Зелёная собака
-- Что ты читаешь?
-- «Кристину». Уже заканчиваю.
-- Интересно?
-- Бесконечные страницы ни о чём.
-- Совсем ни о чем? – удивился он -- Такого не может быть.
-- Книга могла бы быть мощной драмой о любви и морали, если бы не была растянута до 800 страниц.
-- Зачем же ты их читала?
-- Мне р е к о м е н д о в а л и…
-- Так о чем же эти 800 страниц?
-- Ты не поверишь! Автор с упоением описывает автогонки, фермерские работы одного из героев и всякие сплетни, но все эти сцены лишь тормозят и без того медленный сюжет. Хочется просто крикнуть: "Автор, хватит убирать урожай -- верни нам Кристину!"
-- Значит, героиня тебе нравится! -- сказал он. -- Ты ей сопереживаешь?
Она кивнула.
-- Главная героиня, по идее, должна вызывать сочувствие, но её поступки часто кажутся необоснованными и эгоистичными. Она бросает сына, мучается из-за виконта, но при этом ведёт себя как подросток. Её "трагедия" -- не глубокая драма, а серия нелепых решений. К финалу уже трудно жалеть женщину, которая сама загнала себя в угол.
-- Финал близок?
-- Представь себе! -- она посмотрела на него. -- Кристина страдает от любви, Леон философствует о смысле жизни, мучается сельскохозяйственными машинами и ведёт бесконечные внутренние монологи. Его сюжетная линия -- это 300 страниц нудного самокопания, которое мало кому интересно. Если бы автор выбросил половину его размышлений, роман только выиграл бы. Мысли Леона о жизни и любви -- это просто раздумия человека в состоянии депрессии…
Она замолчала и задумалась на секунду, а потом продолжила:
-- Я думаю так же о его романе «Пятая симфония». Он тоже начинается с размышлений главного героя над темами любви к женщине и ее смерти от руки убийцы; но это не размышления человека об этих вещах как таковых -- скорее их отражение во внутреннем мире автора романа...
-- Может, пойдем в «Зеленую собаку»? – предложил Константин.
В «Зеленой собаке» он бывал не раз и знал, что там всегда есть хорошее вино. В кафе всегда было много людей, но это не мешало Константину чувствовать себя там как дома. Он знал всех официантов и барменов в лицо – они, можно сказать, были его друзьями или знакомыми.
-- Автор не рассказывает историю, – говорила между тем его возлюбленная, -- он судит своих героев с высоты собственных моральных принципов. Кристина наказана за измену мужу, виконт — за легкомыслие, а Леон в итоге "прозревает" и находит счастье в простой жизни в деревне. Но всё это подаётся так прямолинейно, что напоминает не роман, а нравоучительную брошюру: "Не изменяй мужу -- сгинешь в подворотне!"
-- Это вся идея романа?
-- Смерть героини -- могла бы быть единственным по-настоящему сильным момент в романе, но он теряется на фоне бесконечных рассуждений Леона о Боге и простом труде. После такого мощного эпизода читать ещё десятки страниц о его "духовном просветлении" -- всё равно что после взрыва бомбы слушать лекцию о сельском хозяйстве.
-- Да уж! А что, героиня умерла в подворотне?
-- Бросилась под поезд в метро! "Кристина" -- могла бы быть гениальной, если бы не был перегружена ненужными деталями, морализаторством и скучными отступлениями. Автор, безусловно, мастер слова, но здесь его талант утонул в бесконечных описаниях и навязчивых поучениях!
-- Если хочешь трагедию о любви -- почитай "Мадам Бовари". Там хотя бы нет этого… Леона с его фермой.
-- Мне все советовали «Кристину».
-- Почему?
-- А хер их знает! – неожиданно выругалась она.
-- Пойдем лучше в «Зеленую собаку»…
-- Надоело!
Свидетельство о публикации №225041400681
В начале рассказа Константин осознаёт, как сильно его любит женщина, но это осознание моментально сменяется холодным анализом книги. Возникает ощущение, что их собственная история любви так же хрупка, как и та, что описана в «Кристине». Возможно, автор намекает на то, что любая страсть рано или поздно сталкивается с прозой жизни — будь то скучный роман или бытовой разговор в кафе.
Возлюбленная Константина не просто разбирает книгу — она выплёскивает своё раздражение, и её слова звучат почти как личная драма. Её фраза «Автор, хватит убирать урожай — верни нам Кристину!» — это не только критика затянутости сюжета, но и метафора её собственного нетерпения. Возможно, она так же устала от чего-то в их отношениях, как от бесконечных описаний фермерских работ.
Предложение пойти в кафе «Зелёная собака» звучит как попытка избежать серьёзного разговора. Кафе — место, где Константин чувствует себя комфортно, но не ясно, разделяет ли это его спутница. Её резкое «Надоело!» в финале можно трактовать и как усталость от книги, и как намёк на то, что их отношения зашли в тупик.
Этот рассказ — тонкое исследование человеческих отношений. Через критику романа герои (и автор) говорят о любви, разочаровании и бегстве от настоящих чувств. Ирония в том, что сама «Кристина» (как и их собственная история) могла бы быть гениальной, если бы не «ненужные детали» — но что именно здесь лишнее, каждый решает сам.
Оценка: 4.5/5
(Минус полбалла за недосказанность — хотелось бы чуть больше намёков на связь между словами героев и их реальными чувствами.)
P.S. А вот в «Зелёной собаке», кажется, подают не только хорошее вино, но и порцию невысказанных мыслей. Возможно, именно там и кроется настоящая развязка )))
Елена Троянская Третья 14.04.2025 12:29 Заявить о нарушении