литературы сегодня только лишь по причине цифровизации и «немодности» чтения в среде школьников. Это не так, и запрос на познавательное, развивающее, катарсическое чтение есть, особенно у подростков. Об этом, например, свидетельствуют результаты очень необычного анкетирования «Современной школе – современное чтение» [3]. И именно у учителей-словесников в руках всегда было (и, надеемся, есть) уникальное «руководство» к действию – «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева [6], выдающегося русского филолога, искусствоведа, академика АН СССР, ученого с мировым именем, чей вклад в российскую науку и защиту истинных человеческих ценностей вообще и исторических ценностей нашей страны трудно переоценить. Даже если просто перечислить, о каких ценностях и значимых элементах человеческого со-бытия с молодым читателем говорит ученый, не трудно понять, что это самая настоящая азбука духовно-нравственного воспитания и взросления: смысл жизни, цель и самооценка, честь, интеллигентность, воспитанность, уважение к чужому мнению, культура письма и публичного выступления, любовь к чтению, счастье, совесть, искусство, память, религия, добро… Причем не из назидательной позиции, а как обращение к друзьям. И что самое удивительное, написанные в 1985 году эти письма сохраняют актуальность и сегодня, ведь, по точному замечанию Д.С.
Лихачева, очень сложно рассмотреть картину мира, если держать бинокль в дрожащих руках.
Могут ли документы регламентировать такую сенситивную область человеческого миропонимания? Закон суров, но это закон. Именно поэтому нормативно-правовой аспект регулирования содержания понятия «духовно- нравственное воспитание» все же обязывает не столько к стандартизированности действий, сколько к пониманию единства направления этих действий, не только знать традиции русской культуры в ее лучших образцах воспитания подрастающего поколения, но и договариваться об актуальных способах и формах такого воспитания.
Признаем, что нравственное и духовное развитие индивида зависит не только от его знакомства со школьным курсом литературы. Это комплекс знаний о человеке, комплекс совместных усилий всех участников образовательного процесса. Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников всегда были в фокусе исследовательских интересов теоретиков и практиков образования. Согласно исследованию В.Ю. Исак, в российской педагогической литературе XXI века насчитывается более 30 различных трактовок понятия «духовно-нравственного воспитание». И, тем не менее, система сталкивается с противоречием: в частности, большинство (72%) учителей литературы Санкт-Петербурга не имеют четкого представления об особенностях решения задач духовно-нравственного воспитания [5]. Последнее в российской системе общего образования на федеральном уровне регулируют 7 документов. Чтобы определить какой из оных наиболее полно отражает суть духовно-нравственного воспитания, нами был проведён их сравнительный анализ.
На данный момент нормативно-правовую базу организации духовно- нравственного воспитания современных школьников на федеральном уровне составляют:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Федеральная рабочая программа воспитания (структурный элемент Федеральных образовательных программ общего образования).
При анализе нормативно-правовой базы по организации духовно- нравственного воспитания современных школьников России по некоторым из вышеизложенных документов исследователь А. А. Изосимова делает следующие выводы:
- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. определяет приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России не может рассматриваться полноценно, так как выступает лишь в роли концепции;
- Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. не даёт дефиниции «духовно-нравственного воспитания». Также в законе отсутствуют указания на содержание и формы духовно-нравственного воспитания;
- «о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности» [4];
По результатам сравнения вышеизложенных документов А. А. Изосимова отмечает: «применительно к школе целесообразнее всего делать ориентацию на принципы, изложенные в действующих федеральных государственных образовательных стандартах, именно в них полнее всего и достаточно аргументировано определяются ключевые принципы формирования духовно- нравственного воспитания» [4].
Однако автор не рассматривала такие документы, как:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральная рабочая программа воспитания (структурный элемент Федеральных образовательных программ общего образования);
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общих образований;
Выполним расширенный анализ с опорой на указанные выше документы.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 раскрывает сущность традиционных российских духовно-нравственных ценностей, но не даёт дефиниции духовно-нравственного воспитания;
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования закрепляют духовно-нравственное воспитание как один из личностных результатов освоения образовательной программы обучающимися и определяет ключевые принципы формирования духовно-нравственного воспитания, однако также не дают его определения;
- Федеральная программа воспитания раскрывает всю специфику духовно- нравственного воспитания обучающихся, что позволяет – несмотря на то, что как таковой дефиниции в документе нет – наиболее полно сформулировать определение обозначенного направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что из верховенства юридических законов сферы образования не всегда следует полнота изложений предмета их регулирования. В частности, несмотря на то, что Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 обладает высшей юридической силой (после Конституции России и федеральных законов), он едва ли может сформировать у педагогических работников чёткие представления о конкретных действиях в профилактике насаждения обучающимся деструктивной идеологии. Подобными же ориентирами, как верно подметила А. А. Изосимова, обладают федеральные государственные образовательные стандарты. Однако и те формируют лишь общие представления, в то время как практики отрасли ожидают более точных указаний. Этот желанный переход от абстрактного к конкретному, как было определено данным исследованием, произошёл в федеральной рабочей программе воспитания. Особенно явно это видно, если сопоставить между собой задачи документов в этом направлении. На основании их различий была произведена попытка вывести такую дефиницию «духовно-нравственного воспитания», которая бы своим содержанием отвечала всем требованиям к организации обозначенного направления воспитания предъявляемых нормативно-правовой базой этого вопроса на федеральном уровне.
Итак, при определении содержания понятия «духовно-нравственное воспитание» у педагогического сообщества, у участников образовательного процесса, у общества в целом снимается вопрос «разночтения» смыслов и действий, система образования выполняет разумный государственный заказ на подготовку подрастающего поколения согласно целям национального развития [1], у педагогов появляется возможность конструировать деятельность, которая в полной мере может отвечать и нравственному влечению сердца (Письма о добром и прекрасном Д. С. Лихачева) и букве закона. И отметим, что обе эти позиции не противоречат друг другу. В Указе Президента РФ от 09.11.2022 №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» заявлено то самое ценное и значимое, что не меняет своего высокого смысла, если мы говорим о добром и прекрасном. Потому что именно в таком ключе можно понимать направления духовно-нравственного воспитания школьника, конечная цель которого – рождение личности с неизменяемыми ценностными настройками: жизнь, достоинство, патриотизм, милосердие, коллективизм, крепкая семья, служение Отечеству, гражданственность, справедливость, историческая память, единство народов России, созидательный труд, высокие нравственные идеалы [2].
Список литературы:
1. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года // Образовательная политика. 2014. №4 (66). URL: period-do-2025-goda (дата обращения: 22.09.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html (дата обращения: 22.09.2024).
3. Дмитренко С. Ф. Проект «Современной школе – современное чтение» за пределами школы // Текст и традиция : альманах, 1 / Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) Рос. акад. наук, Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». — Санкт- Петербург : Росток, 2013. — С. 316-341. URL: https://pushkinskijdom.ru/wp- content/uploads/2018/03/Almanah.pdf (дата обращения: 22.09.2024).
4. Изосимова А. А. Анализ нормативно-правовой базы по организации духовно-нравственного воспитания современных школьников // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2023. № 1. – С. 58-65. URL: o_organizatsii_dukhovno_nravstvennogo_vospitaniya_sov.pdf (дата обращения: 22.09.2024).
5. Исак В. Ю. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе изучения художественной литературы // Kant. 2019. №3 (32). URL: protsesse-izucheniya-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения: 22.09.2024).
6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – Москва: Издательство АСТ, 2024. – 192 с.
References:
1. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 [Strategiya razvitiya vospitaniya v rossiyskoy federatsii na period do 2025 goda]
// Educational Policy. 2014. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya- (date of reference: 22.09.2024).
2. Decree of the President of the Russian Federation from 09.11.2022 No. 809 “On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values” [Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 №809 «Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey»]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html (date of circulation: 22.09.2024).
3. Dmitrenko S. F. (2013) The project “Modern Reading for Modern School - Mod- ern Reading” outside the school [Proekt «Sovremennoy shkole – sovremennoe chtenie» za predelami shkoly] // Text and Tradition [Tekst i traditsiya] : Almanac, 1 / Institute of Rus- sian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences, L. N. Tolstoy Muse- um Estate “Yasnaya Polyana”. - St. Petersburg : Rostok. - P. 316-341. URL: (accessed on 22.09.2024).
4. Izosimova А. A. (2023) Analysis of normative-legal base on the organization of spiritual and moral education of modern schoolchildren [Analiz normativno-pravovoy bazy po organizatsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya sovremennykh shkol'nikov] // Bulletin of the scientific society of students, postgraduates and young scientists. 2023. № 1. - P. 58-
65. URL:
o_organizatsii_dukhovno_nravstvennogo_vospitaniya_sov.pdf (date of reference: 22.09.2024).
5. Isak V. Y. (2019) Spiritual and moral education of high school students in the pro- cess of studying fiction [Dukhovno-nravstvennoe vospitanie starsheklassnikov v protsesse izucheniya khudozhestvennoy literatury] // Kant. 2019. №3 (32). URL: protsesse-izucheniya-hudozhestvennoy-literatury (date of address: 22.09.2024).
6. Likhachev D. S. (2024) Letters about the Good and the Beautiful [Pis'ma o do- brom i prekrasnom]. - Moscow: AST Publishing House. - 192 p.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Твердоступ, Д. А. К проблеме определения термина «духовно-нравственное воспитание» в нормативно-правовых документах сферы образования / Д. А. Твердоступ // Молодежная наука: тенденции развития. – 2024. – № 3. – С. 6-14. – EDN GIWRDY.
Свидетельство о публикации №225041301755