Новые времена - новые герои. А герои ли?

С горечью узнал что моя 10 школа в Гродно, ныне гимназия - государственное учебное заведение носит имя современного, но уже "почившего  в Бозе" церковного деятеля, теперь   ГУО «Гимназия № 10 имени *Митрополита Филарета (Вахромеева) г. Гродно». Если церковь отделена от государства, то кто - ФИО ?  персонально навязал коллективу и школьникам почётного Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси (1 марта 2006 года - в инете не нашел за какие "геройства"?).  У каждого героя свои заслуги, но "кесарю - кесарево, а Божие - Богу".
В мои, "советские годы"  в 10 школе с углубленным изучением английского языка пионерская дружина и отряды носили имена настоящих героев современности. Например наш пионерский отряд был имени космонавта Бориса Егорова. Папы и мамы моих одноклассников служили нам хорошим примером. Они были передовиками производства, известная ткачиха мама Наташи Савченко, работали строителями, водителем был папа Охотницкого Вовы, а мама медсестрой, медиками папа у Светы Шкутько, Тани Гельберг, преподавателями были мамы у Раи Шатохиной, Гены Лобачевского, Светы Павловец, моя мама; некоторые родители были военными, активными участниками войны. Папа Абрамовой Вали и оба ее дедушки полковники, папа Олега Иванова майор, у Васильевой Ларисы подполковник, у Юры Данилова родители служили в Германии, у Наташи Прудко папа подполковник, мама тоже была на фронте врачом, папа у Виталика Лосик полковник, папа Саши Петрушенко капитан, папа у Яши Пинкус подполковник, у Наташи Плотниковой папа военый летчик, папа Сережи Рюмцева полковник, папа Сережи Стародубцева капитан. Мой папа, папа Алы Васильевой и Вани Сахаревич, бабушка и дедушка Саши Клейн были участниками войны. Этот список я привожу в связи с предстоящим празднованием 80 летия Великой Победы.
       11-я школа в Гродно носит имя прославленного земляка Антонова Алексея Иннокентьевича, генерала армии, начальника Генштаба Красной армии в годы войны,  СШ № 18 имени Л.М.Доватора, Гродненская средняя школа №3 имени В. М. Усова. "Средняя школа 6 имени Г.А.Горновых". Средняя школа №15 имени Д.М.Карбышева г. Гродно. Учащиеся этих школ равняются на истинных героев, Героев Советского Союза.

P.S. Вспомнил. Мой папа, с самоиронией, приводил пример собственного, довоенного, пионерского "воинственного атеизма". В поселке Хойники, где он учился в 1-й белорусской школе, были дома попа, ксендза и равина. Он со сверстниками били камнями, по очереди, стекла на верандах служителей культов (у ксендза стекла были цветными,  разноцветными) и когда поп, ксендз и равин выскакивали из своих домов пионеры-хулиганы кричали им с разных сторон : "Бога нема! - Бога нема!" и убегали.
    Позже, в войну, папа со сверстниками, уже с оружием в руках, защищали страну, попов, ксендзов, равинов - воевали с фашистскими безбожниками. Бывшие пионеры становились героями - кто был ранен, кто погиб.
    Мой одноклассник Саша Клейн (будущий золотой медалист и кандидат физико-математических наук) школьником совершил святотатство - ездил на самокате по ровным каменным плитам полупустых залов кастела. Редкие посетители кастела отловили нарушителя "дорожного движения", отобрали самокат, который позже, после извинений родителей самокатчика-безбожника, был им возвращен. В дальнейшем Саша трясся на самокате по брусчатке старого города.
    Я с братом не в папу и не в Сашу - мы "хуже". Брат старшеклассником утащил из кастела нательный (не серебряный) крест ксендза с хрустальными вставками и подарил подруге, мне досталась от креста красивая, со шлифоваными боковыми гранями хрустальная вставка тоже в виде креста (я хотел ее просверлить и сломал).
    Подростком забирался с другом детства Вовой Усовым на правую башню главного в городе Фарного кастела, "менял время" - на фасадном циферблате башенных часов крутил стрелки. С обратной, внутренней к зданию стороны циферблата, были шестеренки согласующие минутную и часовые стрелки, они  были заклинены щепкой, убрав которую более тяжелая, длинная минутная стрелка побежала вниз к 6 часам, синхронно двигалась часовая стрелка. Мы крутили шестерни, меняли время на циферблате и зафиксировали его вновь вставив щепку между шестерен. В то время механизмы стрелок двух циферблатов были отсоеденены от загаженого голубями основного механизма часов. Вова сумел включить электрический компрессор органа и пытался играть на нем. Кстати на левом балконе кастела нашел деформированую пулю немецкого калибра влетевшую через окно под потолок в годы войны. В мое время в Фарном кастеле помимо больших красивых канделябров у иконостаса под цветы вместо ваз использовались стреляные снарядные гильзы - практично и символично.
Когда учился в 10 классе школы 18 был секретарем комсомольской организации школы и учитель физики Петр Петрович Костюк предупредил, что в школе учится дочь гродненского попа (имя не называлось), что она "пионерит", как все, а папа "в миру" прост и коммуникабелен.
   В подобной "внешней простоте" я убедился, в октябре 1987 года в Москве во  время  учредительной Конференции Советского детского фонда имени В. И. Ленина. В то время я работал главным врачом Ханты-Мансийского окружного дома ребенка и находясь в командировке в Минздраве, был приглашенным участником. Конференция проходила в Колонном Зале Дома Союзов, сидящий рядом со мной в черной шелковой рясе и большим серебряным крестом на груди оказался архиепископ Русской православной церкви Матвей (имя изменено), справа от меня сидели  лично знакомый мне детский хирург, академик Станислав Яковлевич Долецкий и учившийся в институте с моим папой академик Игорь Семенович Кон (наверное Бог свел нас вместе). Во время докладов мы тихо переговаривались, а в перерывах тесно общались, велись светские беседы. Все мы оказались тесно связаными с Ленинградом: я там работал, позже учился в Педиатрическом мединституте, в нем Долецкий год заведовал кафедрой, Кон учился в институте имени Герцена, архиепископ Матвей заканчивал Ленинградскую духовную академию и по "старой" студенческой памяти рассказал оригинальный питерский анекдот. Предстоял большой обеденный перерыв, Долецкого и Кона "разобрали" знакомые. Архиепископ Матвей предложил мне пойти вместе "столоваться" шведским столом в ближнем ресторане который знал. На мой вопрос как он пойдет по улице в рясе - он быстро снял ее, под ней оказался костюм, пиджак снял и вновь одел рясу, заправив ее в брюки, надел пиджак и не снимая с шеи цепь, поместил крест в его внутренний корман, застегнулся  - выглядел вполне светским - советским человеком, правда в черной шелковой рубашке и проглядывавшейся в вырез пиджака толстой серебряной  цепью. Позже подобные толстые, чаще золотые, носили новые русские - "батюшки" и часто демонстративно "верующие". (об этих будет другой рассказ).
    Один из моих приездов к маме в Гродно совпал по времени с каким-то католическим праздником. Бродя по родному городу увидел за аркой, слева от Фарного кастела, большую очерьдь за "освящонной водой". Из любопытства зашел к месту раздачи. Во дворе на железной раме-подставке стояла выполненая из нержавеющей стали большая емкость кубической формы  с итальянскими или турецкими шаровыми поворотными кранами по бокам. Прихожане быстро разбирали воду и раздался клич: "Вода закачивается". Стоящий рядом присматривающий "служка" быстро из небольшого кирпичного пристроя к кастелу размотал пестрый садовый шланг, опустил в куб и вернувшись в помещение запустил воду по шлангу, восполнил дефицит "освящонной воды". Заполнив емкость, служка деловито вытащил и смотал шланг, занес в подсобку. Мне непреодолимо, остро захотелось увидеть источник "освященной воды". За дверью пристроя, из стены кастела торчал итало-турецкий поворотный шаровый кран с красной ручкой, к нему подсоединен шланг, уже смотаный и кольцами висящий на железном крюке вбитом в стену.
  Только теперь, когда стал старше и "ближе к Богу" "освящаю" в печати те события и впечатления.
 
Из интернета
*В 1953 году окончил десять классов мужской средней школы  Москвы и в то же время музыкальную школу ... Пробовал поступать в институт иностранных языков, однако ему было отказано даже в допуске к приёмным экзаменам из-за того, что он не состоял в комсомоле. Вскоре по наставлению крёстной матери сделал выбор в пользу служения Богу.
На официальном сайте 10 Гимназии имеется страничка "отзывы клиентов". КЛИЕНТЫ - это учащиеся? или их родственники?

15.04.25г.  Игорь Будовский - "клиент", бывший учащийся школ номер 10 и 18 в г.Гродно, брат и дядя бывших учеников 11 школы. Директором школы 6 был друг отца, а школы 18 папа моего друга. Раньше все эти школы были атеистичны и воспитывали хороших людей. Надеюсь эта традиция сохранится.


Рецензии