Две смерти

 В весеннюю распутицу, в один из апрельских дней, хоронили на селе старушку, бывшую учительницу. Жила она последний десяток лет одна, похоронив сына, под присмотром, тоже уже не молодых соседей. Она уже давно пережила всех своих близких родственников, и было ей далеко за 90 лет. Приехала на похороны, вызванная соседями откуда-то издалека, единственная внучка, лет 50 возрастом, тоже где-то работавшая, как покойная бабушка - педагогом.
 Народу на похоронах было немного, её за преклонным возрастом на селе знали то немногие, поскольку уже прошло более 40 лет с того дня, как она ушла со школы на заслуженный отдых. А кто знал её -  её ученики, если не  поразъехались, выучившись, кто куда, так большинство сами уже покинули этот  бренный мир. В школе знали, конечно, эту старушку, свою коллегу, и по возможности уделяли ей внимание, приглашая на проводимые, по какой-то дате, мероприятия в школе. Пока здоровье позволяло, она охотно принимала приглашение и участвовала в проводимых мероприятиях. Но в последнее время  это стало ей в тягость, да и мало она уже, что понимала в том,  что и как всё проводится с этим, с позволения сказать, воспитанием подопечных…
Время перевалило за полдень, когда похоронная процессия, не более чем из двух десятков людей, в основном школьных коллег и ближайших соседей, меся весеннюю грязь  под ногами, двинулись за катафалкой в сторону деревенского погоста. Следом шла колонна с полдюжины легковых машин, родственников провожавших покойную, чтобы забрать их на обратном пути. Говорят в народе, что о покойниках надо говорить только хорошее или ничего. Нечего было сказать и о ней людям, провожавшим её в последний земной путь. Не потому, что она не заслуживала добрых и тёплых слов, прожив долгую жизнь, а потому, что её практически не знали, никак не были связаны с ней по жизни. Поэтому её жизненный путь и труд лучше отслеживать с теми событиями и делами, что происходили с государством в целом.
 Погода была пасмурная, собирался моросить мелкий дождик и люди спешили поскорее завершить прощание. Кто-то из коллег принёс школьный звонок, и он виновато прозвучал несколько раз, между грохотом сырой земли о крышку гроба... 
Родилась она в этом же селе и являлась ровесницей Октября. Сначала усердно училась сама,  а потом стала учить односельчан. Не простое и трудное время выпало на её молодые годы - годы становления нового государства, со всеми перепитиями: голодомором, коллективизацией, репрессиями, войной. Да и послевоенные годы  требования немало душевных и физических сил, чтобы хоть как-то наладить мирную свою жизнь.
 Несмотря на тяготы и  лишения, была настроена, как и вся  передовая молодёжь того времени, с верой в счастливое будущее и старалась сама быть в авангарде всех происходящих событий…
 Когда впервые переступила порог класса, наполненного ребятнёй, которые смотрели на неё своими любопытными глазёнками, она почувствовала важность своей работы, вводя эту детвору в мир знаний…
 Как трепетны были её чувства первой влюблённости в коллегу по работе. И молодые люди, отвечая друг другу взаимностью, создали новую семью.  Родился сын. Но скоро пришла война и её суженый, с чувством долга, отправился на защиту Отечества. Весточек с фронта не было и гораздо позже выяснилось, что они попали в окружение, потом был плен. И ей соответствующими органами было предложено отказаться от него, чтобы не
повлияло его пленение на её работу. В противном случае грозились отстранить её от воспитания детей и выслать вместе с ребёнком в места  "не столь отдалённые". И ей пришлось это сделать, беспокоясь за судьбу сына. Хотя сама недоумевала и никак не могла понять, в чём её вина.
 Явился он, через 2 года после окончания войны, пройдя в органах не одну проверку на невинность, что произошло с ним. Пришёл весь больной и морально подавленный, и она приняла его. И хотя проживали они под одной крышей, но каждый под своей фамилией. Мужу было запрещено работать в школе с детьми, так как на нём было ещё не погашено поражение, как арестанта уже у своих соответствующих органов. Он перебивался как мог,  на разных работах, пока подорванное здоровье не свело его в могилу.
 Жители села - это люди, которым хватило мудрости и сил выжить войну, послевоенную разруху, голод и холод. Послевоенные дети, как посмотришь на этих оборванных и полуголудных детей -  сплошь безотцовщина. Ей с коллегами иногда приходилось подкармливать их из своего учительского пайка, кусочком сахарка или ещё чем-нибудь. Им нужна была эта забота, надо было их согреть теплом, чтобы выросшие они не были озлоблены за своё нелёгкое детство. И она со своим коллегами, возглавляя пед. коллектив, делала всё, чтобы они выросли полноценными гражданами.
Всю свою энергию, знания, тепло отдавали детям, чтобы воспитать в них чувство родины, долга, ответственности за свои поступки, обязанности перед своими товарищами, наконец, чтобы стали "обладателями" такой нравственный категории, как - Совесть!
Такова была нелёгкая, насыщенная разными событиями жизнь скромной учительницы и такое тихое забвение.
 Двумя-тремя годами позже внучка, собрав и без того, надо помогать, скудные  сбережения, посетив очередной раз родное село заменила на могиле почерневший крест на скромный памятник из белого камня, чтобы подольше можно было сохранить о бабушке память, ибо и сама уже не молода и не всегда может выбраться приехать к родительскому дню.
Смотришь на скромную могилу, и вспоминаются люди прошлого века, и душа твоя полна жалости к ним, чувства холодеют. С этими людьми ушла целая эпоха -  эпоха доброты, добропорядочности.  Ушли люди, у которых совсем другое понятие о жизни, о том, как следует честно работать, о долге и верности. Люди, которые из вещей не делали культа, всю жизнь простояв в очередях. Это поколение, чьи дети были согреты искренней любовью, а не расчётливой добротой...

_________________________________________________

 Несколькими годами позже, в этом же селе, только осенью, хоронили бойца, погибшего на СВО (специальная военная операция). К этому времени, когда-то в прошлом перспективное в экономическом плане село, в связи с новой экономической политикой государства, пришло полностью в упадок.  Развал хозяйства послужил массовой безработице. И люди, привыкшие к труду, вынуждены искать источники существования на стороне. Многие разъехались, некоторые работали, так называемым вахтовым методом на Севере или на столичных передовых стройках, там где нужен был не особо квалифицированный труд. Были, конечно, и такие, которые и в добрые-то времена не особо утруждали себя работой, а больше заглядывали в бутылку и шарамыжничали. К таким и относился бывший боец СВО. Семья неблагополучная была, не только в материальном, но и в нравственно-этическом плане.  Хозяин семейства, наплодив двух детей, в силу разной своей “деятельности” успел даже сделать ходку на “Зону”. Но тут грянуло СВО, кинули клич с хорошими выплатами, и бросились все под благовидным предлогом идти защищать Родину. Потянулись от безысходности в материальном плане, разумеется - добровольцы. И по истечении какого-то времени с нашим героем случилось то, что неминуемо должно было случиться. Как не прискорбно, без всякого кощунства приходится говорить об этом.
 Сверху властям были спущены директивы, чтобы было максимум внимания со стороны местных властей к участникам и СВО и их семьям. И вот съехались на похороны всё районное руководство, ветеранские и прочие службы, провели санкционированный митинг с оркестром и салютом. Кортеж похоронной процессии составлял не менее полсотни машин. Проводили героя и всё сделали чин-чинарём…
А для вдовы героя теперь началась новая жизнь в другом амплуа. Теперь она, получив за потерю мужа и кормильца миллионы, обеспеченная и модная мадам!  Как какое-то в районе мероприятия патриотического толка, разумеется, с возложением венков к публичным местам, приглашают и её. И стоит она уже вместе с администрацией района и другими членами, представляющим ветеранскую и прочие общественные организации, пока “идёт” митинг, а напротив их согнаны бюджетники, в том числе представители образования. Стоят в толпе, слушая прискорбные речи ораторов, понурив свои головы, скорбя и недоумевают, что же ещё они такого не сделали, чего не додали своим подопечным, в чём виноваты они перед этими жертвами “глупости и тупости”.
  Отпрыски (дети) вдовы этого рода непотребного будут теперь материально обеспечены до совершеннолетия, обложенные всякими выплатами и льготами - папаша проторил им дорожку в будущее.
Пойдут учиться вне конкурса, выучатся на кого-то, займут какие-то должности и возможно, пополнять ряды взяточников и коррупционеров, потому как с детства привыкли всё получать  не трудом праведным, а “льготами”.
   В школе, в плане  патриотического воспитания детей, урок в том классе, где сидел наш герой, стоит именной стол-парта с табличкой, и занятия начинаются с минуты молчания…
 Через год могилу героя “одели” в чёрный мрамор и развивается теперь над ней триколорный флаг.  Такому надгробию могли бы позавидовать даже государственные мужи, нашедшие покой у Кремлёвской стены…
_____________________________________________

 Две эти могилы на погосте, стоящие друг от друга -  как символ двух эпох, не похожих друг на друга.
 Когда смотришь на них, кого они покоят, то закрадывается мысль, то что-то делается не так в нашем Отечестве.  Какая-то горькая несправедливость в этом.  Надо что-то менять, решать и начинать надо с самого важного и значимого в нашей жизни, чтобы мы могли мирно сосуществовать.
Ничего! Ни-че-го!  Всё будет хорошо! Надо будет, так опять, в очередной раз подправим конституцию.
 Обнулим ВСЁ, от управления государством до решения проблем с бродячими собаками…


Рецензии