Воспоминания моей мамы
Мой отец, Калашников Дмитрий Захарович, связист одного из батальонов Чапаевской дивизии. Участвовал в продразвёрстке.
С 1923г. - сотрудник милиции. С 1929 года по 1950 - народный судья. Умер 25 сентября 1970г.
Моя мать, Мария Николаевна - домохозяйка.
В 1930 году я поступила в 1 класс Квасниковской средней школы.
Годы коллективизации запомнились, как тревожное время. Отец редко бывал дома и мы очень тревожились за его жизнь. Кулаки жестоко расправлялись с активистами.
В 1933 голодном году нас приняли в пионеры. Не было хлеба, не было никаких продуктов, но государство заботилось о детях.
В школах варили борщ. Он состоял из подсоленной воды и капусты. Такой борщ каждый получал по одному половнику в железную миску. Ели прямо в классе, на партах. После такого обеда убирать класс не было нужды. Крошить было нечем. А из миски никто никогда не разливал ни одной капли.
В день утренника в честь Октябрьской революции обед нам приготовили особенно богатый: борщ забелили молоком. Как же это было вкусно!
К весне стало особенно голодно. Мы начали пропускать учебные дни. Не было сил даже добраться до школы. Но лето принесло облегчение.
Осенью 1934г. Мы, пионеры, сажали деревья в школьном дворе и очень старались ухаживать за своими саженцами.
В1937 году, в сентябре я стала комсомолкой. В это время я училась в 7 классе Квасниковской средней школы. Я была круглой отличницей, несмотря на то, что очень часто и тяжело болела простудными заболеваниями.
В комсомол принимали очень строго. Надо было хорошо знать Устав ВЛКСМ. Мне задали один вопрос:
- Как ты будешь бороться за построение коммунизма?
Я растерялась. Но отвечать надо было:
- Буду работать!, - выпалила я и сама испугалась. Вокруг все засмеялись, но ответ одобрили.
Очень интересными были школьные комсомольские годы. Бурные собрания, до хрипоты. Критиковали тех, кто получал "неуд". Так тогда называлась двойка.
У нас были такие оценки: "оч.хор", "хор", "уд", "неуд". То есть система была четырёх балльная. Гораздо позже заменили цифрами. Так, как и сейчас оцениваются знания учащихся.
Так вот, на наших комсомольских собраниях мы резко критиковали, а за низкую успеваемость и нарушения дисциплины. Директор мог исключить из школы без права возвращения к учёбе.
На субботники мы, комсомольцы, всегда выходили под красным флагом и с песней. Эта - самая любимая:
"Наш паровоз вперёд лети
В коммуне остановка.
Другого нет у нас пути,
В руках у нас винтовка!"
Очень хорошая маршевая песня. Так легко под неё идти. Слова и мелолия вливали бодрость! А люди на улице всегда останавливались, провожали нас и говорили:
- Это комсомольцы идут!
Работали всегда здорово. Летом помогали колхозу с прополкой, или собирать колоски. Бригада от села за 6-8 км., но нас никто никогда не возил ни на работу, ни с работы. Ходили пешкрм. Ведь автомобилей тогда было очень мало: 1-2 на колхоз. Кино в то время было редкостью и развлекали мы сами себя.
Танцы. А танцы под струнный оркестр. Иногда этот струнный оркестр состоял из одной мандалины и одной балалайки. Танцевали "Польку", "Краковяк", "Нареченьку", "Подэспань", вальс. А уже потом стали входить танго и фокстрот.
Теперь вспоминаю с улыбкой, как же ругали нас старики за наши танцы. Но! Жизнь не остановить.
Много у нас было кружков. Любимыми были драматический,"Ворошиловский стрелок" и ещё один. Названия не помню, - где изучали противогаз, знакомились с различными отравляющими веществами - иприт (коричневая маслянистая жидкость), люизит и другие. Учились мы и верховой езде. Кроме того, был ещё и сан кружок, где учили делать перевязки, накладывать шины и оказывать первую помощь раненому.
Мы тогда и предположить не могли, как нам всё это пригодится!
Но, больше всех любили мы, конечно, драматический.
Вместе с нами участвовали в постановке пьес и наши учителя.
Мы ставили большие пьесы: "Медведь" Чехова, "Коварство и любовь" Шиллера и другие. Костюмы брали на прокат в театре города Энгельса. Нас смотрели и школьники, и взрослые с большим интересом.
А в конце года всегда проходили олимпиады, так тогда называли смотры художественной самодеятельности.
Школа в Квасниковке была небольшая, а количество учеников росло. Поэтому 7-8-9 класс учились в третью смену: с 17 до 22, 23 часов. Уроки проходили при керосиновых лампах. Никаких кабинетов, никаких наглядных пособий не было. Учебников было очень мало. Особенно мало было учебников по истории: 1-2 на класс. Зачастую мы переписывали страницы заданных нам тем.
Учились очень не ровно. В каждом классе было 5-6 отличников и их отличные знания жизнь подтвердила. Но, также были и 5 -6 человек таких, которые регулярно получали плохие оценки. Их оставляли на второй, третий год в одном и том же классе, а если это не помогало, исключали из школы. Искчлючённые, а это, как правило, были переростки, шли работать.
В праздничные дни 1-го Мая и Октябрьские всегда в Квасниковке проходили демонстрации. Выходили на демонстрации все школьники и все жители села.
А 1 Мая в первых колоннах шли учащиеся 6-10 класса, одетые в спортивную форму: белые блузки, для мальчиков - рубашки и чёрные шаровары для девочек - короткие, а для мальчиков - длинные. Девочки все в белых носочках и в резиновых тапочках, начищенных зубным порошком.
22 июня 1941 года проходила в Квасниковском клубе олимпиада (смотр художественной самодеятельности.) Съехались близлежащие школы со своими программами.
И вдруг в зал вошёл офицер, прошёл очень быстро к сцене и без всяких вступлений сказал только одно слово:
- Война!
Свидетельство о публикации №225041300502
Нам, послевоенному поколению есть что вспомнить.
Надежда Дьяченко 07.05.2025 10:12 Заявить о нарушении
Надежда Дьяченко 08.05.2025 04:33 Заявить о нарушении