Об Армянской Апостольской Церкви
После богоборческого периода советской власти, религиозная жизнь на территории бывшего СССР возродилась и стала бурно развиваться, а с его распадом, и до того не малая диаспора армян, стала активно пополняться переселенцами из бывшей союзной республики. Соответственно, стали возникать новые анклавы, смешанные семьи, развивался культурный обмен, а с ним и религиозная жизнь армянского народа. Всем конфессиям гарантировалось свободное вероисповедование. На сегодня в нашей стране насчитывается более 120 храмов Армянской церкви. Как я сказал, количество смешанных браков православных с армянами весьма значительно и неуклонно растет. В связи с этим остро встал вопрос о канонических нормах общения между членами Армянской Церкви и православными. Большинство из них не видят в этом принципиальной разницы и для них Армянская церковь ничем не отличается от Русской или Грузинской. Но, если с Грузинской Церковью у нас никаких канонических расхождений нет, то с Армянской не все так просто. Незнание принципиального различия влечет за собой серьезные духовно-нравственные проблемы и приводит к коллизии двух вероучений, причиняющей серьезный душевный вред. Поэтому принципиально важно разобраться в основных отличиях между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями. Это позволит, с одной стороны, православным правильно относится к иноверцам, а с другой, – христианам Армянской церкви понять менталитет русского человека. Взаимно уважительное отношение к обеим религиям позволяет сглаживать конфликт интересов и лучше понимать позицию друг друга. Чтобы разобраться в этом, необходимо вернуться в историю Древней Восточной Церкви эпохи Вселенских Соборов, основная деятельность которых, была посвящена борьбе с ересями.
В начале V в., архимандрит Константинопольской Церкви Евтихий выступает с новой ересью о том, что во Христе были не две природы – Божественная и человеческая, как учит Православная Церковь, а только Божественная. При этом, он заявлял, что «плоть» Христа как «плоть Слова» не тождественна человеческой, то есть отрицал единосущие Христа с нами по человечеству. Это положило основание самой разрушительной ереси Вселенской Церкви, из которой потом произросли множество других, включая монофилитство (единая Божественная воля во Христе). Опасность нового лжеучения заключалась в том, что, отрицая человеческую природу во Христе, Евтихий сводил на нет искупительный подвиг Спасителя, а значит отрицал спасение человека, поскольку у Христа была не наша, а какая-то иная природа, и воскрес Он не в нашем теле, а в другом. Следовательно, Воплощение Сына Божьего было лишено всякого смысла. За это он был осужден на поместном Константинопольском Соборе в 448 году, а затем на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе в 451 году. Этот Собор принял определение о двух природах, согласно которому во Христе действуют, не смешиваясь и не разделяясь одновременно и человеческая и Божественная природы, в одном лице Иисуса Христа. Не все христианские церкви с этим согласились, усматривая в решении Халкидонского Собора ересь Нестория о разделении во Христе двух природ – человеческой и Божественной. Это привело к расколу единой Вселенской Церкви еще задолго до Великой Схизмы 1054 года, когда единое христианство разделилось на католиков и православных. В результате раскола христианских церквей в V в., возникла партия нехалкидонитов в лице шести поместных церквей: Сирийская Православная Церковь Антиохии, Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь, Коптская Православна Церковь Александрии, Эфиопская Православная Тевахидо Церковь, Маланкарская Православная Сирийская Церковь. Не вдаваясь в сложности богословских споров на эту тему, скажу, что, хотя Армянская Церковь и предала Евтихия анафеме за монофизитство, но кардинально это на ее богословие не повлияло. К тому же, она находится под сильным влиянием афтартодокетизма, то есть учения о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения. Другими словами, это тот же самый нарратив об отличии тела Христа от нашего. В богослужебной и литургической практике Армянской Церкви эти верования привели к существенному отличию от канонического Православия, а именно: Армянская церковь признает только три Вселенских Собора из семи, а значит отвергает и учение Вселенской Церкви на них выработанное; не признает иконопочитание и человеческий облик Христа. Кроме того, священные степени Армянской церкви отличаются от Православной, а крест накладывается слева направо. В Великий пост армянам разрешено по воскресеньям есть сыр и яйца, что противоречит православной традиции. В Армянской церкви есть обычай чуждый православию: матах - жертвоприношение животных. Это основные отличия Армянской Церкви от Русской Православной. Вместе с тем, армяне остаются христианами, что роднит их с Вселенским Православием.
Я не собираюсь вносить религиозные распри или с богословской точностью разбирать богословие Армянской церкви. Это не имеет смысла. Для нас важно другое. Как эти отличия влияют на отношения в браке и в единой социальной среде. Разный подход к пониманию учения Христа и отправлению богослужений, приводит к неизбежному конфликту церковных дисциплин двух христианских церквей. Например, в пищевых ограничениях Великого Поста, когда православная жена постится, а муж армянин – нет. Или муж считает, что нужно совершить матах, а жена возражает. Совместное посещение церквей смешанной семьей тоже весьма затруднительно по причине разного отношения к иконопочитанию. Возникает проблема религиозного воспитания детей, в силу различного подхода супругов к вере во Христа. Другие словами, возникают коллизии, требующие разрешения. К сожалению, на сегодняшний день догматические противоречия Православия и учения Армянской церкви остаются непримиримыми, хотя и не конфронтационными. В этой ситуации видится только один способ разрешения проблемы. Либо, ради сохранения семьи, супруги не обращают внимания на эти религиозные отличия и уважают исповедование другого, либо кто-то из них должен выбрать веру супруга. Как происходит присоединение к Армянской церкви я разбирать не буду, потому что для нас актуальнее обратное – присоединение инославных к нашей Церкви. Относительно армян это совершается через Таинство Покаяния, когда человек заявляет священнику о готовности принять Православие. Более ничего не требуется, хотя некоторые настоятели присоединяют через миропомазание. Однако это не соответствует канонам нашей Церкви, поскольку миропомазание, как и само крещение совершенные в Армянской церкви, у нас не отвергаются и принимаются. А дважды совершать миропомазание, равно как и крестить невозможно. Без присоединения к Православию армянин не может участвовать в Таинствах Русской Православной Церкви, хотя ему и не воспрещается посещать богослужения. Соответственно, и православный не может принимать участие в таинствах Армянской церкви.
В заключении необходимо отметить, что конфессиональные отличия между армянами и православными не могут служить причиной их разобщения в быту, поскольку остается единым христианство. Но точное исповедование веры и принадлежность к Православию является укрепляющим фактором семейных отношений. Дело в том, что по учению святителя Климента Александрийского, преподобных Исидора Пелусиота, Нила Синайского, учителя Церкви Оригена и других отцов, точное исповедование христианской веры является залогом нравственного развития человека. Более того, Климент Александрийский называл идеал христианина «гнозисом» (знанием – греч.), имея ввиду не одноименную ересь, а нравственное совершенство. В данном контексте нравственность следует рассматривать как особую благодать и чистоту духовной жизни, без которой и семейная не может обладать всей полнотой. Апостол Павел называл семью «малая Церковь» (Рим.16:4), имея ввиду их единство во Христе. И если в семье этого единства во Христе нет, то она разделяется в духовном плане и не может быть одной церковью. Этот невидимый, на первый взгляд, аспект очень важен как для православного, так и для армянина, ибо и муж и жена едины в желании создать нерушимую семью. Знание отличий двух церквей позволяет, с одной стороны, выстраивать взаимно уважительные отношения и в семье, и в быту, а с другой – понимать причины духовной брани, неизбежно преследующей всякого стремящегося ко спасению христианина.
Свидетельство о публикации №225041300499