Евгений, Мария и эхо войны...

Евгений был самым старшим братом Верочки. Она его совсем не знала, да и не могла знать. Верочка родилась, когда Евгений служил в армии.

Поскольку он был очень высокого роста, то его определили для прохождения  срочной службы во флот на Дальний Восток. В 1941 году срок службы подходил к концу, и Женя уже готовился вернуться домой в родной город.
 
Но когда началась война, всех военнослужащих с Дальнего Востока эшелонами срочно направили к западной границе страны на линию фронта. Евгений был в их числе.

На всю жизнь он запомнил тот день, когда эшелон всего на несколько минут остановился на станции Ростова - Ярославского. Как он выбежал из вагона, метался по станции, стараясь увидеть кого-нибудь из знакомых, чтобы сообщить, что едет на фронт. Ведь он не был дома и не виделся с родными несколько лет. Но тщетно. Время стоянки эшелона истекло. Женя продолжил свой путь на фронт, и смог сообщить о себе домой только письмом.

Пока шла война Верочка  просто  знала , что у неё  есть брат Женя.  И что от него приходят письма, а мама их читает. А потом пишет письма в ответ.

Всю войну Евгений служил артиллеристом-наводчиком. Под Сталинградом получил ранение. После госпиталя  вновь был отправлен на передовую. Войну он окончил  в Праге в звании старшего сержанта.

На фронте Евгений познакомился со своей будущей супругой Марией. Они поженились ещё до конца войны.

После демобилизации Евгений и Мария поехали в Ростов. В это время в квартире жили баба Верочки и вернувшиеся с фронта Нина и Николай. А Верочка с родителями жили в селе, где проходил службу в воинской части отец.

И вот в этом селе впервые за восемь долгих лет армии Женя встретился с родными, познакомил всех со своей женой Марией. Это была огромная радость!

Для Верочки это тоже было волнительное событие – она первый раз в жизни увидела своего самого старшего брата!

Старший брат был как папа: высокий, серьезный, большой дядя. Они с Женей пошли гулять по округе и собирали дикую малину в его фуражку.
Мария понравилась Верочке добрыми словами, лаской и красотой.
Погостив немного у родителей, Женя с Марией уехали в Ростов.

Зимой 1946 года главу семьи демобилизовали, и все вернулись домой. К этому моменту сестра Нина уже вышла замуж и уехала в Москву. Дома Верочку с родителями встретили баба, Женя с Марией и Коля.

По вечерам фронтовики ходили в кино и брали Верочку с собой, хотя детям было нельзя посещать вечерние  сеансы. Мария прятала Верочку под полой своей шинели (а ходили все во фронтовых шинелях и военной форме, другой одежды ни у кого не было), и они проходили мимо контролера в зал. Все специально садились на последний ряд, чтобы ребёнок мог сесть повыше на спинку сидения. Демонстрировали зарубежные трофейные фильмы.

Приближался новый 1947-й год. И по довоенной традиции взрослые решили устроить новогодний праздник для детей.

Посередине большой комнаты нарядили ёлку, пригласили ребятишек из соседних домов человек десять. Для всех гостей собрали небольшие подарки из запасов последнего военного пайка (печенье, конфеты). Мама Верочки испекла для подарков маленькие булочки. Подарки упаковали в склеенные бумажные пакетики, перевязанные ленточками. Мария для Верочки  смастерила новогодний костюм Петрушки. Дети пели «В лесу родилась ёлочка», водили хоровод вокруг ёлки, читали стихи.

Взрослые постарались в голодное послевоенное время хоть на один день вернуть довоенную атмосферу радости новогоднего праздника для детей войны, которые совсем её не знали.

К концу зимы иссякли последние запасы военного пайка, пришлось довольствоваться только тем, что выдавалось по карточкам.

Впроголодь жило всё население Ростова. Ближе к весне, когда начал таять снег, кто-то из жителей узнал, что на полях еще с осени осталась неубранная картошка, так называемая «лява». Люди потянулись за город её копать.

В один из дней за «лявой» отправилась и Мария, вернувшись только вечером с «урожаем».

«Ляву» мыли, очищали от кожуры. Полужидкое содержимое мыли до чистой воды. Эту массу высушивали, затем толкли до получения муки. В муку добавляли воду - получалось тесто, из которого пекли тонкие лепешки.

Верочка внимательно наблюдала за изготовлением этого блюда. Наконец его удалось попробовать: лепешки были съедобны, но от них очень щипало в горле.

К концу весны Женя с Марией приняли решение уехать на её родину. Она уже ждала ребенка. А в начале следующего года у них родился единственный сын – Дмитрий.

Дима ещё учился в начальной школе, когда Мария тяжело заболела. Это было заболевание суставов, скорее всего, ревматизм – сказались последствия войны.

Евгений регулярно переписывался с родителями.

А Мария написала единственное письмо Верочке, в котором радовалась её успехам в учебе и желала всего наилучшего, ведь она помнила ее ещё совсем маленьким ребенком.

Мария ушла из жизни в совсем ещё молодом возрасте. Дима был подростком, а уже наполовину осиротел.

Эхо войны…

Оно будет еще долгим и раскатистым…


Рецензии