О воздержании от похоти и страстей
Введение.
Во многих духовных традициях мира накоплен опыт управления и трансформации сексуальной энергии. Буддийские монахи, даосские отшельники, индуистские йоги и христианские подвижники на протяжении веков разрабатывали безопасные и проверенные временем методы для уменьшения или полного устранения сексуального влечения к противоположному полу без каких-либо медикаментов или хирургических вмешательств. Эти методы основаны на аскетических практиках, медитации, молитве и особом образе жизни, позволяющем направить энергию желания в русло духовного развития.
Почему возникает потребность ослабить половое влечение? В духовном контексте избыточное сексуальное желание рассматривается как отвлекающий фактор на пути самосовершенствования. Например, в буддизме чувственное влечение относится к земным удовольствиям кама, от которых рекомендуется отказываться на пути к просветлению. В христианстве неукрощённая плотская страсть (похоть) считается греховной и препятствующей чистоте сердца. В индуизме и даосизме чрезмерная трата сексуальной энергии рассматривается как потеря жизненной силы (семенной эссенции, или ojas/jing). Поэтому для монахов и мирян, стремящихся к воздержанию, были разработаны практики целомудрия (брахмачарьи), позволяющие трансформировать или подавить половое желание без вреда для здоровья.
Важно понимать: полностью естественно иметь сексуальные желания – эти методы предназначены для тех, кто сознательно решил их обуздать в целях духовного роста или личного комфорта. Подходить к ним следует постепенно и разумно, учитывая свои физические и психические особенности. Ниже приведены основные духовные практики из буддийской, даосской, индуистской и христианской традиций. Каждая секция содержит объяснение принципов, этапы освоения, уровень сложности и возможные побочные эффекты. В конце даны рекомендации по тому, как сочетать эти методы и применять их в повседневной жизни вне стен монастыря.
Буддийские практики преодоления желания.
Буддийская традиция рассматривает чувственное желание (камадхату) как одно из препятствий на пути к просветлению. Монахи дают обет целибата и используют разнообразные медитативные и поведенческие техники, чтобы ослабить влечение. Эти методы направлены на выработку отрешённости, изменения взгляда на объект влечения и успокоения ума. При грамотной практике они безопасны для психики и проверены тысячелетней монашеской культурой. Ниже рассмотрим ключевые буддийские техники:
Медитация на нечистоте тела (Asubha-bhavana).
Принцип: Развивает отвращение к объектам сексуального желания через созерцание их истинной природы. Будда учил, что привлекательность тела – иллюзия, обусловленная неведением. Asubha-бхавана заключается в мысленной концентрации на неприглядных аспектах человеческого тела: внутренних органах, костях, крови, процессе старения и т.п. Монах рассматривает тело как совокупность 32 нечистых частей, лишённых красоты. Например, размышляет: «Кожа покрывает нечистоты; под ней кровь, мышцы, кости – что здесь красивого?» Подобные размышления развивают устойчивое понимание того, что объект вожделения по сути не прекрасен, а преходящ и полон изъянов. Это значительно ослабляет сексуальное влечение, разрушая иллюзии, питающие страсть.
Этапы освоения: Новичку рекомендуется начинать с кратких сеансов визуализации. Например, в течение 5–10 минут сидеть в спокойной позе и последовательно перечислять части своего тела или тела привлекательного человека, представляя их в “сыром” виде (кости, органы, жидкости). Существует традиционный перечень из 32 частей, используемый в Тхераваде. Постепенно медитация удлиняется и углубляется: добавляется осознание того, что тело стареет, болезни и разложение неминуемы. На продвинутом этапе практикующий может даже медитировать на образах разлагающегося трупа (такую практику иногда проводят на кладбище).
Сложность: Данная медитация считается средней по сложности – она требует концентрации и способности выдерживать неприятные образы. Некоторым людям поначалу бывает психологически тяжело вызывать отвращение к человеческому телу, особенно если есть привязанность к романтическим идеалам. Однако буддийские учителя подчёркивают, что миряне тоже могут практиковать asubha-бхавану без вреда для психики – аналогично тому, как врачи ежедневно видят непривлекательную сторону тела и сохраняют нормальную жизнь.
Побочные эффекты: При умеренной практике негативных последствий почти нет. Важно не переусердствовать – чрезмерное углубление в созерцание гнили и разложения может привести к депрессии или отвращению к жизни. Поэтому в буддизме балансируют asubha-медитацию метта-бхаваной (развитием доброжелательности) – это смягчает возможную излишнюю суровость восприятия. Метод противопоказан людям с уже пониженным эмоциональным фоном или склонностью к отвращению. Для большинства же практиков правильно выполненная медитация на нечистоте тела крайне эффективна: влечение заметно снижается за счёт понимания бренности и непривлекательности плотской оболочки.
Ограничение пищи и управления телом.
Принцип: Физиологическое снижение сексуальной энергии через воздержание в еде и образ жизни. Будда установил для монахов правило не есть после полудня – лёгкий вечерний пост призван умерить телесные силы, питающие половое влечение. Переедание и изысканная пища повышают энергию организма и стимулируют страсти, тогда как умеренность в пище делает тело более спокойным. “Никто с полным желудком не сможет успешно бороться с демоном вожделения,” – писал христианский подвижник Иоанн Кассиан, и буддийская традиция с этим созвучна.
Практика: Рекомендуется установить разумные ограничения: например, не наедаться “от пуза”, избегать слишком острой, мясной и жирной пищи на ужин. Буддийские монахи часто пьют только чай вечером. Мирянин может практиковать периодическое голодание (раз в неделю день поста или ежедневный интервал без еды 14–16 часов). Цель – не истощение, а “срединный путь”: лёгкий голод к вечеру, который, как ни странно, существенно ослабляет плотские желания.
Физически это объясняется снижением уровня половых гормонов и общей “охлаждённостью” организма при нехватке калорий. Кроме питания, важна также умеренность в сне и комфорте – слишком мягкая постель, долгий сон могут усилить половое возбуждение. Монахи спят на жёсткой постели, рано встают на рассвете. Мирянину достаточно избегать привычки валяться в постели без дела – это время провокации праздных эротических мыслей.
Сложность: Данный метод относительно прост, но требует силы воли и внимательности к телу. Лёгкий пост переносится большинством людей нормально, однако важно учитывать состояние здоровья (например, при анемии или гастрите вечерний отказ от пищи может не подойти). Начинать можно с небольших ограничений – например, уменьшить ужин или перенести его на более раннее время.
Побочные эффекты: Чрезмерный аскетизм может привести к истощению, слабости, снижению концентрации. Будда предостерегал от крайностей: изнуряющий голод ослабляет тело так, что у практикующего не остаётся сил на медитацию, а затем может случиться срыв с перееданием. Поэтому нужно подобрать индивидуальный баланс. При правильном подходе побочным эффектом может быть разве что некоторое снижение веса и ощущение лёгкости – что скорее плюс. Также снижение полового влечения через диету временно: если возобновить обильное питание, влечение вернётся. Потому необходим регулярный режим, вписанный в образ жизни.
Осознанность и перенаправление мыслей.
Принцип: Буддизм учит работать непосредственно с умом – распознавать зарождение сексуального желания и рассеивать его силой осознанности и мудрости. Желание возникает от контакта чувств с объектом (привлекательным обликом, фантазией). Поэтому монахи практикуют индрия-санвара – «сдержанность чувств»: отводят взгляд от соблазнительного, избегают ситуаций, провоцирующих влечение. Например, монах старается не смотреть на красивых женщин, не вдыхать намеренно их аромат – тем самым он “не даёт огню топлива”. Мирянину совет аналогичный: меньше потреблять эротического контента, отследить и скорректировать триггеры либидо (определённые фильмы, музыка, соцсети и пр.).
Практика: Базовый уровень – развитие осознанности (сати) посредством медитации на дыхании или Випасана. Когда ум тренирован быть “здесь и сейчас”, человек легче замечает зарождение плотского желания в виде мысленного образа или телесного возбуждения. В этот момент применяются техники:
• Отвлечение: мягко переключить внимание на другой объект. В буддизме рекомендуют переводить мысли на темы сострадания, непостоянства или повторять про себя мантру.
Далай-лама, например, советовал взращивать в себе “второй тип любви – сострадательной, основанной на уважении к существу, а не на его теле”, чтобы заменить узкоэгоистичное влечение.
• Анализ последствий: напомнить себе о пагубных сторонах невоздержанности – к чему приводят беспорядочные связи, чем чревато следование каждой прихоти тела (конфликты, разочарования, болезни и т.д., как отмечал Далай-лама ). Такая рассудочная медитация охлаждает пыл.
• Прямое наблюдение: вариант практики Випасана – просто сидеть и с беспристрастной внимательностью наблюдать чувство желания, не отождествляясь с ним. Обычно через некоторое время любая эмоция, если её не подпитывать мыслями, рассеивается сама собой.
Сложность: Требуется некоторая медитативная подготовка. Для новичка основной навык – не поддаваться импульсу сразу. Как только появляется возбуждение, сделать паузу, осознать его. Это уже непросто, так как страсть “ослепляет” разум. Буддисты говорят: в момент сильного желания человек как слепой. Поэтому тренировка начинается с малого: короткие ежедневные сессии медитации внимания, упражнения на самоконтроль (например, отложить удовлетворение любой прихоти). Постепенно осознанность станет привычнее, и “ловить” зарождение похоти будет легче.
Побочные эффекты: У метода практически нет негативных физиологических последствий – он психологический. Однако если пытаться жестко подавлять возникающие мысли, можно впасть в напряжение и невротичность. Важно именно перенаправлять или отпускать желание, а не загонять его вглубь. Буддийский подход как раз и заключается в том, чтобы видеть природу чувств и мудро их трансформировать, а не просто силой воли душить в себе эмоции. При правильном подходе постепенно формируется спокойное состояние ума, известное как упеккха (равностность), в котором сексуальные побуждения уже не тревожат. Монахи утверждают, что сочетание физической воздержанности, медитации и осознанности рождает со временем здоровую самодисциплину (шила), при которой ум и тело находятся в равновесии .
Даосские методы сохранения энергии и трансмутации желания.
В даосской традиции Китая сексуальная энергия рассматривается как ценнейшая составляющая жизненной силы человека – эссенция Цзин (;). Её неразумная трата приводит к ослаблению здоровья и сокращению жизни, тогда как сохранение и преобразование сексуальной энергии способствует долголетию и духовному развитию. В отличие от буддизма и христианства, даосизм исторически не всегда требовал полного воздержания от секса; напротив, развивались практики фан-чжун шу (“искусство спальни”), где сексуальная близость использовалась в алхимических целях. Однако цель этих практик – избежать потери семени у мужчины и преобразовать половое возбуждение в более высокие энергии. Ниже описаны основные подходы: полный целибат в духе даосских монахов и особые энергетические техники для трансмутации секса в ци.
Сохранение семени и жизненной эссенции (целибат и воздержанная сексуальная практика).
Принцип: Мужское семя рассматривается как концентрат жизненной силы. “Жидкость, содержащая больше всего Цзин, – это мужская семенная субстанция”, отмечают даосские тексты . Каждая эякуляция рассматривается как потеря ци, ведущая к “истощению тела”. Даосы верили, что сохранение семени ведёт к внутреннему покою и физическому благополучию, тогда как потеря его погружает тело в хаос и усталость . Поэтому многие школы рекомендовали либо существенно сократить частоту эякуляций, либо вовсе отказаться от них.
Практика: Существовали два основных подхода:
• Полный целибат. Некоторые даосские отшельники и особенно представители школы Цюаньчжень (Учение Полной Истины) жили как буддийские монахи – безбрачно. Они верили, что накопленная семенная энергия со временем трансформируется в сверхъестественную силу и бессмертие. Мирянин может последовать их примеру, решив воздерживаться от секса и мастурбации. При этом важно вести здоровый образ жизни, практиковать цигун, чтобы не происходило застойных явлений. Полный целибат подходит тем, кто стремится практически устранить сексуальное влечение: по мере многомесячного воздержания уровень гормонов снижается, и тело привыкает к новому состоянию.
• Контролируемая сексуальная активность (техника “коитус резервaтус”). Другие школы считали, что крайности вредны и допускали половую жизнь, но с жёстким самоконтролем. Мужчине предписывалось не допускать эякуляции во время акта, останавливаясь до наступления оргазма или применяя специальные приёмы. Классическая техника – сжатие мышц тазового дна и сфинктеров перед кульминацией, совмещённое с мысленной концентрацией, “втягивающей” семя обратно. Даосские источники описывают: мужчина с помощью дыхания и намерения как бы направляет энергию семени вверх по спине к мозгу, переживая оргазм без выброса семени. При правильном исполнении, утверждали даосы, не происходит ни застоя в половых органах, ни потери жизненной силы . Такой путь сложнее, так как требует иметь партнершу и дисциплину обоих. Но он позволял мирянам вести половую жизнь и одновременно накапливать энергию.
Сложность: Воздержание от эякуляции – непростая задача, особенно для молодых и полных энергии людей. Полный целибат даётся легче тем, у кого относительно умеренное либидо или сильная мотивация (например, стремление к духовной цели). В даосизме говорилось, что новичку можно постепенно удлинять периоды воздержания: сперва ограничиться раз в месяц, затем раз в несколько месяцев. Практика же “коитус без семяизвержения” чрезвычайно сложна: требует контроля над телом и эмоциями в момент наивысшего возбуждения. Даосские мастера предупреждали, что неумелые попытки могут привести к ретроградной эякуляции (попаданию семени в мочевой пузырь) или застою, если энергия не поднята вверх. Потому такой метод считался высшим искусством алхимии, требующим наставника.
Побочные эффекты: При неграмотном подходе возможны проблемы. Принудительное длительное воздержание без психической готовности может вызвать стресс, навязчивые мысли сексуального характера, даже расстройства сна (например, частые поллюции – непроизвольные ночные семяизвержения). Даосы отмечали, что при накоплении семени организм может избавляться от излишков через сны, что нормально. Однако если пытаться удерживать семя ценой боли – могут возникнуть воспаления простаты или семенных пузырьков. Поэтому подчёркивалось: либо сочетать воздержание с техниками перераспределения энергии, либо соблюдать умеренность, а не абсолют. В случае контролируемого секса есть риск “перегореть на полпути” и всё же эякулировать, что при неправильном настрое приводит к чувству вины и разочарования. Поэтому важно относиться к себе бережно: если произошёл срыв, просто продолжать практику дальше без самобичевания. При соблюдении рекомендаций даосские методы считаются безопасными: они или сводят на нет избыточную сексуальную активность, или делают её намного реже, что объективно сохраняет силы организма (даже современная наука подтверждает, что частая эякуляция может временно понижать уровень цинка, простагландинов и приводить к усталости). Многие практикующие отмечают побочным эффектом повышение энергии, ясности ума и улучшение самочувствия после периода воздержания – даосы связывали это с накоплением Цзин.
Внутренняя алхимия: превращение сексуальной энергии.
Принцип: Просто воздержаться – половина дела; важно еще преобразовать “сырую” сексуальную энергию в более тонкие формы (ци и шэнь). В даосской йоге существуют специальные медитации и упражнения, помогающие поднять энергию из нижних центров вверх по телу. Если этого не делать, то у неразрядившегося мужчины может остаться чувство напряжения внизу живота. Алхимические практики снимают это напряжение, распределяя энергию по всему организму.
Практика: Одно из самых известных упражнений – циркуляция по малому небесному кругу (сяо-чжоу-тянь), или микрокосмическая орбита. Практикующий садится в медитативную позу, расслабляется и представляет, как на вдохе энергия поднимается снизу (область промежности) вдоль позвоночника вверх к голове, а на выдохе опускается по передней части тела обратно вниз. Такой круговой поток прогоняется многократно. Это древняя даосская техника цигун, позволяющая “распределить избыточный жар” и избавить от навязчивого сексуального возбуждения. Ее часто сочетают с дыхательными задержками и сжиманием мышц тазового дна, что физически задерживает семя. Со временем, по описаниям даосов, сексуальная энергия действительно трансформируется: вместо напряжения в половых органах человек ощущает тепло и вибрацию по всему телу, особенно в области головы – это признак того, что Цзин преобразуется в Ци, а затем в Шэнь (духовную энергию).
Другие методы включают: специальные дыхательные упражнения (например, “олений метод” для мужчин и женщин – ритмичные сокращения тазовых мышц с задержкой дыхания, чтобы прогнать энергию вверх), акупрессуру и массаж определенных точек, успокаивающих половое возбуждение, управление вниманием – концентрация на точке между бровей или даньтяне вместо эротических мыслей. Для женщин даосские практики ставили другую задачу (так как у женщин потери энергии через оргазм не происходит): им рекомендовалось работать с эмоциями привязанности, охлаждать излишнюю эмоциональность через медитацию “холодной луны” и направлять любовь внутрь себя (что современным языком можно назвать сублимацией либидо в творчество или духовность).
Сложность: Большинство внутренних практик требуют наставника или хотя бы подробного руководства, поскольку оперируют невидимой энергией. Для подготовленного практикующего йогу или цигун эти методы средней сложности. Для новичка же трудно понять, делает ли он правильно. Рекомендуется начать с простого: ежедневная медитация на микроорбите по 10–15 минут, без фанатизма. Даже если сначала вы не “ощущаете энергию”, продолжайте в расслабленном режиме – эффект может прийти постепенно. Хорошим признаком будет ощущение спокойствия после практики, уменьшение навязчивости сексуальных побуждений. В любом случае, регулярность важнее, чем интенсивность. Раз за разом обучая тело и ум новому энергетическому состоянию, вы добьётесь автоматической трансформации – возбуждение будет сразу переходить в разряд творчества, духовного энтузиазма, физических тренировок и т.д., в зависимости от вашей направленности.
Побочные эффекты: При неправильном выполнении даосских энергетических техник можно столкнуться с дискомфортом – головокружение, давление в голове, тахикардия. Обычно это означает, что вы или перенапряглись, или делаете что-то не то. Важно соблюдать принципы безопасности: не задерживать дыхание слишком долго, не визуализировать чрезмерно ярко (без напряжения), остановиться, если чувствуете сильное неудобство. В традиции говорилось, что “чрезмерное усердие столь же вредно, сколь и леность”. При умеренной практике никаких негативных последствий нет; напротив, происходит оздоровление. Даосы утверждали, что преобразованная сексуальная энергия питает внутренние органы, укрепляет иммунитет и даже улучшает работу мозга. Современные последователи отмечают повышение концентрации, творческой продуктивности и общее чувство наполненности. Таким образом, правильно выполняемая сублимация сексуальной энергии – безопасный и эффективный способ свести на нет мучительное влечение, превратив его в ресурс для духовного пути.
Индуистские (йогические) практики и брахмачарья.
В индуизме идеал воздержания известен как брахмачарья, что буквально значит «поведение, сообразное Брахману (высшей истине)». Первоначально термин обозначал ученический период жизни, когда молодой человек хранил целомудрие и посвящал себя учёбе. Позднее брахмачарья стала означать общий принцип целомудрия в мыслях, словах и делах – воздержания от половой активности и даже от сладострастных помыслов. Йогическая традиция рассматривает сексуальную энергию как потенциально преобразуемую в духовную мощь. Она называет эту концепцию “секс-сублимацией”, подчёркивая, что речь не о подавлении, а о перенаправлении энергии на более высокий уровень. Множество индийских мудрецов и святых соблюдали строгую брахмачарью десятилетиями, демонстрируя жизнеспособность и пользу этой практики. Рассмотрим основные методы индуистской йоги для обуздания сексуального влечения:
Образ жизни брахмачари: чистота, режим и среда.
Принцип: Создание таких условий жизни, при которых сексуальные импульсы возникают реже и слабее. Это достигается сочетанием внешней дисциплины (режим дня, диета, контроль окружения) и внутренней настроенности (клятва, обеты, высокие идеалы). Считается, что чистый образ жизни ведёт к накоплению ojas – тонкой энергии, дающей сияние уму и здоровью. Каждая утечка сексуальной энергии, напротив, ведёт к упадку сил. Свами Шивананда писал, что невоздержанность ведёт к множеству болезней и слабостей, тогда как брахмачарья дарует огромную жизненную энергию и стойкость ума.
Практика (ежедневные правила):
• Диета. Пища должна быть саттвичной (чистой и легкой): злаки, овощи, молочные продукты, орехи. Избегаются возбуждающие продукты: мясо, рыба, яйца, алкоголь, кофеиносодержащее. “Чеснок, лук, мясо, рыба и яйца разжигают страсть”, – говорится в писаниях . Также слишком острая, солёная, кислая пища и специи типа перца, имбиря нежелательны – их избыток “разжижают семя и вызывают частые поллюции” . Следует пить больше охлаждающей жидкости (вода, молоко), особенно в тёплое время.
• Труд и физическая активность. Безделье – враг целомудрия. Ещё в ведические времена ученики-брахмачари вставали до рассвета, совершали омовения, потом занимались служением учителю и тяжёлым трудом (рубили дрова, носили воду, работали в поле) . Физический труд и упражнения расходуют излишнюю энергию, не оставляя её на похоть. Современный последователь брахмачарьи может включить в распорядок дня утреннюю пробежку, интенсивную зарядку, спортзал. Усталое тело меньше склонно бунтовать похотью. Главное – избегать праздности.
• Распорядок и сон. Рекомендуется ложиться и вставать рано, строго по расписанию. Достаточно 6–7 часов сна; пересып может привести к сонливости и затем к усилению влечения. Сон на спине или животе нежелателен – лучше на боку, чтобы не провоцировать эротические сны.
• Окружение и информация. Брахмачари ищет чистого общества (сатсанга). Полезно общаться с единомышленниками, читать вдохновляющие книги о святых, избегать компаний и материалов с сексуальным подтекстом. “Как только нечистая мысль приходит, немедля уклоняйся и обратись к воспеванию Имени Божьего или читай священное писание,” – таков совет многих гуру. По возможности, стоит меньше бывать в местах, где велика концентрация соблазнов (ночные клубы, пляжи с раздетыми телами и т.п.). Это не значит уйти в пещеру, но требуется разумная избирательность среды.
• Регулярные очищения. Холодный душ с утра и перед сном – непременный атрибут. “Холодные обливания и сидячие ванны чрезвычайно полезны в практике брахмачарьи,” отмечает Св.Шивананда . Холодная вода снижает прилив крови к половым органам и “остужает” нервную систему. Также полезны техники хатха-йоги: шаткармы (очистительные процедуры, например, клизмы, нафди шодхана – очищение носоглотки). Чистое тело и своевременное удаление токсинов помогают держать ум ясным и нераздраженным.
Сложность: Соблюдение такого режима требует дисциплины, но постепенно становится образом жизни. Для неподготовленного человека сразу выполнять всё строго может быть сложно. Рекомендуется вводить изменения шаг за шагом: сперва наладить подъём и отбой, потом скорректировать питание, затем добавить физическую активность и т.д. Со временем, ощутив позитивные изменения – бодрость, ясность, контроль над собой – практикующий вдохновляется продолжать. Уровень сложности можно регулировать: кто-то сможет решительно отказаться от всех стимуляторов и мирских развлечений, а кто-то сохранит более мягкий режим. Важно придерживаться искренности в обете: дать себе слово соблюдать чистоту, и напоминать об этом ежедневно (например, повторяя санкальпу утром: “Я посвящаю свою энергию духовному росту, а не плотским удовольствиям”).
Побочные эффекты: Правильно выстроенный образ жизни брахмачарьи не вредит здоровью, а наоборот укрепляет. Возможны временные трудности – снижение веса при отказе от калорийной пищи, ломка привычек (например, кофеина или развлечений), чувство одиночества из-за смены окружения. Психологически первое время может быть непросто, так как ум будет “скучать” по прежним удовольствиям. Здесь важно дать себе установку, ради чего всё делается, и преодолеть начальные месяцы. Если же перегнуть палку (чрезмерно себя изолировать или истощить диетой), могут развиться депрессия или срывы с обжорством/возвратом к старым привычкам. Поэтому нужен здравый смысл и самонаблюдение. В целом, многовековой опыт ашрамов показывает, что молодые брахмачарьи, следующие этим принципам, отличаются отличным здоровьем и высокой работоспособностью.
Йогические техники трансформации сексуальной энергии.
Принцип: Йога предлагает конкретные приёмы работы с праной (жизненной энергией), позволяющие преобразовать сексуальный импульс в духовную энергию (ojas). В «Йога-сутрах» Патанджали сказано: “Утвердившись в брахмачарье, йог приобретает силу (вирья)”, что намекает на особую энергию, появляющуюся при целомудрии. Индийские йоги разработали комплекс, включающий пранаяму (дыхательные упражнения), асаны (определённые позы) и бандхи (энергетические замки) для подъёма сексуальной энергии вверх по позвоночнику. С их помощью физическое напряжение сексуального возбуждения сменяется подъёмом силы в высшие центры – сердце, горло, голову – что ощущается как прилив вдохновения, восторг, блаженство, не связанное с половым актом.
Практика:
• Пранизация и бандхи. Одним из базовых приёмов является сочетание дыхания с мышечными замками. Например, при возникновении сильного желания рекомендуется сесть с прямой спиной, сделать глубокий вдох, затем выполнить уддияна-бандху – втянуть живот под рёбра на задержке дыхания – и одновременно мула-бандху – сильно сжать мышцы промежности (как будто пытаетесь остановить мочеиспускание). Удерживать несколько секунд, затем медленно выдохнуть. Повторить 3–5 раз. Это буквально направляет сексуальную энергию вверх к мозгу и успокаивает нервную систему. После таких упражнений часто пропадает острота возбуждения. Также полезны регулярные занятия пранаямой: нахди-шодхана (очистительное попеременное дыхание), крепхака (длительные задержки дыхания на комфортном уровне) – они развивают общий контроль над праной. В моменты искушения йоги советуют делать 10–20 быстрых выдохов (капалабхати) или полное дыхание животом – это рассеивает избыточный жар.
• Асаны. Перевёрнутые позы славятся эффектом охлаждения половой энергии. Стойка на голове (ширшасана) или на плечах (сарвангасана – “берёзка”) заставляют энергию течь кверху. Достаточно просто полежать в “берёзке” минуты 3 – обычно после этого снижается любая назойливая мысль о сексе. Также помогают прогибы назад (улучшают контроль над эмоциями) и наклоны вперёд (успокаивают ум). Комплекс Сурья-намаскар (приветствие солнцу) по утрам тонизирует тело и уменьшает вероятность утренних похотливых мыслей.
• Мантра и джапа-йога. Повторение священных звуков перенастраивает вибрации ума. Классический совет – при возникновении похоти закрыть глаза и начать быстро-быстро повторять: “Ом Намах Шивая” или любую мантру выбранного божества, либо просто “Ом”. Звук “Ом” резонирует в черепе и позвоночнике, наполняя их вибрацией и вытесняя сексуальное напряжение. Можно вслух, можно про себя, но очень сосредоточенно. Часто через 2–3 минуты такой джапы волна страсти отступает. Рекомендуется ежедневно практиковать определённое количество повторений мантры (например, 108 раз) как профилактику – это настраивает ум на более высокие частоты.
• Дхьяна (медитация). Регулярная медитация – фундамент йогического пути к контролю над чувствами. Особо полезна медитация на образ или качество божества (например, чистоту Богини Сарасвати или детский образ Кришны) – ум наполняется возвышенным, и низшие желания стихают. Также индуистские тексты рекомендуют атма-вичару – размышление о своём истинном Я как о чистом духе, не имеющем пола и желаний. Чем больше человек отождествляется с душой, а не телом, тем меньше его беспокоят телесные инстинкты .
Сложность: Йогические техники требуют практики и некоторой подготовки, но доступны любому. Начинающему лучше обучаться под руководством преподавателя йоги, чтобы правильно выполнять бандхи и асаны. Неподготовленным не стоит сразу делать сложные перевёрнутые позы – можно начать с более простых, например, позы “свечи” у стены. Дыхательные упражнения также вводятся постепенно: сперва освоить ровное полное дыхание, затем короткие задержки, лишь потом уддияна-бандху на задержке. Мантра-медитация – наиболее проста и безопасна, ею можно пользоваться сразу. Общая сложность – синхронизировать тело и ум: например, не забыть сделать упражнение в момент искушения, а не пойти по привычному пути. Поэтому йоги вырабатывают рефлекс: почувствовал возбуждение – сразу дыхание и бандха. Со временем это входит в автоматизм, и сложность уменьшается.
Побочные эффекты: При соблюдении техники йогические методы безопасны для здоровья. Возможны небольшие головокружения или слабость, если передержать дыхание или перевернутую позу – поэтому всегда нужно действовать мягко, без насилия. Если всё делается правильно, побочных эффектов мало: разве что, сильное сокращение сексуальной активности может привести к тому, что раз в несколько недель/месяцев будут случаться поллюции (в организме включается механизм разрядки во сне). Йоги советуют не придавать этому значения – просто очищаться и продолжать практику, со временем и это сойдёт на нет. Из позитивных “побочных” эффектов отмечают улучшение памяти, концентрации и творческих способностей – за счёт трансмутации семени в энергию ума (ojas), интеллект становится яснее. Таким образом, йогические техники позволяют не просто подавить влечение, а возвести его на новый уровень, сделать топливом для духовных достижений .
Преданность и переключение любви на Высшее.
Принцип: Этот подход созвучен христианскому (о котором далее) – заменить мирскую, телесную любовь на любовь к Богу или всеобщую любовь. “Вытеснить любовь плотскую огнём любви небесной”, как писал православный святой. В индуизме существует путь бхакти-йоги – искренней преданности Божеству – который помогает трансформировать эмоциональную энергию. Многие страстные натуры нашли прибежище в том, чтобы обращаться со своей любовью к Богу: петь киртаны (духовные песни), читать стихи-молитвы, созерцать образы божеств с пылкой отдачей. Это даёт сердцу желанное чувство любви и единения, но без сексуального акта. Постепенно чувство божественной любви начинает “перекрывать” низшее влечение. Например, святой Тюльсидас влюблённость в жену преобразовал во всепоглощающую любовь к Раме (Богу), и стал великим поэтом и подвижником.
Практика: Бхакти-йога рекомендует:
• Медитировать на образ возлюбленного Божества, представляя его безграничную красоту, чистоту. Можно направлять к нему те же чувства нежности, восхищения, что ранее адресовались человеку. Например, вместо того чтобы мечтать о физической близости с женщиной, преданный Кришне будет мечтать о том, как он танцует с прекрасным Кришной в кругу гопи (аллегорически переживая экстаз единства с Божественным).
• Заменить мирскую романтику на духовную: слушать бхаджаны (песни) о божественной любви, читать жизнеописания святых (они вдохновляют на чистоту). Каждый раз при появлении похотливой мысли – воспевать имя Бога. В исламе суфии аналогично учили: “где звучит Имя Возлюбленного (Аллаха), там нет места грязным мыслям”.
• Перевод сексуальной энергии в сердечную чакру: технически это можно делать через визуализацию – чувствовать тепло низ живота и поднимать его в область сердца, превращая в чувство сострадания ко всем живым существам. Таким образом, одиночное личное желание перерождается в бескорыстную любовь, направленную на благо других.
Сложность: Такой метод требует сильной веры или развитого воображения. Он особенно подходит тем, кто склонен к эмоциональности, романтизму – вместо того, чтобы “убивать” чувство, ему дают более высокую цель. Людям сухим, рациональным может быть сложнее, им больше подойдут предыдущие техники. Но даже неверующий человек может воспользоваться принципом переноса: например, вложить свою энергию в искусство, науку, социальное служение – то есть полюбить дело или идею. По сути, нужно найти то, что для вас ценнее физических удовольствий, – идеал, страсть в нехозяйственном смысле. Тогда естественным образом фокус сместится, и сексуальное желание уже не будет доминировать.
Побочные эффекты: Тут скорее психологический момент – важно, чтобы переключение было искренним, иначе вытесненная сексуальность может проявиться в навязчивой форме (например, фанатизм в религии как следствие подавленного либидо). Если человек действительно испытывает возвышенную любовь и радость от молитвы или творчества, то этот путь очень экологичен. Он приносит эмоциональное удовлетворение, чувство смысла, и потребность в плотских утехах реально снижается до минимума. Однако полностью физиологию не отменить – могут оставаться редкие позывы, особенно в молодом возрасте. Их всё равно придётся утихомиривать описанными выше методами (дыханием, холодной водой и т.п.). В целом же, сочетание бхакти (любви к Богу) и вайрагьи (отрешенности) считается в индуизме лучшим рецептом от похоти: одно даёт сердцу замену, другое – уму понимание бессмысленности гоняться за миражом удовольствий.
Христианские монашеские практики целомудрия.
Христианство, особенно в монашеской традиции, уделяет огромное внимание добродетели целомудрия и борьбе с плотской похотью (блудной страстью). Монахи дают обет безбрачия и чистоты, стремясь подражать ангельскому состоянию. За два тысячелетия в православном и католическом монашестве накоплен обширный арсенал духовных “оружий” против искушений плоти. В основе лежит принцип: нельзя одолеть похоть только своими силами – нужна благодать Божья, но и своего труда тоже требуется немало . Христианские методы делают упор на покаяние, смирение, молитву и пост. Они доказали свою эффективность на примере тысяч святых подвижников, сохранивших целомудрие даже в самых тяжёлых обстоятельствах. Рассмотрим ключевые из этих методов:
Пост и телесное умерщвление.
Принцип: “Умерщвление плоти” – старинный христианский термин, означающий подавление греховных телесных желаний через лишение их подпитки. В первую очередь речь о посте – ограничении в пище и питии. Святые отцы заметили, что обжорство и пьянство разжигают похоть, а голод утончает чувства и усмиряет плоть. Преп. Иоанн Кассиан указывал, что первый шаг в борьбе с нечистотой – обуздать чрево: “Не обманывайся чревоугодием… какое бы ни съел ты яство сверх меры – из него зарождается семя распутства”. Поэтому монахи почти всегда соблюдают посты, едят очень просто и скромно. Кроме еды, телесное умерщвление включает также бдение (недосыпание во имя молитвы) и аскезу (нарочитое неудобство для тела: спать на жёстком, носить власяницу и т.п.). Эти средства ослабляют напор телесных гормонов и приучают не идти на поводу у тела.
Практика: Мирянин, желающий воспользоваться этим методом, может следовать церковным постам: многодневным (Великий пост, Рождественский и др.) и еженедельным (пост в среду и пятницу). В пост исключается мясо, молочное, часто снижается калорийность продуктов, приветствуется сухоядение. Как отмечал прп. Кассиан, ежедневный пост до вечера полезнее, чем редкие длительные истощающие - то есть лучше понемногу, но регулярно держать тело в узде. Помимо диеты, имеет смысл ограничить комфорт: например, принять правило вставать ночью на краткую молитву (нарушить сладость сна), умываться прохладной водой, не баловать тело долгими горячими ваннами. Многие христианские аскеты практиковали купание в холодной воде при искушениях – внезапный холод остужает кровь. Святой Бенедикт, по легенде, бросался в терновый куст, когда накатывала волна похоти, – это крайний пример, сегодня к такому вряд ли стоит прибегать, но контрастный душ при сильном возбуждении вполне пригодится.
Сложность: Пост – испытание для современного человека, не привыкшего себя ограничивать. Но церковные уставы гибки: при немощи или невозможности пост смягчается. Начать можно с малого: отказаться от наиболее бесполезного продукта (например, сладкого или алкоголя), почувствовать разницу. Постепенно войти в график: по средам/пятницам поститься, соблюдая меру. Телесные дисциплины болезненны для гордыни, зато рождают смирение, необходимое для победы над страстью. Сложность в том, чтобы не впасть в формальность – важно помнить духовную цель поста (очищение души) и сочетать его с молитвой, иначе просто диета мало повлияет на сердце. Также трудно не превозноситься – достигнув каких-то успехов, легко возгордиться, что убивает духовный плод. Поэтому говорят: “постись тайно, не показывая людям”.
Побочные эффекты: При разумном посте – минимальны. Однако излишества (как и везде) могут повредить: чрезмерный пост без благословения духовника приводил некоторых к истощению и нервным срывам. Баланс нужен такой, чтобы тело было легким, но способным молиться. Из позитивных побочных действий – пост обостряет ум и делает сердце чутким . Многие отмечают, что во время поста сексуальные мысли ослабевают, зато обнажаются глубинные эмоции, выходят скрытые грехи – это и есть цель очищения. Главное – сочетать телесное воздержание с другими методами (молитвой особенно), иначе есть риск, что вернётся ещё большая страсть после поста (как иногда бывает с людьми, строго державшими пост, а потом бросившимися во все тяжкие). Церковь учит постоянству и трезвению, а не временным подвигам с последующим расслаблением.
Молитва и духовное сосредоточение.
Принцип: “Молитва побеждает похоть, а пост её ослабляет” – эта мысль звучит у многих святых отцов. Телесные усилия бесполезны без призывания помощи свыше. Христианская молитва – это не просто просьба, но и соединение с Богом, наполнение души благодатью. Когда сердце горит любовью к Богу, там уже не остается места грязной страсти. Преп. Иоанн Лествичник писал: “Счастливый– это тот, кто вытеснил любовь телесную любовью Божественной, погасил огонь плоти огнем небесным”. Молитва же и есть разжигание духовного огня. Кроме того, через искреннюю молитву человек получает силу противостоять искушениям, ибо не на свою гордость опирается, а на Бога: “Никто не может победить этого демона (похоти), не смирившись и не призвав помощи Небес”, – говорит Кассиан .
Практика: Рекомендуются следующие молитвенные средства:
• Иисусова молитва. В восточной традиции это краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Ее повторяют непрестанно, особенно монахи. Когда приходит искушение, советуют тут же углубиться в Иисусову молитву. Она концентрирует ум на имени Христа, отгоняя бесовские помыслы. Святые сравнивают молитву с мечом, которым ударяешь приближающегося зверя похоти. Мирянину можно практиковать Иисусову молитву утром и вечером по 10-15 минут, а при появлении грязных мыслей – сразу несколько раз повторять ее про себя, сосредоточенно.
• Псалмопение и чтение Писания. Чтение духовных текстов (Псалтырь, Евангелие, жития святых) действует подобно медитации – ум погружается в священные образы. Преподобный Авва Исаак советовал отгонять плотские помыслы чтением псалмов. Считается, что особенно 50-й псалом (о покаянии) сокрушает греховные настроения. Также чтение о страданиях святых дев и мучеников вдохновляет хранить чистоту.
• Искренняя беседа с Богом. В моменты сильной борьбы можно обратиться к Богу своими словами: “Господи, помоги! Я слаб, меня терзают страсти, укрепи меня ради Твоей любви”. Такая живая молитва, идеал – до слёз раскаяния – очень очищает. Церковь рекомендует исповедовать даже помыслы (хотя бы прямо Богу втайне), чтобы не давать им укорениться. Чем больше открытости перед Богом, тем меньше власть тайного греха.
• Созерцание Высшего. Похоть часто разгорается от излишней концентрации на земном и материальном. Противоядие – поднять взор к небу, в прямом и переносном смысле. Можно выйти ночью посмотреть на звёзды, помолиться – осознание бесконечности Божьей вселенной ставит на место мелкие хотения. Свт. Игнатий Брянчанинов советовал размышлять о смерти и Страшном Суде – это отрезвляет ум, показывает ничтожность минутных утех перед лицом вечности. Правильный страх Божий охлаждает страсть.
Сложность: Молитва – дело простое по формулировке, но трудное в исполнении из-за рассеянности ума. Особо во время искушения ум не хочет молиться, его тянет думать о вожделенном. Тут нужна тренировка – молиться и в спокойные времена, тогда и в бурю получится. Многие новички жалуются: начинаю молитву – а греховные образы лезут ещё сильнее. Святые отвечают: потерпи, не сдавайся, продолжай звать Бога несмотря ни на что. Постепенно бесы отступят, “собака (похоть) будет отогнана” . Важно молиться не только за себя, но и за других – это рождает любовь, противоположную похоти. Общая сложность – привить себе навык: вместо привычных реакций (например, включить порнофильм или погрузиться в фантазии) – встать на молитву. Первое время придётся заставлять себя. Затем, ощутив сладость духовного огня, сами будете искать в молитве прибежище при любом искушении.
Побочные эффекты: У молитвы нет негативных “побочек” в обычном смысле, но на начальном этапе она может приводить к борьбе мыслей. Человек может даже ощутить, что во время молитвы искушения усилились – это нередкое явление, как бы “обострение болезни перед выздоровлением”. Нужно понимать, что это временно. Другая опасность – впасть в прелесть (самообман), если молитва без руководства: например, начать видеть видения или считать себя уже святым. Поэтому Церковь советует иметь духовника, обсуждать с ним свои молитвенные переживания. Для мирянина в миру это не так актуально, если соблюдать смирение: оценкой успеха служит не экстаз, а реальное уменьшение страсти. Побочным благом молитвенной жизни станет глубокий мир в душе, радость и любовь к людям – совершенно несовместимые с похотью состояния.
Бдительность ума и очищение сердца.
Принцип: Христианство рассматривает борьбу с греховной страстью как происходящую на уровне мыслей и сердца. Иисус учил, что уже посмотрев с вожделением – согрешил в сердце (Мф.5:28). Поэтому святые отцы разработали науку “трезвения” – постоянного отслеживания помыслов. Враг (искушение) сначала приходит мыслью или воображением; если на ранней стадии его отсечь, до греха дело не дойдёт. Преп. Кассиан писал: “Прежде всего старайся хранить сердце от скверных помыслов, ибо из сердца исходят прелюбодеяния”. А Иоанн Лествичник сравнивал похотливую мысль с искрой, падающей на солому: легче не допустить, чем тушить пожар. Практика бдительности учит быстро распознавать приближение греха и реагировать молитвой, холодной водой, уходом от ситуации – любым нужным методом, лишь бы не дать пламени раздуться.
Практика:
Конкретные советы:
• “Стой на страже ума”. Регулярно в течение дня делай внутреннюю “перекличку” мыслей: о чём я думаю сейчас? Не прокрадывается ли что нечистое? Особое внимание – моментам расслабления (перед сном, сразу после пробуждения, в одиночестве). В этих состояниях чаще всего наползают греховные фантазии. Заведи привычку сразу призывать Иисусову молитву или хотя бы говорить себе “нет, не сейчас” при первых же признаках.
• Беги от повода ко греху. Святые не стыдились прямого бегства: если ситуация накаляется – лучше уйти. Например, юноша-монах избежал падения, просто выскочив прочь, увидев женщину, вместо того чтобы беседовать. В миру это может означать – выйти из комнаты, переключить разговор, ни в коем случае не оставаться наедине с объектом влечения в двусмысленной обстановке. Апостол Павел советовал Тимофею “убегать юношеских похотей” – порой физическое бегство самое мудрое.
• Исповедь и откровение помыслов. Очень действенно открыть свой постыдный помысел перед духовником или хотя бы близким наставником. Как только выносим на свет то, что прятали, сила греха слабеет. Монахи в обителях ежедневно рассказывают старцу о своих искушениях – это предохраняет от развития тайного порока. Мирянину стоит регулярно исповедоваться, называя конкретно блудные грехи и даже помыслы. Постоянная исповедь создает внутренний иммунитет: зная, что придётся назвать этот помысл вслух священнику, сто раз подумаешь, прежде чем внутренне с ним соглашаться.
• Таинства и благодать. Причащение Святых Даров, по учению Церкви, очищает от греховных скверн и подаёт силу к борьбе. Многие, начав регулярно причащаться, замечали ослабление плотских страстей – не сразу, но постепенно сердце очищается Христовой благодатью. Также и другие таинства (Елеосвящение, чтение молитв на исцеление от страсти) помогают в комплексе мер.
Сложность: Бдительность ума – практика, требующая постоянства. Это не упражнение на 15 минут, а стиль жизни. Естественно, 24 часа в сутки держать внимание сложно. Монахи идут на это, закрывшись от суеты мира. Мирянину тяжелей – работа, быт и семья рассеивают внимание. Однако можно приучить себя к коротким “проверкам” несколько раз в день. Сначала будешь забывать, но со временем войдёт в привычку. Главное – не унывать от частых падений. Св. Нил Синайский говорил: “Пал – встань, опять пал – опять встань”. Со временем промежутки чистоты удлиняются. Сердечная чистота – вершина, достигаемая годами, когда уже и во сне не приходят скверны. Это дано немногим подвижникам. Но движение в ту сторону принесёт плоды и на начальных этапах – хотя бы снижается частота грехопадений и мучительных страстных побуждений.
Побочные эффекты: Если неправильно понимать трезвение, можно впасть в тревожность и чувство вины за каждый греховный помысел. Здесь важно различать грех (сознательное наслаждение дурной мыслью) и приход искушения (не зависит от нас). Отлавливая помысел, не надо паниковать: спокойно его отсеки молитвой и иди дальше. Если слишком зациклиться, можно заработать невроз или “тоску духовную”. Потому православная аскетика советует сочетать строгость к себе с упованием на милость Божью. Радость о Господе должна перевешивать мрачность борьбы. Тогда сердечное очищение идёт здоровым путём – человек становится всё светлее, милосерднее, смиреннее. Видя свой прогресс (в виде хотя бы редких побед над собой), душа исполняется благодарности. А если случается падение – искреннее покаяние даёт облегчение, и ты продолжаешь свой путь. В итоге формируется стойкое целомудрие, когда уже привычка грешить сломана, а на её месте выработана привычка хранить себя и мгновенно обращаться к Богу при малейшей опасности.
Применение в повседневной жизни и сочетание методов.
Как же воспользоваться всем этим разнообразием практик современному человеку, живущему вне монастыря? Вот несколько заключительных рекомендаций:
• Индивидуальный подход. У каждого из нас разная психика, вера, уровень либидо и образ жизни. Выберите те методы, которые созвучны лично вам. Верующему христианину естественно опереться на молитву и таинства; склонному к медитации подойдут буддийские техники; физически активному – йогические или даосские упражнения. Нет необходимости следовать только одной традиции. Можно сочетать: например, соблюдать умеренность в пище по буддийско-христианским принципам, выполнять по утрам йогические пранаямы, а вечером практиковать медитацию или молитву – все это не противоречит друг другу. Главное, чтобы вам было удобно и вы видели результат в виде уменьшения влечения.
• Постепенность и реалистичные цели. Если попытаться сразу “всё и строго”, велика вероятность быстро перегореть. Лучше наметить этапы: сначала отказаться от самых деструктивных привычек (например, просмотра порнографии или случайных связей), параллельно начать физические практики (физкультуру, пробежки, холодный душ). Когда этот этап пройден и тяга ослабла, усилить режим: ввести регулярную медитацию на очищение ума, ограничить питание. Затем уделить внимание мыслям – развить наблюдательность, оттачивать навык остановки помысла. Наконец, работать на глубоком уровне – искоренять даже тонкие привязанности, направлять любовь к Богу или в творчество. Каждый следующий шаг опирается на предыдущий, как лестница (недаром труд Иоанна Лествичника называется “Лествица”, то есть лестница к небу, поэтапное восхождение). Терпение и регулярность принесут плоды.
• Комбинирование методов для устойчивости. Наилучший эффект дает комплексный подход – когда вы задействуете и тело, и ум, и дух. Например, сочетайте физическое усмирение (пост, физкультура, холодная вода) с практиками переплавки мыслей (медитация, молитва, чтение). Так вы атакуете проблему с разных сторон. Если какое-то звено выпустить, может произойти перекос: только молитва без поста – риск срывов, только диета без работы с сознанием – появится гордыня или раздражительность. Баланс тела и души – ключ к здоровому целомудрию. Как говорили отцы Церкви, “нужно и поститься, и молиться”, а буддийские учителя вторили – “нужны и физические меры, и духовное прозрение”.
• Безопасность и здоровье. Помните о принципе ненасилия – ахимса по отношению к себе. Цель – гармония, а не самоуничтожение. Если какой-то метод вызывает сильный дискомфорт или вред здоровью – остановитесь и пересмотрите. Лёгкое неудобство (голод, холод, усилие концентрации) будет, его надо терпеливо принять. Но никакие крайности не нужны: доводить себя до обморока голодом или до психоза от чувства вины – неправильно. Все указанные практики при правильном выполнении укрепляют здоровье: физического – за счёт трезвого образа жизни, психического – за счёт освобождения от навязчивостей. Если вы чувствуете, что становитесь только злее, подавленнее – значит, где-то ошибка (возможно, перегибаете или делаете без любви). В таком случае лучше посоветоваться с наставником (если есть возможность) или хотя бы переключиться на более мягкий режим на время.
• Поддержка и наставничество. В одиночку тяжело бороться с глубинными инстинктами. Хорошо, если есть наставник или группа поддержки. Это может быть духовник, психолог, йога-учитель или сообщество единомышленников (например, в интернете есть группы практикующих целибат и брамахачарью, движения вроде “NoFap”). Совместное обсуждение проблем, обмен опытом, молитвенная поддержка – всё это повышает шансы на успех и делает процесс более устойчивым. Если же некому открыться, ведите дневник самонаблюдения, где отмечайте успехи и срывы – хотя бы перед бумагой быть честным, уже помощь.
• Замещение и творчество. Освободившаяся от секса энергия должна найти выход, иначе возникнет внутреннее напряжение. Направьте её в русло творчества, работы, служения. Многие великие творения искусства, науки рождались людьми, практиковавшими воздержание – их сублимированная сексуальность разряжалась через их гениальные прозрения, открытия и изобретения. Не обязательно стремиться к шедеврам, главное – будьте заняты конструктивными делами, которые вам по душе. Тогда не останется времени и сил тосковать по утраченным удовольствиям. Новые радости – спортивные достижения, творческие успехи, духовные инсайты – заменят плотские.
• Принятие возможных естественных проявлений. Даже при строгом следовании всем методам не стоит пугаться, если время от времени тело выдаёт свои реакции (например, ночные эрекции или сны эротического содержания). Это естественно и не значит провал практики. Св. Лествичник отмечал, что средняя степень целомудрия – это когда даже во сне нет скверных мечтаний, но достижение такого контроля – долгий путь. Поэтому относитесь спокойно к мелким “осечкам”, главное – не реализовывать их наяву и не смаковать.
• Кому какие методы больше подходят:
• Если у вас высокий уровень сексуальной энергии, вас прям распирает – обязательно включите физические методы: физкультуру, холод, отсутствие стимуляторов, а также даосские или йогические упражнения по переработке энергии. Это облегчит физиологическое давление.
• Если проблема более психологическая (привычка, зависимость) – упор на ментальные и духовные методы: займите ум, измените убеждения о сексе, найдите вдохновение в чём-то возвышенном, чаще молитесь или медитируйте, смените окружение на поддерживающее чистоту.
• Верующим людям проще идти путём своей религии: христианину – исповедь, причастие, молитва; буддисту – прибежище в Дхарме, медитация; индуисту – поклонение Богу, джапа, йога; мусульманину – намаз, пост Рамадан и т.д. Вера даёт мощный смысл воздержания – ради Бога – и поддержку общины.
• Неверующим или агностикам можно опереться на философские и практические аспекты: например, понимать пользу воздержания для концентрации, здоровья, отношений (меньше измен и драм). Им подходят более универсальные практики типа медитации на дыхании, психотерапевтические техники контроля импульсов, поддержка светских сообществ единомышленников.
• Мужчинам часто более остро приходится управлять физиологией (т.к. семяизвержение – непосредственная потеря вещества и быстрый всплеск-разрядка). Им особенно полезны даосские техники сохранения семени, физический труд, холодные обливания. Женщинам нередко сложнее с эмоциональной стороной – им важно избегать романтических провокаций, больше фокусироваться на духовной любви, творчестве, выстраивать режим дня, чтобы не было время предаваться мечтам. Хотя, разумеется, многое индивидуально.
• Сочетание с отношениями: Если цель – полностью устранить влечение, то, вероятно, человек выбирает одинокий путь или платонические отношения. Тогда описанные методы помогут остаться довольным и реализованным без секса. Но бывают случаи, когда практик вступает в брак или состоит в отношениях и хочет уменьшить сексуальность ради духовных целей (например, практикуют воздержание в браке по обоюдному согласию). В таких ситуациях важно, чтобы оба партнёра разделяли понимание – иначе диссонанс. Возможно, стоит вместе изучать эти практики (есть примеры супружеских пар, живущих как брат и сестра в религиозной традиции). Даосские методы контролируемого секса могут помочь супругам, желающим редкого зачатия без полного отказа от близости. В христианстве же браку предназначен свой умеренный режим (не воздержание пожизненно, а временное по согласию ради поста и молитвы – 1Кор 7:5). Поэтому следует учитывать контекст своей жизни и действовать без ущерба для других.
Заключение: Древние практики аскезы и управления энергией поистине богаты и разнообразны. Они учат, что сексуальное влечение – не непобедимый зверь, а сила, которую можно обуздать и превратить в союзника на пути к более высокой цели. Будь то через созерцание бренности тела по буддийски, дисциплину йога-брахмачарьи, алхимию даосов или пламень молитвы монаха – везде суть одна: подняться над диктатом плоти, обрести свободу и цельность. Эти методы проверены поколениями и, при разумном применении, безопасны для тела, полезны для души. Выберите своё сочетание и помните слова древних: “Настойчивость и терпение необходимы, чтобы искоренить даже сильнейшую страсть” . Шаг за шагом, с Божьей помощью и собственной решимостью, вы способны значительно снизить или вовсе упразднить тиранию сексуального влечения, обретя взамен устойчивое здоровье – физическое, психическое и духовное. Пусть же этот путь сделает вас более свободным, светлым и приближенным к идеалу, которому вы стремитесь.
Свидетельство о публикации №225041501302