Бушово. Тарасовы, первая Чайка и МХТ
Учительница Тарасова Надежда Филипповна с 1903 по 1926 г.г. работала в начальной школе помещицы Стрекаловой Анны Михайловны. Школа Стрекаловой считалась одной из лучших в России. Львов Михаил Дмитриевич приехал в Бушово в 1897 году после окончания учительской семинарии в Киржаче, отработав некоторое время в школах Владимирской губернии Шуйского уезда. Рекомендации к Стрекаловой ему дал Несмеянов, давний знакомый по Киржачу. Надежда Филипповна получила домашнее образование и до Бушово работала в имении Долгоруковых, в школе Огаревки Богородицкого уезда Тульской губернии. Лидия Алексеевна Долгорукова, давняя приятельница и родственница Стрекаловой Анны Михайловны, рекомендовала ее в школу в Бушово. В Бушово были созданы два учебных заведения - начальная школа и двухклассная министерская ремесленная школа, в которой работал Львов Михаил Дмитриевич. Он готовил кадры рабочих - помимо профессии, мальчики получали возможность стать мастерами на тульских заводах.
Тарасовой Надежде Филипповне помогли устроиться в школу к Стрекаловой ее братья, у которых были связи по Фотографическому Обществу и Императорскому Техническому Обществу со многими влиятельными персонами. Одной из насущных задач Технического Общества, которую решала специальная комиссия, была подготовка и профессиональное образование рабочих.
В 1914 году Надежда Филипповна вышла замуж за учителя Львова Михаила Дмитриевича. Большая купеческая семья Надежды Филипповны проживала в Москве. Их фотографии Надежда Филипповна хранила и передала внучке Елене Евгеньевне. В домашнем архиве есть несколько фото актеров МХАТ. На одном из них жена брата Владимира - Марии Иосифовны, снялась с актрисой МХАТ Роксановой (Петровской) Марией Людомировной. Это фотография имеет свою интересную легенду.
ИЗ БУШОВО ТУЛЬСКОГО УЕЗДА ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В МОСКВУ.
ТАРАСОВЫ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ И МАРИЯ ИОСИФОВНА
Тарасовы были москвичами из семьи купца 2-й гильдии Филиппа Федоровича. У Надежды Филипповны были братья - Алексей, Константин, Владимир, Орест, Степан. И две младшие сестры - Александра и Лидия, окончившие один из институтов благородных девиц в Москве. Все дети получили прекрасное образование. Тарасов Владимир Филиппович был старше сестры Надежды и самым дорогим для нее человеком. Братья Тарасовы после революции 1905 года, которая нанесла значительный материальный ущерб их семье, проживали в 1910 году у матери на Камер - Коллежском валу в доме “ Товарищества Грачева ”. С 1907 года Владимир меняет адрес и переезжает с младшим братом Орестом Филипповичем Тарасовым на ул. М. Грузинская, 23 (это тоже дом Грачевых). В 1908 году в личной жизни Владимира Тарасова происходят перемены - он женится на Марии Иосифовне. В 1909 году у них родился сын Лев. Тарасов Лев Владимирович до Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. окончил Военную академию бронетанковых войск.
О старшем брате Надежды Филипповны - Тарасове Владимире Филипповиче, известно больше. С начала Первой мировой войны 1914 года и до революции 1917 Владимир Филиппович проживал в Расторгуевском переулке, 14. Рядом находились фирма - “ Товарищество Грачевых ”, завод инженера - механика Грачева Василия Ефимовича (дом не сохранился) и Музей Тимирязева. В Расторгуевском переулке в квартире Владимира Филипповича в 1912 году остановилась Надежда Филипповна - личные обстоятельства вынуждали ее на некоторое время проживать у брата. О профессии его ничего не было сказано.
В Расторгуевом в доме Грачевых во время революции 1905 года проживал и второй брат Надежды Филипповны - инженер Константин Филиппович Тарасов, который состоял в Русском Обществе любителей фотографии.
После революции 1917 года и Гражданской войны Тарасов Владимир Филиппович остался в Москве - здесь остались мать, жена, родные и сын Левушка. В 1929 году Тарасов Владимир Филиппович и жена Мария Иосифовна поселились на ул. Огарева, 5, но в разных квартирах - № 3 и 9. Другое название переулка - Газетный. Дом этот прекрасно сохранился. В 1930 - е г.г. Владимир Филиппович Тарасов работал в “ Бумажном синдикате ” ( “ Бумсиндикат ”). Для реализации целлюлозно - бумажной продукции в конце 1927 г. был создан Всесоюзный бумажный синдикат, его отделение было в Сибири, в Иркутске.
Надежда Филипповна и ее внучка Елена Евгеньевна поддерживали тесные отношения. с семьей Владимира Филипповича. В доме на Огарева, 5 на втором и третьем этаже у Тарасовых была квартира с туалетом и ванной. Двери квартиры выходили в общий длинный коридор. После революции их “ уплотнили ” - оставили большую комнату и темную комнату поменьше на втором этаже, в которой хранили вещи, необходимые в хозяйстве, и велосипед. Комнаты располагались на разном уровне - надо было подниматься по ступенькам, чтобы из “ темной ” маленькой комнаты, где хранили инструменты и домашнюю утварь, перейти в соседнюю.
Елена Евгеньевна, внучка Надежды Филипповны, в 1950- е годы приезжая в Москву, подолгу гостила у Тарасовых, хорошо знала их семью. Угощали Тарасовы Елену Евгеньевну макаронами, которые в то время были далеко не частым блюдом на столе.
Девичья фамилия Марии Иосифовны не известна. Однако, она всегда старалась, даже в мелочах, подчеркнуть свое “ аристократическое происхождение ”.
“ Почему вы меня называете “ Осиповна ” ? Я не Осиповна, а Иосифовна. Осиповна - это простонародное имя, которым называют кучеров ”, - возмущалась Мария Иосифовна Тарасова, когда ее отчество произносили “ по - простонародному ”.
Мария Иосифовна “ проявляла заинтересованность в культурном развитии ” Елены Евгеньевны - советовала ей чаще бывать в музеях и театрах. Вместе с ней они ходили в гости к родственникам, очевидно, к Тарасовым. Дома никогда при Елене Евгеньевне не вспоминали братьев Тарасова Владимира Филипповича - Константина, Ореста и Алексея. Вероятно, причиной было то обстоятельство, что они служили в крупных банках - Орест Филиппович - у братьев Джамгаровых, а Алексей Филиппович был представителем торгового дома “ Родион Смит ”. Алексей Филиппович Тарасов во время Первой мировой войны служил в артиллерии, награжден Георгиевским Крестом. Может быть, они уехали из России во время революции, их следы затерялись, оборвались и семейные связи.
С братом Владимиром Надежда Тарасова поддерживала отношения всю жизнь, хранила его фотографии разных лет. После того, как Надежда Филипповна вышла на пенсию, семья Владимира Филипповича приглашала ее на постоянное жительство в Москву.
МХАТ В ЖИЗНИ ТАРАСОВЫХ
Мария Иосифовна служила во МХАТЕ, играла на арфе в оркестре Ильи Александровича Саца. Некоторое время жена Владимира Филипповича подрабатывала в кинотеатре “ Колосс ”, сопровождала своим исполнением немые фильмы. Мария Иосифовна окончила Музыкально - драматическое училище Московского филармонического общества - учебное заведение, существовавшее в 1883 - 1918 годах в Москве. Оно основано в 1878 году пианистом и дирижёром П. А. Шостаковским на базе собственной Музыкальной школы для приходящих. В 1883 году школа Шостаковского реорганизована в училище при Московском филармоническом обществе. Училище имело музыкальное и драматическое отделения. В нём получали образование оркестровые музыканты, солисты, концертные певцы, драматические и оперные артисты, дирижеры, композиторы и учителя музыки. С 1922 года училище стало Государственным институтом театрального искусства (ГИТИС).
Тарасова Мария Иосифовна хорошо знала семью Сац - Наталью Сац, сестру Ильи Александровича, и его внучку. Илья Александрович Сац с 1906 года был дирижером оркестра во МХАТе, в котором на арфе играла Мария Иосифовна. Особенной популярностью пользовалась музыка Ильи Саца к постановке “ Синей птицы ” М. Метерлинка. Его дочь Наталья Ильинична основала Детский музыкальный театр. Сводная сестра Наталья Ильинична Сац вторым браком была замужем за наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским.
Актеры из Художественного театра приезжали в гости к Тарасовым, у которых в Кунцево был просторный деревянный дом с высокими окнами, крыльцом с каменными ступенями. В архиве Елены Евгеньевны есть удивительная “ парная ” фотография. На одной - группа актеров МХАТ у дома Тарасовых вместе с Владимиром Филипповичем Тарасовым, Марией Иосифовной и пожилой хозяйкой дома Анной Ивановной - матерью Тарасовых. Во время второй съемки кто - то из гостей предложил изобразить картинку - “ Грусть и печаль ”. Актеры тут же “ вошли в образ ”, и фотограф запечатлел их в новом “ качестве ”.
Близкой знакомой Марии Иосифовны была актриса Мария Людомировна Петровская - Роксанова, сыгравшая на сцене МХАТа в 1898 году роль Нины Заречной в пьесе Чехова “ Чайка ”. У Елены Евгеньевны сохранились фотографии жены Владимира Филипповича. На одной из них - Тарасова Мария Иосифовна рядом с Петровской - Роксановой Марией Людомировной, первой чеховской “ Чайкой ”. На обратной стороне фотографии надпись - “ М. Петровская ”. “ Мария Людомировна Петровская ... не была красавицей, но на сцене могла быть изумительно хороша. Лицо выразительное, нервное, благодарное для грима и ярко передающее настроение; прекрасная гибкая фигура, какое - то особое острое обаяние...”
Мария Людомировна Петровская (1874 - 1958) - российская театральная актриса, связанная с Московским художественным театром, более известная под сценическим псевдонимом Роксанова. Мария Людомировна также окончила Филармоническое училище. Ее учителем был Немирович - Данченко, который высоко ценил ее актерское дарование, предрекая большое сценическое будущее.
В. И. Немирович-Данченко писал:
“ Редкий пример успехов, какие может сделать очень молодая ученица в течение трехлетнего пребывания в школе. Незначительная внешность, манера держаться сутуловато, неподвижный голос, сильный южный акцент, неуверенность в каждом движении - вот с чем поступила она в училище осенью 1894 года… Уже к половине второго курса стала неузнаваема. В течение двух первых курсов не пропускала ни одного класса не только по специальности, но и по танцам, фехтованию, истории драмы и истории искусств. К маленьким, выходным ролям относилась с таким же усердием, как и к большим. Дарование недюжинное. Отличительные его качества - простота и нервная сила ”.
Станиславский Константин Сергеевич увидел её выступление в августе 1897 года в театре в Кусково Московской губернии. В августе 1898 года “ Чайка ”, в которой главную роль играла Мария Людомировна Роксанова, была включена в репертуар. Гениально описал премьеру спектакля ВО МХАТе Станиславский:
“ В 8 часов занавес раздвинулся. Публики было мало. Как шел первый акт - не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановыми каплями. Помню, что мне было страшно сидеть в темноте и спиной к публике во время монолога Заречной и что я незаметно придерживал ногу, которая нервно тряслась. Казалось, что мы проваливались. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина. Из кулис тянулись головы мастеров и тоже прислушивались. Молчание. Кто - то заплакал. Книппер подавляла истерическое рыдание. Мы молча двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес. Говорят, что мы стояли на сцене вполоборота к публике, что у нас были страшные лица, что никто не догадался поклониться в сторону залы и что кто-то из нас даже сидел. Очевидно, мы не отдавали себе отчета в происходившем. В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто - то валялся в истерике. Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцовали дикий танец. В конце вечера публика потребовала посылки телеграммы автору ”.
Триумф и восторг достались труппе - для Роксановой критики не нашли слов похвалы. Чехов, Станиславский и Немирович - Данченко представляли себе героиню по - разному - играть эту роль Марии Ладомировне было сложно. О первой в истории Московского Художественного театра исполнительнице Нины Заречной в “ Чайке ” историки театра чаще всего пишут, что она с этой ролью не справилась. А. П. Чехов требовал заменить её другой актрисой.
Зрители, критики оценили игру Марии Людомировны по - своему. Петровская осталась ПЕРВОЙ “ Чайкой ” в истории МХАТ .
Роксанова оставалась в театре до 1902 года, сыграла несколько премьер. Потом она служила в Товариществе новой драмы у Мейерхольда, в Новом театре в Петербурге, в провинции, в 1904 году она с мужем играла в Риге. Ее мужем был актер Николай Николаевич Михайловский. Более известен его отец - знаменитый критик и редактор “ Русского богатства ” Николай Константинович Михайловский, который был калужским дворянином, известным представителем “ народников ”, публиковал статьи в газете “ Народная воля ”. Михайловского ставили в один ряд с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, крупнейшими фигурами освободительного движения. Эту фамилию называла Елена Евгеньевна.
Во время Гражданской войны они находилась в Одессе. Сохранилось письмо Марии Людомировны к Андреевой. Роксанова работала вместе с Андреевой во МХТе с 1898 по 1902 г., а также в Риге. Мария Людомировна сообщает о положении в условиях военного времени Одесского драматического театра, антрепренером которого был ее муж Н. Михайловский. Он работал вместе с Андреевой в тех же театрах, что и Роксанова.
М. Л. Роксанова - М. Ф. Андреевой. Октябрь 1914, Одесса
“ Дорогая Мария Федоровна!
Спасибо за память и доброе письмецо. Как ни приятно было бы завести с Вами переговоры, но сейчас ничего нельзя предпринимать, так как обстоятельства складываются для театра ужасно, а для Одессы, в частности, ужаснее, чем где бы то ни было.
Было у нас если не блестяще, то сносно, терпимо, а после бомбардировки сборы упали и театр едва дышит. Репертуара нет. Ставим пьесу - повторяем при пустом зале. Город погружен во тьму, нельзя зажигать света даже у подъезда театра, на улицах жутко, ни души, в мыслях думы другие - до развлечений ли здесь? Люди самостоятельные и свободные выехали, торговля замирает - где тут найти зрителей! Ах, как трудно играть, «представлять», как не нужно в данный момент все, что делаем.
Николай [Михайловский] хотел написать Вам, но сам не знает, что будет делать в ближайшем будущем, а я решила написать хоть несколько слов, чтобы объяснить, почему сейчас ничего делать нельзя. Вот, дорогая Мария Федоровна, как живем!
Если Алексей Максимович уже в Киеве, то передайте ему самый горячий привет: скажите, что воспоминание о нем, о его пьесах одно из светлых в нашей жизни, таких, что греет и светит как солнышко. Пожелайте ему от нас здоровья как можно больше.
Крепко - крепко Вас целую и, если останемся живы, авось будут лучшие времена, и мы опять будем вместе.
Ваша Маруся Роксанова.
Николай целует Ваши ручки ”.
В 1921 году по инициативе группы актеров Художественного театра Георгия Бурджалова организована Четвертая студия МХАТ. В 1923 - 1927 г. г. здесь играла Роксанова вместе с Плотниковым Николаем Сергеевичем, актером театра и кино ( “ Девять дней одного года ”, “ На всякого мудреца довольно простоты ”, “ Академик Иван Павлов ”, роль Ленина в фильме “ Пролог ” и др.).
Позднее Мария Людомировна эмигрировала. В начале Второй мировой войны вернулась в СССР, была принята в Камерный театр. Умерла в доме ветеранов сцены. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
“ ... Подернута мглою и туманными призраками, вся - нервы и тревога, с стремлением к свободе и мерцающей красоте... ” - говорил о ней Немирович - Данченко.
____________________________________________________
Литература
1. Воспоминания Елены Евгеньевны Никифоровой (Львовой)
2. ЦГАЛИ, ф. 2052, ед. хр. 41. Письмо датируется по времени приезда Горького в Киев (26 октября 1914 г.). М. Л. Роксанова - М. Ф. Андреевой. (Октябрь 1914, Одесса) · М. Ф. Андреева
3. МХТ им. А. П. Чехова: Мария Роксанова https://mxat.ru/history/persons/roksanova/
4. Забытые имена русского театра: Мария Роксанова | Новый драматический театр | Дзен https://dzen.ru/a/ZmsDeDVPsW93Kooi
Свидетельство о публикации №225041300055