Прощай железо

     Рассказ входит в сборник "Баня для Адмирала  или здрасьте товарищ коперас"

               
             Пролог.

Во время отлива , когда вода уходя обнажает скользкие от вездесущей ламинарии камни и ржавые рёбра шпангоутов  вырастают из под воды словно искорёженный  злым колдовством лес ,, 
 по перекинутым от остова к остову самодельным  мосткам и трапам  ,  под несмолкаемый галдёж чаек  пирующих на оголившихся  отмелях,,,   мы уходим в глубь этого  монументального    футуристического кладбища, чтобы  добравшись до кромки отлива  выбрать нового   древнего  стального покойника , до которого можно дотянутся  и    вгрызаясь в  обшивку  бортов  резаками    закрепляем буксировочные тросы,,,,,
 
На берегу  два  ДТ-75, старых и дряхлых   как  наш ночной сторож  Михалыч,,,
 и у них и у него постоянно что-то барахлит  и тогда  приходится оставаться в ночную  смену чинить  трактора или  просто дежурить за вновь захворавшего старика,,,
 
Пол смены ушло на то чтобы проложить тросы от зацепленной посудины до тракторов ,,, с приливом начнем  тащить наш улов на берег,,,,
               
               
             Глава 1 .


          Командировка.

В конце июня девяносто девятого года  в составе бригады из восьми человек я был направлен на работы по расчистке береговой линии акватории  залива, ну а если по простому  , то  на резку и погрузку металла  с кладбища кораблей.

Нашей части достался участок на котором до нас  уже успели поживиться  различные коммерсанты и все кому не лень ,порезав и вывезя  всё то что находилось в непосредственной близости от берега, поэтому приходилось   цеплять  тросами во время отлива отдалённые остовы и с приливом,  тракторами  подтаскивать их на берег для разделки и погрузки .

Чего здесь было больше? Заботы о том чтобы стало чище или желания  заработать  и сдать побольше металлолома,   не знаю,но обязательные двадцать тонн металла в сутки мы были обязаны отгружать  поэтому старый  256-ой КрАЗ с дребезжащей фанерной кабиной приходилось  гонять в три ходки,

 Хоть он и двенадцати-тонник, но  мы просто боялись грузить на него больше семи.
 
Нам достался участок на той стороне залива где-то между поселками Белокаменка и  Мишуково.

   Большая часть бригады на всю рабочую неделю оставалась   на берегу  прямо на рабочем месте .
Ночевали в бытовках  , благо лето и не холодно,   ловили  треску и камбалу, готовили  на плитке, да и посёлок был рядом.     (Лекарство купить)

Юрка Рыжих*  называл такое проживание  словом «бичевать»!!!!,   и произносилось это не в  уничижительном смысле , а даже с некоторой долей  самоуважения!

— Как дела, старичок?

— Да вот, бичую пока!!!

Само слово «бич» старое и изначально означало портовый(береговой) бродяга,  оставшийся временно без работы матрос,  пережидающий время между рейсами,   потом с годами стало использоваться в более  уничижительном смысле и означать  опустившихся  портовых попрошаек  и  пьяниц.
Кто то  в СССР даже придумал расшифровку , слову Бич,,, — бывший интеллигентный человек!!!
По сути может и подходит,, но  произошло слово всё таки от английского, пляж, берег.
   
И если Юра  находил в этом  понятии некую романтику   и ностальгию по своей беззаботной холостой моряцкой молодости ( рыбачил он в начале 70-тых на   МРТ* в траловом флоте)  и мог даже после стакана лекарства  заявить
—Да Я не интеллигент ,  я  бичую  и мне пох,,,,,!!!!

  То наш сварщик Слава(Парасолька, философ, якобиец) * напротив после стакана говорил обычно

— Позвольте!!!!! (сам себе обычно отвечал,  не позволю!!!!!), даже если я в гавно , пардон,,, не перестаю быть интеллигентным  человеком,,  и мне тоже  пох,,,

Дальше они обычно долго спорили кому из них больше пох,,, и кто из них просто гавно а кто гавно интеллигентное,,  часто в финальной стадии таких споров  приходилось их разнимать ибо пытались бить друг другу лица,  но часам к двум ночи уже крепко спали , потому что лекарство в поселке им никто уже не продавал,,,
  А на утро как ни в чем не бывало работали , ,,, ибо!!!!
 Бывший ты или нет , главное что  интеллигентный , и пох,,,,!

Оба этих мужика,  по своему  битых жизнью, по своему умных и глупых одновременно, каждый со своею долей сермяжной правды и жизненного опыта были тогда для меня молодого по сути ещё пацана  как наглядное пособие  , как материал для диссертации по психиатрии, этакие типажи  русского характера ,  заметьте  говорю Русского, хотя один был  спившимся евреем с феноменально золотыми руками если дело касалось сварки, а другой  огненно-рыжим  грузином рождённым в Заполярье и абсолютно не знающим языка предков (тоже рабом алкоголя  и своей огромной жены которая родила ем у пятерых детей   за пятнадцать лет брака) до сих пор по прошествии уже тридцати с лишним лет  , вспоминаю их добрым словом ибо почерпнул от каждого житейской мудрости.

Работали мы в два звена,  газорезчик  с помощником и два стропальщика.
Работа по сути простая режь , цепляй, грузи.
 Двадцать тонн отгрузил,  кури бамбук .
Видимо была какая то квота , больше которой часть не могла сдавать металла в сутки,  мутная в общем схема, наверняка всё это было коммерческим интересом кого-то с очень большими погонами,,   ну да бог с ними.

 Железо было самое разнообразное попадались торпедные катера времён войны , тральщики,  буксиры даже  останки старой дизельной подводной лодки.

Кто-то  даже называл номер её проекта и  названия «минога», но знания мои в этой теме в те годы были весьма поверхностны, поэтому как принято говорить , верил на слово.

На самом деле подводная лодка проекта  Минога, никогда не была на Северном Флоте,  она была спроектирована и построена на Балтийском Заводе в период 1905-1908год,   а окончила свой путь на Каспии,  в 1925 была утилизирована на металлолом, в виду полного износа механизмов.

 По своему это была уникальная лодка,   во первых она являлась первой  в России лодкой оснащенной дизельными  двигателями!!!!!
 
Во вторых на этом проекте впервые было предложено заменить внешние торпедные аппараты  на внутренние.
Вот кто несомненно был экспертом в этой области и безошибочно называл  номера проектов , названия , а порой даже бортовые  номера  полуразрушенных  искалеченных посудин, вытащенных нами на берег так это наш сторож , Михалыч. 

Очень колоритный старик , ветеран , старый моряк,  абсолютно «Пикулевский»  персонаж из романов про  крейсер Аскольд и океанский  патруль.
 Во время войны Михалыч служил  мотористом на морском охотнике и утверждал, что  где-то здесь , на дне этой прибрежной отмели  покоится и его быстроходная «мошка»*

Михалыч непременно присутствовал на каждом  так называемом  «подъёме »  когда по большой воде мы вытаскивали  на отмель очередного   ржавого призрака
 .
Обходил, внимательно осматривал,  говорил что ни будь , на подобии:

 — Так, это у нас кто? Тральщик!! А !!!ноль сорок шестой !!! старый лапоть,, все твои уже на том свете , и тебе пора,,,
 
Или так:
 
—  О !  МРТешка ! ,рыбачёк трудяга !!  А я то думаю,  от куда это тухлой ворванью понесло,   робяты  утопите вы его  обратно к чертям морским,  не портите   аппетит ,,,

Когда вытащили на пологую отмель остатки подлодки  Михалыч долго молча ходил вокруг  ,  присматривался  к голому остову прочного корпуса, рубка отсутствовала,   корма так и вовсе была то ли оторвана взрывом то ли уже обрезана.

— Щука*,,, коротко бросил старик,,, – только вот чья не скажу.

 К  подводным лодкам Михалыч относился как то по особенному,   наш штатный (после второго стакана) психолог- философ , сварщик  Славик  объяснял это классовой  ненавистью,  ну на уровне охотник– добыча!
 
Всё таки четыре долгих и тяжёлых военных года  он только и делал, что выслеживал и преследовал  и топил вражеские лодки, а так же неоднократно сам  был  ими атакован, множество раз горел и практически тонул.
 Тут уж  явно не до любви.

Рассказывал Михалыч о войне не охотно и скупо, больше общими фразами и мало о том в чем участвовал сам, но одну историю я все таки услышал и запомнил.
 
В тот день в конце июля стояла хорошая теплая погода  и вечером  после смены , наши «интеллигенты» Юрик и Славик  как обычно собирались выпить на сон грядущий  ,а я  решил наварить ухи из пойманной на обеде  пикши , но не на плитке а на костре, как полагается, ну и естественно меня молодого пацана  все кому не лень сразу же стали этому учить ,
 ну а как же , я же  наверняка не умею.
 Видя нашу суету  с костром и рыбой вышел из своего вагончика и Михалыч , присоединился к общим рассуждениям , по поводу
 
 правильно ли молодой варит уху
,
 как оно вообще будет правильней
 
ну и конечно 
,
да я такую уху варил когда вас карасей ещё в проекте не было!

Ну и все в таком роде.

 Вот  так в весёлых  разговорах  о рыбе , рыбалке, промысле  под рюмочку «лекарства для интеллигентов» Михалыч как то незаметно перешёл на рассказ о былом.

               
              Глава  2

         Рассказ ветерана.

— Рыбка говоришь?
Вот табе и рыбка , мать её ети,,,
знаешь как её тогда ждали ,, голодно,
 на паёк не разжиреешь,   а она  падла,( тут  он почему-то ткнул пальцем в остатки разделанного прочного корпуса «щуки»,
но тут же сделал жест как будто бьёт себя по губам как бы извиняясь перед не в чем не повинным железом)

— не эта, а  фашистка «семёрка»,*  так вот,,,
 повадилась значит падла рыбаков топить,,
  всплывает  рядом значит , тварь,  и как в тире   из палубной спарки,
,,а если не тонет то из пушки под ватерлинию  и на дно падла,,,
 долго мы ее тварь найти  не могли,,,
В мае 42-го,  как раз когда  Гаджиев* на своей  «крейсерской»* потонул, обнаглели  фрицы  в конец,   чуть ли не в залив нос свой поганый совать начали,,
 ну вот значит и поставили нам тогда задачу,   свободная охота  , хоть ты в лепёшку расшибись, а результат дай,,,
 вот и решил наш командир  на живца ловить  ,
 вышли мы затемно в заданный квадрат  где аккурат вчера  под вечер  гоняли нас два звена «юнкерсов» у Мотовской банки
 ,туда где чаще всего и  появлялась эта нечисть,
ну и  ложимся в дрейф ,
 погода сегодня за нас , май холодный выдался вчера небо ясное было ,
а сегодня низкие снежные тучи затянули всё ,,,
 фрицы в такую погоду летать не любят .

 Под утро имитируем  пожар, мазута в таз  налили да  на  палубе  прям над машиной зажгли ,,
 ех знатно чадило,,

  у меня значит со стар-мехом задача следующая , притворяемся подбитой  чайкой  со вчерашнего  боя,
 на палубе ни души, режим тишина,,

два движка заглушены , но стоят на  товсь! , а третьим значит , мы спектакль устраиваем ,
 погоняем стартер, чих-пых на малых  подрулим слегка  и глушим,
погоняем и глушим,
но только сами то готовы в любой момент на полный ход выходить,,,
 я свою    службу   знал на раз!, за три минуты мог до 26 узлов   нашу «мошку»  разогнать!!!!

 Часа через три акустик  передает что   слышит ее  , но далековато  она кружит  ходит приглядывается и всплывать не торопится,,
самое поганое в том ожидании  это то ,что   сидишь и гадаешь  ану -как она  не решится всплывать, а  из далека торпедой  пальнёт , 
нервы как леера натянуты,,,
 а тут ещё не задача,
 со стороны нашего  берега  рыбак к нам спешит ,
 видимо на дым сориентировался , далёко ещё, но в оптику видно, промысловый мотобот,
на флагшток над рубкой вывесил  «кило»*– ну мол давай выходи на связь!

Ну вот тут у этой хищницы нервишки то и не выдержали,,,
 почуяла рыбачка беззащитного и на  перерез,
 аккурат между нами на всплытие пошла,,, 
ну а дальше как говорится дело техники,,   
команда  – боевая тревога!!!! Самый полный!!!
По местам стоять !!!!
Пока та семёрка поняла в чем дело ,  наши  комендоры из её рубки  дуршлаг сделали,,
она конечно нырнуть попыталась, но куда там,,, в таких ситуациях  скорость решает, куда ей с её  шестнадцатью супротив наших двадцати шести *
загоняли мы ее быстро  уже третьей «  глубинкой»  достали ,
 там  в Мотовском заливе и  лежит теперь на дне,, 
 вот значит , а ты говоришь рыбка мать её ети.

Кстати  робяты ,а уха  то у молодого знатная получилась!!!

 Ну-ка садитесь вечерить  ,ну и по стопарику на сон грядущий  можно.

Слушал я тогда рассказ ветерана и удивлялся тому как преображался  старый моряк во время своего повествования,
как наливались силой кулаки которыми он потрясал в воздухе грозя  старому извечному  ворогу,
 как вспыхивали ледяными серыми  искрами выцветшие  и помутневшие голубые старческие глаза ,
а ещё  я подметил тогда ,
что  о кораблях и лодках  Михалыч говорил как о одушевленных живых  организмах ,
а о людях как неотъемлемой части оных,   
ведь пока остаётся в живых хоть один член экипажа  живо и железо.

 А на следующий день   мы  вытащили на отмель  остов  морского охотника.

             Эпилог.

 В ночь зарядил затяжной дождь  и почти до самого утра  Михалыч просидел под брезентовым навесом то глядя по ноги и что-то беззвучно бормоча  , то виновато  глянув на  искорёженный остов ,отворачивался и подолгу  устремив взгляд к выходу из залива пристально вглядывался  в горизонт  мокрыми , конечно же от дождя  глазами.

Может ли плакать старое железо? 

Да .

Нужно только  уметь прислушиваться,,,

 Эти стоны ,скрипы и скрежет рвут душу, словно свинцовая шрапнель тонкую обшивку бортов,
это  завывает  ветер в черных провалах  разбитых  иллюминаторов  рубки,
это со звоном лязгает в ночи, корабельною рындой, лопнувший  леер*,   отбивая часы последней вахты,,,

Может  ли плакать старый моряк?

Да.

Но никогда не говорите ему , что вы это знаете,
 а соленые капли на его  обветренном, суровом  морщинистом лице ,  это всего лишь дождь или брызги  прибоя,,,

На  утро из своего вагончика Михалыч не вышел.

 Врач со скорой  диагностировала   смерть в результате остановки сердца , Сказала  что судя по позе и ещё каким то признакам умер не мучаясь во сне.
 было Михалычу ровно  восемьдесят  лет .

P.s.  Как оказалось позже родственников у этого  старика  не было вообще.

Так как наши отцы командиры  нанимали его на работу ночным сторожем,(пусть даже и не официально), они же и взяли на себя расходы на похороны.

Похоронили мы его на  кладбище поселка Белокаменка.


               Конец. 
   

Примечания автора:   *

Юрка Рыжих – см.рассказ  сборника «Баня для Адмирала»  -«Как я с командиром части пожар тушил»

МРТ, МРТешка — Малый Рыболовецкий Траулер,    небольшое промысловое судно в основном для прибрежного лова активно используется рыболовецким артелями и флотами и в наши дни.

Славик(Парасолька, философ, якобинец) —  герой рассказа сборника  «Баня для Адмирала» – «Здрасте товарищ каперас»

«мошка»  – уменьшительно -ласкательное  название  катеров МО-4,  (малый охотник),небольшое манёвренное  , быстроходное судно, использовалось в годы ВОВ как охотник на подводные лодки противника , минный заградитель,  сопровождение конвоев, установщик дымовых завес,  патрульный катер.

«Щука»—  Советские подводные  дизель-электрические  лодки серии «щ»  производились в СССР  в период с 1930-1940 годы.

«семёрка» - самая многочисленная серия подводных лодок  ВОВ в фашистской Германии U-Boot  Klasse VII .

Гаджиев — Магомед Имадутдиновичь Гаджиев,  уроженец Дагестана герой Советского союза, прославленный подводник,  воевавший в годы ВОВ на Северном флоте , на момент гибели в мае 1942 года являлся командиром  дизель-электрической подводной лодки       К-23,   серия «К» -крейсерская, проект XIV.

В честь Магомеда Гаджиева в послевоенные годы названы улицы и  посёлок городского типа  одна из баз  Атомного подводного флота России.

«кило» – знак международной  семафорной флажковой азбуки,   знак «кило» дословно обозначает– я хочу общаться , выходите на связь. 

Леер –   туго натянутый трос бортового ограждения. На парусный судах использовался для поднятия косых парусов, обустройства ограждений,  натяжки тентов и много другого.

«с её шестнадцатью супротив наших двадцати шести» – имеется в виду разница в скорости  , немецкая подводная лодка VII серии в надводном положении могла развивать скорость до шестнадцати узлов(29,6 км в час),  скорость же морского охотника МО-4  на максимальных оборотах двадцать шесть узлов( 48,1 соответственно).






   


Рецензии