О всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа
Друзья!
Из Сети
Извлечения из книг "Агни-Йога".
"Зерно духа непрерывно продолжает жизнь, и воздушный шар
нервных эманаций несет дух на высоту, им сложенную.
Мы не знаем границ возможностей завоеваний духа. Зерно
духа самодовлеющее, но по ауре можно судить о направлении.
Есть мысли, обращенные внутрь и поглощенные потенциалом
духа. Есть мысли, которые не выявлены на земном плане.
Кто-то молодой спросит: «Как понимать Агни Йогу?»
Скажите: «Как распознание и применение к жизни всесвязующей
стихии огня, питающей зерно духа«.
Спросит: «Как же мне подойти к этому познанию?» – «Очисти
мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай
их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на
Земле и, познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и
пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения
центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в
прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь.
Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано. Ты познал,
что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему
берегу потока. Ты осознал пространственные битвы. Для тебя нет
более слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат!»
Веданта правильно указывает, что дух остается
неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной
цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна
изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять,
что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная
вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду
зерно, а буддизм говорил о совершенствовании оболочек. Так
вполне сочетаются подвижное с неподвижным.
Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к
эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта
имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой
химический состав и тем изменить цвет и размер его, но
стихийная сущность огня останется неизменною.
Ошибки ничто, когда зерно огня крепнет. Действие – как
развевающееся знамя воина; как корона, его решимость; как
жемчужина, пламя его духа.
Пламенный дух, ты сожигаешь заблуждения и пронзаешь тьму.
Через все ценим огонь духа.
Заклинания и формулы, конечно, способствуют уловлению
ритма. Но закон эволюции предусматривает прямой контакт
сознания человеческого с космическим. Нужно, вместо ритма
заклинаний, понять огненное зерно духа и молчаливо установить
связь огня духа с Пространственным Огнем.
Из всех принципов, ведущих к расширению сознания,
принцип Иерархии самый мощный. Каждый явленный сдвиг
творится принципом Иерархии. Куда может дух направиться без
Руки Ведущей? Куда может глаз обернуться и сердце обратиться
без Иерархии? Когда Дающая Рука Иерарха утверждает
направление рока; когда Рука Иерарха устремляет лучший
явленный срок и высшие энергии принимают самые
приближенные обличия? Потому зерно духа насыщается
Космическим Лучом Иерарха. Когда самый мощный принцип
заключает в себе потенциал Огня, то утверждается, как
наивысший принцип, чистый Огонь Духа Иерарха. Так будем
помнить наших духовных Водителей. Так будем чтить закон
Иерархии.
Сила Космического Магнита напрягает психожизнь
элементов. Космический Магнит собирает комбинации
разнородных огней, которые, сочетаясь, дают формулу
пространственной облаченной формы. Неизменяемость закона
творческой Материи Люциды дает Вселенной каждую форму.
Закон ее утверждает психожизнь как зерноформы, потому все
привходящее будет предоставлено силе взаимодействующей.
Такое стремление лежит в человеке, и зерно духа будет всегда
отзываться на Космический Магнит. Все другие устремления духа
будут соответствовать назначению зерна, или его нарушению. С
этим законом зерна духа каждый человек должен соотносить свое
устремление.
Если бы люди вдумались в закон психожизни, который в основе
имеет огонь зерна духа, то можно было бы утвердить явление
жемчужины, которую каждый несет в себе. И вместо устремления к
внешней сущности люди устремились бы к сокровищу
психожизни.
При сочетании элементов, так называемых соотносящихся к
притяжению Космического Магнита, важно иметь условие точного
явления тождественности или комбинации сгармонизирования.
При собирании Новой Расы тот же принцип имеет
первенствующее значение. Когда заложено основание расы, то
собирание утверждается на лучших принципах. Космический
Магнит устремляет зерно, и вокруг него развивается мощная
монада. Каждое зерно имеет свой цикл, который развивается
общим принципом. Когда первенствующее Начало элемента
огненно, тогда и принцип Новой Расы будет строиться на Огне.
Творчество Космоса насыщается притяжением Магнита. Все
стремящиеся атомы притягиваются к зерну духа, ибо каждое
творческое проявление имеет свое ядро. В зерне духа заключено
все устремление и выражение творческого напряжения. Конечно,
в зерне духа утверждены все энергии и сообразование с
космическим направлением, но явление устремления к разным
комбинациям создает процесс обратного напряжения. Только
напряженный сосуд дает направление, которое идет с заданием
космическим. Когда вокруг зерна духа собирается энергия,
соответствующая устремлению Магнита, то это равно собиранию
атома вокруг его ядра. Все процессы жизни действуют из
внутренних импульсов. Когда импульс перестает поддерживаться
притяжением Космического Магнита, тогда сила сцепления
уничтожается. Когда зерно духапокрывается нагромождениями,
тогда является разобщение с чистым током, ведущим к
притяжению Космического Магнита.
Так зерно духа есть связь между сферами.
Зерно духа проявляется на утвержденных начинаниях. Его
мощь так ярка в проявлении огня Агни Йога! Когда зерно
духа пламенного Агни Йога напряжено к восприятию
Пространственного Огня, то утверждается течение явления
соответствия с эволюцией. Так создается мощь творчества
Космического Магнита. Сказано, что дух человеческий содержит в
себе те энергии, которые содержатся в планете. Конечно, толкуют
эту формул как соотношение человека с планетою, на которой он
живет, но явить надо шире понимание. Ядро духа несет те
энергии, которые заложены в его Светиле. Светило зарождающее
дает те утвержденные энергии и предопределяет развитие зерна.
… Свойство зерна духа утверждается на целую Манвантару и
составляет тождественную сущность со Светилом. Конечно,
монада насыщается также Светилами, ибо составляет зерно духа.
Зерно духа составляет часть намагниченной мощи Светила.
Лучи, проходящие через утвержденную явленную энергию,
напрягают ее свойства своим устремлением, потому зерно
духа имеет в себе каждый импульс, который заключен в Светиле.
Энергия, которая комбинируется с устремлением Магнита, дает
развитие сочетанию. Так когда творчество луча насыщает свое
пространство, тогда энергия круга, устремленного к жизни,
притягивает другие энергии, и сочетание Светила с жизненным
импульсом дает мощь зерну духа. Так заключим закон притяжения".
https://xn--80aaiayg0ak.xn--p1acf/
...Други!
********************
1.О чудо-энергии!
«Некоторые народы имеют обычай призывать своих далеко отсутствующих предков через
дымовое отверстие, очищенное огнем. … везде посылка мысли сочеталась с понятием
огня. … для действия мысли на дальнее расстояние нужно вызвать пламя центров. Не
насильственное напряжение воли, но сочетание огня даст посылке мысли мощь. … все
сказания об огне … заключают в себе много правды. Рост понимания даст возможность
различать, где основа действительности и ошибки плохой условности. …
Ученые, говорящие о подсознании, о мозговых и нервных рефлексах, о животном
магнетизме, о телепатии, говорят, конечно, об одном и том же – о психической
энергии … Развитие сознания приближает нас к осязанию целой мощной энергии,
неужели можно по-прежнему мыслить лишь половиною мозга, не заботясь о запертых
сокровищах? Закалка меча среди пламени под ударами молота будет лучшим
образцом для укрепления психической энергии. … как перенести все беспокойства и
волнения? Но покой есть вершина беспокойства.
Нет покоя среди космических вращений. Слепой и глухой представляют себе
кажущийся покой, но зрячий предпочитает проходить бури, лишь бы не ослепнуть.
Нет покоя, как его понимают люди, нельзя выйти из спирали строительного
вращения. Нужно, как якорь, призвать Терос для включения в правильную цепь токов.
Сильный дух танцует, когда меч закаляется. … Часть Агни Йоги, данная теперь,
обращает внимание на психическую энергию, на зарождение огней и на утонченное
сознание. Когда эти начала будут приняты, можно перейти к утончению мышления. …
Часто мы знаем слово и не можем произнести его. В глубине вращается понятие и не
выносится на поверхность. В это мгновение лучше всего ощущается глубина сознания.
Не извилины мозга, но какое-то другое хранилище будет складывать запасы памяти;
конечно, это - «Чаша». … «Чаша» была физически повреждена, тотчас прилив
воспоминаний прекращался. Наоборот, при повреждении мозга мгновенно
проносилась вся прошлая жизнь, как бы всплывая из глубин. Так при расширении
сознания познается сотрудничество центров. Познается, что можно получить из
каналов мозга и что почерпается из глубин «Чаши».
Несказуемые сокровища складываются в «Чаше». «Чаша» едина для воплощений.
Свойства мозга будут подвержены наследственности телесной, но качества «Чаши»
сложены самодеятельностью. «В Чаше лежит крылатый ребенок» - так напоминала
древняя мудрость о начале сознания. … исчезли тайны и чудеса. На их место должно
утвердиться в сознании понятие психической энергии, чем двигаются силы,
порождающие жизнь. … Неведомые медицине центры, называемые obscure, являются
двигателями, ответственными за наши мысли. …
Мостовая пути складывается из малых камней. … Когда изучаете путь мышления, вы
видите множество мелких мыслей, которые устилают поверхность движения. Кто
может уследить за малыми мыслями, тот уже может управлять большими решениями.
Качество и последовательность малых мыслей наслаивают основу больших действий.
Говоря о психической энергии, мы, прежде всего, должны помнить причины и
следствия наших малых обиходных мыслей. Ведь эти черви ослабляют высшую
энергию. … Наши враги – малые, докучливые мухи. Разве не подобны им разорванные
нити бродячих образов?
Когда указываем на образование психической энергии, то то же самое скажем о
преобразовании малых мыслей. Но … они могут быть явленными предтечами
гигантов. Пусть энергия нарастает без сора! … Насыщая пространство напряженной
мыслью, облекаем части устремления определенным обликом. Так из стихийной
материи рождаем желанный нами образ. Это образование пребывает около места
зарождения, укрепляемое нашими мыслями. Глаза ребенка или утонченное сознание
могут уловить это образование. Подобное наблюдение полезно при наблюдениях
творчества мысли.
Конечно, для успеха нужно охранить ауру места и неустанно наслаивать посылки. Час
перед восходом и ритм напева помогают. … Капилляры волос, как проводники
сознания, … поры кожи … поучительны. … Скажите тем, кто находит испытания
жестокими, что целесообразность их в том, что закал духа или прогрессирует, или
регрессирует. Опыт происходит из накоплений прошлых воплощений, но дух желает
пищи видимой яви. Но труд готов каждому желающему прогрессировать. Не нужно
рассматривать дух как фабрику для этого опыта сознательного достижения. Нужно
употребить часть знания «Чаши». …
https://www.livejournal.com/ratings/
****************
2.Мир голодных духов
В ад могут привести не только страшные преступления против других
людей и самоубийства. Как это ни странно выглядит, но ад люди могут
создать себе сами своими неумеренными «плотскими» привязанностями и
страстями. Все виды излишеств и моральной распущенности дорого
обходятся их носителям после потери физического тела.
Неумеренные физические потребности типа чревоугодия, пристрастия к
спиртному и т. п. свойственны не столько даже физическому телу, сколько
астральному принципу – носителю эмоционально-чувственного начала
человека. Люди, владеющие своими страстями и контролирующие свои
потребности, не испытывают особых трудностей в посмертном состоянии,
быстро привыкая к новым условиям бестелесного бытия.
Но те, кто в течение жизни шел на поводу у своего астрала, после смерти
попадают в мучительные для них обстоятельства: ведь астральное тело у
них остается таким же, с теми же привычками и пристрастиями. В итоге
после смерти чувства и желания человека остаются теми же, что и раньше,
но физического тела – инструмента для удовлетворения этих желаний – у
них уже нет. Люди, неумеренные в своих физических потребностях,
привыкшие к обжорству, сексуальным излишествам, пьянству и т. п., очень
страдают из-за невозможности испытывать те приятные ощущения,
которые давала им еда или порция спиртного.
В «Гранях Агни Йоги» о сохранении астральных чувств и желаний после
перехода в мир иной говорится: «Обжорство, похоть, пьянство, курение и
прочие чисто телесные отрицательные качества духа и вожделения,
связанные с ними, не могут быть удовлетворены после освобождения от
тела, но могут быть взяты с собою в Мир Тонкий, если не изжиты на Земле.
Если на Земле желания жгут человека, где их есть возможность временно
удовлетворить, то что же сказать о Надземном, где их жгучесть не может
быть утолена ни на миг?»
«Если бы поняли, как настоятельно необходимо очищение! Язвы духа –
это зацепки для тьмы, чтобы ухватиться за них когтями, увлечь дух во
тьму. Представьте себе положение, когда человек, стремящийся кверху, но
не освободившийся от язв духа на Земле, окружен темными, которые,
вцепившись в эти язвы, через них тянут неодолимо его вниз в свои сферы
низших слоев. Язвы духа, то есть вожделения, неудержимо влекут дух в
сферы напряженностью выявления в них этих вожделений, где он может
удовлетворить кажущимся образом, как бы чудовищны они ни были, чтобы
тут же почувствовать новый голод, новую жажду, так как кажущееся
удовлетворение голода не утоляет, а лишь усиливает ненасытность
каждого темного желания. Истинно, муки Тантала.(…)». («Грани Агни
Йоги», т. 4, 26.)
В структуре инфернальных слоев есть особое место, называемое в
тибетских религиозных источниках «миром голодных духов». Что загоняет
в эти слои души людей? Одно-единственное обстоятельство:
невозможность удовлетворения прежних чувственных потребностей в
посмертном состоянии. Испытывая постоянную потребность в
примитивных, животных, удовольствиях, развоплощенные рабы своих
желаний в итоге «застревают» в низших сферах астрала, близких к Земле,
так как это дает им возможность «подбирать» энергетические всплески
эмоций, испытываемых жителями земного плана, чей уровень развития и,
соответственно, потребностей аналогичен душам этих людей. Более того,
души пьяниц, развратников, обжор витают около увеселительных
заведений, посещаемых воплощенными любителями выпивки и других
подобных удовольствий. Эмоции и чувства порочных людей, живущих на
физическом плане, привлекают развоплощенных пленников собственных
страстей, и те буквально «липнут» к своим «друзьям по несчастью»,
пытаясь слиться с их сознанием и астральным телом, чтобы вновь
испытывать любимые ими грубые, животные ощущения, недоступные им
теперь в силу отсутствия физического тела.
Нередко на путь вампиризма в низшем астрале встают и неразвитые в
духовном отношении люди, покончившие жизнь самоубийством.
Нереализованные кармические энергии поневоле привлекают их к низшим
слоям астрала, а удержаться от соблазна и не поддаться царящим в этих
слоях грубым животным страстям они не могут.
Стремление к удовлетворению низших потребностей в Тонком мире может
стать причиной дальнейшей деградации личности. В поисках любого пути
к прежним удовольствиям душа может опускаться все в более низкие слои
астрала, которые представляют собой в полном смысле слова отбросы.
Неспособность бороться со своими животными наклонностями, нежелание
встать на путь духовно-нравственного очищения обрекают души порочных
людей на дальнейшую инволюцию, следствия которой, конечно же,
сказываются на последующих воплощениях. Рабы своих страстей даже
физически могут утрачивать человеческий облик, приближаясь к
животному состоянию. В Агни Йоге говорится: «Даже среди современных
форм можно найти зверообразных людей. Подобные ужасы обычно
приписывают испугу или потрясению матери. Но среди многих причин
часто упускают из виду главную. Можно представить себе, что в Тонком
мире некоторые особи подвержены припадкам вожделения. При этом Агни
настолько поникает, что животные принципы овладевают павшими.
Конечно, со временем они снова могут подниматься, но животное
прикасание настолько мощно, что может претвориться животной формой
при воплощении (…) Очень поучительно, как понижение Агни разрешает
доступ животным состояниям».
Зверообразные лица некоторых людей являются следствием тесного
соприкосновения их астральных оболочек с теми низшими слоями Тонкого
мира, где обитают животные элементалы, то есть духи животных.
Привлеченное своими неизжитыми страстями в созвучный им по
энергетике мир животных форм, астральное тело человека получает как
бы энергетическое клеймо животной формы, отражающееся на его
структуре и видимом облике. При новом воплощении этот облик
астрального тела передается телу эфирному, а через него – физическому,
и, таким образом, последнее еще в утробе матери получает
соответствующую зверообразную форму.
Мир голодных духов — это состояние крайней неудовлетворённости и
невозможности осуществить свои желания. Страдания здесь не столь
мучительны, как в мире обитателей ада (по крайней мере, голодные духи
избавлены от ощущений абсолютной стеснённости и несвободы), но всё же
очень сильны, ибо тяжесть негативных действий, повлёкших за собой
перерождение в этом состоянии, велика.
Собственно «духи» — лишь один из множества классов существ,
обитающих в этом мире. На санскрите существо этого класса называется
претя, что означает просто «покойник». Первоначально «пре-той»
называли дух умершего, над которым не совершили положенных
погребальных обрядов и который из-за этого не может продолжить путь к
месту своего перерождения или освобождения.
Он остаётся на кладбище или на площадке для кремаций, дожидаясь
ритуальных подношений, которые освободят его. В несколько ином свете
сущность прет представляет более поздний индийский миф, повествующий
о боге Брахме, олицетворении творческой энергии желания. Силой мысли
Брахма сотворил дочь — первую в мире женщину, и тотчас возжелал её,
повинуясь побуждению своей природной сущности. Но, будучи также
воплощением блага, истины и чистоты, он попытался побороть в себе это
желание. Из капель пота, которыми покрылось его тело в этой
напряжённой внутренней борьбе, возникли преты.
В других вариантах мифа рассказывается о рождении других странных
существ из осадка желания или гнева, преодолённых, но не уничтоженных
без остатка. Иными словами, желание и гнев всегда порождают
кармические последствия — духов, которые будут преследовать нас, пока
мы не изживём эти последствия.
Термин «голодные духи» происходит от тибетского перевода этого
санскритского слова (тиб. уi dvags) и представляется мне весьма удачным,
так как содержит в себе главную характеристику этого класса существ. В
английском языке словом «дух» (ghost) обычно обозначается душа
покойника, «застрявшая» между земной и загробной жизнью (подобно
индийскому прете в первоначальном значении этого слова), поэтому
следует помнить, что мир прет в буддизме — это не промежуточное
состояние, а новая жизнь, новое перерождение. Но в остальном наше
представление о духах достаточно хорошо согласуется с психологией
буддийского мира прет. Все духи так или иначе голодны и не
удовлетворены, они бесцельно блуждают в поисках того, что
удовлетворило бы их жажду, и мучат других своими ненасытными
желаниями.
Другой класс существ, обитающих в этом мире, — гандхарвы,
таинственные сверхъестественные персонажи индийских мифов,
связанные с луной и обладающие странной властью над женщинами. Они
питаются только запахом благовоний и являются искуснейшими
врачевателями, музыкантами и любовниками. Возможно, отождествление
гандхарвов с духами умерших, ищущих чрево для нового перерождения,
возникло именно из-за этих ассоциаций с женщинами. Сознание умершего,
пребывающего в бардо существования, тоже называется «гандхарвой», и
мир голодных духов соотносится именно с бардо существования.
Гандхарвы в этом бардо пребывают вне контекста шести миров, ибо они
ещё не переродились. Но если они пробудут в нём слишком долго, не
входя в чрево, то в конце концов могут стать голодными духами в полном
смысле этого слова.
В мире голодных духов обитают самые разнообразные существа — в
сущности, почти все персонажи индийской мифологии, которых нельзя
безоговорочно причислить к людям, животным или богам. Выделяется
класс голодных духов, похожих на привидения западной традиции. Они
блуждают около площадок для кремаций и в безлюдных местах;
некоторые из них способны вселяться в трупы и возвращать им подобие
жизни[86]; многие зловредны и порочны, причиняют вред другим живым
существам, насылая несчастья, болезни и безумие. Некоторые из этих
духов претерпели насильственную смерть и до сих пор не могут
оправиться от боли и страха; другие вредят из желания отомстить за те
страдания, которые перенесли в прошлых жизнях (таковы, к примеру,
духи женского пола, вредящие детям и беременным женщинам).
Существует также весьма многочисленный класс вредоносных сущностей,
вызывающих телесные и душевные заболевания. В тибетской медицине их
нередко называют демонами и при диагностике и лечении болезней
уделяют им большое внимание[87]. Между этими болезнетворными
сущностями и их жертвами обязательно существует некая кармическая
связь, тянущаяся из прошлого. Подобные связи могут возникать на основе
мощной эмоциональной энергии или какой-либо фиксации, обретшей
самостоятельную жизнь, а могут и порождаться страданиями, которые одно
существо когда-то причинило другому.
Ещё одна разновидность демонов — ракшасы, плотоядные и кровожадные
духи ночи. Ракшасов описывают как гигантских злобных чудовищ,
исполненных алчности и похоти; это воплощённые силы зла, подобные
демонам западной традиции. Там, где в переводах буддийских текстов
говорится о богах и демонах, под последними обыкновенно имеются в виду
ракшасы. Трунгпа Ринпоче говорил, что демоны олицетворяют всё, от чего
нам хотелось бы избавиться, а боги и богини — всё, что мы хотели бы
привлечь в свою жизнь. Но некоторые ракшасы стоят на более высоком
уровне, ближе к второстепенным божествам или завистливым богам, и к
этому классу принадлежит немало существ, не столь вредоносных и
мятущихся, как голодные духи низшего уровня.
Иные из них наделены великим могуществом, которое могут обращать во
благо, если захотят; но и они одержимы эгоистическими желаниями, а
потому коварны и непредсказуемы.
Местные тибетские предания о сверхъестественных существах тесно
переплелись с индийскими, как происходило и в других областях
распространения буддизма. Ничто не мешает и нам представить по
примеру тибетцев, что мир голодных духов населён всевозможными
существами «маленького народца», фигурирующими в западных легендах:
гномами и гоблинами, великанами, вампирами и всеми «призраками, и
упырями, и длинноногими тварями, и всякой тварью, скачущей в ночи».
Все эти бесчисленные духи обитают на земле и под землей, в море и в
воздушных просторах. Они, как мы видим, весьма многообразны, однако
для всех голодных духов в традиции принято стандартное изображение, в
своём роде карикатурное и отражающее основное свойство их натуры —
голод. У них крошечные рты, длинные тощие шеи и огромные вздутые
животы, символизирующие не только крайнюю степень голода, но и
жадность.
Неспособность утолить голод проявляется у голодных духов по-разному, в
зависимости от того, что именно они воспринимают в искажённом свете:
внешний мир, своё внутреннее состояние или же и то, и другое.
В первом случае духи тщетно рыщут в поисках пищи и питья. Одни словно
бы видят пищу вдалеке, но стоит им приблизиться, как мираж исчезает.
Другие садятся за накрытый стол, но стоит им прикоснуться к пище, как
появляются чудовищные стражи и гонят их прочь.
Голодным духам второй категории пища и питье доступны, но рот и глотка
у них такие маленькие, а желудок такой огромный, что им никогда не
удаётся съесть и малой доли того, что могло бы их насытить. Своими
длинными цепкими пальцами они лихорадочно хватают и тащат в рот всё,
что подвернётся под руку, но муки голода терзают их всё сильней и
сильней.
Голодные духи третьей группы подвержены разнообразным внешним и
внутренним галлюцинациям, не позволяющим извлекать из пищи пользу.
Одних пища и питье жгут изнутри огнём; у других они превращаются во
рту в отвратительные вещества (кровь, гной, мочу) или несъедобные
предметы (железо, солому); третьи вынуждены глодать собственную
плоть.
Господствующее в этом мире субъективное переживание —
всепоглощающее ощущение нехватки, чувство нищеты в сочетании с
алчностью. Парадокс в том, что голодные духи окружены богатством и
роскошью: у них есть всё, чего они только могут пожелать, но голод не
даёт им насладиться этим изобилием. У них чрезвычайно силён инстинкт
самосохранения, не позволяющий расслабиться и испытать чувство
свободы и открытости. Голодные духи одержимы удовлетворением своих
потребностей, а потому не способны ни сопереживать другим страдающим
существам, ни проявлять хотя бы зачатки щедрости. К рождению в таких
условиях приводят исключительная алчность, скупость и скаредность.
Отличительные черты мира голодных духов можно обнаружить во всех
областях человеческой жизни: материальной и эмоциональной,
интеллектуальной и духовной. Они не имеют никакого отношения к
внешним условиям жизни: склад ума, типичный для голодного духа, может
быть и у миллиардера. Люди, которые нажили состояние, трясясь над
каждым грошом, зачастую не способны наслаждаться своим богатством по-
настоящему: они всё время стремятся увеличить его и боятся потерять.
Другие проявления этой тенденции в материальном мире — избыточное
потребление и навязчивая страсть к коллекционированию. Поначалу
приобретение желанных предметов доставляет удовольствие, но какое-то
время спустя покупки превращаются в самоцель. Подлинного
удовлетворения они больше не приносят — напротив, только возбуждают
голод. Одежда без дела пылится в шкафах, а коллекция прекрасных
произведений искусства томится под замком, не радуя даже глаз самого
коллекционера.
Многие из нас с жадностью голодных духов поглощают ощущения, хотя
такую привычку отследить и опознать труднее: ведь ощущения так
эфемерны и мимолётны, почти что абстрактны! Такова, например,
охватывающая нас временами страсть к красоте: упиваясь сочностью
красок или ароматом цветка, мы глубоко вдыхаем, как будто пытаемся
закрепить ощущение, вобрать его в себя и овладеть им всецело.
Столь же ненасытны голодные духи и в эмоциональной сфере.
Встречаются такие люди, которые изо всех сил стремятся завязать дружбу
с каждым новым знакомым, затем какое-то время требуют к себе
безраздельного внимания, но довольно быстро теряют интерес и переходят
к новому увлечению. Другие переживают столь же быстротечные
любовные увлечения и никак не могут найти подходящего партнёра и
успокоиться. Тип «вечного студента», постоянно стремящегося к новой
информации, но не применяющего свои знания на практике, — образец
голодного духа в сфере идей. В духовной сфере та же тенденция
проявляется у людей, которые беспрестанно примеряют на себя
всевозможные пути духовного развития, но так и не решаются
остановиться на чём-то одном. Во всех этих случаях поиск, надежда и
ожидание оказываются важнее достижения. Трунгпа Ринпоче говорил, что
к миру голодных духов принадлежит, в сущности, любой процесс обучения
и любая разновидность голода, будь то стремление к знанию, опыту или
даже просветлению.
Различные психологические проявления мира голодных духов можно
соотнести с традиционными тремя категориями искажённого восприятия.
Некоторым людям кажется, что они станут совершенно счастливы, если
найдут идеальное место жительства или место работы. Они подобны тем
голодным духам, которые никак не могут найти себе пищу или для
которых она оказывается миражом. К той же категории относится вечный
поиск любви или совершенства. Голодные духи, которых отгоняют от
накрытого стола чудовищные стражи, подобны тем людям, которые в
глубине души не считают себя достойными искомой цели. В
действительности им никто не мешает, но они сами измышляют
всевозможные препятствия на пути к исполнению своих желаний.
Люди, не сталкивающиеся с внешними препятствиями, но и не
получающие никакой выгоды от своих приобретений, подобны духам с
огромными животами и крошечными ртами. Они покупают и накапливают
всевозможные вещи, которые не приносят им ни пользы, ни удовольствия.
Они поглощают гигантские объёмы информации, но не могут её
переварить. Пытаясь сохранить какое-то впечатление на будущее, мы не
даём себе вкусить его в полной мере в настоящий момент. Студент,
торопящийся записать слова лектора, не успевает вникнуть в их смысл, а
турист, деловито фотографирующий прекрасные виды, не успевает
насладиться живой реальностью разворачивающейся перед ним сцены.
Всё, что мы воспринимаем органами чувств, есть пища для всего нашего
существа, но для того чтобы пища приносила нам пользу, она должна
усваиваться полностью и правильно.
Не выполняя своей истинной функции, то есть не обеспечивая питание
организму, пища причиняет только вред. Эту ситуацию и олицетворяет
собой третья категория голодных духов. Если желание становится
самоцелью, то, получив желаемое, мы тотчас теряем к нему интерес или
вдруг понимаем, что оно нам не нужно, что на самом деле мы хотели чего-
то совсем другого. Так пища во рту голодного духа обращается в солому.
Иногда достигнутая цель оборачивается тяжким бременем, подобным
железной глыбе, а иногда даже начинает казаться тошнотворной и
отвратительной, как гной. Если мы будем злоупотреблять дарами и
возможностями, которые предлагает нам жизнь, оскверняя их жадностью и
скупостью, то в конце концов можем почувствовать себя обманутыми; мы
дойдём до грани отчаяния, и горечь разочарования станет жечь нас
изнутри. Чаще всего такое случается в духовной сфере. Для того, кто
следует духовным путём с установкой на присвоение — то есть, по
выражению Трунгпы Ринпоче, погряз в духовном материализме, — всякое
вновь приобретённое знание может обернуться препятствием на пути к
истинному пониманию.
Кредо голодного духа — «всё бери, ничего не отдавай». Голодный дух
использует людей и ситуации в своих интересах и воспринимает всё и вся
только как объекты потребления. В сказках духи наделяются способностью
вытягивать всё тепло из окружающего пространства. Человек,
пребывающий в состоянии сознания голодного духа, высасывает энергию
из других живых существ, оставляя их истощенными и опустошёнными.
Сколько ему ни давай, он требует ещё и ещё.
Мир голодных духов связан с родами Падма и Ратна. В «Освобождении
посредством слушания» он соотносится с Амитабхой — буддой рода Падма.
Путь, ведущий к нему, описывается как «порождённый страстью и
скаредностью» и «взросший на великой страсти». Такие эмоции, как
страсть, желание и жадность, обычно считаются характеристиками Падмы.
Однако Трунгпа Ринпоче соотносит мир голодных духов с родом Ратна. В
текстах «Сотня преклонений» и «Практика дхармы», входящих в тот же
цикл, что и «Освобождение посредством слушания», причинами
перерождения в мире голодных духов называются только скаредность и
корыстолюбие. А эти качества, будучи оборотной стороной щедрости и
расточительности, соответствуют психологии Ратны. Из «ядов» с Ратной
обычно ассоциируется гордыня, но в данном случае место гордости своим
богатством занимает извращённая гордость чувством недостачи,
неразрывно связанным со страхом нищеты. Это бездонная пропасть,
жаждущая, чтобы её заполнили.
Будда, являющийся в мире голодных духов, носит имя Джвала-мукха —
«Пламенноустый». Красный цвет его одеяния связывает его с родом
Падма. Этот будда сияет безграничным светом Амитабхи, неистощимым
теплом и неисчерпаемым состраданием. В руках его сосуд божественного
нектара, удовлетворяющего любую нужду. Но этот дар совершенной пищи,
раз и навсегда способной утолить голод, ставит духов перед предельной
для них дилеммой: приняв этот дар, они прекратят своё существование в
качестве голодных духов.
Выбор такого рода — выбор между надеждой и страхом, между
присвоением и непривязанностью — отличительная черта бардо
существования. Как показано на схеме колеса жизни, в основе
существования лежит присвоение; голодный дух вечно ищет чего-то
нового, жадно стремясь к новой жизни, но страшась потерять старую.
«Просвет» этого бардо — мимолётная возможность отказаться от обеих
крайностей: и от надежды, и от страха.
В ад могут привести не только страшные преступления против других
людей и самоубийства. Как это ни странно выглядит, но ад люди могут
создать себе сами своими неумеренными «плотскими» привязанностями и
страстями. Все виды излишеств и моральной распущенности дорого
обходятся их носителям после потери физического тела.
Неумеренные физические потребности типа чревоугодия, пристрастия к
спиртному и т. п. свойственны не столько даже физическому телу, сколько
астральному принципу – носителю эмоционально-чувственного начала
человека. Люди, владеющие своими страстями и контролирующие свои
потребности, не испытывают особых трудностей в посмертном состоянии,
быстро привыкая к новым условиям бестелесного бытия.
Но те, кто в течение жизни шел на поводу у своего астрала, после смерти
попадают в мучительные для них обстоятельства: ведь астральное тело у
них остается таким же, с теми же привычками и пристрастиями. В итоге
после смерти чувства и желания человека остаются теми же, что и раньше,
но физического тела – инструмента для удовлетворения этих желаний – у
них уже нет. Люди, неумеренные в своих физических потребностях,
привыкшие к обжорству, сексуальным излишествам, пьянству и т. п., очень
страдают из-за невозможности испытывать те приятные ощущения,
которые давала им еда или порция спиртного.
В «Гранях Агни Йоги» о сохранении астральных чувств и желаний после
перехода в мир иной говорится: «Обжорство, похоть, пьянство, курение и
прочие чисто телесные отрицательные качества духа и вожделения,
связанные с ними, не могут быть удовлетворены после освобождения от
тела, но могут быть взяты с собою в Мир Тонкий, если не изжиты на Земле.
Если на Земле желания жгут человека, где их есть возможность временно
удовлетворить, то что же сказать о Надземном, где их жгучесть не может
быть утолена ни на миг?»
«Если бы поняли, как настоятельно необходимо очищение! Язвы духа –
это зацепки для тьмы, чтобы ухватиться за них когтями, увлечь дух во
Новости: ; Объявляется набор в школу гадания на картах Ленорман ;
АвторАвтор Тема: Мир голодных духов (Прочитано 475 раз)Тема: Мир голодных духов (Прочитано 475 раз)
НАЧАЛОНАЧАЛО ВХОДВХОД РЕГИСТРАЦИЯРЕГИСТРАЦИЯ
тьму. Представьте себе положение, когда человек, стремящийся кверху, но
не освободившийся от язв духа на Земле, окружен темными, которые,
вцепившись в эти язвы, через них тянут неодолимо его вниз в свои сферы
низших слоев. Язвы духа, то есть вожделения, неудержимо влекут дух в
сферы напряженностью выявления в них этих вожделений, где он может
удовлетворить кажущимся образом, как бы чудовищны они ни были, чтобы
тут же почувствовать новый голод, новую жажду, так как кажущееся
удовлетворение голода не утоляет, а лишь усиливает ненасытность
каждого темного желания. Истинно, муки Тантала.(…)». («Грани Агни
Йоги», т. 4, 26.)
В структуре инфернальных слоев есть особое место, называемое в
тибетских религиозных источниках «миром голодных духов». Что загоняет
в эти слои души людей? Одно-единственное обстоятельство:
невозможность удовлетворения прежних чувственных потребностей в
посмертном состоянии. Испытывая постоянную потребность в
примитивных, животных, удовольствиях, развоплощенные рабы своих
желаний в итоге «застревают» в низших сферах астрала, близких к Земле,
так как это дает им возможность «подбирать» энергетические всплески
эмоций, испытываемых жителями земного плана, чей уровень развития и,
соответственно, потребностей аналогичен душам этих людей. Более того,
души пьяниц, развратников, обжор витают около увеселительных
заведений, посещаемых воплощенными любителями выпивки и других
подобных удовольствий. Эмоции и чувства порочных людей, живущих на
физическом плане, привлекают развоплощенных пленников собственных
страстей, и те буквально «липнут» к своим «друзьям по несчастью»,
пытаясь слиться с их сознанием и астральным телом, чтобы вновь
испытывать любимые ими грубые, животные ощущения, недоступные им
теперь в силу отсутствия физического тела.
Нередко на путь вампиризма в низшем астрале встают и неразвитые в
духовном отношении люди, покончившие жизнь самоубийством.
Нереализованные кармические энергии поневоле привлекают их к низшим
слоям астрала, а удержаться от соблазна и не поддаться царящим в этих
слоях грубым животным страстям они не могут.
Стремление к удовлетворению низших потребностей в Тонком мире может
стать причиной дальнейшей деградации личности. В поисках любого пути
к прежним удовольствиям душа может опускаться все в более низкие слои
астрала, которые представляют собой в полном смысле слова отбросы.
Неспособность бороться со своими животными наклонностями, нежелание
встать на путь духовно-нравственного очищения обрекают души порочных
людей на дальнейшую инволюцию, следствия которой, конечно же,
сказываются на последующих воплощениях. Рабы своих страстей даже
физически могут утрачивать человеческий облик, приближаясь к
животному состоянию. В Агни Йоге говорится: «Даже среди современных
форм можно найти зверообразных людей. Подобные ужасы обычно
приписывают испугу или потрясению матери. Но среди многих причин
часто упускают из виду главную. Можно представить себе, что в Тонком
мире некоторые особи подвержены припадкам вожделения. При этом Агни
настолько поникает, что животные принципы овладевают павшими.
Конечно, со временем они снова могут подниматься, но животное
прикасание настолько мощно, что может претвориться животной формой
при воплощении (…) Очень поучительно, как понижение Агни разрешает
доступ животным состояниям».
Зверообразные лица некоторых людей являются следствием тесного
соприкосновения их астральных оболочек с теми низшими слоями Тонкого
мира, где обитают животные элементалы, то есть духи животных.
Привлеченное своими неизжитыми страстями в созвучный им по
энергетике мир животных форм, астральное тело человека получает как
бы энергетическое клеймо животной формы, отражающееся на его
структуре и видимом облике. При новом воплощении этот облик
астрального тела передается телу эфирному, а через него – физическому,
и, таким образом, последнее еще в утробе матери получает
соответствующую зверообразную форму.
Обратная ссылка: Записан
Кому не дано - с того не спросится.
Лиходей
Ветеран
Сообщений: 545
Репутация: 88
Выпускник Школы
Рунической Магии
Re: Мир голодных духов
« Ответ #1 : 08 Марта 2021, 14:27:14 »
Мир голодных духов — это состояние крайней неудовлетворённости и
невозможности осуществить свои желания. Страдания здесь не столь
мучительны, как в мире обитателей ада (по крайней мере, голодные духи
избавлены от ощущений абсолютной стеснённости и несвободы), но всё же
очень сильны, ибо тяжесть негативных действий, повлёкших за собой
перерождение в этом состоянии, велика.
Собственно «духи» — лишь один из множества классов существ,
обитающих в этом мире. На санскрите существо этого класса называется
претя, что означает просто «покойник». Первоначально «пре-той»
называли дух умершего, над которым не совершили положенных
погребальных обрядов и который из-за этого не может продолжить путь к
месту своего перерождения или освобождения.
Он остаётся на кладбище или на площадке для кремаций, дожидаясь
ритуальных подношений, которые освободят его. В несколько ином свете
сущность прет представляет более поздний индийский миф, повествующий
о боге Брахме, олицетворении творческой энергии желания. Силой мысли
Брахма сотворил дочь — первую в мире женщину, и тотчас возжелал её,
повинуясь побуждению своей природной сущности. Но, будучи также
воплощением блага, истины и чистоты, он попытался побороть в себе это
желание. Из капель пота, которыми покрылось его тело в этой
напряжённой внутренней борьбе, возникли преты.
В других вариантах мифа рассказывается о рождении других странных
существ из осадка желания или гнева, преодолённых, но не уничтоженных
без остатка. Иными словами, желание и гнев всегда порождают
кармические последствия — духов, которые будут преследовать нас, пока
мы не изживём эти последствия.
Термин «голодные духи» происходит от тибетского перевода этого
санскритского слова (тиб. уi dvags) и представляется мне весьма удачным,
так как содержит в себе главную характеристику этого класса существ. В
английском языке словом «дух» (ghost) обычно обозначается душа
покойника, «застрявшая» между земной и загробной жизнью (подобно
индийскому прете в первоначальном значении этого слова), поэтому
следует помнить, что мир прет в буддизме — это не промежуточное
состояние, а новая жизнь, новое перерождение. Но в остальном наше
представление о духах достаточно хорошо согласуется с психологией
буддийского мира прет. Все духи так или иначе голодны и не
удовлетворены, они бесцельно блуждают в поисках того, что
удовлетворило бы их жажду, и мучат других своими ненасытными
желаниями.
Другой класс существ, обитающих в этом мире, — гандхарвы,
таинственные сверхъестественные персонажи индийских мифов,
связанные с луной и обладающие странной властью над женщинами. Они
питаются только запахом благовоний и являются искуснейшими
врачевателями, музыкантами и любовниками. Возможно, отождествление
гандхарвов с духами умерших, ищущих чрево для нового перерождения,
возникло именно из-за этих ассоциаций с женщинами. Сознание умершего,
пребывающего в бардо существования, тоже называется «гандхарвой», и
мир голодных духов соотносится именно с бардо существования.
Гандхарвы в этом бардо пребывают вне контекста шести миров, ибо они
ещё не переродились. Но если они пробудут в нём слишком долго, не
входя в чрево, то в конце концов могут стать голодными духами в полном
смысле этого слова.
В мире голодных духов обитают самые разнообразные существа — в
сущности, почти все персонажи индийской мифологии, которых нельзя
безоговорочно причислить к людям, животным или богам. Выделяется
класс голодных духов, похожих на привидения западной традиции. Они
блуждают около площадок для кремаций и в безлюдных местах;
некоторые из них способны вселяться в трупы и возвращать им подобие
жизни[86]; многие зловредны и порочны, причиняют вред другим живым
существам, насылая несчастья, болезни и безумие. Некоторые из этих
духов претерпели насильственную смерть и до сих пор не могут
оправиться от боли и страха; другие вредят из желания отомстить за те
страдания, которые перенесли в прошлых жизнях (таковы, к примеру,
духи женского пола, вредящие детям и беременным женщинам).
Существует также весьма многочисленный класс вредоносных сущностей,
вызывающих телесные и душевные заболевания. В тибетской медицине их
нередко называют демонами и при диагностике и лечении болезней
уделяют им большое внимание[87]. Между этими болезнетворными
сущностями и их жертвами обязательно существует некая кармическая
связь, тянущаяся из прошлого. Подобные связи могут возникать на основе
мощной эмоциональной энергии или какой-либо фиксации, обретшей
самостоятельную жизнь, а могут и порождаться страданиями, которые одно
существо когда-то причинило другому.
Ещё одна разновидность демонов — ракшасы, плотоядные и кровожадные
духи ночи. Ракшасов описывают как гигантских злобных чудовищ,
исполненных алчности и похоти; это воплощённые силы зла, подобные
демонам западной традиции. Там, где в переводах буддийских текстов
говорится о богах и демонах, под последними обыкновенно имеются в виду
ракшасы. Трунгпа Ринпоче говорил, что демоны олицетворяют всё, от чего
нам хотелось бы избавиться, а боги и богини — всё, что мы хотели бы
привлечь в свою жизнь. Но некоторые ракшасы стоят на более высоком
уровне, ближе к второстепенным божествам или завистливым богам, и к
этому классу принадлежит немало существ, не столь вредоносных и
мятущихся, как голодные духи низшего уровня.
Иные из них наделены великим могуществом, которое могут обращать во
благо, если захотят; но и они одержимы эгоистическими желаниями, а
потому коварны и непредсказуемы.
Местные тибетские предания о сверхъестественных существах тесно
переплелись с индийскими, как происходило и в других областях
распространения буддизма. Ничто не мешает и нам представить по
примеру тибетцев, что мир голодных духов населён всевозможными
существами «маленького народца», фигурирующими в западных легендах:
гномами и гоблинами, великанами, вампирами и всеми «призраками, и
упырями, и длинноногими тварями, и всякой тварью, скачущей в ночи».
Все эти бесчисленные духи обитают на земле и под землей, в море и в
воздушных просторах. Они, как мы видим, весьма многообразны, однако
для всех голодных духов в традиции принято стандартное изображение, в
своём роде карикатурное и отражающее основное свойство их натуры —
голод. У них крошечные рты, длинные тощие шеи и огромные вздутые
животы, символизирующие не только крайнюю степень голода, но и
жадность.
Неспособность утолить голод проявляется у голодных духов по-разному, в
зависимости от того, что именно они воспринимают в искажённом свете:
внешний мир, своё внутреннее состояние или же и то, и другое.
В первом случае духи тщетно рыщут в поисках пищи и питья. Одни словно
бы видят пищу вдалеке, но стоит им приблизиться, как мираж исчезает.
Другие садятся за накрытый стол, но стоит им прикоснуться к пище, как
появляются чудовищные стражи и гонят их прочь.
Голодным духам второй категории пища и питье доступны, но рот и глотка
у них такие маленькие, а желудок такой огромный, что им никогда не
удаётся съесть и малой доли того, что могло бы их насытить. Своими
длинными цепкими пальцами они лихорадочно хватают и тащат в рот всё,
что подвернётся под руку, но муки голода терзают их всё сильней и
сильней.
Голодные духи третьей группы подвержены разнообразным внешним и
внутренним галлюцинациям, не позволяющим извлекать из пищи пользу.
Одних пища и питье жгут изнутри огнём; у других они превращаются во
рту в отвратительные вещества (кровь, гной, мочу) или несъедобные
предметы (железо, солому); третьи вынуждены глодать собственную
плоть.
Господствующее в этом мире субъективное переживание —
всепоглощающее ощущение нехватки, чувство нищеты в сочетании с
алчностью. Парадокс в том, что голодные духи окружены богатством и
роскошью: у них есть всё, чего они только могут пожелать, но голод не
даёт им насладиться этим изобилием. У них чрезвычайно силён инстинкт
самосохранения, не позволяющий расслабиться и испытать чувство
свободы и открытости. Голодные духи одержимы удовлетворением своих
потребностей, а потому не способны ни сопереживать другим страдающим
существам, ни проявлять хотя бы зачатки щедрости. К рождению в таких
условиях приводят исключительная алчность, скупость и скаредность.
Отличительные черты мира голодных духов можно обнаружить во всех
областях человеческой жизни: материальной и эмоциональной,
интеллектуальной и духовной. Они не имеют никакого отношения к
внешним условиям жизни: склад ума, типичный для голодного духа, может
быть и у миллиардера. Люди, которые нажили состояние, трясясь над
каждым грошом, зачастую не способны наслаждаться своим богатством по-
настоящему: они всё время стремятся увеличить его и боятся потерять.
Другие проявления этой тенденции в материальном мире — избыточное
потребление и навязчивая страсть к коллекционированию. Поначалу
приобретение желанных предметов доставляет удовольствие, но какое-то
время спустя покупки превращаются в самоцель. Подлинного
удовлетворения они больше не приносят — напротив, только возбуждают
голод. Одежда без дела пылится в шкафах, а коллекция прекрасных
произведений искусства томится под замком, не радуя даже глаз самого
коллекционера.
Многие из нас с жадностью голодных духов поглощают ощущения, хотя
такую привычку отследить и опознать труднее: ведь ощущения так
эфемерны и мимолётны, почти что абстрактны! Такова, например,
охватывающая нас временами страсть к красоте: упиваясь сочностью
красок или ароматом цветка, мы глубоко вдыхаем, как будто пытаемся
закрепить ощущение, вобрать его в себя и овладеть им всецело.
Столь же ненасытны голодные духи и в эмоциональной сфере.
Встречаются такие люди, которые изо всех сил стремятся завязать дружбу
с каждым новым знакомым, затем какое-то время требуют к себе
безраздельного внимания, но довольно быстро теряют интерес и переходят
к новому увлечению. Другие переживают столь же быстротечные
любовные увлечения и никак не могут найти подходящего партнёра и
успокоиться. Тип «вечного студента», постоянно стремящегося к новой
информации, но не применяющего свои знания на практике, — образец
голодного духа в сфере идей. В духовной сфере та же тенденция
проявляется у людей, которые беспрестанно примеряют на себя
всевозможные пути духовного развития, но так и не решаются
остановиться на чём-то одном. Во всех этих случаях поиск, надежда и
ожидание оказываются важнее достижения. Трунгпа Ринпоче говорил, что
к миру голодных духов принадлежит, в сущности, любой процесс обучения
и любая разновидность голода, будь то стремление к знанию, опыту или
даже просветлению.
Различные психологические проявления мира голодных духов можно
соотнести с традиционными тремя категориями искажённого восприятия.
Некоторым людям кажется, что они станут совершенно счастливы, если
найдут идеальное место жительства или место работы. Они подобны тем
голодным духам, которые никак не могут найти себе пищу или для
которых она оказывается миражом. К той же категории относится вечный
поиск любви или совершенства. Голодные духи, которых отгоняют от
накрытого стола чудовищные стражи, подобны тем людям, которые в
глубине души не считают себя достойными искомой цели. В
действительности им никто не мешает, но они сами измышляют
всевозможные препятствия на пути к исполнению своих желаний.
Люди, не сталкивающиеся с внешними препятствиями, но и не
получающие никакой выгоды от своих приобретений, подобны духам с
огромными животами и крошечными ртами. Они покупают и накапливают
всевозможные вещи, которые не приносят им ни пользы, ни удовольствия.
Они поглощают гигантские объёмы информации, но не могут её
переварить. Пытаясь сохранить какое-то впечатление на будущее, мы не
даём себе вкусить его в полной мере в настоящий момент. Студент,
торопящийся записать слова лектора, не успевает вникнуть в их смысл, а
турист, деловито фотографирующий прекрасные виды, не успевает
насладиться живой реальностью разворачивающейся перед ним сцены.
Всё, что мы воспринимаем органами чувств, есть пища для всего нашего
существа, но для того чтобы пища приносила нам пользу, она должна
усваиваться полностью и правильно.
Не выполняя своей истинной функции, то есть не обеспечивая питание
организму, пища причиняет только вред. Эту ситуацию и олицетворяет
собой третья категория голодных духов. Если желание становится
самоцелью, то, получив желаемое, мы тотчас теряем к нему интерес или
вдруг понимаем, что оно нам не нужно, что на самом деле мы хотели чего-
то совсем другого. Так пища во рту голодного духа обращается в солому.
Иногда достигнутая цель оборачивается тяжким бременем, подобным
железной глыбе, а иногда даже начинает казаться тошнотворной и
отвратительной, как гной. Если мы будем злоупотреблять дарами и
возможностями, которые предлагает нам жизнь, оскверняя их жадностью и
скупостью, то в конце концов можем почувствовать себя обманутыми; мы
дойдём до грани отчаяния, и горечь разочарования станет жечь нас
изнутри. Чаще всего такое случается в духовной сфере. Для того, кто
следует духовным путём с установкой на присвоение — то есть, по
выражению Трунгпы Ринпоче, погряз в духовном материализме, — всякое
вновь приобретённое знание может обернуться препятствием на пути к
истинному пониманию.
Кредо голодного духа — «всё бери, ничего не отдавай». Голодный дух
использует людей и ситуации в своих интересах и воспринимает всё и вся
только как объекты потребления. В сказках духи наделяются способностью
вытягивать всё тепло из окружающего пространства. Человек,
пребывающий в состоянии сознания голодного духа, высасывает энергию
из других живых существ, оставляя их истощенными и опустошёнными.
Сколько ему ни давай, он требует ещё и ещё.
Мир голодных духов связан с родами Падма и Ратна. В «Освобождении
посредством слушания» он соотносится с Амитабхой — буддой рода Падма.
Путь, ведущий к нему, описывается как «порождённый страстью и
скаредностью» и «взросший на великой страсти». Такие эмоции, как
страсть, желание и жадность, обычно считаются характеристиками Падмы.
Однако Трунгпа Ринпоче соотносит мир голодных духов с родом Ратна. В
текстах «Сотня преклонений» и «Практика дхармы», входящих в тот же
цикл, что и «Освобождение посредством слушания», причинами
перерождения в мире голодных духов называются только скаредность и
корыстолюбие. А эти качества, будучи оборотной стороной щедрости и
расточительности, соответствуют психологии Ратны. Из «ядов» с Ратной
обычно ассоциируется гордыня, но в данном случае место гордости своим
богатством занимает извращённая гордость чувством недостачи,
неразрывно связанным со страхом нищеты. Это бездонная пропасть,
жаждущая, чтобы её заполнили.
Будда, являющийся в мире голодных духов, носит имя Джвала-мукха —
«Пламенноустый». Красный цвет его одеяния связывает его с родом
Падма. Этот будда сияет безграничным светом Амитабхи, неистощимым
теплом и неисчерпаемым состраданием. В руках его сосуд божественного
нектара, удовлетворяющего любую нужду. Но этот дар совершенной пищи,
раз и навсегда способной утолить голод, ставит духов перед предельной
для них дилеммой: приняв этот дар, они прекратят своё существование в
качестве голодных духов.
Выбор такого рода — выбор между надеждой и страхом, между
присвоением и непривязанностью — отличительная черта бардо
существования. Как показано на схеме колеса жизни, в основе
существования лежит присвоение; голодный дух вечно ищет чего-то
нового, жадно стремясь к новой жизни, но страшась потерять старую.
«Просвет» этого бардо — мимолётная возможность отказаться от обеих
крайностей: и от надежды, и от страха.
https://mooncatmagic.com
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 апреля 2025 года
Свидетельство о публикации №225041400560