Проклятые вопросы
И гипотезы пустые!
На проклятые вопросы
Дай ответы нам прямые. (Генрих Гейне)
В российской революционной традиции два вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?» - давно приобрели сакральную коннотацию. При этом почти всегда ответ на первый вопрос подразумевал определённые рекомендации для решения вопроса второго. Идентификация виновника фактически формулирует техническое задание для составления правильного или по крайней мере приемлемого плана дальнейших мероприятий. И хотя такой порядок вещей соблюдается весьма часто, но всё-таки не всегда! Встречаются исключительные ситуации, когда виновников много, а действия по исправлению положения никак не связаны с наказанием тех, кого признали виновными. Иными словами, когда справедливое возмездие не повлияет на возможность изменить ситуацию к лучшему. Да и найти реальных виновников порой бывает очень трудно, в отличие от ритуальной жертвы, на которую можно списать все грехи.
Человеческое общество, являющееся по сути сложной системой, объединяющей и людей, населяющих определённую территорию, и идеи, владеющие умами этих людей, и институции, созданные и поддерживаемые этими людьми, можно охарактеризовать в данном контексте некоторой функцией состояния. Значение такой функции не зависит от пути, пройдя который, система оказалась в данном состоянии, также как и от причин, заставивших систему избрать именно этот путь.
В самом деле, если в соответствии с классификацией Полибия какой-нибудь город-государство, не успев осуществить переход из монархии в демократию, превратится в охлократическую олигархию, возглавляемую обуреваемым манией величия повредившимся в уме диктатором, то кто в этом виноват?
Рабы-педагоги, учившие подрастающее поколение не тому и не так? Жрецы-священники, регулярно внедрявшие в сознание прихожан идеи, чуждые божественной справедливости? Пердуны-сенаторы, строчащие законы, противоречащие друг другу и интересам народа, законы, превращающие с неизбежностью честных граждан в охлос? Предводители легионов, ворующие солдатский харч и амуницию? Или, может быть, начальник тайной стражи, не воспротивившийся тому, что его центурионы трансформировались в воров и убийц? Очевидной представляется и вина врачей, не распознавших тяжелый ментальный недуг, давно пожирающий когда-то бойко соображавшего автократора, и не предпринявших своевременно лечебных мер, из коих наиважнейшей следует признать эвтаназию. А виноват ли народ-страдалец, обираемый до нитки правящей элитой, покорно надевающий помятые медные поножи и видавшие виды шлемы, берущий в руки короткие боевые копья и покорно идущий в набег на соседний город?
Стоит подчеркнуть, что все вышеперечисленные процессы, как, впрочем, и многие не вошедшие в список, но не менее неприглядные феномены, происходят одновременно. И такая синхронность не оставляет возможности вычленить причины и следствия, но невольно наводит на мысль о глубинных факторах, определяющих состояние системы независимо от деталей движения системы к этому состоянию.
Возможно, суть дела кроется в непреодолимом противоречии между экономикой и хрематистикой, подмеченном ещё мудрым Аристотелем, давшим определение этим двум, образно говоря, сторонам одной монеты, отражающим неоднозначность и противоречивость человеческой натуры. Что ж, подмена понятий, вытеснение в сознании людей принципов здоровой экономической деятельности культом золотого тельца, которому поклоняется каждый в соответствии с собственными возможностями, вполне может послужить глубинным фактором, определяющим развитие сложной системы и толкающим её на пагубный путь, ведущий к деградации и гибели.
Выходит, виноваты все, каждый на своём месте? Видит бог, так это и бывает! Говоря о постперестроечной России, выдающийся экономист, смотревший вглубь явлений, академик Львов с горечью констатировал, что все мы позволили втянуть себя в называемое рынком болото, подменив живое и духовное на материальное и мертвое. Виноваты все, но с власти спрос особый, кому много вверено, с того больше взыщут…
Констатация значимости противоречия между экономикой и хрематистикой, делающего порой жизнь человеческой популяции просто невыносимой, не объясняет причин приверженности членов человеческого общества к той или другой из этих двух опций. Что же оказывает решающее влияние на «выбор» человеком своего пути – усилия педагогов и воспитателей, нравоучения священников и политруков, рассуждения хитроумных философов и политиков, наказания и похвалы начальства, хорошие и дурные примеры, подаваемые заметными в обществе фигурами? Похоже, в наших метафизических рассуждениях мы вышли на круговую траекторию.
Нет, ребята, всё не так! Рискнём предположить, что в основе обсуждаемых феноменов лежат разные стратегии выживания, заложенные в каждом биологическом существе на филогенетическом уровне. Человек – не исключение. Хотя воспитание и образование сильно влияют на формирование личности, но закреплённая в генах стратегия выживания – эгоистическая или альтруистическая – определяет в изрядной степени характер человеческой особи, её мироощущение и выбор жизненного пути. В этой связи вполне реалистичной представляется корреляция между генетически обусловленной стратегией выживания, определяющей превалирование эгоистического или альтруистического поведения, и преобладанием в сознании индивида здоровых экономических принципов, направленных на благо всей популяции, или же всепоглощающей страсти к обогащению, культа золотого тельца, формирующего личность, не считающуюся с интересами и болью ни своих соплеменников, ни представителей других биологических видов.
Кому-то такое утверждение покажется упрощённым и бездоказательным. В оправдание лишь отметим, что многие фундаментальные явления выглядят очень даже просто, хотя путь к осознанию этих простых истин бывает сложен и тернист, а для метафизики строгие доказательства далеко не всегда возможны, и часто просто вредны, так как излишняя строгость вредит свободному полёту мысли и мешает взглянуть на мир непредвзято.
Свидетельство о публикации №225041401467