Глава 11. 2. 2

2.Потери 

По нормативным документам МВД СССР сотрудникам милиции при задержании вооруженных преступников вменялось приложить максимум усилий для того, чтобы их «брать» живыми или ранеными. Применение оружия на поражение допускалось только в самых крайних случаях. 

Марьян Станиславович Михальченя знал эти требования, поэтому не стал стрелять первым по вооруженным преступникам. Он свято верил, что в каждом советском человеке, даже оступившемся, ставшем на противоправный путь, есть доброе начало, частичка светлого огня в душе. 

Марьян Станиславович смело вышел навстречу беглецам в надежде убедить односельчан одуматься и сдаться. Его надежда не сбылась. В ответ прозвучал выстрел. Раненый участковый упал на землю. Защищая себя и безоружного дружинника, он открыл ответный огонь по ногам преступников и ранил Янцева в коленный сустав ноги. 

Преступники продолжали стрелять, попадали и в него, и в Андрея Чуваева. Истекая кровью, теряя сознание, Михальченя поручил дружиннику проследить, в каком направлении будут уходить преступники, и сообщить в штаб поисковой операции. 

Андрей Чуваев во время перестрелки получил ранение в руку, скрывшись в лесу, он сообщил по рации в штаб о происшествии. Дружинник видел и слышал, как раненный беглец Янцев яростно кричал матом и требовал, чтобы Дуркин добил Михальченю. И тот произвел несколько выстрелов в лежащего участкового. 

Беглецы уплыли на лодке Михальчени, а возле деревни Васильевка Ижемского района они остановились, чтобы оказать раненому беглецу Янцеву медицинскую помощь у местного фельдшера. Во время поиска медработника один из беглецов – Хозяинов, чувствуя ответственность за убийство участкового, скрылся в ближайшем лесу от своих сотоварищей. 

Вскоре он добровольно сдался сотруднику милиции Надежде Немчиновой, входившей в состав вертолетной поисковой группы в районе происшествия. Там же находилась и группа Анатолия Попова. Узнав от Хозяинова новости о месте нахождения Дуркина и Янцева, она отбыла на их поиск. 

По пути на реке Печора они перепугали двух браконьеров, приняв их за беглецов. Они пытались скрыться на моторной лодке от группы, но были остановлены автоматной очередью Попова. За участковым инспектором милиции прилетел вертолет с медиками. Михальченя подавал признаки жизни, и его доставили в районную больницу. Первый день поиска беглецов завершился, их следы затерялись. 

На следующий день стало известно, что оба преступника Дуркин и Янцев в деревне Рочево Усть-Цилемского района угнали моторную лодку местного жителя, оставив лодку Михальчени. Штаб операции организовал поисковые мероприятия в этом и прилегающих к нему районах, но беглецов обнаружить не удалось.

Пошел третий день поиска вооруженных преступников. Врачи боролись за жизнь участкового инспектора, его друзья и коллеги сдавали кровь, все надеялись, что он выживет. 

Одна из поисковых групп обнаружила лодку, угнанную преступниками возле совхоза «Усть-Цилемский», где располагалась ферма для летней дойки коров. На проверку фермы отправились две поисковые группы с двумя кинологами со служебными собаками. 

Возглавляли группы оперативные сотрудники из Ухтинского отдела внутренних дел Сергей Чмуха и Виктор Обойдихата. Последний входил в сборную команду МВД Коми АССР по пулевой стрельбе из автомата Калашникова. На ферме стоял одноэтажный бревенчатый небольшой домик с двумя окнами и одним входом. 

Сотрудники милиции рассредоточились вокруг него, заняв позиции вблизи окон и двери. Для проверки наличия людей в доме пытались пустить служебных собак вовнутрь, но ни одна из них не изъявила желания идти на верную смерть, отказавшись подчиниться кинологам. Преступники в это время никак себя не проявили. 

Оба старших групп, вооруженные пистолетами ПМ, решили по одному проникнуть внутрь домика, прикрывая друг друга. Сергей Чмуха с пистолетом на изготовке открыл дверь, и тут же прозвучал первый выстрел. 

Неожиданная пуля пробила ему подбородок и левую лопатку на вылет. Когда раненный оперативник упал на землю, Виктор Обойдихата лег рядом и попытался прикрыть дверь. Прозвучал второй выстрел, и пуля беглецов попала ему в левую руку. 

Оперативник подал команду своим сотрудникам, чтобы бросили ему автомат. Получив его, он просунул ствол оружия в небольшую щель приоткрытой двери и одной рукой профессионально открыл огонь. Не прекращая стрелять, он снизу доверху, из стороны в сторону изрешетил внутренность помещения домика, выпустив всю обойму патронов. После грохота стрельбы повисла гнетущая тишина. 

Виктор Обойдихата и Сергей Чмуха отползли в сторону от входной двери домика, где их подхватили коллеги и оказали первую медицинскую помощь. После доклада в штаб операции к ним поспешили дополнительные силы. Спустя некоторое время, убедившись, что преступники не подают признаков жизни, кинологи поочередно запустили служебных собак в помещение. 

В этот раз ищейки смело зашли в дом, а за ними и кинологи с оперативниками. Перед их взорами открылась жуткая картина: кровь вперемешку с мозговой тканью и кусочками тела была разбрызгана по стенам от пола до потолка, а пулями оказались расщеплены нехитрая мебель, бревна стены и кирпичная кладка печи. 

Группы быстрого реагирования отделов внутренних дел, после подведения итогов поисковой операции, стали разъезжаться по местам постоянной дислокации. Анатолию Попову его начальник Кирушев приказал задержаться в Усть-Цилемском ОВД и оказать помощь руководителю районной милиции Владимиру Лаврову. Следовало установить лиц, совершивших хищение денежных средств из инкассаторской сумки, находившейся в самолете на местном аэродроме. 

Волей случая у Попова и Лаврова оказалась группа крови такой же, как у раненных сотрудников из Ухты, потерявших много крови во время боестолкновения с преступниками. На предложение медиков поделиться своей кровью с раненными оперативниками и Лавров, и Попов безоговорочно согласились. 

Кровь Лаврова напрямую переливали к Чмухе, а кровь Попова – Обойдихате. Оба они выжили благодаря своим коллегам и врачам, но их служба в милиции на этом и закончилась. Сергея Чмуху комиссовали, а Виктор Обойдихата уволился по собственному желанию. Позже Анатолий Попов навещал своего кровника в Ухте, вспоминали былое на реке Печора. 

Участковый инспектор милиции Усть-Цилемского ОВД Марьян Станиславович Михальченя прожил еще несколько дней и, узнав о завершении поисковой операции, умер в Республиканской больнице Сыктывкара. Его похоронили с воинскими почестями на Аллее героев в братской могиле районного центра. 

Семь сотрудников милиции наградили Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 октября 1986 года медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». В их числе и Анатолия Владимировича Попова. 

Оставшегося в живых Хозяинова осудили к 15 годам колонии, и там его вскоре убили сокамерники. 

С такими результатами закончилось проведение одной из крупнейших в республике милицейских операций с участием групп быстрого реагирования органов внутренних дел.


Рецензии