Арзамасская речь

СЕРГЕЙ ПИСАРЕВСКИЙ.

АРЗАМАССКАЯ РЕЧЬ.

Эх, арзамасцы, не ведаете, не замечаете каким богатством обладаете, как бы посланным с неба, а на самом деле обретенным в вековых трудах, боях и благочестии!
А сокровище срослось и всегда и всюду с вами...
Это — Арзамасская речь, говор!
По разным городам и весям, республикам и странам кидала меня судьба более 80 лет, и всюду спрашивали: от куда родом... На мой вопрос, чем вызван интерес, мне отвечали: "Вы говорите по-особому... "
Арзамас возник, как крепость и населен был стрельцами, выходцами из Москвы; и не очень углубился в поволжское "оканье". В тоже время контакт с округой избавил от излишнего московского "аканья"...
Патриотизм, упёртость глубины России не давали возможности проникновению модному столичному сленгу, жаргону, противной манерности, напыщенному снобизму.
Характер тружеников полей, цехов обуздывал много- и пустословие. Слова обретали весомость, обстоятельность...
Компактность проживания, взаимоосведомленность граждан не позволяли в общении выходить за рамки пристойности, этики, замешанных на родстве, соборности, уважительности. Пусть иногда показных, но все-таки влиятельных и небесполезных.
Религиозность, богобоязненность, некоторое патриархальное устройство семьи выметали из речи сквернословие, грубость, неприкрытую ложь; утверждали такт, скромность, обрядность.
Слово серебро — молчание золото.
Слово — не воробей — вылетит, не поймаешь.
Суровым предостережением безрассудству звучало: "Ради красного словца не пожалею и отца. "А ведь как хочется блеснуть, сверкнуть, выпереть себя на фоне серых масс...
О сладком для души... В Москве, на рынке уже по внешнему виду, повадке почуешь земляков...
Спросишь: "От куда картошка или лук? "Услышишь:
"Арзамасские..." — и тепло разливается по груди: ответ уважительный, мягкий, ласковый, добродушный... Хочется погладить, обнять мешки с огородными дарами, с комочками родной земли...
В Москве русский дух, но осторожность, недоверие, какая-то обида на судьбу, замотанность, разноплеменность разобщают индивидуумов.
Поэтому после посадки в поезд дальнего следования на Казанском вокзале, среди разношерстного, разномастного народа услышишь два, три слова земляков: и становится приятно, уютно, уверенно не только в вагоне, но и в целом Мире, населённом миллиардами грызущихся племён.
К словам, речам близка, родственна музыка. У Арзамасцев есть свои предпочтения, вросшие в сознание несущие темы песен, романсов, берущие истоки из церковных распевов, чудом сохранившихся у религиозного благочестивого народа Святой Руси.
Влияние Нижнего Новгорода огромно, но не всепроникающее...
Всем, конечно, спасибо и поклон, но арзамасцы сами с усами...
Разве опишешь всё, что сосредоточенно и связано с городом Арзамас?!

2025


Рецензии