Глава 1 до контакта с европейцами

 ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО НОВОЙ ЗЕМЛЕ

Ночь была звёздной, когда маленькая группа охотников вышла на холм. Позади них остались ледяные просторы и узкая полоса земли, соединявшая два мира. Впереди лежал континент, о котором они ничего не знали — огромная нехоженая земля, полная неизвестных опасностей и возможностей.

Археолог Сара Джонсон останавливается на том же холме, где, по её расчётам, могли стоять эти первые люди. Сегодня это место находится на Аляске, недалеко от современного города Фэрбенкс. Над нами — то же звёздное небо, но ландшафт изменился до неузнаваемости.

"Представьте себе, — говорит Сара, поднимая руку к горизонту, — всё это было покрыто льдом. Когда эти первые охотники пришли сюда, они следовали за стадами мамонтов и бизонов по так называемому 'коридору Берингии' — перешейку, который соединял Сибирь и Аляску во время последнего ледникового периода, когда уровень моря был намного ниже."

Но это лишь одна из версий, и сегодня она подвергается всё большему сомнению.

---

 ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

История о переходе через Берингов пролив во время последнего ледникового периода долгое время была единственной признанной теорией о том, как люди попали в Америку. Считалось, что примерно 13 000 лет назад группы охотников-собирателей из Сибири перешли по сухопутному мосту — Берингии — который соединял Азию и Северную Америку, когда уровень моря был ниже. Затем, согласно этой теории, они двинулись на юг по свободному от льда коридору между двумя огромными ледниковыми щитами и постепенно заселили обе Америки.

Но что если эта история неверна? Или, по крайней мере, неполна?

"С каждым годом археологические находки всё больше подрывают эту теорию, — рассказывает профессор археологии Томас Дилхей, с которым я встретился в его лаборатории в Техасском университете. — Мы находим стоянки в Монте-Верде в Чили, которым около 14 500 лет, в Баттермилк-Крик в Техасе, которым 15 500 лет, и даже в Сисиуатле в Мексике, которым, возможно, 33 000 лет. Свободный от льда коридор между ледниковыми щитами открылся только около 13 000 лет назад. Как люди могли оказаться дальше на юге ещё до того, как этот проход стал доступен?"

Том показывает мне коллекцию каменных наконечников и других артефактов, найденных на этих древних стоянках. Некоторые из них настолько стары, что ставят под сомнение все наши представления о заселении Америки.

"Сейчас мы рассматриваем несколько возможностей, — продолжает он. — Возможно, первые люди прибыли в Америку гораздо раньше, чем мы думали, когда Берингия была ещё широким сухопутным мостом. Или, что становится всё более вероятным, они могли прибыть морским путём, двигаясь вдоль тихоокеанского побережья на лодках."

Эта "прибрежная теория" предполагает, что первые американцы были мореплавателями, которые плыли вдоль побережья Тихого океана, питаясь морепродуктами и останавливаясь в защищённых бухтах. К сожалению, доказательства таких миграций скрыты под водой, так как уровень моря с тех пор поднялся более чем на 100 метров.

Но есть и более радикальные теории. Некоторые исследователи предполагают, что переселенцы могли прибыть из Европы, пересекая Атлантический океан вдоль края ледникового щита, который тогда простирался далеко в океан. Эта гипотеза основана на сходстве между каменными орудиями культуры Солютре в Европе и культуры Кловис в Америке.

"Истина, вероятно, сложнее, чем любая из этих теорий, — подводит итог Том. — Америка, скорее всего, была заселена несколькими волнами миграций из разных мест и в разное время."

---

 СВИДЕТЕЛЬСТВА ДРЕВНЕЙ ДНК

Мария Эрнандес бережно извлекает из холодильника маленькую пробирку. В этой пробирке — ДНК, выделенная из останков человека, жившего в пещере Пэйсли в Орегоне более 14 000 лет назад.

"Генетические исследования революционизировали наше понимание ранней истории Америки, — объясняет Мария, генетик из Стэнфордского университета. — Они показывают, что коренные американцы происходят от населения древней северо-восточной Азии, но не современных сибирских народов. Их предки отделились от общих азиатских предков где-то между 25 000 и 20 000 лет назад."

Мария показывает мне диаграмму на своём компьютере — запутанное древо, ветви которого соединяют современные и древние популяции.

"Интересно, что в ДНК некоторых коренных американцев мы находим след популяции, которую мы называем 'древними северными евразийцами' — людей, которые были ближе к первым европейцам, чем к восточным азиатам. Это говорит о сложной истории смешения популяций в Сибири до миграции в Америку."

Но самое поразительное открытие было сделано при изучении ДНК останков младенца, найденных на стоянке Анзик в Монтане, которым около 12 600 лет. Генетический анализ показал, что ребёнок принадлежал к популяции, которая является предковой для почти всех современных коренных американцев — от канадских инуитов до бразильских яномамо.

"Это означает, что большинство современных коренных американцев происходят от одной популяции, которая, вероятно, вошла в Америку около 16 000 лет назад, — говорит Мария. — Но есть и свидетельства более ранних и более поздних миграций."

---

 ЗЕМЛЯ ГИГАНТОВ

Когда первые люди вступили на американскую землю, они попали в мир, который сегодня кажется фантастическим. Это была эпоха мегафауны — животных, которые по своим размерам значительно превосходили современных.

"Представьте себе встречу с мамонтом высотой с трёхэтажный дом, — говорит палеонтолог Майкл Уэст, ведя меня через залы Музея естественной истории в Нью-Йорке. — Или со свирепым коротконосым медведем, который был на треть крупнее современного гризли. Или с гигантским ленивцем размером со слона."

Мы останавливаемся перед скелетом смилодона — саблезубого тигра, чьи клыки напоминают кинжалы.

"Эти первые американцы были невероятно смелыми и изобретательными, — продолжает Майкл. — Они охотились на этих гигантов с помощью копий с каменными наконечниками. Представьте, какой уровень сотрудничества и планирования требовался для такой охоты."

Одним из доказательств такой охоты является стоянка Лефи-Крик в Майами, где были найдены останки мамонта вместе с каменными орудиями, датируемые примерно 13 000 лет назад. Анализ костей показывает следы разделки туши каменными инструментами.

Но взаимодействие человека с окружающей средой оказалось далеко не безобидным. Примерно 11 000–10 000 лет назад произошло массовое вымирание мегафауны в Северной Америке. Исчезли мамонты, мастодонты, саблезубые тигры, гигантские ленивцы и многие другие виды.

"Долгое время велись жаркие споры о причинах этого вымирания, — рассказывает Майкл. — Одни учёные винили изменение климата в конце ледникового периода, другие — человеческую охоту. Сегодня большинство исследователей склоняются к тому, что это было сочетание обоих факторов. Животные уже испытывали стресс из-за изменения климата, а человеческая охота стала последней каплей."

---

 ПЕРВЫЕ КУЛЬТУРЫ

По мере того как люди адаптировались к различным средам обитания Северной и Южной Америки, они создавали всё более специализированные культуры, каждая со своими уникальными технологиями и образом жизни.

Культура Кловис, процветавшая около 13 200–12 900 лет назад, долгое время считалась древнейшей в Северной Америке. Её отличительной чертой были искусно сделанные наконечники копий с желобком у основания для крепления к древку. Эти охотники специализировались на охоте на крупную дичь, особенно на мамонтов.

"Но Кловис — это лишь одна из многих культур того времени, — говорит археолог Лоренцо Мерино, показывая мне коллекцию артефактов в Национальном музее антропологии в Мехико. — Здесь, в Мексике, мы находим свидетельства других традиций изготовления орудий, которые существовали одновременно или даже раньше. В Южной Америке также были свои уникальные культуры, такие как Монте-Верде в Чили или Фелл в Патагонии."

По мере того как менялся климат и исчезали крупные животные, люди адаптировались к новым условиям. Охотники на мамонтов становились охотниками на бизонов или осваивали рыболовство и собирательство.

"Одним из самых впечатляющих примеров такой адаптации является культура Озёрного периода на Великих равнинах, — рассказывает Лоренцо. — Когда около 9 000 лет назад климат стал более засушливым, люди переместились ближе к оставшимся источникам воды и разработали новые стратегии выживания."

---

 ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Одним из самых важных изменений в истории человечества был переход от охоты и собирательства к земледелию. В Америке этот процесс начался независимо от остального мира и привёл к одомашниванию растений, которые сегодня составляют значительную часть рациона людей во всём мире.

"Мезоамерика стала одним из ранних центров одомашнивания растений, — рассказывает Габриэла Лопес, ботаник из Национального автономного университета Мексики, показывая мне коллекцию древних початков кукурузы. — Здесь, в долине Теуакан, люди начали одомашнивать дикую траву теосинте около 9 000 лет назад, превратив её со временем в кукурузу — одно из важнейших пищевых растений мира."

Початки ранней кукурузы, которые показывает мне Габриэла, лишь отдалённо напоминают современные — они не больше моего мизинца, с несколькими рядами мелких зёрен. Но в них заключён гений древних селекционеров, которые за тысячи лет вывели множество сортов, адаптированных к различным условиям.

"В Мезоамерике также были одомашнены помидоры, перец чили, авокадо и какао, — продолжает она. — А в Андах люди одомашнили картофель, киноа и другие культуры. Это был долгий процесс экспериментов и отбора, который требовал глубокого понимания природы и терпения на протяжении многих поколений."

По мере развития земледелия люди начинали вести более оседлый образ жизни, строить постоянные поселения и создавать более сложные социальные структуры.

"В Мезоамерике первые деревни появились около 5 000 лет назад, — объясняет археолог Карлос Мендес, когда мы посещаем раскопки древнего поселения недалеко от Пуэблы в Мексике. — Со временем некоторые из них выросли в города с тысячами жителей, сложной архитектурой и социальной иерархией."

---

 ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА

К тому времени, когда европейцы впервые ступили на американскую землю, континент был домом для множества сложных обществ, от небольших охотничьих групп до могущественных империй.

В Мезоамерике процветала цивилизация ольмеков (1500–400 гг. до н.э.), часто называемая "материнской культурой" региона. Ольмеки создали первые монументальные скульптуры, разработали сложную систему письменности, вели астрономические наблюдения и построили церемониальные центры с впечатляющей архитектурой.

"Когда мы говорим об ольмеках, мы говорим о народе, который заложил основы для всех последующих мезоамериканских цивилизаций, — объясняет археолог Мария Гарсия, когда мы стоим перед колоссальной каменной головой в Ла-Венте, Табаско. — Их влияние можно проследить в религии, искусстве и науке майя и ацтеков."

В Андах тоже формировались сложные общества. В Перу цивилизация Чавин (900–200 гг. до н.э.) создала впечатляющие храмы и разработала искусные техники работы с металлами и тканями, заложив основы для более поздних культур, таких как моче, наска и, в конечном счёте, инков.

Дальше на север, на территории современных США, культура Хоупвелл (200 г. до н.э. – 500 г. н.э.) строила огромные земляные сооружения и поддерживала обширные торговые сети, простиравшиеся от Великих озёр до Мексиканского залива. Их сменила Миссисипская культура (700–1500 гг. н.э.), достигшая своего пика в городе Кахокия, где жили тысячи людей и возвышались монументальные земляные холмы.

"Часто забывают, что Кахокия в период своего расцвета, около 1100 года н.э., была одним из крупнейших городов мира, — рассказывает археолог Джон Уайт, когда мы поднимаемся на вершину Монаха — самого большого доколумбового земляного сооружения к северу от Мексики. — Здесь жило около 20 000 человек — больше, чем в Лондоне того времени."

---

 КОНТИНЕНТ РАЗНООБРАЗИЯ

Важно понимать, что к моменту прибытия европейцев в конце XV века Америка была домом для невероятно разнообразных культур и народов. По некоторым оценкам, население двух континентов составляло от 50 до 100 миллионов человек, говоривших на тысячах различных языков.

"Это было многообразие, которое сложно представить, — рассказывает лингвист Диана Родригес. — Только в Северной Америке существовало около 296 различных языков, принадлежащих к 29 языковым семьям. Для сравнения: в Европе того времени говорили примерно на 120 языках из 3 основных языковых семей."

Это языковое разнообразие отражало культурное богатство. От инуитов Арктики, создавших уникальные технологии для выживания в одной из самых суровых сред на планете, до народов тихоокеанского побережья, чьё искусство резьбы по дереву и общественная организация были одними из самых сложных в мире, — каждый регион был домом для уникальных культур, адаптированных к местным условиям.

"Часто мы думаем о доколумбовой Америке в терминах нескольких известных цивилизаций — майя, ацтеков, инков, — но реальность была намного богаче, — говорит антрополог Алехандро Кастильо. — Существовали сотни народов со своими уникальными культурами, многие из которых были не менее развитыми, просто менее известны сегодня."

В Амазонии, например, недавние исследования показали существование сложных обществ, которые трансформировали ландшафт, создавая искусственные холмы, дамбы, водохранилища и системы выращивания растений. Вопреки представлениям о "нетронутых джунглях", значительная часть Амазонии была активно управляемым ландшафтом.

"Это противоречит нашему евроцентристскому представлению о прогрессе, — продолжает Алехандро. — Многие коренные общества развивались по совершенно иным траекториям, чем европейские, но были не менее сложными или успешными в своих контекстах."

---

 НАКАНУНЕ ВСТРЕЧИ

Когда корабли Колумба приближались к берегам Америки в 1492 году, континент находился в процессе постоянных изменений. Империи возникали и падали, народы мигрировали, новые технологии распространялись через торговые сети.

"Империя инков, например, была относительно молодой, — объясняет историк Эдуардо Перес. — Она начала своё расширение только в начале XV века и за несколько десятилетий стала крупнейшим государством доколумбовой Америки, охватывающим территорию от современного Эквадора до Чили."

В Мезоамерике ацтеки, или мешики, построили мощное государство с центром в Теночтитлане — городе, который поражал своим великолепием даже европейских завоевателей. В то же время майя, пережившие период упадка классических городов-государств, формировали новые политические объединения на полуострове Юкатан.

В Северной Америке народы Великих равнин переживали трансформацию, связанную с распространением лошадей, которые были привезены в Америку испанцами, но быстро стали частью культуры многих коренных народов. В то же время в восточной части континента формировались мощные конфедерации, такие как Лига ирокезов.

"Важно понимать, что многие из обществ, которые мы ассоциируем с доколумбовой эпохой, на самом деле продолжали существовать и развиваться в колониальный период и после него, — подчёркивает Эдуардо. — История коренных народов Америки не заканчивается с прибытием европейцев. Она продолжается до сегодняшнего дня."

---

 ДРУГИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ?

Существуют свидетельства того, что европейцы не были первыми "иностранцами", достигшими Америки после её начального заселения. Археологические находки указывают на возможные контакты между Полинезией и западным побережьем Южной Америки.

"Мы знаем, что полинезийцы были одними из величайших мореплавателей в истории, — говорит антрополог Джеймс Кук, не связанный с известным исследователем XVIII века. — Они заселили тысячи островов в Тихом океане, используя удивительные навигационные техники, основанные на наблюдении за звёздами, океанскими течениями и полётом птиц."

Одним из доказательств такого контакта является присутствие сладкого картофеля, растения южноамериканского происхождения, в Полинезии до прибытия европейцев. Более того, генетические исследования показали, что некоторые полинезийцы имеют ДНК, характерную для коренных американцев, причём это смешение произошло между 1150 и 1230 годами н.э.

"Это говорит о том, что древние полинезийцы достигли Южной Америки и вернулись обратно, — объясняет Джеймс. — Возможно, они привезли с собой не только сладкий картофель, но и технологии, и, что наиболее важно, генетический материал."

Существуют также спорные теории о других возможных контактах, включая предполагаемые связи между Африкой и Мезоамерикой, о чём могут свидетельствовать ольмекские каменные головы с якобы африканскими чертами лица, или гипотезы о китайских или японских путешественниках, достигших западного побережья Америки.

"Большинство этих теорий остаются спекулятивными, — предупреждает Джеймс. — Но они напоминают нам, что мир до Колумба был гораздо более взаимосвязанным, чем мы часто предполагаем. Люди путешествовали, торговали и обменивались идеями на протяжении тысячелетий."

---

 ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

То, что мы знаем о доколумбовой Америке, постоянно меняется благодаря новым археологическим открытиям, генетическим исследованиям и переоценке исторических источников. Но не менее важно признать, что многое из того, что мы "знаем", сформировано колониальной перспективой.

"Европейские хроники, которые часто являются основными письменными источниками о раннем контакте, написаны с точки зрения завоевателей, — говорит историк Мария Эспиноса. — Они часто искажали или неправильно понимали культуры, с которыми сталкивались, описывая их через призму собственных предубеждений и интересов."

В последние годы всё больше внимания уделяется интеграции знаний и перспектив коренных народов в научные исследования. Это включает признание ценности устных традиций как исторических источников и сотрудничество с общинами коренных народов в археологических проектах.

"Когда мы проводим раскопки на землях навахо, мы всегда консультируемся с местными старейшинами, — рассказывает археолог Дэвид Стоун. — Их знания и перспективы часто приводят нас к открытиям, которые мы бы иначе не сделали, и помогают интерпретировать находки в более широком культурном контексте."

Этот подход приводит к более богатому и нюансированному пониманию доколумбовой истории Америки — истории, которая не заканчивается с прибытием европейцев, а продолжается через выживание и возрождение коренных народов и их культур.

"Я предпочитаю не говорить о 'доколумбовой' Америке, — говорит Кевин Волковолк, историк из народа лакота. — Этот термин центрирует нашу историю вокруг европейцев. Лучше говорить о 'традиционной' или 'древней' Америке — континенте с богатой историей, которая продолжалась тысячелетиями до прихода европейцев и продолжается до сих пор, несмотря на все испытания."

Как мы увидим в следующих главах, встреча между мирами, начавшаяся в 1492 году, имела разрушительные последствия для коренных народов Америки. Но она не уничтожила их полностью. Они пережили эпидемии, войны, переселения и попытки культурного геноцида. И сегодня они продолжают бороться за сохранение своих культур, языков и прав, напоминая нам всем о богатом наследии и продолжающейся истории первых жителей этого континента.

---

*"Мы не пришли сюда через Берингов пролив. Мы всегда были здесь. Наши истории создания говорят нам, что мы происходим от этой земли, как кукуруза происходит от этой земли."*
— Уилма Манкиллер, первая женщина-вождь нации чероки


Продолжение: http://proza.ru/2025/04/15/1813


Рецензии