НИ стукачом, НИ разведчиком... часть 6-я
(из записок врача-вирусолога)
-
М-да… Ну и что было делать с их предложеним ?
Принцип лётчиков-испытателй , спасший многим жизнь , — «если не знаешь , что делать , не делай ничего» здесь не подходил . Они бы не оставили меня в покое . А может быть и оставили , если бы я вспомнил пословицу — «Муха не боится обуха !» . Но я не вспомнил , я вспоминал её позднее , когда внаглую увиливал от тесных контактов с ними . Ну, а в тот момент мне вспоминалась другая пословица — « Слоны трутся , а между собой комарей давят !» . Борьба с инакомыслием была в самом разгаре . И в тот момент шелудивая администрация и эти типы могли порешить судьбу любого. С работы , во всяком случае, вылетать не хотелось . Складывалось положение , как в том анекдоте , когда двоих ведут на расстрел и один говорит другому — «Может убежим ?» Второй отвечает — «А хуже не будет ?» Смешно ? Действительно было «смешно»...Каждый , как говорят, смеётся как может , когда ему хочется плакать...:(
Плакать мне особенно не хотелось , а оставалось пойти на рискованный и , в общем-то, «зашкварный» вариант , который предполагал дать согласие на их предложение . Согласие быть «осведомителем» , «источником » или «стукачом » — как хотите . И я-таки... согласился...:(( Предложили выбрать псевдоним (или «кликуху») по собственному желанию , я пожелал — «Смирнов»… Никодим*) удивился — «Почему ?!? Это же такая общеизвестная на Руси фамилия ! Надо что-то такое поромантичнее ! Например — «Искровец» ! В честь газеты нашего Ильича ( «нашего учителя и вождя»). «Нет , Смирнов ! Такова фамилия моего деда » — отвечал я . Своего деда я мысленно призывал на помощь , как некое ограждение от грязной работы...Так и подписывал потом свои : «Источник сообщает...Смирнов » И «источник » сообщал всякую ахинею , которая никогда всерьёз не затрагивала никого из тех людей , с которыми я хоть как-то контактировал . Вот, уж, поистине — «Театр никогда не умрёт : люди никогда не перестанут валять дурака !» :)) И я валял несколько лет , как мог… Все эти гэбэшники , с которыми мне приходилось иметь дело,— Плёткины , Вытягайловы , Жиловы, Бубенские и прочая - прочая ( не помнию фамилии ещё нескольких по разным городам , где я скитался много лет ) , все они , как правило ( были , конечно, и здравомыслящие ребята), считали себя если не умнее , то , уж, наверняка хитрее других «челов»-как сейчас говорят.
Они не читали у Ларошфуко — « Вернейший способ быть обманутым — это считать себя умнее других » Так оно и было . Но общению с ними надо было учиться и учиться быстро . Главное дело , как я очень быстро сообразил , — не говорить лишнего ни о ком и ни о чём , поскольку «если мнение не высказывать , его можно не менять ». Ну, а если начинал , что-то сболтнув , вилять и уходить от деталей и пояснений , то тот же Никодим начинал «мимические упражнения» , багровел , суетился и требовал искренности в отношениях и иногда предлагал буквально под диктовку ввосить исправления и уточнения в мою неразборчивую и сумбурную писанину /трудно ахинею писать стройно :) / , которую я очень и очень нерегулярно приносил ему на «явочную». И если когда-нибудь будут опубликованы архивы бывшего КГБ ( в чём я оченно сомневаюсь , однако ).то кто-то здорово похохочет , читая « боевые донесения» одного их «источников» под известнейшим «позывным»-- Смирнов. :))
Только последний идиот мог принять на веру эти ёрнические письмо-трёпы . О чём же и о ком приходилось писать этому «Смирнову» ? Да , но надо сперва упомянуть о «явках» и мотивах моего «согласия» .
Дело с явочными пунктами у нашего городского КГБ обстояло по моим наблюдениям, туго , хотя вначале , возможно , такой «агент» , каким был я , и не заслуживал лучших условий для встреч и бесед ( доверия ко мне большого не было ?) . Впрочем , и в других городах , где я работал уже в номенклатурных должностях , дело обстояло не лучше , хотя , впрочем , лично мне (по причине «номенклатурности» и уже служебной необходимости) приходилось принимать 1-2 раза в году кураторов из КГБ только на рабочем месте — в НИИ . Да, но чаще всего в былые годы явочной «хавирой» был какой-нибудь задрипанный гостиничный номер . Публичные контакты исключались и даже при случайной встрече не разрешалось здороваться. Конспирация !! Могла быть (и какое-то время была) квартира в центре города - семьи , думаю, бывшего чекиста или заслуженного стукача . Причём в неё надо было заходить так , чтобы не видели соседи , хотя , скорее всего, и соседи были «своими». Глупо всё и смешно… Ну , а мня так и подмывало спросить того же Никодима — а водят ли чекисты на конспиративные квартиры баб, когда очень , уж, хочется и надо быстро. Не спросил … И правильно сделал ! Зачем им нужны были эти квартиры , когда они — «передовой отряд партии» давно жили при «коммунизме» и трахались , если хотелось и моглось , не в забегаловках , а там , где обитали и работали их штатные и внештатные сотрудницы — в саунах , санаториях , домах отдыха , люкс-номерах гостиниц … Какие проблемы ?! Лишь бы не стукнул кто-либо из своих же ... :)
Меня это , впрочем , интересовало , поскольку я видел , какие бывали проблемы у наших институтских ребят (да и других ) с девочками . На лавках по скверикам не налюбишься. Да и по роже Никодима было видно , что баб он любил и за так просто не пропускал мимо . Причём кое-кто из «гэбэшников» иногда замечал , что «со временем можно будет пообщаться в более приятных условиях» . Да только «в гробу я их видел с полотенцем на шее»(С) ! Я всё старался потрепаться о том - о сём и «сделать скидку» . С молодыми «гэбэшниками» позднее это удавалось , а в самом начале моей тайной карьеры будущего разведчика в капстранах Никодим -Пастор никогда не упускал случая в течение 15-20 минут прочитать мне политинформацию по страницам последних газет . Оперативной информацией из своих источников он делился очень-очень скупо. Либо её и не было , либо не было всё того же доверия… А доверие можно было заслужить хорошей работой , а её-то и не было и не могло быт. Откуда ?! «Клепать» на людей я не мог . Знакомиться , заводить интересующие КГБ связи (по их рекомендациям) — когда ? , где ? и «чего для» , как говаривал наш любимец «Петруха» — отставной офицер , преподаватель истории в средней школе…
Так на фига же я согласился на такую вот лжеработу-лабуду,лжесотрудничество ?
Ну , во-первых, из-за нечто , находящегося « на грани женского любопытства и мужской любознательности » ; во-вторых, мне было интересно проверить помогут ли мои КГБ-шные знакомства хоть как-то прижать или хоть как -то нейтрализовать , когда это было рнеобходимо , всю ту коммунистическую шелупонь, которая держала Институт наш по стойке «Смирно-о !» перед партсобраниями , парткомиссиями и проверками...Именно мне , беспартийному, было это интересно. Мне , кого дважды не приняли в Партию (Господь Бог побрёг !) , ибо со мной — партийным , они хорошо это чуяли, не оберёшься хлопот. :) В этом они не ошиблись , так как и беспартийным я / со своими такими же сослуживцами-приятелями , за исключением партийца Саши Складенюка / заставил их много-много похлопотать в конце 70-х — начале 80-х годов …
Ну, и в-третьих , и кажется, последних… — я всё-таки был в те времена большой романтик и, может быть , такой же дурак , верующий ( по незнанию , конечно) в «святое дело» Ильича и его гвардии , погубленной Сталиным (кто же тогда знал , что по указаниям Ильича это «смертобесие» и началось ?- https://www.greatpicture.org/14-tsitat-lenina-ot.../ )
Я был тогда бывший 2-жды целинник-доброволец , награждённый Правительством Родины медалью «За Освоение Целинных Земель». Я ненавидел американцев , раздолбавших Хиросиму и Нагасаки , недолюбливал /были некоторые деловые «эпизоды»/ евреев , хотя и среди них у меня были замечательные коллеги и друзья. У меня по-щенячьи замирало сердце , когда я слышал песни наподобие «Комсомольцы добровольцы»...Стоит ли дальше говорить. Короче , я сам влез в эту историю, и мне предстояло самому из неё и вылезать …
г.Екатеринбург . 30.07.96 г.
---------
*)Никодим(Пастор)-а вот такую "кликуху" Вытягайлову
я дал по мотивам известной песни В.С.Высоцкого
и к/ф "Семнадцать мгновений весны" :))
---
(см.продолжение - часть 7-ю)
----------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ - от 12.04.25 г. : Все эти события происходили в 70-х — 80-х годах, но грянули «лихие 90-е» и на свалке оказались , вдруг, книги «буревестника революции» А.М.Горького , написавшего когда-то — «Поднимется многомиллионная рука рабочего класса и ярмо царизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах» (П.Власов-Заломов , роман «Мать»)… Похоже , что труды основателя соцреализма сочли за «Самиздат» тоже... См. фото...
Свидетельство о публикации №225041301797