Об Армянской Апостольской Церкви

                Тема, которую я хочу предложить имеет важное значение в силу того, что каждый православный в России так или иначе сталкивался с представителями  Армянской Церкви. Браки между православными и армянами давно не редкость. По сведениям из открытых источников, по состоянию на конец 2024 года армянская диаспора насчитывала боле трех миллионов человек. Естественно, что такой крупный этнос не мог не привнести в Россию и свою религию. Армяне связаны с Россией тысячелетней историей. Достаточно вспомнить, что Византийская царевна Анна (963-1011) дочь императора Романа II (938-963) была из Македонской или армянской династии. Она становится женой святого Князя Владимира Мономаха и принимает самое активное участие в крещении Руси. Принятие православия языческим князем Владимиром,  как условие заключение брака, было требованием ее братьев Императора Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Проповедь Евангелие в Армении началась буквально в I в. Апостолы Фаддей (Иуда Иаковлев) и Варфоломей (Нафанаил) первыми приступили к благовествованию на территории древнего государства. Однако христианство официально пришло в Армению лишь в 301 году трудами Григора Лусаворича (Просветителя), ставшего первым католикосом  (главой) Армянской церкви (302–326), и царя Армении Трдата III (287–330). Таким образом, православие Армения приняла почти на 700 лет раньше Руси. И с тех пор Армянская церковь является одной из древнейших христианских церквей на земле. Поэтому нет ничего удивительного, что многие из верующих не понимают и не видят разницы между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями.
                После богоборческого периода советской власти, религиозная жизнь на территории бывшего СССР возродилась и стала бурно развиваться, а с его распадом, и до того не малая диаспора армян, стала активно пополняться переселенцами из бывшей союзной республики. Соответственно, стали возникать новые анклавы, смешанные семьи, развивался культурный обмен, а с ним и религиозная жизнь армянского народа. Всем конфессиям гарантировалось свободное вероисповедование. На сегодня в нашей стране насчитывается более 120 храмов Армянской церкви. Как я сказал, количество смешанных браков православных с армянами весьма значительно и неуклонно растет. В связи с этим остро встал вопрос о канонических нормах общения между членами Армянской Церкви и православными. Большинство из них не видят в этом принципиальной разницы и для них Армянская церковь ничем не отличается от Русской или Грузинской. Но, если с Грузинской Церковью у нас никаких канонических расхождений нет, то с Армянской не все так просто. Незнание принципиального различия влечет за собой серьезные духовно-нравственные проблемы и приводит к коллизии двух вероучений, причиняющей серьезный душевный вред. Поэтому принципиально важно разобраться в основных отличиях между Русской Православной  и Армянской Апостольской Церквями. Это позволит, с одной стороны, православным правильно относится к иноверцам, а с другой, – христианам Армянской церкви понять менталитет русского человека. Взаимно уважительное отношение к обеим религиям позволяет сглаживать конфликт интересов и лучше понимать позицию друг друга. Чтобы разобраться в этом, необходимо вернуться в историю Древней Восточной Церкви эпохи Вселенских Соборов, основная деятельность которых, была посвящена борьбе с ересями.
                В начале  V в., архимандрит Константинопольской Церкви Евтихий выступает с новой ересью о том, что во Христе были не две природы – Божественная и человеческая, как учит Православная Церковь, а только Божественная. При этом, он заявлял, что «плоть» Христа как «плоть Слова» не тождественна человеческой, то есть отрицал единосущие Христа с нами по человечеству. Это положило основание самой разрушительной ереси Вселенской Церкви, из которой потом произросли множество других, включая монофилитство (единая Божественная воля во Христе). Опасность нового лжеучения заключалась в том, что, отрицая человеческую природу во Христе, Евтихий сводил на нет искупительный подвиг Спасителя, а значит отрицал спасение человека, поскольку у Христа была не наша, а какая-то иная природа, и воскрес Он не в нашем теле, а в другом. Следовательно, Воплощение Сына Божьего было лишено всякого смысла. За это он был осужден на поместном Константинопольском Соборе в 448 году, а затем на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе в 451 году. Этот Собор принял определение о двух природах, согласно которому во Христе действуют, не смешиваясь и не разделяясь одновременно и человеческая и Божественная природы, в одном лице Иисуса Христа.  Не все христианские церкви с этим согласились, усматривая в решении Халкидонского Собора ересь Нестория о разделении во Христе двух природ – человеческой и Божественной. Это привело к расколу единой Вселенской Церкви еще задолго до Великой Схизмы 1054 года, когда единое христианство разделилось на католиков и православных.  В результате раскола христианских церквей в V в., возникла партия нехалкидонитов в лице шести поместных церквей: Сирийская Православная Церковь Антиохии, Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь, Коптская Православна Церковь Александрии, Эфиопская Православная Тевахидо Церковь, Маланкарская Православная Сирийская Церковь. Не вдаваясь в сложности богословских споров на эту тему, скажу, что, хотя Армянская Церковь и предала Евтихия анафеме за монофизитство, но кардинально это на ее богословие не повлияло. К тому же, она находится под сильным влиянием афтартодокетизма, то есть учения о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения. Другими словами, это тот же самый нарратив об отличии тела Христа от нашего. В богослужебной и литургической практике Армянской Церкви эти верования привели к существенному отличию от канонического Православия, а именно: Армянская церковь признает только три Вселенских Собора из семи, а значит отвергает и учение Вселенской Церкви на них выработанное; не признает иконопочитание и человеческий облик Христа. Кроме того, священные степени Армянской церкви отличаются от Православной, а крест накладывается слева направо. В Великий пост армянам разрешено по воскресеньям есть сыр и яйца, что противоречит православной традиции. В Армянской церкви есть обычай чуждый православию: матах - жертвоприношение животных.  Это основные отличия Армянской Церкви от Русской Православной. Вместе с тем, армяне остаются христианами, что роднит их с Вселенским Православием.
                Я не собираюсь вносить религиозные распри или с богословской точностью разбирать богословие Армянской церкви. Это не имеет смысла. Для нас важно другое. Как эти отличия влияют на отношения в браке и в единой социальной среде. Разный подход к пониманию учения Христа и отправлению богослужений, приводит к неизбежному конфликту церковных дисциплин двух христианских церквей. Например, в пищевых ограничениях Великого Поста, когда православная жена постится, а муж армянин – нет. Или муж считает, что нужно совершить матах, а жена возражает. Совместное посещение церквей смешанной семьей тоже весьма затруднительно по причине разного отношения к иконопочитанию. Возникает проблема религиозного воспитания детей, в силу различного подхода супругов к вере во Христа. Другие словами, возникают коллизии, требующие разрешения. К сожалению, на сегодняшний день догматические противоречия Православия и учения Армянской церкви остаются непримиримыми, хотя и не конфронтационными. В этой ситуации видится только один способ разрешения проблемы. Либо, ради сохранения семьи, супруги не обращают внимания на эти религиозные отличия и уважают исповедование  другого, либо кто-то из них должен выбрать веру супруга. Как происходит присоединение к Армянской церкви я разбирать не буду, потому что для нас актуальнее обратное – присоединение инославных к нашей Церкви. Относительно армян это совершается через Таинство Покаяния, когда человек заявляет священнику о готовности принять Православие. Более ничего не требуется, хотя некоторые настоятели присоединяют через миропомазание. Однако это не соответствует канонам нашей Церкви, поскольку миропомазание, как и само крещение совершенные в Армянской церкви, у нас не отвергаются и принимаются. А дважды совершать миропомазание, равно как и крестить невозможно. Без присоединения к Православию армянин не может участвовать в Таинствах Русской Православной Церкви, хотя ему и не воспрещается посещать богослужения. Соответственно, и православный не может принимать участие в таинствах Армянской церкви.
                В заключении необходимо отметить, что конфессиональные отличия между армянами и православными не могут служить причиной их разобщения в быту, поскольку остается единым христианство. Но точное исповедование веры и принадлежность к Православию является укрепляющим фактором семейных отношений. Дело в том, что по учению святителя Климента Александрийского, преподобных Исидора Пелусиота, Нила Синайского, учителя Церкви Оригена и других отцов, точное исповедование христианской веры является залогом нравственного развития человека. Более того, Климент Александрийский называл идеал христианина «гнозисом» (знанием – греч.), имея ввиду не одноименную ересь, а нравственное совершенство. В данном контексте нравственность следует рассматривать как особую благодать и чистоту духовной жизни, без которой и семейная не может обладать всей полнотой. Апостол Павел называл  семью «малая Церковь» (Рим.16:4), имея ввиду их единство во Христе. И если в семье этого единства во Христе нет, то она разделяется в духовном плане и не может быть одной церковью. Этот невидимый, на первый взгляд, аспект очень важен как для православного, так и для армянина, ибо и муж и жена едины в желании создать нерушимую семью. Знание отличий двух церквей позволяет, с одной стороны, выстраивать взаимно уважительные отношения и в семье, и в быту, а с другой – понимать причины духовной брани, неизбежно преследующей всякого стремящегося ко спасению христианина.   


Рецензии