Несломленные

               В наследство от бабушки Елены Митриевны мне досталась медная икона Феодоровской Божьей Матери. Медным трёхстворчатым складнем благословляла нас на брак свекровь Александра Никифоровна. Нашего родственника Калину Егоровича мать благословила медной иконой, провожая на войну. Солдат постоянно носил её в нагрудном кармашке и однажды во время боя, пуля попала прямо в неё, отскочила, не причинив бойцу вреда. Он дошёл до Берлина и, вернувшись домой, дожил до преклонных лет. Сейчас этот образ хранится у его внука.

               Меня заинтересовал материал и я, совместно с другом – интернетом, стала искать информацию о выплавке икон, заодно разматывая клубок хитросплетений судеб русского народа и распутывая нити жизни своих сородичей.
               Выяснила, что вплоть до XVIII века складень оставался одним из самых популярных религиозных атрибутов, оказалось, что среди староверов не приветствовались иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться), напротив, широкое распространение получили литые.

               Кто же такие староверы? Конечно, об этом только ленивый не прочитал, но, чтобы не прерывать ход изложения, напомню, что в русской православной церкви, со времён крещения Руси в 988 году утвердилось греко - восточное исповедание, хранившееся в течение семи столетий. Когда греки подписали унию с папой римским во время Флорентийского собора в 1439 году, русские стали их остерегаться, как потерявших благочестие, не признавали греческого авторитета в вопросах веры.

               В середине XVII века царь Алексей и патриарх Никон решили изменить обряды и переписать богослужебные книги по греческим, давно искажённым. Не знаю кто подтолкнул их на такое действие, но политическая причина была: присоединение Малороссии. Там народ уже переформатировали и в церквах вели службы по исправленным богослужебным книгам. Возможно хотели таким образом объединить христиан, но в таких случаях малочисленное население присоединяют к большинству, а не наоборот. Не исключено, что в этом злодеянии, по расколу русского народа, сыграли свою роль польские и украинские проходимцы, окопавшиеся возле Московского трона и Патриархата.

                Не стану углубляться в Раскол: время гонений, преследований, убийств, сожжений, практически гражданской войны. С тех пор христиан, не принявших реформу патриарха Никона, звали раскольниками, сами себя они именовали староверами. Опасаясь за жизнь своих близких, приверженцы старой веры убегали подальше от Москвы и властей, в том числе в Польшу.

               В 1760 году был издан сенатский указ «О занятии в Сибири мест от Усть - Каменогорской крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по реке Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш, русскими людьми до двух тысяч человек».
               К месту будет сказано, что Усть – Каменогорскую крепость основали в 1720 году.
               На основании манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 года, сенат пригласил возвращаться в Россию русских староверов, бежавших от религиозных гонений в Польшу. При этом указывалось, что место жительства ими может быть выбрано либо прежнее, либо означенное в распоряжении императрицы, куда входила и Сибирь, обещая некоторые льготы.
 
               Однако, памятуя недавние гонения и опасаясь их повторения, они не спешили возвращаться. Тогда в 1764 году генерал-майор Маслов с двумя полками окружил слободу Ветку, входившую в состав Польши и пленил более 20 тысяч человек. Вывезенные старообрядцы (так их стали называть с времён Петра I), большей частью насильно, были высланы в Сибирь, на Алтае их прозвали «поляками».
                В 1760-е годы были основаны все коренные селения «поляков» в Змеиногорском округе: Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка Владимирской волости; Бобровка Бобровской волости. Вскоре появились новые деревни, где жителями были только староверы: Малая Убинка, Быструха Владимирской волости; Черемшанка, Бутаково Риддерской волости и некоторые другие.

               Пазлы сложились, стало ясно откуда прибыли мои предки на эти земли:
 
Бежали сюда староверы:
Селились в долине Убы,
Хранители истиной веры,
Строители первой избы.

              Уба - любимая речка моего детства. В ней меня крестил некий Лазарь.
- Самодуровские мы, - говорила бабуля - детей у нас крестят в купели, а взрослых — в реке.
               Ничего не помню о крещении, но видимо подросла на тот момент. Жаль, что раньше эта тема не интересовала, а теперь спросить не у кого.
               Но хорошо помню семейное предание о сватовстве моего деда Ивоила Ивановича. Когда он позвал мою бабушку замуж, она отказала, на том основании, что он не её веры. Какого вероисповедания был мой русский дед, не знаю, но богатыря, ростом 2м 4см это не остановило. Он зимой принял веру избранницы, окунаясь в прорубь. Я спрашивала его:
- Как ты мог решиться полезть в прорубь в мороз?
На что он добродушно отвечал:
- Да, думал, пусть потешиться.

               Выяснила, что в нашем селе Верх -Уба поморцев называли самодуровцами. Сейчас отдельного толка самодуровцев на Алтае не сохранилось. Они примкнули к поморцам, приняли их догматику и обрядность. Осталось лишь название, которое в исконных самодуровских деревнях перешло и на поморцев.
 
               Разделение старообрядчества на два согласия произошло в 90-х годах XVII века после смерти всех священников старого рукоположения. Одна часть старообрядцев — поповцы, принимали беглых священников из церкви с новым обрядом, другие же считали, что институт священства лишился Божией благодати и наступили времена Антихриста. Они собирались в общины и молились самостоятельно, без священников. Таких стали звать беспоповцами, они утратили такие церковные таинства, как евхаристия, миропомазание, елеосвящение, брак. Для совершения церковной службы, таинств крещения, покаяния, в некоторых случаях брака, у беспоповцев избирались духовные наставники из членов общины.               
                Много там было различных религиозных толков, но о том хорошо написал замечательный русский писатель Анатолий Иванов.

               История сохранила имена наиболее авторитетных старообрядческих наставников XIX века. У поповцев в 1800 — 1820-е годы большим уважением пользовался Платон Гусляков (Верх-Уба);
                Я заинтересовалась этим фактом. Дело в том, что родного брата моей бабушки звали Гусляков Платон, ведь не исключено, что тот наставник наш общий предок?

               В целом жизнь переселенцев в XIX веке - это наиболее благоприятный период в истории алтайского старообрядчества: формировались библиотеки духовной литературы и иконостасы в моленных, функционировали старообрядческие школы, в которых обучали церковно-славянскому языку и крюковому пению, способствовавшим сохранению богослужебных традиций.
               В 1899 году в месте впадения реки Банной в Убу была основана женская поморская обитель восемью сестрами, приехавшими из Уфимской губернии. Спустя два года в монастыре было уже около 40 инокинь. Монастырские переписчики и пустынножители занимались изготовлением рукописных книг.

               Сразу с установлением Советской власти начались религиозные притеснения: закрывались моленные, верующие подвергались преследованиям. Было конфисковано множество духовной литературы, разгромлены иконостасы. Многие общины лишились грамотных уставщиков.
               В тридцатые годы уничтожили монастырь, часть монахинь посадили в тюрьму, после освобождения многие из них поселились в Гусляковке и Ермолаевке. Старообрядчество вновь ушло в «подполье», в очередной раз терпя притеснения со стороны государства.

               Мои родители уехали из Верх- Убы, когда мне было 11 лет, но я не перестаю интересоваться малой родиной. Вспоминаю избу на берегу небольшой речушки Козлихи, которую срубил мой дедушка – плотогон, хороший плотик и мастер на все руки, вижу через время, как:

В небо смотрит частокол,
Рядом - речка катится,
Ива моет в ней подол,
Правый берег пятится.

               На другом берегу Козлихи заливной луг, который весной омывает половодье, а летом он покрывается зелёным ковром. У меня там было любимое местечко, куда я перебегала через речушку по дощатой кладочке.
                Радует, что село живёт, в нём строят новые объекты и ремонтируют дороги, там нет ни одного брошенного или разрушенного дома. Весной по красавице реке идёт ледоход, а летом она, как и встарь, радует своими чистыми водами. Видно неплохими людьми были староверы, раз Бог хранит село, основанное ими.
 
Постскриптум:
                Я упоминаю жителей Малороссии украинцами, чтобы было понятно, но в те времена их так не именовали.
                Пишу про Алтай, но эту территорию после революции присоединили к Казахстану, когда создавали новые республики по распоряжению Ленина.
                Где-то я староверов указываю старообрядцами, но слово «обряд» возникло вовремя правления Петра I, а после Указа Екатерины II староверов официально начали называть старообрядцами. Этот термин введён специально, чтобы заретушировать проблему, хотя ясно, что Раскол произошёл не только из-за обрядов, люди выступили против реформы утверждая, что церковь основана Христом на Его заповедях, «правилах апостол, седми вселенских и девяти поместных соборов святых отец» и «Врата адовы не одолеют её».


Рецензии