Воспоминания моей мамы. Продолжение. 4

Подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи состояло из мужчин, как и вся армия, но когда немецкие захватчики стали приближаться к Сталинграду, обстановка сложилась крайне напряжённой и Верховное командование приняло решение направить служить в эти войска женщин, а мужчины - на фронт. И так, в этих войсках с 1942 года мужчин не было, кроме командующего состава.
      Кончилось обучение и нас по 5 человек распределили по наблюдательным пунктам (НП), расположенным по всей области кольцеобразно вокруг Саратова.
Что такое НП? Это самая высокая точка для отведённой для наблюдения местности. Желательно - безлесная, удалённая от населённого пункта.
      Мы сами должны были соорудить землянку, или бункер и конечно, это сооружение, сделанное девчёночьими руками, не могло по настоящему защитить нас ни от холода, ни, тем более, от вражеских снарядов.
      А вот нам-то предстояло защищать важнейшие стратегические объекты в Саратове, на его подступах и особенно железнодорожный мост.
       В 1942 году  Саратов и вся область были объявлены на военном положении и создан Саратовско-Балашовский дивизион ПВО, которым командовал полковник Антоненко Михаил Васильевич.
В селе Кологривовка, Татищевского района мы сами построили землянку, смотровую яму для наблюдения (углубление 2,5 метра, расширенное к верху, зауженное к низу. Это нужно было для ночного наблюдения за самолётами. Мы умели определить по звуку мотора любой летящий самолёт: наш, или вражеский. Мы сами, девочки, строили себе жильё и всё необходимое для жизни, несли службу.
      Наша главная задача наблюдать за небом. Мы обязаны были передавать наблюдения в штаб: марку летящего самолёта, курс, высоту, гружёный или нет, скорость полёта, количество самолётов. А ночью всё это надо было определить на слух. Дежурили по 2 человека: одна на улице, одна у телефона. Менялись через каждые два часа.
      Вторая наша задача - следить за исправностью телефонной линии. У нас всегда наготове катушка с телефонным кабелем, запасной полевой телефонный аппарат. В случае неполадки на линии одна из нас надевала на спину катушку (а в ней 32 килограмма) у обеих сапёрные лопатки, винтовки, а позже  автомат. И бегом, вдоль линии. Повреждения должны быть ликвидированы в кратчайший срок.
А битва за Сталинград шла огненной лавиной. Вот когда мы почувствовали важность нашей службы наблюдателя за небом.
        Первые налёты вражеской авиации на Саратовскую область состоялись в ночь с 25 на 26  июня 1942 года. Это были так называемые, звёздные налёты. То есть немецкие самолёты летели с запала, востока, севера и юга. Были такие ночи, когда на город налетали от 25 до 80 самолётов и конечно, по ночам  не до сна. У нас не было права на ошибку. Ни один самолёт не должен был пролететь незамеченным, ведь от нашей чёткости зависела жизнь  родных и близких, так как все мы  призваны отсюда, из Саратовской области и вся эта армада летела бомбить и уничтожать наши родные места, наших родных людей.
      К нам часто приезжали наши командиры. Обращались официально;
- Товарищи красноармейцы!
А иногда, просто: "Девчата, не подведите! От вас во многом зависит, победим мы, или окажемся в рабстве фашистов. Они стараются уничтожить саратовский железнодорожный мост через Волгу! Если его разбомбят - Сталинград не удержать, а там и Саратов!
Приезжали и политруки. Они горячо говорили, только нас уговаривать не нужно было. У каждой из нас здесь, на родной земле были дом, мама, папа, родные и близкие. Мы делали всё, что возможно и невозможно, лишь бы враг был уничтожен.
      В июле 1943 года был новый штурм Саратовской области, правда, менее мощный, а 27 июля был сбит последний немецкий самолёт лётчиком-истребителем, майором Валентиной Шапочкой.
      "Юнкерсы", "хенкели", "мессеры", летящие бомбить родной Саратов, прежде всего попадали на глаза нам, наблюдателям.
Мы с помощью телефонной связи передавали об их приближении на командный пункт ( КП).
      При всём искусстве воздушного пилотажа, немецкие ассы не могли застать всю систему противовоздушной обороны и зенитчиков, врасплох. Здесь их уже ждал и мощный зенитный огонь, и взлетевшие навстречу истребители, и прожектористы, и аэростатчики.
      При массовых налётах единичным немецким истребителям удавалось прорваться и сбросить бомбы на некоторые объекты Саратова. Но! Железнодорожный мост, главная артерия победы , не пострадал ни разу!


На фото : мама третья слева, вторая справа.
      


Рецензии
Здравствуйте, Нина!
Ваша мама, окрепнув, продолжает служить.
Теперь уже она на НП, который выпали своими тонкими, неприспособленными для тяжелой работы руками девушки из расчета Вашей мамы.
Но это сооружение было хлипкое и не могло сохранять тепло, поэтому весь расчет с Вашей мамой мерз.
А в селе Калошировка я тоже был.
Как раз в это время началась битва за Сталинград, в которой поняла и Ваша мама.
Этот пункт наблюдения помог отстоять железнодорожный мост, который являлся в то время главной артерией для поставки военного снаряжения в осажденный Сталинград.
Мой отец тоже принимал участие в этом сражении и даже получил медаль.
Зеленая.
Как раз на военную тему - «День Победы. Вольные размышления», стоящий на моей первой странице.
С неизменным уважением -

Федоров Александр Георгиевич   23.05.2025 10:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр.

Нина Калашникова   25.05.2025 07:03   Заявить о нарушении