Сердце в грамматическом раю

«Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!»
В. Лебедев-Кумач.

Тахикардия - это симптом различных заболеваний: происходит увеличение частоты сердечных сокращений до 100 и более ударов в минуту; возникает одышка, головокружение, боль в груди и потеря сознания.

Различают тахикардию как патологическое явление, которая возникает при различных заболеваниях и как нормальное физиологическое явление.

Самая простая физиологическая причина тахикардии — это физическая нагрузка.
Любой организм, даже тренированный, в ответ на нагрузку достаточной интенсивности пытается компенсировать затраты кислорода и увеличить его доставку к органам.

Ещё одной причиной возникновения тахикардии является стресс. Он вызывает активацию симпатоадреналовой системы и рефлекторное учащение сердцебиения.
Но это ещё не всё...

Оказывается, речевые ошибки собеседника вызывают учащённое сердцебиение, повышают давление, провоцируют реакцию «бей или беги», что указывает на сложную взаимосвязь между физиологией и сознанием.

"Language is the dress of thought; and as the noblest mien or most graceful action would be degraded and obscured by a garb appropriated to the gross employments of rusticks or mechanics, so the most heroick sentiments will lose their efficacy."
- Samuel Johnson Cowley “Lives of the Poets.”

«Язык - это одежда мысли; и как самые благородные черты лица или самые изящные действия будут унижены и затуманены одеждой, предназначенной для грубых занятий грубиянов или механиков, так и самые героические чувства потеряют свою действенность». - Сэмюэл Джонсон Коули «Жизнь поэтов», (1709-1784).

Слыша неправильную речь, мы негативно реагируем, подсознательно понимая, что фраза построена неудачно и безграмотно - «шершавым языком в лохмотьях».

Бывает сложно понять, что именно не так с речью собеседника. Однако наш мозг прекрасно определяет все неточности и реагирует, вызывая физический дискомфорт!

В ходе исследования профессора в области когнитивной лингвистики и языкового познания Бирмингемского университета Дагмара Дивьяк и профессора психологии языка и языкового обучения Петара Милин: «Физиологические реакции и когнитивное поведение - показатели вариабельности сердечного ритма в индексе знания языка», опубликованного в “Journal of Neurolinguistics”, была обнаружена прямая связь между случаями неправильной грамматики и изменениями сердечного ритма испытуемых.

Почему мы так негативно реагируем на неграмотную речь?

Роль языка невероятно важна в демонстрации/отображении нашего внутреннего мира. Язык служит «одеждой», облекая наши личные мысли/переживания в слова, чтобы окружающие поняли их.

Мозгу нужно «видеть» то, о чём вы слышите, то есть, мы должны словами создавать образ того, что хотим передать другому человеку.

Заговори, чтобы я тебя увидел».
- Сокра;т (469-399 г. до н.э.) - древнегреческий философ.
“Ut te videam, aliquid et loquere” - (лат.);
“Speak in order to I can see you.”

Язык показывает, как мы воспринимаем и выражаем свои мысли. Как одежда влияет на то, как мы видим себя сами и как нас воспринимают другие, так и язык формирует наш внешний образ.

Первое впечатление от незнакомого человека возникает при восприятии его внешнего вида, одежды, но, настоящее впечатление о нас окружающие получают именно тогда, когда мы начинаем говорить.

“Oel ngati kameie” – Я тебя вижу – сердечное приветствие на языке Na’vi трёхметровых синих аборигенов, населяющих Пандору - спутник газообразного гиганта Полифем класса газовых гигантов у звезды А звёздной системы Альфа Центавра - (фильм Джеймса Камерона «Аватар»).

Структура и словарный запас нашего языка оказывают значительное влияние на наши мысли и мировоззрение, ведь язык формирует «инструмент» восприятия реальности. Язык - это не просто вместилище для мыслей, но и фильтр, через который мы воспринимаем реальность.

Обладание специфическими словами для описания определённых понятий, даёт возможность иметь более тонкое понимание этих явлений.

Язык – это неотъемлемая часть наших умственных творческих процессов, формирующая понимание мира. Изящество языковой оболочки мысли формирует и влияет на наше осмысление реальности.

То есть, язык, - это инструмент (ключ) нашего восприятия и транслирования реальности.

Представим, что мы, обладая таким очень изящным инструментом познания, вдруг сталкиваемся с носителем грубого, необработанного, шершавого «ключа», которым он, размахивает налево и направо, разбрызгивая ржавую и старую смазку.

Для умственно/разумной взаимосвязи между людьми необходим словесный контакт, который открывает перед каждым собеседником своё внутреннее видение мира, свой строй мыслей, свои взгляды, воззрения.

Что произойдёт, например, с двигателем автомобиля, если одна из шестерён его редуктора «сломала зубы», - двигатель придёт в негодность. Так и наше общение не сложится или будет крайне болезненным, когда у одного из собеседников будет «негодный инструмент».

Извините за неприятное сравнение, но человек, не владеющий языком: говорящий бедно, грубо, с ошибками, подобен бомжу в лохмотьях на фоне богато одетого господина.

“And the creature spoke.
- Hi, pal, - it said. - I trade with you my mind.”
– Simak Clifford, “Time is the Simplest Thing.”

«И существо заговорило.
– Здорово, приятель! – сказало оно. – Меняюсь с тобой разумами».
- Саймак Клиффорд, «Что может быть проще времени».

Языковое общение, это демонстрация своего разума и восприятия мира. Когда мы сталкиваемся с человеком, который, мало того, что говорит невнятно, проглатывая окончания, так ещё и не может построить логически правильные фразы, к тому же, заменяет субъекты своего повествования местоимениями: «он/она/они», «а я такой/он такой», «а я ему говорю» и т.д., как будто собеседник может «читать» его мысли, - мы ощущаем физический дискомфорт на уровне недомогания.

В этот момент разум человека, владеющего языком, хотя бы на хорошем уровне, как утончённая и красивая конструкция, сталкивается с киселём из мутного болота, с торчащими из него грубыми колючками.

Почему-то разум человека с более развитым языком, воспринимает такое общение как угрозу и организм реагирует как при опасности.

В наше время просто уметь читать и писать явно недостаточно.

Ещё в 1978 г. ЮНЕСКО провозгласило: «Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины(социального окружения)» - UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics. General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978.

А функциональная грамотность недостаточна без языковой компетенции.

«Слово;-;одежда всех фактов, всех мыслей. Но за фактами скрыты их социальные смыслы, за каждой мыслью скрыта причина: почему та или иная мысль именно такова, а не иная. От художественного произведения, которое ставит целью своей изобразить скрытые в фактах смыслы социальной жизни во всей их значительности, полноте и ясности, требуется чёткий, точный язык, тщательно отобранные слова. Именно таким языком писали «классики», вырабатывая его постепенно, в течение столетий - М. Горький, «Беседа с молодыми».

Исследования о языке используют научные термины, метафоры или «научные метафоры», такие как:
- Чувство языка, языковое чутьё, языковой вкус;
- Языковая интуиция, языковая компетенция;
- Инстинктивная, лингвистическая, автоматическая, врождённая грамотность.

Все эти термины обозначают одну из граней явления, которое мы здесь для удобства назовём: «Чувство языка или языковой инстинкт», то есть, недостаточно осознаваемые или полностью интуитивные процессы восприятия языкового материала и/или порождения языкового высказывания.

Чувство языка или языковой инстинкт - это интуитивный компонент языковой компетенции, который способствует пониманию отдельных высказываний и целостных текстов на основе их скрытых семантических связей.

То есть, для того, чтобы правильно и красиво говорить, мы должны обладать чувством языка.

Высшее проявление уровня владения языком, полноту его чувства демонстрируют писатели и поэты, мастерски пользующиеся фоносемантическими, изобразительно-выразительными языковыми средствами, проявляющие свой талант в словотворчестве.

“When a language begins to teem with books, it is tending to refinement; as those who undertake to teach others must have undergone some labour in improving themselves, they set a proportionate value on their own thoughts, and wish to enforce them by efficacious expressions; speech becomes embodied and permanent; different modes and phrases are compared, and the best obtains an establishment. There may possibly be books without a polished language, but there can be no polished language without books.” - Samuel Johnson Cowley “Journey to the Western Islands of Scotland.”

«Когда язык начинает изобиловать книгами, он стремится к утончённости; поскольку те, кто берётся учить других, должны были проделать определённый труд по совершенствованию себя, они придают соразмерное значение своим собственным мыслям и хотят подкрепить их эффективными выражениями; речь становится воплощённой и постоянной; различные способы и фразы сравниваются, и лучшие из них получают закрепление. Возможно, существуют книги без отточенного языка, но не может быть отточенного языка без книг» – Сэмуель Джонсон «Путешествие на западные острова Шотландии».

Человек, владея языком, тем самым обладает бессознательными сведениями об его устройстве.

Интуитивная грамотность: «орфографическое чутье, спонтанно формирующееся в раннем возрасте» благодаря различным навыкам: чтению, устной речи, наблюдениям за языковыми явлениями; изменением формы слова, порядком построения устной и письменной речи в различных ситуациях; нормами языка в зависимости от условий общения.

«С детства не знал ни одного правила русского языка, которым переполнили переусложнённые школьные учебники свихнувшиеся филологи, в старших классах доводил до обморока учительниц, после выигранных районных олимпиад по литературе спрашивая «чем склонение отличается от спряжения». Это просто безумие.

Зато с детства любил сочинения. Вот где можно было отдохнуть от дуболомных учебников. Всего-то надо много-много-много читать и запоминать, как пишется то или иное слово, и как записать структуру речи» - писатель Дмитрий Конаныхин.

Да, быть знакомым с правилами родного языка необходимо, но, чтобы по-настоящему им владеть, и владеть красиво, так, чтобы люди подсознательно воспринимали нас членами высшего общества, необходимо обладать интуитивным чувством языка.

Достичь этой драгоценности и сделать её частью своего разума может каждый из нас. Для этого всего-то нужно:
1. Читать художественную классическую литературу (желательно вслух);
2. Читать эту литературу одновременно с диктором (аудиозаписью);
3. Переписывать эту литературу себе в тетрадь;
4. Писать сочинения по прочитанным книгам.

И, самое главное, этого хотеть всем сердцем, всей своей душою!

И наше сердце успокоится в грамматическом раю!


Рецензии