Шпионаж. Шифраторы и Шоколад. Ч. V

Главным городом ацтеков в тринадцатом веке был Теночтитлан, что означает «Место плодов кактуса». Он представлял собой сообщество ученых жрецов, работящих фермеров и свирепых воинов под руководством мудрого правителя. Благодаря такому устройству город стал одним из самых густонаселенных и развитых в мире на тот момент.

 Язык ацтеков — «науатль». Слова в нем отличались необычайной длиной. Название, которое дали бесценному напитку из какао-бобов, звучало как «ксоколатль». Как видно, это слово выдержало испытание временем, в слове «шоколад» слышны отзвуки ацтекского языка.
Как выглядела повседневная жизнь ацтеков? Они занимались земледелием, очень много сил и времени отдавали образованию, особенно обучению детей под руководством жрецов. Общество у этого народа разделялось на дворян высшего сословия и низшие классы. Были и рабы, но им предоставляли возможность работать и покупать себе свободу.

Ни рабы, ни низшие классы не пили шоколад — слишком дорого. К тому же ацтеки пользовались какао-бобами как валютой. Одна легенда гласит, что когда Кортес пришел на встречу с ацтеками, он попросил золото, а ему показали какао-бобы. Конечно, бедные люди не могли позволить себе тратить их так расточительно — буквально пить деньги.
Империя ацтеков создала мощную армию, развитую торговлю. Ацтеки строили каналы, дороги, дворцы и храмы. Они создавали и собирали впечатляющие произведения искусства, посвященные животным, богам и растениям. Календарь, которым пользовались ацтеки, был удивительно точным, похожим на наш современный: год состоял из трехсот шестидесяти пяти дней, разделенных на восемнадцать месяцев.
На пике своего развития, при девятом правителе Монтесуме II, империя управляла более чем пятнадцатью миллионами человек, а в Теночтитлане проживало более двухсот тысяч горожан.

Пожалуй, никто так не наслаждался шоколадным напитком, как сам Монтесума II. В кладовых его дома хранился огромный запас какао-бобов, император пил пряный коктейль до пятидесяти раз в день. Как готовили шоколад в то время? Вынимали бобы из стручка, ферментировали их, затем сушили и измельчали. Полученную массу смешивали с водой и перцем чили, иногда добавляли цветы, ваниль и мед. Так получался густой, горький, пенистый напиток, его подавали холодным в высоких узких кувшинах. В доме Монтесумы II ежедневно готовилась тысяча таких кувшинов для членов семьи и гостей.

 Жрецы того времени использовали шоколад в своих ритуалах, поскольку считалось, что этот напиток соединяет разум с космосом. Напиток почитали как священный благодаря удивительным питательным веществам и необычайному воздействию на человека, которое современная наука до сих пор пытается объяснить. Например, сейчас мы знаем, что шоколад содержит много магния, поэтому расслабляет мышцы. А жрецы ацтеков уже в то время пили шоколад, чтобы расслабиться и медитировать в религиозном экстазе, получая просветление в своих размышлениях и пророчествах. Так они заряжались божественной энергией, позволяющей им видеть и изменять будущее.

Ещё одна тайна шоколада заключалась в том, что он давал невероятную силу и стремительность воинам, которые его пили.
В то время ацтеки раз в год проводили страшный праздник в честь бога Шипе-Тотека, «господина-без-кожи». За сорок дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только сорок дней. А в первый день праздника, длящегося почти три недели, происходило массовое жертвоприношение этих людей.
Некоторым из них давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых элитных ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч. Бои проходили на круглом жертвенном камне.
Разумеется, большинство жертв погибали в неравном бою. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось однажды победить, потому что император разрешил жрецам напоить пленника шоколадом. Самого императора настолько поразил такой исход, что он в качестве награды предложил победителю командовать армией.
Позже ацтеки выяснили, что если воин пил волшебный шоколад, он мог деревянным мечом отрубить голову крупному животному. И дело не только том, что шоколад многократно увеличивал силу удара, а еще и в том, что он давал возможность мгновенной концентрации энергии в определенной точке. Кстати, тот самый Монтесума II, ценитель шоколада, издал указ о том, что часть какао-бобов всегда должна храниться зарезервированной для мужчин, отправляющихся на войну.
Как сами ацтеки объясняли происхождение какао-бобов? Очень просто: эти ценные плоды им подарил бог по имени Кецалькоатль — «бог сада». Кецалькоатль олицетворял множество важных понятий: здоровье, любовь, секс, урожай, еду. Его изображали в виде пернатого змея, ему построили множество памятников. Ацтеки верили, что он пришел на землю с полуденной звезды. Там он был садовником рая, в котором когда-то жили первые люди, и принес оттуда ацтекам волшебный дар — дерево какао, дающее божественную пищу «какаотеро».

Потом Кецалькоатля изгнали с земли из-за битвы с другими богами, которые его обманули. Но ацтеки глубоко чтили его и благодарили за покровительство.
Еще одной любимой и почитаемой богиней у ацтеков была Шочикецаль, богиня любви, красоты, плодородия, цветов и растений, покровительница искусств, ткачества и, как ни странно современным людям, проституции. Ее имя значило «прекрасный цветок». В одном из своих воплощений она — юная красавица, призывающая к невероятному для мужчины сексуальному наслаждению с помощью шоколада, наполненного различными цветами. Ни один мужчина не мог устоять перед действием этого божественного напитка.
Шочикецаль называли первой женщиной, которая согрешила, отведав запретный напиток, поэтому она покровительствует незаконной любви. В наше время ее сравнивают с греческими богинями Афродитой и Персефоной и даже с христианской Евой.

По всей империи ацтеки строили Шочикецаль храмы, где целомудренные молодые девушки служили богине. Также в честь Шочикецаль проводились праздники, и на одном из них однажды присутствовал испанский летописец, священник Бернардино де Саагун. Говоря откровенно, это был фестиваль в честь проституток, и испанский гость очень красноречиво писал о «королеве» праздника: «Она надменная, безвкусно выглядит, безвкусно одевается, только и делает, что смотрит на себя в зеркало, купается и постоянно мажется маслами. Она грубая, пьяная, бессовестная, но ходит с высоко поднятой головой. Она красится: ее щеки нарумянены, зубы натерты кошенилью. Волосы ее распущены, а частью уложены в виде рогов».
— Какое злое описание, — заметил Сергей.
— Я думаю, испанский священник просто не знал, что делать с таким проявлением женской силы, которая могла сломить любого мужчину вплоть до императора.
— Бедняга, — усмехнулся Сергей. А Раймонда продолжала:
— Первым представителем Старого Света, который попробовал «горькую воду» американских индейцев, был Христофор Колумб. Вкус показался Колумбу странным и неприятным, он не понял ценность напитка, а делиться с испанцами тайной шоколада ацтеки не собирались. Все кардинально изменил Кортес.
Раймонда помолчала.
— Для меня это самый ужасный эпизод истории. Но я расскажу тебе, и ты многое поймешь.

Мой предок Эрнан Кортес отправился на завоевание ацтеков, твердо понимая, что он делает. Его поход начался в ноябре 1518 года. Одиннадцать кораблей, груженых военным снаряжением и опытными солдатами, покинули порт и взяли курс к восточному побережью Центральной Америки. Примерно через год Кортес, сея раздор среди местных племен, одних задаривая богатыми подарками, других запугивая, третьих уничтожая, заключил союзы почти со всеми соседями ацтеков и добился того, что его армия вошла в Теночтитлан практически без боя. Кортес взял в заложники императора Монтесуму и верховного жреца. Побежденный правитель обязался выплачивать чужеземцам ежегодную дань золотом. А лично от себя прислал Кортесу подарок — восемнадцать прекрасных девушек. Каждая девушка знала: на ее долю выпала честь при удобном случае убить испанца.
Когда избранные отправлялись в путь, из толпы придворных вышла еще одна девушка и обратилась к Монтесуме с такими словами:
— О вождь! Отпусти меня с ними. Если у какой-нибудь из них дрогнет рука, я убью предводителя испанцев своим колдовством.
Монтесума понурил голову и надолго замолчал. Не мог он послать на верную гибель красавицу Малинче, любимую дочь своего брата, верховного жреца. Она была одной из знатнейших девушек королевства, а также жрицей бога Кецалькоатля и богини Шочикецаль, то есть владела всеми тайными знаниями ацтеков.
Но Малинче горячо уговаривала своего царственного дядю, и он согласился. Так она стала девятнадцатой подаренной Кортесу наложницей. Как и другие, Малинче страстно мечтала убить Кортеса.

Получив живые подарки, Кортес пристально их разглядывал. Все девушки отличались изумительной красотой, но в глазах каждой проницательный конкистадор читал страх и ненависть. Он подошел к очередной красавице — невысокой индианке. Глаза ее были опущены, и Кортес ощутил непреодолимое желание заглянуть в них. Он властным движением взял девушку за подбородок. Голубые глаза встретились с карими... «Она не смотрит на меня как тигрица», — мелькнуло в голове Кортеса. «Так ведь это же Кецалькоатль!» — озарило Малинче.
С этого момента Малинче начала старательно учить испанский язык. Она держалась в стороне от подруг, те считали, что жрица готовится к какому-то магическому обряду, и не мешали ей.

А потом настал страшный день, когда одну из девушек — самую красивую, удостоенную внимания Кортеса, — сожгли на костре. Опьянив испанца любовными ласками, она пыталась его убить. О случившемся горевали все наложницы, кроме Малинче. Поздно вечером она пробралась на место казни, собрала пепел погибшей, смешала его с какими-то одной ей известными травами и обратилась к богине Шочикецаль с горячей мольбой помочь ей добиться любви мужчины, который является земным воплощением бога Кецалькоатля.
Рано утром она вошла в спальню к Кортесу с чашкой дымящегося шоколада и сказала по-испански:
— О белокожий вождь, я принесла тебе напиток, который сделает тебя таким сильным мужчиной, каким не может быть ни один смертный.
Конкистадор пригубил напиток. В ту же минуту в его сердце вспыхнула любовь к молодой индианке.

 Вскоре имя Малинче, или донны Марины, как называли ее испанцы, стало известно всем, и конкистадорам, и ацтекам. Первые удивлялись необыкновенной любви, вспыхнувшей между их жестоким предводителем и дикой индианкой. Вторые называли девушку изменницей. Проклятая собственным народом и не принятая испанцами, Марина чувствовала себя бесконечно одинокой и в то же время безумно счастливой. Ведь у нее был любимый — голубоглазый бог.
Кортес заставил Марину принять католичество. Она беспрекословно повиновалась, но после церемонии заявила, что для нее по-прежнему существует лишь один бог — Кецалькоатль.

Тем временем завоевание ацтеков продолжалось, но силы испанцев истощались. В июле 1520 года случился переломный момент — решающая битва, определившая дальнейшую судьбу Кортеса в Центральной Америке.
На самом деле он почти не имел шансов закрепиться на этой территории. У него оставалось четыреста пятьдесят солдат, почти все раненые, и всего двадцать три лошади. Сам Кортес страдал от двух ранений в голову из пращи. Порох давно закончился, бесполезные без него пушки солдаты где-то бросили, поэтому предстояла рукопашная схватка.

И вот маленький отряд увидел равнину, на которой собрались ацтекские воины. Долина, заполненная отборными силами империи, казалась бескрайней. Здесь присутствовал весь цвет Мехико, Тескоко и других крупных ацтекских городов. Золотые украшения вождей торжествующе сверкали на солнце. Правители и вдохновлявшие их жрецы не могли представить иного результата сражения, чем победа и пленение испанцев. Десятки тысяч солдат ацтекского войска настолько превосходили силами отряд испанцев в четыреста пятьдесят человек, что главнокомандующий и жрецы, посовещавшись, решили не тратить драгоценный шоколад на эту легкую битву, в которой даже не все воины успеют принять участие.
Как же их потрясло, когда остатки тяжелой кавалерии испанцев накатили сомкнутым строем в самую гущу солдат ацтеков и принялись крушить направо и налево, мечами разрубая противников пополам. Так действовали двадцать три наиболее крепких воина, которых напоили шоколадом, приготовленным Малинче — ведь она, дочь верховного жреца, знала секрет этого напитка. Магическое средство бесконечно усилило конкистадоров, и каждый их удар оказывался сокрушительным.
Вслед за кавалерией медленно, но неотвратимо наступали пешие испанцы, прокладывая дорогу среди тысяч ацтекских воинов. Участники битвы будто вошли в боевой транс от действия шоколада. Они не чувствовали ни страха, ни усталости. Некоторые позже рассказывали, что им являлись видения: впереди отряда по небу скакал святой Яков и вёл их в бой.

Все закончилось за короткое время. Испанская кавалерия молниеносно уничтожила командиров подразделений ацтекской армии, выделяющихся в строю блестящим убранством. Жрецы, ошеломленные неожиданным разгромом, первыми стали покидать поле боя, а это привело ацтеков в страшное смятение, сокрушая их боевой дух. Когда же Кортес сразил главнокомандующего, началось повальное бегство всего ацтекского войска.

Так испанские конкистадоры одержали свою самую блестящую победу благодаря шоколаду Малинче. Эта победа имела огромные политические последствия. После нее в испанцах признали ту силу, с которой надо считаться. К Кортесу стали присоединяться все новые союзники.
Через год ацтеки были окончательно разбиты, Теночтитлан разрушен. Завершить политическую победу Кортесу снова помогла Марина. Она указала любимому последнее убежище вождя Куаутемока — своего дяди — и его семьи, а также открыла тайный вход в сокровищницу империи. Куаутемока подвергли пыткам, затем казнили. Его семью уничтожили. Империя ацтеков прекратила свое существование.
Захваченные сокровища Кортес отправил в Испанию. В ответ король Карл V назначил его генерал-майором и губернатором Новой Испании.
Теперь конкистадор мог заслуженно почивать на лаврах в объятиях прекрасной возлюбленной, которая предала свой народ, утопила родных в крови... Впрочем, все это не казалось ей слишком большой ценой за любовь самого бога Кецалькоатля. В 1523 году у нее родился сын. Ему дали имя Мартин в честь бога войны и отца Кортеса.

В 1526 году король пожаловал отважному конкистадору титул маркиза. Но чем более богатым и известным становился Кортес, тем больше появлялось у него недоброжелателей. Многие особенно боялись, что Кортес явится в Испанию и воспользуется таинственной силой шоколада, слух о котором распространялся в дворцовых кулуарах, чтобы занять трон короля. Враги Кортеса воспользовались влиянием его официальной жены, уговорив ее обратиться к королю и королеве с таким письмом: «Муж околдован ведьмой, он оставил семью и позорит мой древний дворянский род». Это письмо поддержала католическая церковь. Монарх приказал Кортесу вернуться в Испанию и в семью.
Кортесу пришлось повиноваться. Он готовился к отъезду, надеясь скоро уладить все дела в Европе, а потом вернуться к возлюбленной и сыну. Но Марина внезапно заболела оспой и скончалась. Безутешный Кортес отправился в Испанию с шестилетним Мартином.

Официальная супруга приняла Кортеса и его незаконнорожденного сына, а сам конкистадор просил папу о специальной булле, узаконивающей права Мартина. Так мальчик-метис стал маркизом и наследником конкистадора.
Кортес пережил свою прекрасную индианку на двадцать лет. Он открыл нынешнюю Калифорнию, участвовал в знаменитой испанской экспедиции в Алжир. Кортес считал, что его любовница являлась «первой после Бога, кого должна Испания благодарить за конкисту».

Его старый индейский слуга, присутствовавший при последних минутах жизни Кортеса, рассказывал, что за мгновения до смерти конкистадор приподнялся на ложе, посмотрел на что-то, видимое только ему, и произнес по-ацтекски: «Мы с тобой обязательно встретимся. Мы встретимся в небесном доме твоего бога, Кецалькоатля».
 Раймонда замолчала, завершив свой рассказ. Сергея невероятно поразила история шоколада, так тесно переплетенная с историей любви и предательства.
— Теперь я должна исправить это, — тихо проговорила Маркиза, словно подслушав, о чем думал Сергей. — Любовь Марины к Кортесу стала причиной многих бед для людей этой страны, где мы сейчас сражаемся, и я, потомок предательницы, помогу им вернуть себе свободу.

Желая перебить грустное философское настроение, которое охватило обоих после увлекательного, но морально тяжелого рассказа, Раймонда резко встала, задула свечи, включила показавшийся резким электрический свет. И совсем другим тоном — бодрым, деловым, сказала, что у нее есть очень интересная головоломка. Она осторожно достала из сейфа, встроенного в стену, древний манускрипт и передала его Сергею:
— Эти документы я нашла в архиве и уже несколько лет пытаюсь их расшифровать. Мне помогали лучшие в своем деле специалисты, но мы не продвинулись ни на шаг. Я даже не знаю, о чем здесь говорится. Один документ особенно важен, на нем стоит пометка самого Кортеса, который полагал, что здесь изложена самая значительная и секретная информация о покорении Латинской Америки. Ты должен разобраться в этом шифре. Я уверена, ты сможешь.

Продолжение следует. Ч. VI


Рецензии
Ваша повесть, Анатолий, не менее интересна, чем "Дочь Монтесумы" Хаггарда, которую прочитал в детстве. Захватывающе написали.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.04.2025 13:53     Заявить о нарушении
Добрый день. Большое спасибо за высокую оценку. Книга проходила рецензию трех юристов. Выбросили название страны… Одно могу сказать, что человек который был в этом партизанском отряде стал Президентом этой страны.
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   14.04.2025 14:22   Заявить о нарушении