Единство и борьба 3

ЕДИНСТВО И БОРЬБА. Часть 3.
Печатается с сокращениями.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. (Лев Толстой)

Пассионарно-аттрактивная дихотомия человеческой популяции, приводящая к возникновению двух принципиально противоборствующих групп внутри общества, объясняет многое, являясь, однако, элементом необходимым, но не достаточным. Другим важным параметром, характеризующим человеческую особь, наряду с пассионарностью и аттрактивностью, следует признать степень развития интеллекта. Развитый интеллект – это не только способность пользоваться своими «маленькими серыми клеточками», как любил повторять Эркюль Пуаро, но и совокупность знаний, в процессе получения которых совершенствуется и способность шевелить мозгами.
 
Итак, пассионарность, аттрактивность и степень развития интеллекта – если эти три величины выразить численно и расположить в трёхмерной системе координат, то можно получить инструмент для описания человеческой личности, для определения положения различных групп населения относительно друг друга в человеческом обществе. (Автор присовокупил бы к интеллекту ещё и хорошие манеры, но это уж дело вкуса и традиций!)

Пассионарная личность, наделённая аттрактивностью – д’Артаньян. Пассионарный эгоист – де Рошфор. И тот, и другой обладают, конечно, некоторым интеллектом, но не являются, выражаясь современным языком, интеллектуалами. Что будет, если существенно повысить степень развития интеллекта у этих персонажей? Рошфор, весьма вероятно, станет профессором Мориарти или кардиналом Ришелье. Д’Артаньян же превратится в Шерлока Холмса или станет большим учёным, направив свою пассионарность на получение новых знаний. Возможно, он сделается философом и научиться манипулировать Рошфорами, используя их для достижения целей, которые он считает благими.

Рискнём сделать предположение, что при достаточно высокой степени развития интеллекта граница между альтруизмом и эгоизмом становится не столь заметной или, точнее, меняет свою природу. Благо большинства порой требует обречь меньшинство популяции на неудобства и страдания. С другой стороны, процветание меньшинства может быть обусловлено постоянным угнетением многих членов популяции, принимающих в силу слабости своих интеллектуальных способностей (скудости рассудка, как говорили в петровские времена) обманчивое чувство довольства за истинное счастье.

Поставим мысленный эксперимент. Что будет, если противоборствующие между собой д’Артаньян и Рошфор подвергнутся сильнейшему информационному и психологическому воздействию? Скажем, все доступные источники информации каждый день говорят, что в Ла-Рошели засели отвратительные гугеноты, которые распяли католического младенца, которые ежечасно точат мечи и готовятся к внезапному нападению на праведных христиан, и вообще, все они либералы и педерасты. К тому же, гугенотские алхимики, финансируемые врагами истинной религии, готовят в своих пещерах зелье, умерщвляющее честных последователей бога нашего Иисуса Христа. Д’Артаньян, не разбирающийся в деталях международных отношений и не знакомый с основами алхимии, преисполнится праведного гнева и возьмётся за оружие из благородных побуждений. Рошфор же сделает то же самое, руководствуясь корыстными  соображениями: участие в борьбе с проклятыми гугенотами позволит обогатиться, получить награду и удостоиться доверием начальства.
 
Другими словами, под действием определённых факторов modus operandi этих совершенно различных по своей нравственной природе персонажей может стать схожим, даже тождественным. Произойдёт некоторая конвергенция этих разновидностей человеческого вида, различия между ними перестанут быть столь заметными. Однако этот процесс конвергенции затронет далеко не всех. Кто-то примет иную точку зрения, не будучи столь чувствительным к воздействию внешних факторов. Часть д’Артаньянов будет искренне желать скорейшего истребления мерзких противников, другая же часть этой разновидности Homo sapiens L. будет винить в постигших страну бедствиях кардинала Ришелье, а вовсе не гугенотов. Аналогичная ситуация произойдёт и с Рошфорами – понимая  реальную связь вещей и событий, часть умных Рошфоров не станет поддерживать военную операцию кардинала, некоторые из них даже покинут ставшее ещё более неуютным отечество.

Подобный процесс произойдёт и в неактивной части популяции – господа Бонасье и чеховские герои также разделятся под воздействием внешнего фактора, заставляющего принимать решение и оценивать происходящее. Но разделение это не будет столь энергичным, как в случае высоко пассионарных личностей.

При любом развитии событий популяция будет разделена на противоборствующие части. Принцип «разделяй и властвуй» никто пока ещё не отменял!


Рецензии