О мировоззрении Л. Толстого

По работе С.Цвейга
М.Шульгин, 2025

     Исследователи творчества Льва Толстого определили ряд концептуальных подходов писателя в его мировоззренческой позиции. Прежде всего то, что он пришел к пониманию первостепенной роль земной любви к ближним, создающей нравственную основу поведения;
     выстроил социально-историческую концепцию поведения в обществе, сформулированную как «непротивление злу насилием», вероятно основанную на осознании причин поведения человека, действующего в унисон с природой (с концепции физиократов: законом Естественного права Ф. Кенэ; буддисткой философией; заповеди в Евангелии от Матфея);
     верил в единого Творца, в силу Земли, связи человека с её корнями;
проповедовал важность простого крестьянского труда, для нравственного оздоровления человека и общества;
     но отрицал полезность влияния и распространения атрибутов таинства церкви и молитвы на жизнь простых крестьян, фактически поощряя язычество – веря в приметы и поклонению силам природы, за что и был справедливо отлучен от церкви.
     Л.Толстой видел, как труд и терпение делает человека успешным, а любовь к семье, детям и отечеству делают его добре, покладистее, терпимее, но с годами все острее осознавал тленность тела, неизбежность смерти и сильно сомневался в своем бессмертии (С. Булгаков).
     Отстраняясь от церковных молитв и обрядов богослужения, поклоняясь культу земной любви и мысли о тленности тела, он фактически был сторонником материалистов, физиократом, поклонником модного в то время естествознания, безбожником.

С.Цвейг. Собрания соч.Т 2. Драмы титанов. Лев Толстой


Рецензии