Бушово. Тарасовы, первая Чайка и МХТ

На первом фото - актеры МХТ на даче у Тарасовых. Сценка "Грусть и печаль". Верхний ряд - Тарасов Владимир Филиппович и его жена Мария Иосифовна. На втором фото: слева -  Тарасова Мария Иосифовна, справа - актриса МХТ Мария Людомировна Роксанова ( Петровская ). На обратной стороне фотографии надпись - "М. Петровскаая". Фото из архива Елены Евгеньевны Никифоровой (Львовой), внучки Тарасовой Надежды Филипповны и Львова Михаила Дмитриевича, учителей школы Стрекаловой Анны Михайловны с. Бушово Тульской губернии.
 
                Учительница Тарасова Надежда Филипповна с 1903 по 1926 г.г. работала в начальной школе помещицы Стрекаловой Анны Михайловны. Школа Стрекаловой считалась одной из лучших в России. Львов Михаил Дмитриевич приехал в Бушово в 1897 году после окончания учительской семинарии в Киржаче, отработав некоторое время в школах Владимирской губернии Шуйского уезда. Рекомендации к Стрекаловой ему дал Несмеянов, давний знакомый по Киржачу. Надежда Филипповна получила домашнее образование и до Бушово работала в имении Долгоруковых, в школе Огаревки Богородицкого уезда Тульской губернии. Лидия Алексеевна Долгорукова, давняя приятельница и родственница Стрекаловой Анны Михайловны, рекомендовала ее в школу в Бушово. В Бушово были созданы два учебных заведения - начальная школа и  двухклассная министерская ремесленная школа, в которой работал Львов Михаил Дмитриевич. Он готовил кадры рабочих - помимо профессии, мальчики получали возможность  стать  мастерами на тульских заводах.
                Тарасовой Надежде Филипповне помогли устроиться в школу к Стрекаловой ее братья, у которых были связи по Фотографическому Обществу и Императорскому Техническому Обществу со многими влиятельными персонами.   Одной из насущных задач Технического Общества, которую решала специальная комиссия,  была подготовка и профессиональное образование рабочих.

                В 1914 году Надежда Филипповна вышла замуж за учителя Львова Михаила Дмитриевича.  Большая купеческая семья Надежды Филипповны проживала в Москве. Их фотографии Надежда Филипповна хранила и передала внучке Елене Евгеньевне. В домашнем архиве есть несколько фото актеров МХАТ. На одном из них жена брата Владимира - Марии Иосифовны, снялась с актрисой МХАТ Роксановой (Петровской)  Марией Людомировной. Это фотография имеет свою интересную легенду.

                ИЗ  БУШОВО  ТУЛЬСКОГО  УЕЗДА  ТУЛЬСКОЙ  ГУБЕРНИИ  В  МОСКВУ.             
                ТАРАСОВЫ  ВЛАДИМИР  ФИЛИППОВИЧ  И  МАРИЯ  ИОСИФОВНА


                Тарасовы были москвичами из семьи купца 2-й гильдии Филиппа Федоровича.  У Надежды Филипповны были братья - Алексей, Константин, Владимир, Орест, Степан. И две младшие сестры - Александра и Лидия, окончившие один из институтов благородных девиц  в Москве. Все дети получили прекрасное образование. Тарасов Владимир Филиппович был старше сестры Надежды и  самым дорогим для нее человеком.  Братья Тарасовы после  революции 1905 года, которая нанесла значительный материальный ущерб их семье, проживали в 1910 году у матери на Камер - Коллежском валу в доме “ Товарищества Грачева ”.  С 1907 года Владимир меняет адрес и переезжает с младшим братом Орестом Филипповичем Тарасовым на ул.  М. Грузинская,  23 (это тоже дом Грачевых).  В 1908 году в личной жизни Владимира Тарасова происходят перемены - он женится на Марии  Иосифовне.  В 1909 году у них родился сын Лев. Тарасов  Лев Владимирович до Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. окончил Военную академию бронетанковых войск.
                     
                О старшем брате Надежды Филипповны - Тарасове Владимире Филипповиче, известно больше.  С начала  Первой мировой войны 1914 года и до революции 1917  Владимир Филиппович проживал  в Расторгуевском переулке, 14.  Рядом находились фирма - “ Товарищество Грачевых ”, завод инженера -  механика Грачева Василия Ефимовича (дом не сохранился) и Музей Тимирязева.   В Расторгуевском переулке в квартире  Владимира Филипповича в 1912 году остановилась Надежда Филипповна - личные обстоятельства вынуждали ее  на некоторое время проживать у брата.  О профессии его ничего не было сказано.
В  Расторгуевом в доме Грачевых во время революции 1905 года проживал и второй брат Надежды Филипповны - инженер Константин Филиппович Тарасов, который состоял в Русском Обществе любителей фотографии.

                После революции 1917 года и Гражданской войны  Тарасов Владимир Филиппович остался в Москве - здесь остались мать, жена, родные и сын Левушка.  В 1929 году Тарасов Владимир Филиппович  и жена Мария Иосифовна поселились на ул. Огарева, 5, но в разных квартирах - № 3 и 9. Другое название переулка - Газетный.  Дом этот прекрасно сохранился.  В 1930 - е г.г. Владимир Филиппович  Тарасов работал в “ Бумажном синдикате ”  ( “ Бумсиндикат ”).  Для реализации целлюлозно - бумажной продукции в конце 1927 г. был создан Всесоюзный бумажный синдикат, его отделение было в Сибири, в Иркутске.
                
                Надежда Филипповна и ее внучка Елена Евгеньевна поддерживали тесные отношения. с  семьей  Владимира Филипповича.  В доме на Огарева, 5 на втором и третьем этаже у Тарасовых была квартира с туалетом и ванной. Двери квартиры выходили в общий длинный коридор. После революции их “ уплотнили ” -  оставили большую комнату и темную комнату поменьше на втором этаже, в которой хранили вещи, необходимые в хозяйстве, и велосипед. Комнаты  располагались на разном уровне - надо было подниматься по ступенькам, чтобы из “ темной ” маленькой комнаты, где хранили инструменты и домашнюю утварь, перейти в соседнюю.
                Елена Евгеньевна, внучка Надежды Филипповны,  в 1950- е годы приезжая в Москву, подолгу гостила у  Тарасовых, хорошо знала их семью. Угощали Тарасовы Елену Евгеньевну макаронами, которые в то время были далеко не частым блюдом на столе.
               
                Девичья фамилия Марии Иосифовны не известна. Однако, она всегда старалась, даже в мелочах, подчеркнуть свое “ аристократическое происхождение ”.
 
“ Почему вы меня называете “ Осиповна ” ?  Я не Осиповна, а Иосифовна. Осиповна -  это простонародное имя, которым называют кучеров ”, -  возмущалась Мария Иосифовна Тарасова, когда ее отчество произносили “ по - простонародному ”.
         
                Мария Иосифовна “ проявляла заинтересованность в  культурном развитии ” Елены Евгеньевны -  советовала ей чаще бывать в музеях и театрах. Вместе с ней они  ходили в гости к родственникам, очевидно, к Тарасовым. Дома никогда при Елене Евгеньевне не вспоминали братьев Тарасова Владимира Филипповича - Константина, Ореста и Алексея. Вероятно, причиной было то обстоятельство, что они служили  в крупных банках  - Орест Филиппович -  у братьев Джамгаровых, а Алексей Филиппович был представителем торгового дома “ Родион Смит ”. Алексей Филиппович Тарасов во время Первой мировой войны служил в артиллерии, награжден Георгиевским Крестом. Может быть, они уехали из России во время революции, их следы  затерялись, оборвались и семейные связи. 
   
                С братом Владимиром  Надежда Тарасова поддерживала отношения всю жизнь, хранила его фотографии разных лет.  После того, как Надежда Филипповна вышла на пенсию,  семья Владимира Филипповича приглашала ее на постоянное жительство в Москву.

                МХАТ В  ЖИЗНИ  ТАРАСОВЫХ


                Мария Иосифовна служила во МХАТЕ, играла на арфе в оркестре  Ильи Александровича Саца. Некоторое время жена Владимира Филипповича  подрабатывала в кинотеатре  “ Колосс ”, сопровождала своим исполнением немые фильмы.  Мария Иосифовна окончила Музыкально - драматическое училище Московского филармонического общества - учебное заведение, существовавшее в 1883  -  1918 годах в Москве. Оно основано в 1878 году пианистом и дирижёром П. А. Шостаковским на базе собственной Музыкальной школы для приходящих.  В 1883 году школа Шостаковского реорганизована в училище при Московском филармоническом обществе.  Училище имело музыкальное и драматическое отделения. В нём получали образование оркестровые музыканты, солисты, концертные певцы, драматические и оперные артисты, дирижеры, композиторы и учителя музыки.  С 1922 года училище стало Государственным институтом театрального искусства (ГИТИС). 
                Тарасова Мария Иосифовна хорошо знала семью Сац - Наталью Сац, сестру Ильи Александровича, и его внучку.  Илья Александрович Сац с 1906 года был дирижером оркестра во МХАТе, в котором на арфе играла Мария Иосифовна.  Особенной популярностью пользовалась музыка Ильи Саца к постановке “ Синей птицы ”  М. Метерлинка.  Его дочь Наталья Ильинична основала Детский музыкальный театр. Сводная сестра Наталья Ильинична Сац вторым браком была замужем за наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским.
               
                Актеры из Художественного театра приезжали в гости к Тарасовым, у которых  в Кунцево  был просторный деревянный дом с высокими окнами, крыльцом с каменными ступенями.  В архиве Елены Евгеньевны есть удивительная  “ парная ” фотография. На одной - группа актеров МХАТ у дома Тарасовых вместе с Владимиром Филипповичем Тарасовым, Марией Иосифовной и пожилой хозяйкой  дома Анной Ивановной - матерью Тарасовых. Во время второй съемки кто - то из гостей предложил изобразить картинку - “ Грусть и печаль ”. Актеры тут же “ вошли в образ ”, и фотограф запечатлел их в новом “ качестве ”.
               
                Близкой знакомой Марии Иосифовны была актриса  Мария Людомировна Петровская - Роксанова,  сыгравшая на сцене МХАТа в 1898 году  роль Нины Заречной в пьесе Чехова “ Чайка ”.  У Елены Евгеньевны сохранились  фотографии жены Владимира Филипповича. На одной из них -  Тарасова Мария Иосифовна рядом с Петровской - Роксановой Марией Людомировной, первой чеховской “ Чайкой ”.  На обратной стороне фотографии надпись - “ М. Петровская ”.  “ Мария Людомировна Петровская ... не была красавицей, но на сцене могла быть изумительно хороша.  Лицо выразительное, нервное, благодарное для грима и ярко передающее настроение; прекрасная гибкая фигура, какое - то особое острое обаяние...” 
                Мария Людомировна Петровская (1874 - 1958) - российская театральная актриса, связанная с Московским художественным театром, более известная под сценическим псевдонимом Роксанова. Мария Людомировна также окончила Филармоническое училище. Ее учителем был  Немирович - Данченко, который высоко ценил ее актерское дарование, предрекая  большое сценическое будущее. 
               
 В. И. Немирович-Данченко писал:
                “ Редкий пример успехов, какие может сделать очень молодая ученица в течение трехлетнего пребывания в школе. Незначительная внешность, манера держаться сутуловато, неподвижный голос, сильный южный акцент, неуверенность в каждом движении - вот с чем поступила она в училище осенью 1894 года… Уже к половине второго курса стала неузнаваема. В течение двух первых курсов не пропускала ни одного класса не только по специальности, но и по танцам, фехтованию, истории драмы и истории искусств. К маленьким, выходным ролям относилась с таким же усердием, как и к большим. Дарование недюжинное. Отличительные его качества - простота и нервная сила ”.
 
                 Станиславский Константин Сергеевич увидел её выступление в августе 1897 года в театре в Кусково Московской губернии.  В августе 1898 года “ Чайка ”, в которой главную роль играла Мария Людомировна Роксанова, была включена в репертуар.  Гениально описал премьеру спектакля ВО МХАТе Станиславский:

                “ В 8 часов занавес раздвинулся. Публики было мало. Как шел первый акт - не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановыми каплями. Помню, что мне было страшно сидеть в темноте и спиной к публике во время монолога Заречной и что я незаметно придерживал ногу, которая нервно тряслась. Казалось, что мы проваливались. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина. Из кулис тянулись головы мастеров и тоже прислушивались. Молчание. Кто - то заплакал. Книппер подавляла истерическое рыдание. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес. Говорят, что мы стояли на сцене вполоборота к публике, что у нас были страшные лица, что никто не догадался поклониться в сторону залы и что кто-то из нас даже сидел. Очевидно, мы не отдавали себе отчета в происходившем. В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто - то валялся в истерике. Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцовали дикий танец. В конце вечера публика потребовала посылки телеграммы автору ”.
               
                Триумф и восторг достались труппе - для Роксановой критики не нашли слов похвалы. Чехов, Станиславский и Немирович - Данченко  представляли себе героиню по - разному - играть эту роль Марии Ладомировне было сложно.  О первой в истории Московского Художественного театра исполнительнице Нины Заречной в  “ Чайке ” историки театра чаще всего пишут, что она с этой ролью не справилась. А. П. Чехов требовал заменить её другой актрисой.            
                Зрители, критики оценили игру Марии Людомировны по - своему.  Петровская осталась ПЕРВОЙ “ Чайкой ” в истории  МХАТ .
                Роксанова оставалась в театре до 1902 года, сыграла несколько премьер. Потом она служила в Товариществе новой драмы у Мейерхольда, в Новом театре в Петербурге, в провинции, в 1904 году она с мужем играла в Риге. Ее мужем был актер Николай Николаевич Михайловский. Более известен его отец - знаменитый критик и редактор “ Русского богатства ” Николай Константинович Михайловский, который был калужским дворянином, известным представителем “ народников ”,  публиковал статьи в газете “ Народная воля ”.  Михайловского ставили в один ряд с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, крупнейшими фигурами освободительного движения. Эту фамилию называла Елена Евгеньевна.             
                Во время Гражданской войны они находилась в Одессе. Сохранилось письмо Марии Людомировны к Андреевой.  Роксанова работала вместе с Андреевой во МХТе с 1898 по 1902 г., а также в Риге.  Мария Людомировна  сообщает о положении в условиях военного времени Одесского драматического театра, антрепренером которого был ее муж Н. Михайловский. Он работал вместе с Андреевой в тех же театрах, что и Роксанова.

М. Л. Роксанова - М. Ф. Андреевой.  Октябрь 1914, Одесса

“  Дорогая Мария Федоровна!
 
                Спасибо за память и доброе письмецо. Как ни приятно было бы завести с Вами переговоры, но сейчас ничего нельзя предпринимать, так как обстоятельства складываются для театра ужасно, а для Одессы, в частности, ужаснее, чем где бы то ни было.
                Было у нас если не блестяще, то сносно, терпимо, а после бомбардировки сборы упали и театр едва дышит. Репертуара нет. Ставим пьесу - повторяем при пустом зале. Город погружен во тьму, нельзя зажигать света даже у подъезда театра, на улицах жутко, ни души, в мыслях думы другие - до развлечений ли здесь? Люди самостоятельные и свободные выехали, торговля замирает - где тут найти зрителей! Ах, как трудно играть, «представлять», как не нужно в данный момент все, что делаем.
                Николай [Михайловский] хотел написать Вам, но сам не знает, что будет делать в ближайшем будущем, а я решила написать хоть несколько слов, чтобы объяснить, почему сейчас ничего делать нельзя. Вот, дорогая Мария Федоровна, как живем!
                Если Алексей Максимович уже в Киеве, то передайте ему самый горячий привет: скажите, что воспоминание о нем, о его пьесах одно из светлых в нашей жизни, таких, что греет и светит как солнышко. Пожелайте ему от нас здоровья как можно больше.
                Крепко - крепко Вас целую и, если останемся живы, авось будут лучшие времена, и мы опять будем вместе.
                Ваша Маруся Роксанова.
Николай целует Ваши ручки ”.

                В 1921 году по инициативе группы актеров Художественного театра Георгия Бурджалова организована Четвертая студия МХАТ.  В 1923 - 1927 г. г. здесь играла Роксанова вместе с Плотниковым Николаем Сергеевичем, актером театра и кино ( “ Девять дней одного года ”,  “ На всякого мудреца довольно простоты ”,  “ Академик Иван Павлов ”, роль Ленина в фильме  “ Пролог ” и др.).
                Позднее Мария Людомировна эмигрировала. В начале Второй мировой войны вернулась в СССР, была принята в Камерный театр. Умерла в доме ветеранов сцены.  Похоронена на Ваганьковском кладбище.

“ ... Подернута мглою и туманными призраками, вся - нервы и тревога, с стремлением к свободе и мерцающей красоте... ” - говорил о ней Немирович - Данченко.

                ____________________________________________________

Литература

1.      Воспоминания Елены Евгеньевны Никифоровой (Львовой)

2.      ЦГАЛИ, ф. 2052, ед. хр. 41. Письмо датируется по времени приезда Горького в Киев (26 октября 1914 г.). М. Л. Роксанова - М. Ф. Андреевой. (Октябрь 1914, Одесса) · М. Ф. Андреева

3.     МХТ им. А. П. Чехова: Мария Роксанова https://mxat.ru/history/persons/roksanova/

4.     Забытые имена русского театра: Мария Роксанова | Новый драматический театр | Дзен https://dzen.ru/a/ZmsDeDVPsW93Kooi

 


 




 


Рецензии