Коробка

Веня Шанцев, узкий специалист в конструкторском бюро. Сегодня он начал свой трудовой день на минорной ноте. Очередная неудача постигла Шанцева на лабораторных испытаниях его детища - научного прибора. При всех четырёх разных внешних условиях характеристики аппарата так и не достигли проектных показателей.
Причина всех бед – универсальный для всех условий стабилизатор, который неожиданно шёл вразнос вместо того, чтобы стабилизировать. Обещанная начальством большая премия, уже было показавшаяся на горизонте, пролетела на форсаже мимо. Зато работы теперь прибавилось. Вене дали неделю на доработку. А это бессонные ночи, анализ причин неудачных испытаний и, главное, поиски той самой эврики, которая приведёт к успеху.

Позвонил завхоз - добрый малый, бывший моряк, по прозвищу Боцман и прохрипел басом:
- Слышь, Шанец, это ты коробку большую спрашивал?
- Н-ну! Домой надо.
- Так приходи, есть у меня подходящая упаковка от оргтехники. Хотел уж выбрасывать.
- Лечу, - вздохнул Веня и полетел в боцманскую епархию в подвале здания.

Ещё коробка эта свалилась Шанцеву на голову! Который день жена безуспешно просила Веню обратить внимание на текущие домашние дела, а сегодня перешла в атаку:

-  Шанцев, от тебя в доме пользы, как от козла молока! Ты не заметил, что наша собака вот-вот разродится? Ей нужна большая крепкая коробка, чтобы она привела туда своих щенят.
- За козла ответишь, - пробурчал Веня, прикидывая, не увеличить ли площадь радиатора охлаждения стабилизатора.
- Не добудешь коробку – домой не приходи!
- Как на улице хвостом вертеть перед кобелями, так вы с собакой первые, - подумал Веня, но вслух сказал: - Добуду. Всё будет хорошо, любимая!

Коробка от Боцмана оказалась хоть куда. Нужного размера, из твердого картона, сверху две створки, а в торцах вырезаны овальные отверстия для переноски. Красота!  Веня вытряхнул из неё остатки пенопластового наполнителя и почувствовал, как к нему возвращается приятное расположение духа. Он даже повеселел.

- И зачем тебе такой рундук?
- Да вот думаю сюда доллары сложить, а то валяются где попало. Да и переносить удобно, дырки для рук есть, - не дрогнул ни одним мускулом на лице Шанцев.

Боцман критически осмотрел субтильную фигуру инженера и заявил на полном серьёзе:
- Ну ты даёшь! Не выдержит коробочка столько долларов. Развалится. Давай-ка, я тебе дам рулончик липкой ленты. Крепкая, стерва! Я ей лодку надувную заклеивал, держит!
- И чего с этой лентой делать?
- Как чего, во-первых, обмотаешь коробку по кругу, а во-вторых, пропустишь пару раз под днищем и выпустишь сверху ручки для переноски. Вот тогда точно не развалится.
- Понял, - Веня подхватил свой короб и двинулся обратно в отдел.

За обедом в столовой он вполуха слушал байки экспедитора Лианосова по прозвищу Нос:

- Чувак, твоя коробка ну никак не подойдет для долларов. Говорю со знанием дела. Мне довелось пару лет поработать инкассатором. Так вот, обычная сумка с деньгами очень тяжёлая,  её не поднять, а уж твою коробку - и подавно.
- Боцман дал липкую ленту для укрепления стенок и выпуска ручек из-под днища.
- Какая лента, чувак? Это только в голливудских фильмах гангстеры набивают долларами спортивные сумки и легко бегут с ними по лестнице на крышу небоскрёба к вертолёту. Лопнешь, а свою коробку не поднимешь!
- Вот бы мне поднять денег, да наполнить, наконец, семейный бюджет! Может, всё-таки, дадут премию? - подумал Веня, но вслух сообщил: - Как раз с понедельника я начинаю регулярно делать зарядку. Подкачаю мышцы, а там посмотрим.

Весть о волшебном гофрированном картоне и его скромном владельце с гиперзвуковой скоростью распространилась по всему конструкторскому бюро. Остаток рабочего дня Веня и его коробка ловили на себе многочисленные взгляды коллег. Восхищённо-восторженные от мужчин, изучающе-оценивающие от женщин и удивлённо-завистливые от якобы случайно заглянувших сотрудников других отделов. Пришёл на огонёк даже экономист со стажем Николай Петрович:

- Шанцев, вот ты за своей работой света белого не видишь. Послушай старого финансиста. Ситуация в мире складывается тревожная. Доллар как мировая валюта вот-вот скопытится. Умные люди всё чаще обращают внимание на китайский юань. Настойчиво советую: в наше время коробка с юанями чрезвычайно перспективнее коробки с долларами.
- Кстати насчет китайцев, я же читал заметку про их хитрую микросхему с искусственным интеллектом. Может этот принцип попробовать реализовать в схеме моего стабилизатора? – раздумывал о своём Веня, а вслух сказал: - Конечно, Петрович, но у нас дома мнения разделились. Жена и тёща за доллары, а мне больше нравятся китайцы, уж больно у них микросхемы хороши.

К концу рабочего дня Веню вызвали в отдел кадров, где кадровичка, листая личное дело Шанцева, интересовалась текущим семейным положением инженера, а также наличием наследников. Начальник конструкторского бюро взял Веню за пуговицу и поведал, что предприятию позарез нужен новый роботизированный испытательный стенд. К сожалению, в бюджете денег на это не выделено, но, может быть, у Шанцева есть на примете достойные долларовые инвесторы?

Дома жена, оценив коробку, сменила гнев на милость, улыбалась и в телефонном разговоре с тёщей назвала Веню любимым мужем. А за ужином, что удивительно, даже не завела тяжёлый разговор о деньгах и премии.

На следующее утро Веню разбудила жена с неожиданным вопросом:
- Шанцев, ты помнишь как подарил мне купюру в один доллар с Джорджем Вашингтоном на фасаде? А чьи портреты изображены на других зелёных купюрах?
-  На сторублёвке точно изображён Большой Театр, а зачем тебе это знать?
- Мы назовём четырёх наших щенков именами исторических личностей, чьи портреты на купюрах. Пусть у нас в доме приживутся хотя бы собачьи доллары, раз бумажных нет. Иди посмотри!

Веня с улыбкой смотрел на свою коробку теперь уже полную "долларов", радовался и, по обыкновению, раздумывал:
- Так-так-так! Была одна большая собака, теперь прибавилось четыре маленьких щенка. Что лучше, надёжнее и перспективнее: одна большая или четыре маленьких? Одна или четыре? Эврика! Нужно вместо одного большого универсального стабилизатора сделать блок из четырёх маленьких! Каждый из которых специально настроить для разных внешних условий. И тогда весь прибор заработает как надо!

Шанцев взмахнул внезапно выросшими за спиной крыльями и полетел за рабочий стол немедленно фиксировать гениальную мысль на бумаге. Вене показалось, что где-то на горизонте, разрастаясь из фигового листка в ощутимо солидную пачку, опять замаячила премия.

Георгий Забельян 12.04.25


Рецензии