Воспоминания. Поступление в университет
Желание стать юристом пришло ко мне не сразу, ни от рождения. В нашей Ленинградской коммунальной квартире проживала пожилая соседка из так называемых « бывших», то есть дворянского происхождения, женщина явно благородных кровей Александра Яковлевна Скороспехова. Она знала, что, начиная с 9 класса я учился в 27 школе Василеостровского района с углубленным изучснием литературы и истории, что учиться мне там нравилось и что после окончания школы я готовил себя к поступлению либо на филологический, либо на исторический факультет университета.
Но вот однажды вечером она зашла в нашу комнату и в присутствии мамы завела со мной разговор о том, кем бы я хотел стать в жизни. Я коротко рассказал ей о своих «филолого- исторических». Она внимательно и терпеливо выслушала меня и после этого начала рассказ о такой совершенно неизвестной тогда для меня профессии - юриспруденции. Суть рассказа состояла в том, что профессия эта очень благородная и главная ее задача - защищать, говоря современным языком, - права и интересы людей. Я хорошо помню, как в процесс разговора Александра Яковлевна несколько раз подчеркнула, что профессия юриста - это очень благородная профессия потому что действия юристов направлены на установление справедливости. В пример она привела мне нашего соседа по дому, немолодого уже мужчину имя которого она мне не назвала, который каждое утро в 9 утра с папочкой в руке выходил из дома и направлялся на службу в адвокатскую контору, чтобы защищать людей.
Этот разговор произвел на меня сильное впечатление. Мне очень нравилось заниматься в школе литературой и историей. У нас были очень хорошие учителя. Среди них выделялся преподаватель литературы Дмитрий Алексеевич Мурин, который каждым своим прекрасным и неповторимым уроком, может быть сам того не желая, нацеливал нас филфак университета.
Я стал интересоваться юриспруденцией. Каким образом? Конечно через книги. Вскоре мне попалась книга о Ленинградской милиции, она была великолепно написана известным тогда автором и посвящена рассказу о работе довоенного уголовного розыска. Книга была написана прекрасным литературным языком и самое главное содержала в себе увлекательные рассказы о работе сыщиков, что очень скоро я оставил мечты о филологическом образовании и направил свои юношеские устремления в сторону юридического факультета.
Закончив школу я решил твердо стать юристом. Но не адвокатом, а сотрудником Ленинградского уголовного розыска. Я подал документы в приемную комиссию юрфака и стал упорно готовиться ко вступительным экзаменам.
Я буквально сутками проводил за изучением предметов, по которым мне предстояло держать вступительные экзамены при поступлении на юрфак.
Как я узнал, конкурс на юридический факультет был чрезвычайно высоким. При этом некоторым преимуществом при поступлении пользовались абитуриенты, которые прошли службу в армии, либо (это касалось девушек) имели трудовой стаж не менее двух дет. Таким образом, как мне подсказали в приемной комиссии конкурс для школьников составлял 40 человек на место.
Но это не испугало меня, а только придало сил для упорной подготовки. И здесь мне на помощь опять пришла соседка по квартире Александра Яковлевна Скороспехова. Она порекомендовала мне получить дополнительные уроки русского языка и литературы у прекрасного преподавателя по этим предметам. Она даже отвезла меня к нему на квартиру, чтобы познакомиться.
Это был уже очень пожилой человек- по манерам - тоже из «бывших». Он жил тоже в коммунальной квартире в историческом центре Ленинграда, рядом с набережной Невы и буквально покорил меня своими благородными манерами. Жил он в квартире с женой, женщиной явно благородных кровей и манер и первое, что запомнилось мне при входе в квартиру - это ее вежливая просьба не снимать обувь и прямо в ботинках проходить в комнату.
К глубокому моему сожалению и стыду мне не запомнилось его имя и отчество, но очень запомнились его благородная внешность, манера держать себя, говорить и вести преподавание русского языка и литературы.
Наши занятия каждый раз продолжались 2 часа. Первый час мы занимались русским языком, второй час литературой.
Занятие русским языком проходило в виде небольшого диктанта, результаты которого тут проверялись моим учителем. При этом каждая выявленная ошибка сопровождалась тщательным ее разбором и подробным разъяснением правильного написания слова либо правильной расстановке знаком препинания. Вторая часть занятий была посвящена литературе и состояло в очень интересном рассказе учителя об одном из выдающихся русских писателях. При этом было по всему видно, что мой учитель тщательно готовился к нашим встречам. У него под рукой всегда находились учебники русского языка, которые он использовал при разъяснении мне правил грамматики и синстасиса и литературные произведения тех русских классиках, творчество которых было предметом обсуждения на очередном уроке.
Завершался же урок самым необычным образом. Все бумаги и книги убирались со стола и супруга моего учителя подавала на стол чай. При этом использовался старинный чайный сервис и самое главное- подавались необыкновенно вкусные пирожные по имени «Бизе». Готовила их сама хозяйка. Они были прекрасны внешне, парадного белого цвета и необыкновенно прекрасного вкуса и что называется просто таяли во рту.
Мой учитель необычайно ответственно подходил к своему труду. И видно что очень сильно лично переживал за его результаты. Помню наше последнее занятие перед экзаменами на юрфаке. Оно продолжалось не 2 часа как обычно , а часа 4. Было впечатление, что учитель всеми силами пытался вложить в меня то, что ему казалось особенно важным для успешной сдачи экзаменов по русскому языку и литературе, но то, что он, как ему казалось, не успел передать мне.
Когда же наш последний урок закончился он очень тепло и искренне пожелал мне удачи и очень попросил меня после экзаменов как можно скорее сообщить об их результатах.
Сочинение, мы абитуриенты юрфака, писали в большом зале главного здания. Это был зал- амфитеатр. И абитуриентов там набролось огромное количество. Было предложено к написанию две темы и одна свободная по выбору абитуриентов. Я выбрал свободную тему и написал сочинение посвящённое Ф. М. Достоевскому - разбор произведений этого автора был очень частым на уроках школьного учителя - Д.Н. Мурина.
Сочинение я написал довольно быстро и стал проверять грамматическую правильность текста. За правильность грамматики я переживал гораздо больше, чем за правильность текста. В этой связи мне запомнился вот такой момент. В двух местах я стал сильно сомневаться в правильном написании одного слова и правильной постановке запятой. Меня терзали «смутные сомнения». Что было делать? И вдруг выход нашелся совершенно неожиданно. Рядом со мной сидела девушка. Я после долгих сомнений тихонько попросил ее о помощи. И она без всякого сомнения и колебания подсказала мне два правильных решения - и с написанием слова и с постановкой запятой. Мне этот ее благодарный поступок запомнился на всю жизнь- ведь мы с ней по сути были конкурентами и она имела полное моральное право не помогать мне. Тем не менее она сделала это и я до сих пор благодарен ей за это..
К сожалению на первом курсе я ее не увидел, видимо она не прошла по конкурсу и я очень об этом жалею. Получилось - мне помогла, а сама поступить не сумела.
В итоге за сочинение я получил четверку. Потом пришел черед сдачи экзамена по русскому языку и литературе устно.
Сдавал я его в подвале филологического факультета ЛГУ на университетской набережной. И конечно сильно волновался. Принимала экзамен преподаватель женщина средних лет. Сначала надо было прямо перед ней произвести грамматические анализ сложносочиненного предложения. Я сделал это, но особенно радостных эмоций у экзаменатора не вызвал.
Потом я перешел к устному анализу какого-то литературного произведения. Какого - я сейчас сказать уже не могу. Но помню, что через минуты три-четыре моего монолога скучное до этого лицо женщины экзаменатора начало светлеть, она стала слушать меня неформально и кажется с живым интересом.
Минут через семь она прервала мой монолог и спросила на какую тему я писал сочинение. Я ответил. Тогда она сказала, что узнала меня по стилю сочинения и стилю устного ответа, который ей явно понравился! Я думаю сейчас- как мне повезло - попасть для устного ответа к тому же преподавателю, который проверял мою письменную работу.
Еще преподаватель сказала, что хотела поставить мне тройку за грамматические ошибки в тексте сочинения, но содержание его ей так понравилось, что она « сжалилась» и поставила мне за грамотность четверку.
В итоге я сдал русский и литературу с оценками 5 за сочинение и 4 за русский язык. Я был счастлив! Был счастлив и мой домашний учитель , которому я тут же позвонил по телефону и обрадовал его положительным результатом по его предмету.
Потом была история , которую я любил едва ли не больше, чем литературу. Я даже не помню подробностей сдачи этого экзамена. Помню только, что сдал его очень быстро, легко на пятерку и с похвальбой со стороны экзаменатора-историка.
Но предстоял еще английский язык. Но с ним у меня все было очень плохо. В литературной школе молодая англичанка преподаватель была в декретном отпуске, потом часто пропускала уроки в связи с уходом за ребёнком, и вообщем Английского языка к нас в школе практически два года не было.
Мне оставалось положиться только на судьбу, получив билет по Английскому я что-то вяло промямлил, что невнятное произнес на поставленный передо мной вопрос и замолк. Преподаватель мужчина все понял и сказал:
- Молодой человек, Английский язык у вас явно никаких эмоций не вызывает
Потом посмотрел на мои хорошие оценки в экзаменационном листе молча что-то написал, расписался и молча кивнув головой дал понять, что аудиенция завершена.
Я вышел в коридор, со страхом заглянул в листок и облегченно вздохнул- там стояло «удовлетворено».
Я понял - борьба продолжается.
Дальше оставался последний рубеж. Для безусловного поступления на юрфак мне не хватало 0.5 балла. Но шанс у меня еще был. Как мне объяснили в приемной комиссии мне надо было придти на заседание общественной приемной комиссии. Именно на ней утверждались окончательные итоги приемной комиссии и рассматривались спорные вопросы, возникающие в работе приемной комиссии.
Дня через два я прибыл на заседание общественной приемной комиссии. Оно проходило тоже в одной из аудиторий исторического факультета.
Когда я вошёл туда меня поразило огромное количество людей там заседавших. Я думаю там было не менее 30 человек. Я сел на предложенный мне стул напротив комиссии, секретарь комиссии зачитала мои данные, сообщила результаты сданных экзамено и сообщило что я не добрал 0,5 баллов. Это означало, что теперь все мое будущее в руках вот этой самой общественной комиссии.
Пауза длилось не долго. Кто-то из мужчин спросил меня - где бы я хотел работать после окончания юрфака. Я коротко и твердо ответил - в милиции.
Больше ко мне вопросов не было и я вышел из аудитории и мне сказали, что список принятых будет вывешен рядом с приемной комиссией завтра и завтра после 10 утра я смогу с ним ознакомиться.
Я не помню - как я прожил эти сутки. Но ровно в 10 утра следующего дня я был уже у заветных дверей приемной комиссии. Со страхом поднял глаза на список - и в первых строках сверху увидел свою фамилию!
Я стал студентом юридического факультета славного Ленинградского университета!
Это было мгновение необыкновенного счастья! Это мгновение я запомнил на всю жизнь.
Ну а немного позднее я узнал, кто так счастливо решил мою судьбу - я увидел на факультете преподавателей - членов той самой общественной комиссии. Это было мои учителя. Они не только дали мне путёвку в жизнь но и целых пять лет делали из меня юриста - выпускника славного юрфака ЛГУ.
Нет таких слов в русском языке, которые в полной мере могли бы выразить всю степень моей благодарности моим любимым и дорогим учителям!
Свидетельство о публикации №225041401032
И пусть с английским было всё печально,
Не помешало это Вам шагнуть
На факультет, теперь уже сакральный.
Юрист от Бога, Александр, Вы
В профессию от юности влюблённый,
Вы путь прошли до самой до Москвы,
Юриспруденцией навеки окрылённый!
Руками Вашими был выращен Следком -
Чья роль в борьбе со злом незаменима,
Науку продвигали Вы при том,
Став доктором заслуженно и зримо.
А нынче Вы ещё - писатель и поэт,
Рифмующий чарующие строки,
Дарящий нам историй разных свет,
Преподающий дивные уроки.
Руслан Тлеуж 08.06.2025 10:15 Заявить о нарушении