Единство и борьба 2

ЕДИНСТВО И БОРЬБА. Часть 2.
Печатается с сокращениями.

От законов природы никуда не укроешься. (Менандр)

Отсутствие здравого смысла, отсутствие выгоды (в широком смысле слова), явное противопоставление своей позиции традициям цивилизованного мира – всё это не может объясняться с позиций нормальной логики, но вполне соответствует людоедской логике особей, у которых доминируют гены, обусловливающие эгоистическую стратегию выживания. Этот «эгоизм» настолько силён, что толкает его обладателей на явно опасные, а порой и самоубийственные действия. Конечно, вся картина выглядит гораздо сложнее, но настоящий опус не является научным исследованием и целью своей имеет лишь обозначить крупными мазками некоторое понимание идущих процессов. Разбираться же в деталях механизма предстоит многим учёным, гораздо лучше автора этих строк знающих психологию и разбирающихся в тонкостях молекулярной генетики и социальных наук, а главное – живущих позже того ужаса, который происходит с нами в настоящий момент.

Идея о генетически обусловленной дихотомии человеческой популяции, объясняющая в некоторой степени происходящий кошмар, вполне соответствует гипотезе Льва Гумилёва, советского учёного, сына замечательного русского поэта и офицера, расстрелянного большевиками в 1921 году по сфабрикованному обвинению, и Анны Ахматовой, всемирно известной поэтессы.

Гипотеза Льва Гумилёва объясняет многие явления в социальной сфере. Она постулирует, что человеческая личность формируется в значительной степени под влиянием двух параметров, заложенных в человека от рождения – это пассионарность и аттрактивность. Пассионарность – это внутренняя энергия, заставляющая Колумба идти навстречу опасностям и открывать Америку, конкистадоров завоёвывать неизведанные земли, повстанцев биться с превосходящим противником. Аттрактивность – это стремление к справедливости, чувство прекрасного. Каждому достаётся от рождения то и другое, но в разной степени.

Д’Артаньян лез в драку, защищая слабого и отстаивая то, что он считал справедливым. Де Рошфор не избегал драки, он, также как и д’Артаньян,  был весьма пассионарным человеком, но не имел аттрактивного начала, эгоистическая стратегия определяла его поступки. Герои Чехова – типичные представители культурного слоя, наделённые изрядной аттрактивностью, но лишённые способности действовать энергично (пассионарности). Месье Бонасье лишён и пассионарности, и аттрактивности, его роль в этой жизни незавидна, но спокойна при стабильной ситуации.

Большинство населения имеет черты месье Бонасье и чеховских героев. Они пассивны, они ждут, они зависят от результатов борьбы д’Артаньянов и де Рошфоров. Именно эти пассионарные персонажи, их противостояние, их столкновения определяют судьбу всех.

Если согласиться с утверждением, что характер и образ поведения д’Артаньяна и де Рошфора обусловлен генетически запрограммированной стратегией выживания, то практически неизбежным становится вывод об антагонистических противоречиях между ними. Они не могут прийти к принципиальному согласию, не могут убедить друг друга, не используя силовые аргументы, и единственное реалистическое развитие конфронтации между ними связано с взаимным уничтожением.

Что же будет дальше? Пассионарные личности в значительной степени уничтожат друг друга. Чеховские персонажи, не способные активно защитить себя, вскоре вымрут. Выживут Бонасье, из многочисленной популяции которых возникнут новые лидеры, тираны и, быть может, спасители человечества.


Рецензии