Чертово колесо

В один из дней начала 80-х, когда я работал начальником тепло цеха в техническом центре эстонского телевидения ко мне в кабинет вошел помощник и сообщил пренеприятное известие. 

С нескрываемой тревогой в голосе он сказал, что в массивных спицах чугунного шкива большого вентилятора они обнаружили три тонких сквозных трещины.

Я сразу понял опасность, вытекающую из создавшейся ситуации. Этот чугунный шкив представлял собой колесо большого диаметра с четырьмя бороздами для приводных ремней.

 Эти ремни соединяли шкив мощного электродвигателя со шкивом вала вентилятора и передавали вращение двигателя на вал вентилятора. Вентилятор был десятого номера, и это был самый большой среди всех остальных, эксплуатируемых в здании  на тот момент.

Работники технического центра, направляющиеся в механическую мастерскую периодически проходили мимо этого вентилятора, и я боялся даже подумать о том, что могло произойти, если бы никто  вовремя не заметил этих микротрещин. Шкив, весивший около 250 килограмм, вращаясь со скоростью не менее 300 оборотов (возможно и более) в минуту соскочил бы с вала во время вращения. Это была бы настоящая механическая инерционная бомба!
               
                ***
Мне пришлось остановить работу этого вентилятора и сообщить «телевизионщикам», что самая большая телестудия не будет вентилироваться в течение нескольких дней. Естественно это сообщение никого не обрадовало, но техника требовала срочного ремонта.
 
Необходимо было быстро найти решение этой, неожиданно свалившейся на меня в те годы  весьма сложно решаемой технической проблемы.
               
                ***

Первым делом мы должны были снять шкив с вала вентилятора. Для этого мы подготовили два металлических полукольца, которые надели на вал вентилятора с внутренней стороны шкива, и сварили их между собой.

Получилось кольцо, за которое мы затем попытались зацепиться захватными приспособлениями винтового съемника, похожими на клешни. Но эти клешни снова и снова соскакивали с кольца, а усилия, создаваемого ими не хватило, чтобы сдвинуть этот чертов шкив даже на миллиметр.

Тогда мы решили попробовать сдвинуть это «чертово колесо» с места с помощью кувалды. Но как в сказке про курочку, которая снесла золотое яичко, где дед и баба били, били, но яичко так и не разбили…, мы с тем же успехом пол дня по очереди били по кольцу на ступице шкива, но и эти наши усилия оказались тщетными. Шкив по прежнему стоял на месте, ни сдвинувшись не на йоту.
 
Стало понятно, что так проблему не устранить, и я решил поискать более мощный профессиональный съемник на других предприятиях.

Позвонив на тепло станцию, расположенную в таллиннском районе Мустамяэ, я получил обещание одолжить нам на один день их гидравлический съемник.

Я съездил на станцию и там, без всяких проволОчек получил обещанный съемник, который мог развивать максимальное усилие аж в целых девять тонн!!!.

Дальше все пошло "как по маслу". Мы подвесили съемник на канатах, и нам удалось обеспечить соосность вала вентилятора и толкателя съемника, затем мы  качнули рычаг съемника всего лишь три - четыре раза. И чудо свершилось: шкив легко сошел с вала. Мы заранее привязали канаты и к шкиву, что не позволило ему упасть на каменный пол.

Мы медленно опустили шкив на пол, а затем передали это «чертово колесо» в механическую мастерскую. Там высококлассный сварщик заварил все трещины применив специальные электроды для сварки чугуна.

Он уложил шкив в песок и производил сварку, продвигаясь по сантиметру за один раз, так, как надо было дожидаться пока каждый сантиметр сварки полностью остынет.

На всю эту работу он потратил несколько дней, это позволило качественно заварить трещины, не нарушив заводскую форму спиц из-за возможного перегрева.
 
Сегодня, когда с той поры прошло уже более 40 лет, то самое «чертово колесо» продолжает вращаться.


Рецензии