Глава 11. 3
Середина 80-х годов. Выходной летний день. На дежурство в МВД РК по графику от управления уголовного розыска заступил Анатолий Попов.
Он ознакомился с содержанием суточной сводки происшествий по республике. Не найдя в ней ничего привлекательного для себя, он прошел в свой кабинет и занялся изучением материалов, полученных ранее. Около 11:00 часов Попов снова зашел к дежурному и узнал, что поступило четыре ориентировки об угонах автомобилей в Ухтинском районе.
Их анализ позволил ему сделать вывод, что движение угнанных машин направлено на юг, в сторону Сыктывкара и далее, на Киров. Анатолий поручил дежурному связаться с коллегами из Ухты, Княжпогоста и расположенных в этих районах учреждений УФСИН и выяснить, не имелось ли случаев побегов осужденных из зон и поселений.
С ориентировками об угонах автомобилей он поднялся в кабинет заместителя министра Трофимова Евгения Никитовича, который занимался решением текущих служебных дел. Попов доложил ему о происшествиях в Ухтинском районе и высказал предположение о том, что угонщики автомобилей активно продвигаются на юг, за пределы Республики Коми. Там у них появлялась возможность затеряться на просторах страны.
Во время доклада в кабинете зазвонил телефон. Дежурный доложил о новых угонах автомобилей в Княжпогосте, в селе Вогваздино, в селе Зеленец и в селе Вильгорт. Эти населенные пункты располагались вдоль трассы Ухта – Киров. Маршрут угонщиков подтверждал версию Попова. Частой сменой автомобилей по пути следования угонщики пытались запутать следы и тем самым избежать возможного преследования.
Кроме этой информации, дежурный доложил, что накануне вечером в одной из колоний, расположенной в Ухтинском районе, двое заключенных, которые имели свободный выход с территории зоны, не явились на вечернюю поверку. Не явились они и на утреннее построение.
Трофимов приступил к организации сил и средств по обеспечению преследования беглецов, а Попов подготовил ориентировки по ним и передал дежурному для передачи в горрайорганы Республики Коми и в Кировское управление внутренних дел.
Не прошло и получаса, как Трофимов потребовал, чтобы Анатолий собрался и вместе с ним выехал в аэропорт. Там их ждал вертолет с двумя солдатами, вооруженных автоматами, и один кинолог со служебной собакой. Вертолет взял курс на село Летка. Пролетая над селом Визинга, по рации поступила информация о том, что угнаны еще две легковые машины, одна в Визинге, а вторая – в Летке.
Трофимов распорядился лететь в село Мураши. Пилот не мог лететь туда из-за отсутствия у него летной карты на маршрут дальше Летки. Решили посадить вертолет на Кировскую трассу недалеко от Летки. Движение на дороге было интенсивное, но во время приземления остановилось. Люди из машин с любопытством наблюдали, как из вертолета, зависшего в метре от асфальта, выпрыгивала вооруженная группа с собакой.
Анатолий Попов остановил одну из автомашин и вместе с группой вооруженных солдат доехали на ней до Летки, к участковому инспектору милиции. Он уже знал о преследовании беглецов и связался с работниками милиции в Мурашах. Они перекрыли трассу на Киров и выставили посты на подъездах к селу.
Группа Попова и участковый вместе с дружинниками Летки выехали в Мураши. На подъезде к селу их остановили дружинники Мурашей и сообщили, что у них совсем недавно неизвестные угнали автомашину. На ней угонщики, не сумев сориентироваться на развилках местных дорог, поехали не в сторону Кирова, а по дороге, ведущей в лесной тупик, на лесосеку.
Анатолий Попов с группой поехали по ней вдогонку за угонщиками. Вскоре они обнаружили на обочине угнанную в Мурашах автомашину. Вслед за ними, чуть позже, подъехали сотрудники милиции села с дружинниками.
Попов взял на себя руководство завершающей стадии операции по поиску и задержанию угонщиков в лесном массиве. Он распределил сотрудников милиции, дружинников и солдат по зонам поиска, а сам пошел с одним дружинником по лесной тропе.
Вскоре они услышали от недалеко идущих участкового Летки и кинолога с собакой команду: «Стой! Стрелять буду! Сдавайся!» Оказалось, они первыми увидели одного из беглецов, прятавшегося за стволом дерева. Тот, испугавшись наведенного на него пистолета, поднял руки вверх и вышел из укрытия. Его повели на дорогу к машинам.
Анатолий Попов, понаблюдав короткое время, как задержали одного угонщика, понял, что второй мог быть где-то рядом. Он предупредил своего напарника о мерах предосторожности, и они пошли дальше. Впереди они увидели буреломный участок леса и решили его обойти с двух сторон.
Дружинник, местный парень крепкого телосложения, опытный охотник, пошел с одной стороны преграды, а Анатолий в метрах двадцати от него – с другой. Пистолет вынимать из кобуры он не стал, ноги то и дело проваливались в небольшие ямки и цеплялись за различные коряги. Ему приходилось все время раздвигать густую еловую поросль и балансировать, чтобы не упасть.
Попов, проходя по заросшему мхом мелкому валежнику мимо поваленной большой пихты с вырванными вместе с землей корнями, внезапно остановился. Из-за большой коряги ему навстречу вышел второй беглец с ножом в руке и прыгнул на Попова. Анатолий, немало повидавший в Афганистане во время боевых действий, оказался готов встретить вооруженного преступника.
Он стремительно отразил удар нападавшего, но, сделав шаг назад, оступился. Его нога попала в ямку от корня дерева, и Попов невольно покачнулся назад, потеряв равновесие. В этот момент преступник резко провел ножом вдоль тела Анатолия, успев порезать ему одежду и частично кожу живота.
В падении Попов одной рукой схватил его за руку, а второй – ударил по кисти преступника. Это позволило ему устоять на ногах. Нож выпал, а рука преступника, заломленная специальным приемом, оказалась за его спиной.
Попов крикнул коллегам, и они прибежали ему на помощь, надели беглецу наручники и отвели его на дорогу. Дружинники оказали Попову первую медицинскую помощь, воспользовавшись автомобильной аптечкой.
Задержанных беглецов привезли на машине в ОВД Сысольского района и стали ждать вертолет. В медпункте села Визига Анатолию квалифицированно обработали рану, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Попов со своей группой и задержанными беглецами прождали в райцентре два дня из-за нелетной погоды, а когда вертолет прилетел, беглецов этапировали в Ухту.
По пути задержанные стали просить Анатолия Попова, чтобы их оставили в Сыктывкаре, но он им объяснил, что они летят в Ухту. Тогда беглецы слезно запросили Попова не передавать их солдатам из колонии, с которой они сбежали. Попов связался по рации с Ухтинским отделом внутренних дел, чтобы их встретили.
На аэродроме Ухта вертолет ожидало два авто экипажа ГАИ. На них группа Попова собралась везти задержанных в милицию, но при выезде с аэродрома, возле ворот их остановили, преградив путь машиной воинской части.
Офицер с вооруженными солдатами попросил оперативника выдать им их беглецов для возврата в колонию. Беглецы испугались и спрятались за передними сидениями машины, наклонившись к своим коленям, затаив дыхание.
Анатолий Попов, не выходя из машины, через открытое окно двери на просьбу офицера ответил отказом. Он объяснил, что задержанные беглецы совершили большое количество угонов автомобилей в районах Республики Коми. И пока сотрудники милиции не выяснят все обстоятельства совершенных ими преступлений, они будут находиться в отделе внутренних дел.
Военные освободили дорогу, и Анатолий Попов без проблем доставил угонщиков в ОВД Ухты. После завершения оформления их задержания он со своей группой, не задерживаясь, уехали в Сыктывкар.
Свидетельство о публикации №225041501458