Эфес
Прохлада мраморных залов и глухое эхо моих шагов нарушали зыбкое равновесие тишины, словно пробуждая что-то древнее, дремавшее в стенах музея. Я шёл неспеша, останавливаясь у каждой витрины. Ювелирные изделия, каменные статуи, фрагменты декора, посуда — всё это когда-то было частью повседневной жизни античного города и его жителей. Каждый предмет был словно маленькая история, застывшая в металле и камне. Я представлял, как эти вещи носили, как они переходили из рук в руки, как их берегли, теряли, находили, дополняли ими жилища. И теперь они здесь, за стеклом, будто в ожидании нового владельца, который уже никогда не придёт.
Посещение музея было продуктивным, крайне познавательным. Но я не мог отделаться от мысли: всё это когда-то стояло на улицах античного Эфеса. Эти статуи украшали храмы, площади, дома. Они были частью жизни людей. А что сейчас? Что окружает нас?
Я вышел из музея с тяжёлым чувством. Мой современный мир кажется таким пустым в сравнении с тем, что я только что увидел. Что из предметов искусства сейчас у каждого дома? Фотографии, постеры, в лучшем случае — картины. Но разве это сравнится с тем, что было? Раньше искусство было не просто украшением, оно было частью быта. Оно жило в каждом доме, на каждой улице. Статуи, фрески, украшения, посуда — всё это было не только функциональным, но и несло в себе эстетическую и духовную нагрузку. Мастерство было способом диалога с богами, с природой, с самим собой. Почему всё так изменилось? Были ли люди тогда богаче? Или искусство было доступнее? Может быть, дело не в богатстве, а в отношении. В том, что для древних все эти экспонаты были не просто предметом роскоши, а способом выразить себя, свою веру, свои идеалы. Они были необходимы, как воздух.
Стоя на невероятно живописной апельсиновой аллее у выхода из музея, я оглянулся назад, на его величественные стены, и задал себе вопрос: а что останется после нас? Постеры? Фотографии в соцсетях? Или, может быть, ничего? Мы живем в мире, где искусство стало чем-то далёким, недоступным, элитарным. Мы окружены вещами, которые не несут в себе души и созданы не для того, чтобы вдохновлять, а для того, чтобы обеспечить комфорт телу. Возможно, проблема не в самом искусстве как таковом, а в нашем отношении к нему. Мы стали потребителями, а не созидателями. Мы забыли, что искусство — это не только то, что висит в музеях, но и то, что мы создаем своими руками, своими мыслями, своей жизнью. И, может быть, это и есть главный урок, который преподносит мне музей в Эфесе.
С творческим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин
Свидетельство о публикации №225041401108