Систематизация высказываний Конфуция

РАЗМЫШЛЕНИЯ Кон Фу Ци (551-478 гг.до н.э.) в систематизированном виде с сохранением попараграфного обозначения, принятого в традиционном изложении (1-я цифра – номер книги (главы), 2-я цифра – номер высказывания в книге)

Содержание

    1. Человечность, почтительность, благородство
А. Отношение к родителям
Б. Человечность и благородство
2. Сдержанность
    3. Дружба
    4. Любовь
    5. Ненависть
    6. Образование
    7. Разум
    8. Ошибки
    9. Известность, слава, тщеславие
    10. Благосостояние
    11. Управление
    12. Манера общения с людьми
    13. Обряды и традиции
    14. Внешний вид
    15. Среда обитания
    16. Плохие черты характера человека
    17. Ориентиры в жизни
    18. Стойкость
    19. Жизнь и смерть. Судьба

Основные постулаты учения Конфуция: любовь к Небу (к Богу), любовь к людям, почитание памяти предков, уважение старших, соблюдение традиций (ритуалов) своего народа, любовь к справедливости, любовь к мудрости.

    1. Человечность, почтительность, благородство

4:15. Учение Конфуция заключается в искренности и невысокомерной снисходительности.
А. Отношение к родителям
1:2. Сыновняя почтительность и братская любовь – корень человечности.
1:11. Почтительным к родителям является тот, кто при их жизни учился у них (всматривался в их намерения), а после их смерти продолжал ведение их дел их манером в течение трех лет.
2:5. Почтительность к родителям заключается в том, чтобы пока родители живы, служить им («уважать и слушаться их» – Автор подборки.) в соответствии с традициями, когда они умрут – похоронить их в соответствии с традициями и отдавать им память в соответствии с традициями.
3:12. Отдавай память предкам так, как будто они присутствуют при этом.
4:18. Служа родителям, следует осторожно увещевать их (если они поступают неправильно). Если они не слушают, увеличь почтительность, но не оставляй увещеваний; будут удручать тебя, не ропщи.
4:19. Когда родители живы, не отлучайся далеко, а если отлучишься, то чтобы место пребывания непременно было известно родителям.
4:20. Кто в течение трех лет не изменит отцовских порядков, того можно назвать почтительным сыном.
4:21. Надо помнить возраст своих родителей, чтобы, с одной стороны, радоваться их долголетию, а, с другой стороны, опасаться, как бы преклонный возраст не свел их в могилу.
12:21. Под влиянием минутной досады забывать себя и своих родителей – большое заблуждение.
13:18. Если отец прикрывает сына, а сын прикрывает отца, то в этом будет заключаться человеческая прямота.
19:14. Траур должен ограничиваться только доведением скорби до высшей степени.
Б. Человечность и благородство
1:3. В хитрых речах и во вкрадчивом выражении лица редко встречается человечность.
4:3. Только человечный может любить людей и ненавидеть их.
4:4. Тот, у кого есть искреннее стремление к человечности, не сделает зла.
4:5. Благородный человек никогда не расстается с человечностью – и в суматохе и в разорении она всегда с ним.
4:6. Трудно найти человека, у которого не достало бы сил быть человечным, если он хотя бы однажды приложил для этого усилия.
4:10. Благородный человек ничего не предрешает, а действует, сообразуясь со справедливостью.
4:11. В трудной ситуации благородный человек думает о добродетели, а низкий – о спокойствии; благородный человек боится закона, а низкий готов ради корысти нарушить его.
4:16. Благородный человек знает долг, а низкий – выгоду.
4:24. Благородный человек желает быть медленным на слова и бодрым на дела.
4:25. Добродетель не бывает одинокой, у ней непременно есть последователи.
5:16. Благородный человек обладает четырьмя основными качествами: скромен по своему поведению, почтителен к старшим, щедр в пропитании народа и справедлив в пользовании его трудом.
5:25. Стыдись лукавых речей, вкрадчивой наружности и чрезмерной почтительности.
6:17. Когда природа берет верх над искусственностью, то мы имеем грубость, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем лицемерие; и только пропорциональное соединение природы и искусственности дает благородного человека.
6:18. Человек от рождения прям и если потом, искривившись, остается цельным, то это – по счастливой случайности.
6:21. Человечным можно назвать того, кто на первое место ставит преодоление трудного (то есть победу над собой), а выгоду – на второе.
6:29. Тот, кто щедро раздавая народу, старается помочь всем, является мудрым, но не человечным. Гуманист, сам желая иметь устои, создает их и для других, сам желая развиваться, развивает и других. Быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя,- вот что можно назвать искусством человечности.
7:30. Если человек искренне захочет быть человечным, то он сможет быть таковым.
7:37. Благородный человек безмятежен и свободен, а низкий – разочарован и скорбен.
8:2. Почтительность, не сдерживаемая традициями, ведет к трусости, храбрость – к смутам, прямота – к запальчивости.
8:10. Отважный человек, тяготящийся бедностью, произведет смуту, точно также как и негуманный человек, которого чрезмерно ненавидят.
9:6. Философ в молодости находился в низком положении и поэтому знал много простых рабочих профессий. Но много ли нужно знать для истинного благородства? – Немного.
9:14. Философ хотел удалиться к восточным варварам. На это кто-то сказал: «Но ведь они грубы. Как же можно жить среди них?». Философ ответил: «Там, где живет благородный человек, нет места грубости».
9:18. Я не видел, чтобы люди любили добро также, как и красоту (то же: 15:13).
12:4. Благородный человек скорбит и не боится, поскольку иному, который не находит в себе недостатков, незачем скорбеть.
12:16. Благородный человек содействует людям в осуществлении их добрых дел, но не злых, низкий же человек поступает наоборот.
12:22. Гуманность – это любовь к людям.
13:26. Благородный человек отличается спокойным достоинством, но не тщеславен. А подлый человек, наоборот, тщеславен и не имеет спокойного достоинства.
13:27. Человек твердый, решительный, безыскусный и простосердечный близко подходит к человечности.
14:1. Трудным делом является подавление тщеславия, самомнения, ропота и алчности, но является ли это приближением к человечности – сказать трудно.
14:4. Человек, одаренный добродетелями, без сомнения обладает даром слова. Но не каждый, обладающий даром слова, одарен добродетелями. Гуманный человек обладает храбростью. Но не каждый храбрый человек обладает гуманностью.
14:6. Случается, что благородный человек поступает негуманно. Но не бывает такого, чтобы низкий человек поступал гуманно.
14:27. Благородный человек мало говорит, но много делает.
14:42. Быть благородным значит с благоговением относиться к самосовершенствованию.
15:2. Благородный человек строго соблюдает свои принципы в стесненном положении, а подлый становится распущенным (т.е. способным на беззаконие- П.С.Попов).
15:9. Ученый с твердою волею, направленной к гуманным целям, и гуманист не стремятся сохранить свою жизнь во вред гуманизму, а жертвуют собой для сохранения в целости последнего.
15:21. Благородный человек ищет причины своих неудач в самом себе, а подлый – в других.
15:22. Благородный человек важен, но не сварлив, общителен, но не партиен (не идет ни с кем на сговор – П.С.Попов).
15:23. Благородный человек не рекомендует людей только за их хорошие слова и не отвергает хороших слов из-за того, что они сказаны плохими людьми.
15:34. Благородный человек иногда может не знать мелочей, но может нести важные обязанности. Мелкий человек не может нести важных обязанностей, но может показать свои знания в малых делах.
15:37. Благородный человек прям и непоколебим, но не упрям.
16:8. Для благородного человека существуют три предмета, к которым он относится почтительно: определение Неба (Бога), великие (старшие? - необходимо уточнить перевод) люди (по возрасту и добродетели и т.п.) и слова мудреца. Подлый человек не знает велений Неба и не боится их, неучтиво обращается с великими (старшими?) людьми и презрительно относится к словам мудреца.

    2. Сдержанность

12:3. Одна из черт человечности – осторожность в речах, поскольку нельзя говорить без осторожности о том, что трудно сделать («т.е. трудно быть человечным» – Составитель.).
12:8. Четверка лошадей не в состоянии догнать слова, сорвавшегося с языка.

    3. Дружба

1:8. Основы дружбы – преданность и искренность.
1:4. Ежедневно проверяйте, были ли Вы преданны друзьям и искренни с ними, усвоили ли Вы что-либо из мудрости тех, кого Вы считаете своими учителями.
1:1. Человеку, ценящему дружбу, приятно встретиться с другом, возвратившимся из далеких стран.
1:8. Не дружи с людьми, которые хуже тебя.
4:26. Если будешь надоедать поучениями руководителю, то навлечешь на себя срам, а если – другу, то он охладеет к тебе.
5:25. Стыдись дружить с человеком, против которого таишь в душе недовольство.
5:26. Хорошо было бы старым дать покой, быть искренним с друзьями и лелеять малых.
7:11. Хорошим помощником является тот, кто в момент действия чрезвычайно осторожен, и, любя действовать обдуманно, достигает успеха.
8:2. Когда человек, занимающий высокое положение, привязан к родным, то народ проникается чувством человечности; если он не забывает старых друзей, то народ не бывает скаредным.
9:25. Почитай за главное преданность и искренность, не дружи не с подобными тебе, ошибся – не бойся исправиться.
9:30. Человек, с которым можно вместе учиться, еще не есть человек, с которым вместе можно утвердиться в добродетели; человек, с которым можно вместе идти по пути добродетели, еще не есть человек, с которым можно утвердиться в добродетели; человек, с которым можно утвердиться в добродетели, еще не есть человек, с которым можно определять должное.
12:23. Дружба состоит в искреннем увещании и в добром руководстве. Если не можешь это выполнять, прекрати – не срами себя.
12:24. Благородный человек сходился с друзьями через ученость и общался с ними для совершенствования в добродетели.
16:4. Полезных друзей трое и вредных тоже трое. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый.

    4. Любовь

4:2. Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости. Человеколюбивый находит в любви спокойствие, а расчетливый – выгоду.
14:7. Разве любящий человек не будет поощрять к труду того, кого он любит.
17:25. С женщинами и со слугами трудно справиться. Приблизишь их, они становятся непокорными, а отдалишь – ропщут.

    5. Ненависть

17:24. Благородный человек ненавидит людей, говорящих дурно о других, ненавидит тех, которые, занимая низкое положение, злословят о высших; ненавидит храбрых, но бесцеремонных, смелых, но не разумных.
17:26. Если кого ненавидят в сорок лет, тому уже делать нечего.

    6. Образование

1:1. Одно из самых приятных занятий – обучение и постоянные упражнения ума.
1:2. Совершенный человек сосредотачивает свои силы на основах: коль скоро положены основы, то явятся и законы для деятельности.
1:10. Получить знания от других людей легче любезностью, прямотой, почтительностью, скромностью и уступчивостью.
2:4. В 5 лет у Конфуция появилась тяга к учебе, в 30 лет его мировоззрение полностью сформировалось, в 40 лет у него пропали сомнения, в 50 лет он познал «мировую истину», в 60 лет он был способен воспринимать истину непосредственно, в 70 лет он следовал влечениям своего сердца, не переходя меры.
2:15. Учение без размышления бесполезно, но размышление без учения опасно.
2:16. Занятие исключительно чуждыми учениями может приносить только вред.
4:8. Если человек утром постиг истинный закон вещей, то вечером он может умереть без сожаления.
4:9. С ученым, который стыдится плохого платья и плохой еды, не стоит говорить о науке. (Хорошее образование часто требует ограничения своих потребностей в одежде и еде).
5:10. Гнилое дерево не годится для резьбы, равным образом, стена, сложенная из навоза, не годится для штукатурки.
5:15. Образован тот, кто, несмотря на быстрый ум, любит учиться и не стыдится обращаться с вопросами к менее образованным и умным.
6:19. Тот, кто учится только ради знания, уступает тому, кто в обучении находит еще и удовольствие.
7:2. Качества настоящего ученого: в молчании обогащать себя познаниями, учиться с ненастыною жаждою и просвещать людей, не зная усталости.
7:8. Бессмысленно просвещать неретивых, объяснять не сгорающим от нетерпения получить разъяснения, повторять учение не умеющим отгадывать по одному приподнятому углу трех остальных.
7:20. Ученый не тот, кто обладает Знанием от рождения, а тот, кто, любя старину, усердно ищет его.
7:25. Основными являются четыре предмета обучения: письменность, нравственность, преданность и искренность.
8:7. Ученый не может быть широкою натурой, твердым и выносливым, потому что обязанность его тяжела и путь его далек. Гуманизм он считает своей обязанностью. Разве это не тяжелое бремя? Только со смертью заканчивается эта обязанность, разве это – не далекий путь?
8:8. Начинай образование с поэзии, упрочивай его традициями и завершай музыкой.
8:17. Учись так, как-будто боишься не достигнуть предмета, да еще и опасаешься потерять его.
12:22. Обладание истинным знанием означает знать людей.
14:24. В древности люди учились для себя, а теперь – для других.
15:31. Философ проводил в раздумьях целые дни без пищи и целые ночи без сна, но нашел, что одни размышления сами по себе бесполезны и что лучше учиться.
16:9. Те, которые имеют знание от рождения, - суть высшие люди. Следующие за ними – это те, которые приобретают знания учением. Следующие за этими – это те, которые учатся, несмотря на непонятливость. Непонятливые и неучащиеся составляют самый низший класс.
17:8. Есть шесть недостатков: питать любовь к гуманности и не учиться – итогом будет глупость; питать любовь к знанию и не любить учиться – итогом будет шаткость; питать любовь к четкости и не любить учиться – итогом будет нанесение вреда людям; любить прямоту и не любить учиться – итогом будет горячность; любить мужество и не любить учиться – итогом будет возмущение; любить твердость и не учиться – итогом будет сумасбродство.
19:13. Если от работы остается досуг, то употребляй его на учение, а если от учения остается досуг, то употребляй его на работу.

    7. Разум

6:20. С человеком, способности которого выше посредственных, можно говорить и о высоких материях, а с человеком, способности которого ниже посредственных, - нельзя.
6:21. Умным можно назвать того, кто прилагает исключительное старание к тому, что свойственно человеку, почитает духов, но удаляется от них.
6:25. Благородного человека можно заставить отправиться к колодцу, чтобы спасти упавшего в него, но его нельзя заставить спуститься в колодец; его можно обмануть, но не одурачить.
7:26. Мудрецов не удается встретить, но если удастся встретить одаренных выдающимися талантами и нравственными достоинствами людей, то уже и это будет удачей.
9:8. «Есть ли у меня Знание?» – спросил философ, - «Нет, я не имею его. Но если простой человек спрашивает меня о чем-нибудь, то как-бы ни был пуст вопрос, я беру его с двух противоположных сторон и объясняю его человеку во всей его полноте».
9:29. Умный не заблуждается, человечный не печалится, мужественный не боится.
12:6. Умным и дальновидным можно назвать того, на кого не действуют ни медленный яд клеветы, ни жалобы на кровные обиды.
13:20. Умным можно назвать того, кто не зазорен в своем поведении и, будучи послан в чужие края, не посрамит своего народа. Следующим по уму будет тот, кто непременно остается верен своему слову и всегда приводит в исполнение то, что намеревается сделать.
14:2. Ученый, думающий о спокойствии и удобствах, не заслуживает этого имени.
14:3. Когда в государстве царит порядок, то слова и поступки умного человека могут быть возвышенны и смелы, но когда в государстве царит беззаконие, то его поступки могут быть возвышенны, но слова – недерзновенны.
14:31. Не подозревать обмана и не предполагать недоверия к себе со стороны, но в то же время наперед предвидеть их – это и есть ум.
15:8. Не говорить с человеком, с которым можно говорить, - значит потерять человека. Говорить с человеком, с которым нельзя говорить, - значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
15:12. Человек, не имеющий дальних замыслов, без сомнения подвергнется близкой скорби.
15:29. Человек может расширить истину, но не истина – человека.
15:41. От слов требуется только то, чтобы они были понятны.
17:1. Нельзя назвать умным того, кто, любя действовать на пользу человечества, неоднократно упускал время. Дни и месяцы уходят безвозвратно, годы не ждут нас.
17:3. Только высшее знание и высшая глупость пребывают неизменными.

    8. Ошибки

1:8. Если ошибся, не бойся исправиться.
4:23. Редко совершают ошибки те, которые ведут себя сдержанно.
5:20. Одни люди говорят: трижды подумай, прежде чем сделать; Конфуций говорит: «и дважды достаточно».
5:27. Практически нет людей, которые могли бы замечать свои погрешности и внутренне осуждать за них себя.
15:30. Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки.
16:6. В присутствии лиц почтенных и достойных возможны три ошибки: говорить, когда не следует говорить, - это называется опрометчивостью; не говорить, когда следует говорить, - это называется скрытностью; не обращать внимания на выражение лица почтенного человека – это называется слепотою.
19:8. Ничтожный человек непременно скрывает свои ошибки.

    9. Известность, слава, тщеславие

1:1. Человек, не беспокоящийся о своей известности другим, имеет одну из черт благородства.
1:16. Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты людей не знаешь.
4:14. Не беспокойся, что у тебя нет должности, а беспокойся, каким образом устоять на ней. Не беспокойся, что люди не знают тебя, а старайся поступать так, чтобы тебя знали с хорошей стороны.
8:11. Пусть человек обладает превосходными талантами, но если он тщеславен и скареден, то остальные его качества не заслуживают внимания.
9:23. На молодежь следует смотреть с уважением, потому что мы не знаем, кто из них добьется успеха. Но, кто в 40-50 лет не добился известности, уже вряд ли добьется в жизни успеха.
12:20. Истинно славный ученый обладает природною прямотою и любит правду, вникает в слова и вглядывается в выражение лица, и не стремится поставить себя выше других. Такой будет истинно славным и в государстве, и в семье. А известный – это тот, который принимает вид гуманиста, тогда как действия его противоречат этому, и он, не подозревая, пребывает в этом заблуждении. Такой будет известен как в государстве, так и в семье.
12:21. Прежде дело, а потом успех.
14:20. Кто бесстыдно хвастается, тому трудно исполнить свое слово.
14:30. Не беспокойся, что тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не являешься достаточно способным человеком.
14:33. Отличный конь славится не за силу, а за свои качества.
15:6. При искренности и верности в слове, твердости и благоговении в деятельности и в царстве дикарей можно преуспеть (стать известным).

    10. Благосостояние

4:5. Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный человек ими не воспользуется, если они достались нечестным путем. Бедность и низкое положение служат для человека предметом отвращения, но благородный человек не гнушается ими, если они не заслужены.
7:36. Расточительность ведет к непослушанию, а бережливость – к скаредности. Лучше быть скаредным, чем непослушным.
8:12. Нелегко найти человека, который бы проучившись три года, не стремился бы к жалованию.
13:17. Не торопись и не гонись за малыми выгодами. Будешь торопиться – не уразумеешь дела; будешь гоняться за малыми выгодами – большого дела не сделаешь.
14:10. Быть бедным и не роптать – трудно. Быть богатым и не гордиться – легко.
15:32. Благородный человек заботится об истине, а не о насущном хлебе. Он беспокоится о том, что не достигнет познания истины, а не о том, что он беден.

    11. Управление

1:5. При правлении необходимы постоянное внимание к делам, умеренность в расходах, любовь к подчиненным с умелым и своевременным употреблением их труда.
1:13. Если тот, на кого опираются, заслуживает сближения с ним, его можно взять в руководители.
2:11. Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других.
2:19. Если возвышать прямых людей и устранять бесчестных, то подчиненные будут послушны, если же возвышать бесчестных людей и устранять прямых, то подчиненные не будут послушны.
2:20. Управляй подчиненными с достоинством, и они будут почтительны; почитай своих родителей и будь милостив к подчиненным, и они будут преданны; возвышай добрых и наставляй неспособных подчиненных, и они устремятся к добру.
3:19. Руководитель должен обращаться с подчиненными вежливо, а подчиненные должны быть лояльны своему руководителю.
4:13. Тот, кто сможет править с уступчивостью, требуемой традициями, встретит меньше затруднений.
8:4. Когда птица при смерти, то ее пение жалобно; когда при смерти человек, то слова его добры (потому что страсти угасли – П.С.Попов). Для человека, занимающего высокое положение, в правилах поведения важны три вещи: действия, свободные от грубости и небрежности; выражение лица, близкое к искренности; тон речи, свободный от вульгарности и несообразности. Что касается разных мелочей, то они должны решаться в повседневном порядке без суеты.
8:9. Народ можно заставить следовать должным путем, но невозможно ему объяснить, почему.
12:18. Если правитель будет алчным (вороватым), то будут алчными и его подчиненные.
12:19. Правителю незачем применять смертную казнь к беззаконным людям: если он сам будет добрым, то и его народ станет добрым. Добродетели благородного мужа – это сильный ветер, пригибающий как траву плохие качества низкого человека.
12:22. Возвышая людей честных (прямых) и преграждая путь бесчестным (кривым), можно сделать людей честными.
13:1. Хороший руководитель предупреждает подчиненных своим примером и трудится ради них.
13:2. Прощай малые ошибки подчиненных и возвышай достойных и способных. Если не знаешь всех достойных и способных, то возвышай известных тебе, а неизвестных тебе люди не бросят.
13:4. Если правители любят традиции, то подчиненные не осмелятся быть непочтительными; если правители любят правду, то подчиненные не осмелятся не покоряться; если правители любят искренность, то подчиненные не осмелятся не выражать привязанности.
13:6. Если руководитель некорректен, то его приказы не будут исполняться.
13:13. Если руководитель не может исправлять самого себя, то он не сможет исправлять и своих подчиненных.
13:25. Благородному человеку легко служить, но трудно угодить. Угождаешь ему не по закону, он не будет доволен. Он дает людям дело, исходя из их способностей. Подлому человеку трудно служить, но легко угодить, потому что хотя и угождаешь не по закону, он будет доволен. При подборе им людей на службу он ищет таких людей, которые готовы на все. (Благородный человек беспристрастен и снисходителен, а подлый человек придирчив и своекорыстен – П.С.Попов).
13:29. Если хороший человек будет учить народ семь лет, то с таким народом можно идти на войну.
13:30. Посылать на войну людей необученных – значит бросать их.
14:41. Когда правитель любит церемонии, народом легко повелевать.
15:10. Ремесленник, желая хорошо исполнить свою работу, должен предварительно непременно оттачивать свои инструменты.
15:15. Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота.

    12. Манера общения с людьми

1:8. Если человек не солиден, то он не будет пользоваться уважением других людей.
1:6. Молодежь должна быть почтительна к родителям, вне дома – уважительна к старшим, отличаться осторожностью и правдивостью, сближаться с людьми человечными.
1:10. Получить знания от других людей легче любезностью, прямотой, почтительностью, скромностью и уступчивостью.
1:14. Благороден тот, кто в еде не заботится о насыщении, в жилище не ищет комфорта, быстр в деятельности, осторожен в речах, общается с людьми нравственными.
1:15. Хорош тот человек, который в бедности не пресмыкается, а в богатстве не заносится, но еще лучше тот, кто в бедности весел, а в богатстве благопристоен (добродетелен).
2:13. Чертой благородства является предшествование дела слову.
2:14. Благородный человек заботится об общих, а не о партийных интересах, а низкий, наоборот, - о партийных.
2:18. Много слушать и оставлять в стороне сомнительное, а о прочем говорить осторожно, - тогда будет мало обвинений; много наблюдать и оставлять в стороне опасное, а в остальном действовать осторожно, - тогда будет мало поводов к раскаянию.
2:22. Неискренний человек мало к чему годен, также как и большая телега без перекладины для постромок, и малая телега без ярма.
2:24. Приносить жертвы чужим пенатам – значит выслуживаться, сознавать долг и не исполнять его означает трусость.
3:7. Благородный человек ни в чем не состязается, а если уж необходимо, то разве в стрельбе; но и в этом случае он поднимается в зал, приветствуя своих соперников и проявляя к ним уважение, а спускаясь, пьет чару вина.
3:8. Разрисовка производится после грунтовки (имеют значение принципы человека, а не показные манеры).
3:20. Выражай веселье без излишества, а печаль – без сокрушения.
3:21. Когда делу уже дан ход, нет смысла соваться с увещаниями, и за прошлое нет смысла винить.
4:12. Кто поступает корыстно, тот вызывает против себя ропот недовольства.
4:17. При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного – исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
4:22. Не давай легкомысленного слова, чтобы не посрамиться его неисполнением.
5:5. Парировать людям софизмами – вызывать в них отвращение к себе.
6:28. Достоинства прямого пути и неизменных правил совершенны, но они уже давно редки среди людей.
7:26. Доброго человека не удается встретить, но если удастся встретить человека постоянного, то уже и это будет удачей. Кто не имеет чего-либо, но делает вид, что имеет; кто пуст, но делает вид, что полон; кто беден, а делает вид, что богат, тому трудно быть постоянным.
7:29. Можно допустить, что плохой человек очистится от своих плохих качеств, но нельзя ручаться за его прошлое и нельзя ручаться за то, что он не совершит чего-нибудь плохого в дальнейшем.
7:38. Философ был ласков, но строг; внушителен, но не свиреп; почтителен, но спокоен.
8:5. Быть способным обращаться с вопросами к неспособным; обладая большими знаниями, обращаться с вопросами к малознающим; иметь, как-бы не иметь; быть полным и как-бы пустым; не считаться за оскорбления.
8:14. Не в свое дело не мешайся.
12:13. Слушать тяжбы философ может подобно другим, но что действительно необходимо – это, чтобы не было тяжб.
12:21. При нападении на свое зло не нападать на чужое зло – значит искоренять зло.
13:23. Благородный человек миролюбив, но не льстив, а низкий льстив, но не миролюбив.
13:24. Хорош тот человек, которого любят хорошие земляки и ненавидят плохие.
13:28. Учен тот, кто настойчив и убедителен по отношению к другим, и любезен по отношению к братьям.
14:22. Не обманывай и укоряй человека в лицо.
14:32. Не занимайся лестью, но ненавидь упрямство.
14:34. «Что скажете о воздаянии добром за обиду?». – «А чем же тогда платить за добро? Следует воздавать справедливостью за обиду и добром за добро».
15:24. Самое важное качество человека – снисходительность: чего сам не желаешь, того не делай другим.
15:25. В своем отношении к людям не превозноси и не поноси. Если кого и превозносишь, то не без испытания.
15:26. Философ сказал, что он еще застал, как историки оставляли сомнительные места в стороне для исследования и исправления, и как люди, имевшие лошадей, одалживали их другим для езды, но теперь этого нет.
15:27. Льстивые речи запутывают добродетель, а маленькое нетерпение расстраивает великие замыслы.
15:28. Когда все ненавидят или любят кого-либо, то это необходимо подвергать проверке.
15:40. Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе.

    13. Обряды и традиции

1:12. При выполнении обрядов и соблюдении традиций дорога их естественная непринужденность. Но и естественная непринужденность должна ограничиваться традициями (чтобы она не превратилась в разнузданность; то есть между ними должно сохраняться равновесие).
3:3. Если человек нечеловечен, то какой смысл в исполнении им обрядов.
3:4. В исполнении обрядов лучше быть скромным, а в исполнении траурных обрядов лучше проявлять скорбь, а не благолепие.
4:13. Тому, кто не в состоянии править с уступчивостью, требуемой традициями, не нужны традиции.
6:26. Благородный человек, обладающий обширными познаниями в литературе, не уклонится от истины, если будет себя сдерживать и традициями.
11:1. Хотя прежние люди в обрядах и музыке были дикарями, а последующие – людьми образованными, если бы дело коснулось подражания, то философ последовал бы примеру первых.
17:2. По натуре люди близки друг к другу, но по привычкам далеки.



    14. Внешний вид

12:8. Внешнее украшение подходит к природе, а природа – к украшению. Шкура барса или тигра без волос походит на шкуру собаки или барана.

    15. Среда обитания

4:1. Прекрасно то место, где царит любовь. Если не селиться там, то где можно набраться ума и сил?
8:13. В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда на Земле царит закон, и скрывайся, когда царит беззаконие.

    16. Плохие черты характера человека

7:3. Отрицательные черты характера: непреуспеяние в добродетели, не уяснение себе изучаемого, не следование зову долга, неумение исправлять свои недостатки.
8:16. Заносчив и непрям, невежественен и некроток, неспособен и неискренен.
9:4. Философ был свободен от следующих недостатков: предвзятого взгляда, абсолютной и заносчивой уверенности, упрямства и эгоизма.
15:17. Трудно тем, кто проводя целые дни в компании, не обмолвятся словом о делах долга, а только любят пробавляться своим хитроумием.
17:14. Слышать на дороге и пересказывать – значит бросать добродетель.
17:15. Можно ли работать с низким человеком. Если он не достиг желаемого по службе, то он заботится о его достижении, а когда достигает, боится как-бы не потерять, а при боязни потерять он готов на все.
17:16. В древности люди имели три недостатка, которых ныне, пожалуй, и нет. Древние сумасброды были своевольны в мелочах, а нынешние отличаются полною разнузданностью; прежде строгие люди отличались суровостью, а ныне отличаются злобою и гневом; прежние простаки отличались прямотою, а нынешние – ложью.
17:17. Хитрые речи и притворная наружность редко соединяются с человечностью.
19:2. Безразлично существование таких людей, которые хранят только приобретенные добродетели, не заботясь об их расширении, верят в Учение, но не отличаются непоколебимостью.

    17. Ориентиры в жизни

7:6. Необходимо: стремиться к истине, держаться добродетели, опираться на человечность, заниматься свободными искусствами.
8:13. Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь. Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в стране царит закон. Равно стыдно быть богатым и знатным, когда в стране царит беззаконие.
9:16. Следует: во внешней жизни работать согласно указаний руководителя, во внутренней – помогать родителям, братьям и сестрам; не сметь не усердствовать в делах похоронных; не пьянеть от вина.
11:16. Переходить должную границу – то же, что не доходить до нее.
12:1. Не смотри на то, что противоречит законам; не слушай то, что противоречит им; не говори то, что противоречит им; не совершай того, что противоречит им.
12:2. Вне дома веди себя так, как будто-бы принимаешь знатного гостя; управляй народом так, как будто-бы ты участвуешь при великом жертвоприношении («жертвенно служи ему» – Составитель.); чего не желаешь себе, не делай и другим.
12:10. Следует принимать за руководящее начало преданность и искренность и обращаться к справедливости: это будет возвышать добродетель. Любя того, кого вы желаете, чтобы он жил, и ненавидя того, кого вы желаете, чтобы он умер, - означает находиться в заблуждении (Поскольку жизнь и смерть зависят от судьбы, желать кому-либо из-за любви или ненависти жизни или смерти означает впадать в заблуждение, так как всякое бессмысленное желание является заблуждением. – П.С.Попов).
12:12. Не откладывай выполнение своих обещаний до другого дня.
12:21. Прежде дело, а потом успех.
13:3. Благородный человек осторожен по отношению к тому, чего не знает. Если для определения предмета используется неправильное слово, то слово не будет соответствовать делу. Если слово не соответствует делу, то дело не будет сделано. Если дела не будут делаться, то будут в упадке традиции и искусства, что, в свою очередь, приведет к тому, что наказания за проступки не будут правильными, а люди потеряют ориентиры в жизни. Поэтому благородный человек должен все называть своими именами, чтобы иметь возможность исполнить сказанное и, чтобы в его словах не было ничего бесчестного.
13:19. Будь скромен в частной жизни, управляй делами с благоговейным вниманием, будь искренен к людям, хотя бы ты ушел к дикарям.
13:22. Человек, не обладающий постоянством, не может быть ни знахарем, ни доктором.
14:12. Если человек при виде корысти думает о долге, при виде опасности готов пожертвовать жизнью, отдает людям давно обещанное и не забывает слов, данных в жизни, то и такого можно назвать совершенным.
14:28. У благородного человека есть три качества, которых трудно достигнуть: человеколюбие без скорби, знание без заблуждения и храбрость без страха.
16:5. Полезных влечений три и вредных влечений также три. Полезные: находить удовольствие в упражнении в традициях и в музыке, не преступая должных границ; в рассказах о добре других и во множестве достойных друзей. Вредные: находить удовольствие в стремлении к роскоши, в разгуле и в страсти к пирам.
16:7. Благородный человек должен остерегаться трех вещей: в молодости, когда жизненные силы не окрепли, - сладострастия; в возмужалом возрасте, когда они только что окрепли, - драки; в старости, когда они ослабли, - любостяжания.
16:10. У благородного человека девять дум: взирая на что-либо, думает о том, чтобы видеть ясно; слушая – чтобы слышать отчетливо; по отношению к выражению лица думает о том, чтобы оно было любезное; по отношению к наружному виду думает о том, чтобы он был почтительным; по отношению к речи – чтобы она была искренней; по отношению к делам – чтобы быть внимательным к ним; в случае сомнения думает о том, чтобы кого-нибудь спросить; по его отношению к гневу думает о тех бедствиях, которые он влечет за собою; при виде возможности приобрести что-либо думает о справедливости.
17:6. Гуманный человек должен иметь пять качеств: почтительность, великодушие, искренность, сметливость и доброта. Если человек почтитетелен, то он не подвергается пренебрежению; если человек великодушен, то он привлекает к себе всех; если он честен, то люди полагаются на него; если он умен, то он будет иметь заслуги; если он милостив, то в состоянии будет распоряжаться людьми.
17:22. Есть досыта целый день и ничем не заниматься – разве это не тяжело? Разве нет шахмат и шашек? Играть в них все-таки лучше, чем ничего не делать.
17:23. Благородный человек ставит превыше всего долг, потому что человек, занимающий высокое положение, обладая мужеством, но не имея сознания долга, делается мятежником, а человек, занимающий низкое положение, обладая мужеством, но не имея сознания долга, делается разбойником.
19:1. Ученый при виде опасности жертвует жизнью, при виде корысти думает о справедливости, при жертвоприношении думает о благоговении и при похоронах – о проявлении скорби.

    18. Стойкость

9:28. Только с наступлением холодного времени года мы узнаем, что сосна и кипарис опадают последними.

    19. Жизнь и смерть. Судьба.

11:12. Мы не умеем служить людям, как же можно служить духам? Мы не знаем жизни, как же мы можем знать смерть?
12:5. Жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность – от Неба (Бога). Если благородный человек постоянно следит за собой («своим поведением» – Составитель.), почтителен и вежлив к другим, то во всей Вселенной все ему – братья. Поэтому ему не надо беспокоиться из-за того, что у него нет родных братьев.
12:10. Любя того, кого вы желаете, чтобы он жил, и ненавидя того, кого вы желаете, чтобы он умер, - означает находиться в заблуждении (Поскольку жизнь и смерть зависят от судьбы, желать кому-либо из-за любви или ненависти жизни или смерти означает впадать в заблуждение, так как всякое бессмысленное желание является заблуждением. – П.С.Попов).
14:36. Будет ли распространяться учение Конфуция или уничтожится – зависит от судьбы. Что же может сделать с судьбою человек?
17:19. Небо (Бог) не говорит, но времена года сменяются, а твари рождаются.
20:3. Кто не признает судьбы, тот не сможет стать благородным человеком. Кто не признает традиций, тому неоткуда приобрести прочные устои. Кто не знает силы слова, тому неоткуда будет узнать людей.


Рецензии