Поэзия

           (Перевод рассказа Славомира Мрожека «Poezja»)


    Пани учительница велела достать тетради. Ученица с первой парты, образцовая во всех отношениях, тут же выполнила распоряжение. Она вытащила из портфеля новенькую кирпичного цвета тетрадку и положила её перед собой. Девочка была ни толстой, ни худой, выглядела именно так, как выглядит послушная дочка, которая ест питательные обеды и не гримасничает. Её косички были аккуратно заплетены – и речи не шло, чтобы пряди волос как-то небрежно торчали. Чулки туго обтянуты, а ботиночки такие чистые, что каждый сразу мог понять: о, эта девочка не ходит нарочно по лужам, когда возвращается со школы, точно нет!

    Поставив точку после последнего написанного на доске слова, пани учительница объяснила детям, что это такое – поэзия. А именно, если слова заканчиваются одинаково, то дети, читающие эти слова, имеют дело с поэзией. В качестве примера пани учительница привела следующее: школы – уколы, звонок – щенок, домик – гномик. Затем в течение нескольких минут дети подбирали поэзию к различным словам, которые называла им пани учительница. И лучшей в этом была наша примерная ученица. Например, пани учительница называла: «Колечко!». Тут же девочка кричала в ответ: «Крылечко!», а её васильковые глазки светились от радости, что не прошло и пол-урока, а она уже знает что-то новое. Некий конфуз случился только с Йозефом, который сидел за последней партой. Когда ему задали слово «палочка», то вместо того, чтобы по всем правилам искусства ответить: «галочка», он сказал – «трубка». Все вокруг удивились, а пани учительница его пожурила. Но он понуро упрямился: «трубка» - при этом выглядел очень смешно из-за растущих вперёд волос.

    Позже пани учительница сказала:

- Мои дети, теперь вы знаете, что такое поэзия. К слову, самым большим поэтом был Адам Мицкевич. На доске написан один его стих. Прошу записать его аккуратно в ваши тетрадки, а дома выучить наизусть.

    Примерная ученица тут же приступила к делу. Скрипя новым пером, записала в чистенькой тетради абсолютно без «ослиных ушей», прямо и отчётливо:

           Литва! Отчизна моя! Ты как любовь;
           Как нужно ценить тебя, вновь и вновь
           Скажет лишь тот, кто тебя потерял.

    Урок закончился, и дети пошли по домам. Также и наша малышка, старательно огибая лужи, направилась к себе домой. Поцеловала мамочку и папочку, съела бульон и гуляш, с тем чтобы по прошествии послеобеденного тихого часа засесть за домашние задания. Села, открыла тетрадь и задумалась. Только теперь она заметила, что в тетради находятся два стихотворения. Одно переписано с доски: «Литва! Отчизна моя! Ты как любовь; как нужно ценить тебя, вновь и вновь скажет лишь тот, кто тебя потерял», и другое, напечатанное большими буквами на обложке производителем тетрадей:

           Запомни без обиды,
           Покуда ты живёшь,
           Из каждой маленькой гниды,
           Когда-то появится вошь.

   Который из них был задан паней учительницей? Бедный ребёнок ни за что не мог вспомнить. Оба были хорошие. Один: «любовь – вновь», а другой: «обиды – гниды».

    В конце концов, как учили её по порядку, в очерёдности слева направо, она выучила тот стих, где «обиды – гниды», после чего спокойно отправилась на прогулку с мамочкой.

     На следующий день, вызванная паней учительницей, прочитала то, что выучила, и к своему удивлению и отчаянию впервые в жизни получила неудовлетворительную отметку. Остаток урока прошёл спокойно, некоторый конфуз был только с Йозефом, который ничего не выучил.

     Никто не знал, что именно в тот день произошли изменения в характере нашей малютки. По дороге домой она заметила надпись в витрине: «Берегите труд жены – покупайте здесь блины!». «Жены – блины» - повторяла про себя, с удовольствием бредя прямо по лужам. Дома она старательно пересмотрела обложки всех тетрадей; на каждой было что-то напечатано, хоть это не всегда были стихи. Например, на одной было написано только: «Содержи в чистоте!». Помня об объяснениях пани учительницы, девочка приписала своим ещё не выработанным почерком: «Служи красоте!», а вечером имела горячку.

    Боже мой, как тот ребёнок изменился! Остались в прошлом приёмы пищи без капризов. Теперь, согласно разыгравшейся фантазии, заказывались то паприкаш, то селёдка по-японски, то татарский соус и никогда девочка не оставалась довольна обедом. Каждый день то же самое – хлопала дверью и выходила до ресторана. Вместо того чтобы раньше ложиться спать, до часу ночи читала Андерсена или «Польские сказки дядюшки Чеся». А когда приходили гости, вместо того чтобы сказать: «Добрый день», приветствовала их стихом:

           Кредит погиб, убитый должниками,
           Накрыл его финансовый цунами.

    Она решила стать поэтессой. В отдельном блокнотике пописывала стихи:

        Очень быстрый и плечистый
        Наш Союз Мотоциклистов.

        Чтоб ты крепким парнем был,
        Едь вперёд лишь, но не в тыл.

        Чтоб не слыть тупым ослом,
        Собирай металлолом.

    А также много других.

    В школе к ней привыкли. Только с Йозефом было замешательство. Всё никак не мог научиться.


Рецензии