Прощай железо
Пролог.
Во время отлива , когда вода уходя обнажает скользкие от вездесущей ламинарии камни и ржавые рёбра шпангоутов вырастают из под воды словно искорёженный злым колдовством лес ,,
по перекинутым от остова к остову самодельным мосткам и трапам , под несмолкаемый галдёж чаек пирующих на оголившихся отмелях,,, мы уходим в глубь этого монументального футуристического кладбища, чтобы добравшись до кромки отлива выбрать нового древнего стального покойника , до которого можно дотянутся и вгрызаясь в обшивку бортов резаками закрепляем буксировочные тросы,,,,,
На берегу два ДТ-75, старых и дряхлых как наш ночной сторож Михалыч,,,
и у них и у него постоянно что-то барахлит и тогда приходится оставаться в ночную смену чинить трактора или просто дежурить за вновь захворавшего старика,,,
Пол смены ушло на то чтобы проложить тросы от зацепленной посудины до тракторов ,,, с приливом начнем тащить наш улов на берег,,,,
Глава 1 .
Командировка.
В конце июня девяносто девятого года в составе бригады из восьми человек я был направлен на работы по расчистке береговой линии акватории залива, ну а если по простому , то на резку и погрузку металла с кладбища кораблей.
Нашей части достался участок на котором до нас уже успели поживиться различные коммерсанты и все кому не лень ,порезав и вывезя всё то что находилось в непосредственной близости от берега, поэтому приходилось цеплять тросами во время отлива отдалённые остовы и с приливом, тракторами подтаскивать их на берег для разделки и погрузки .
Чего здесь было больше? Заботы о том чтобы стало чище или желания заработать и сдать побольше металлолома, не знаю,но обязательные двадцать тонн металла в сутки мы были обязаны отгружать поэтому старый 256-ой КрАЗ с дребезжащей фанерной кабиной приходилось гонять в три ходки,
Хоть он и двенадцати-тонник, но мы просто боялись грузить на него больше семи.
Нам достался участок на той стороне залива где-то между поселками Белокаменка и Мишуково.
Большая часть бригады на всю рабочую неделю оставалась на берегу прямо на рабочем месте .
Ночевали в бытовках , благо лето и не холодно, ловили треску и камбалу, готовили на плитке, да и посёлок был рядом. (Лекарство купить)
Юрка Рыжих* называл такое проживание словом «бичевать»!!!!, и произносилось это не в уничижительном смысле , а даже с некоторой долей самоуважения!
— Как дела, старичок?
— Да вот, бичую пока!!!
Само слово «бич» старое и изначально означало портовый(береговой) бродяга, оставшийся временно без работы матрос, пережидающий время между рейсами, потом с годами стало использоваться в более уничижительном смысле и означать опустившихся портовых попрошаек и пьяниц.
Кто то в СССР даже придумал расшифровку , слову Бич,,, — бывший интеллигентный человек!!!
По сути может и подходит,, но произошло слово всё таки от английского, пляж, берег.
И если Юра находил в этом понятии некую романтику и ностальгию по своей беззаботной холостой моряцкой молодости ( рыбачил он в начале 70-тых на МРТ* в траловом флоте) и мог даже после стакана лекарства заявить
—Да Я не интеллигент , я бичую и мне пох,,,,,!!!!
То наш сварщик Слава(Парасолька, философ, якобиец) * напротив после стакана говорил обычно
— Позвольте!!!!! (сам себе обычно отвечал, не позволю!!!!!), даже если я в гавно , пардон,,, не перестаю быть интеллигентным человеком,, и мне тоже пох,,,
Дальше они обычно долго спорили кому из них больше пох,,, и кто из них просто гавно а кто гавно интеллигентное,, часто в финальной стадии таких споров приходилось их разнимать ибо пытались бить друг другу лица, но часам к двум ночи уже крепко спали , потому что лекарство в поселке им никто уже не продавал,,,
А на утро как ни в чем не бывало работали , ,,, ибо!!!!
Бывший ты или нет , главное что интеллигентный , и пох,,,,!
Оба этих мужика, по своему битых жизнью, по своему умных и глупых одновременно, каждый со своею долей сермяжной правды и жизненного опыта были тогда для меня молодого по сути ещё пацана как наглядное пособие , как материал для диссертации по психиатрии, этакие типажи русского характера , заметьте говорю Русского, хотя один был спившимся евреем с феноменально золотыми руками если дело касалось сварки, а другой огненно-рыжим грузином рождённым в Заполярье и абсолютно не знающим языка предков (тоже рабом алкоголя и своей огромной жены которая родила ем у пятерых детей за пятнадцать лет брака) до сих пор по прошествии уже тридцати с лишним лет , вспоминаю их добрым словом ибо почерпнул от каждого житейской мудрости.
Работали мы в два звена, газорезчик с помощником и два стропальщика.
Работа по сути простая режь , цепляй, грузи.
Двадцать тонн отгрузил, кури бамбук .
Видимо была какая то квота , больше которой часть не могла сдавать металла в сутки, мутная в общем схема, наверняка всё это было коммерческим интересом кого-то с очень большими погонами,, ну да бог с ними.
Железо было самое разнообразное попадались торпедные катера времён войны , тральщики, буксиры даже останки старой дизельной подводной лодки.
Кто-то даже называл номер её проекта и названия «минога», но знания мои в этой теме в те годы были весьма поверхностны, поэтому как принято говорить , верил на слово.
На самом деле подводная лодка проекта Минога, никогда не была на Северном Флоте, она была спроектирована и построена на Балтийском Заводе в период 1905-1908год, а окончила свой путь на Каспии, в 1925 была утилизирована на металлолом, в виду полного износа механизмов.
По своему это была уникальная лодка, во первых она являлась первой в России лодкой оснащенной дизельными двигателями!!!!!
Во вторых на этом проекте впервые было предложено заменить внешние торпедные аппараты на внутренние.
Вот кто несомненно был экспертом в этой области и безошибочно называл номера проектов , названия , а порой даже бортовые номера полуразрушенных искалеченных посудин, вытащенных нами на берег так это наш сторож , Михалыч.
Очень колоритный старик , ветеран , старый моряк, абсолютно «Пикулевский» персонаж из романов про крейсер Аскольд и океанский патруль.
Во время войны Михалыч служил мотористом на морском охотнике и утверждал, что где-то здесь , на дне этой прибрежной отмели покоится и его быстроходная «мошка»*
Михалыч непременно присутствовал на каждом так называемом «подъёме » когда по большой воде мы вытаскивали на отмель очередного ржавого призрака
.
Обходил, внимательно осматривал, говорил что ни будь , на подобии:
— Так, это у нас кто? Тральщик!! А !!!ноль сорок шестой !!! старый лапоть,, все твои уже на том свете , и тебе пора,,,
Или так:
— О ! МРТешка ! ,рыбачёк трудяга !! А я то думаю, от куда это тухлой ворванью понесло, робяты утопите вы его обратно к чертям морским, не портите аппетит ,,,
Когда вытащили на пологую отмель остатки подлодки Михалыч долго молча ходил вокруг , присматривался к голому остову прочного корпуса, рубка отсутствовала, корма так и вовсе была то ли оторвана взрывом то ли уже обрезана.
— Щука*,,, коротко бросил старик,,, – только вот чья не скажу.
К подводным лодкам Михалыч относился как то по особенному, наш штатный (после второго стакана) психолог- философ , сварщик Славик объяснял это классовой ненавистью, ну на уровне охотник– добыча!
Всё таки четыре долгих и тяжёлых военных года он только и делал, что выслеживал и преследовал и топил вражеские лодки, а так же неоднократно сам был ими атакован, множество раз горел и практически тонул.
Тут уж явно не до любви.
Рассказывал Михалыч о войне не охотно и скупо, больше общими фразами и мало о том в чем участвовал сам, но одну историю я все таки услышал и запомнил.
В тот день в конце июля стояла хорошая теплая погода и вечером после смены , наши «интеллигенты» Юрик и Славик как обычно собирались выпить на сон грядущий ,а я решил наварить ухи из пойманной на обеде пикши , но не на плитке а на костре, как полагается, ну и естественно меня молодого пацана все кому не лень сразу же стали этому учить ,
ну а как же , я же наверняка не умею.
Видя нашу суету с костром и рыбой вышел из своего вагончика и Михалыч , присоединился к общим рассуждениям , по поводу
правильно ли молодой варит уху
,
как оно вообще будет правильней
ну и конечно
,
да я такую уху варил когда вас карасей ещё в проекте не было!
Ну и все в таком роде.
Вот так в весёлых разговорах о рыбе , рыбалке, промысле под рюмочку «лекарства для интеллигентов» Михалыч как то незаметно перешёл на рассказ о былом.
Глава 2
Рассказ ветерана.
— Рыбка говоришь?
Вот табе и рыбка , мать её ети,,,
знаешь как её тогда ждали ,, голодно,
на паёк не разжиреешь, а она падла,( тут он почему-то ткнул пальцем в остатки разделанного прочного корпуса «щуки»,
но тут же сделал жест как будто бьёт себя по губам как бы извиняясь перед не в чем не повинным железом)
— не эта, а фашистка «семёрка»,* так вот,,,
повадилась значит падла рыбаков топить,,
всплывает рядом значит , тварь, и как в тире из палубной спарки,
,,а если не тонет то из пушки под ватерлинию и на дно падла,,,
долго мы ее тварь найти не могли,,,
В мае 42-го, как раз когда Гаджиев* на своей «крейсерской»* потонул, обнаглели фрицы в конец, чуть ли не в залив нос свой поганый совать начали,,
ну вот значит и поставили нам тогда задачу, свободная охота , хоть ты в лепёшку расшибись, а результат дай,,,
вот и решил наш командир на живца ловить ,
вышли мы затемно в заданный квадрат где аккурат вчера под вечер гоняли нас два звена «юнкерсов» у Мотовской банки
,туда где чаще всего и появлялась эта нечисть,
ну и ложимся в дрейф ,
погода сегодня за нас , май холодный выдался вчера небо ясное было ,
а сегодня низкие снежные тучи затянули всё ,,,
фрицы в такую погоду летать не любят .
Под утро имитируем пожар, мазута в таз налили да на палубе прям над машиной зажгли ,,
ех знатно чадило,,
у меня значит со стар-мехом задача следующая , притворяемся подбитой чайкой со вчерашнего боя,
на палубе ни души, режим тишина,,
два движка заглушены , но стоят на товсь! , а третьим значит , мы спектакль устраиваем ,
погоняем стартер, чих-пых на малых подрулим слегка и глушим,
погоняем и глушим,
но только сами то готовы в любой момент на полный ход выходить,,,
я свою службу знал на раз!, за три минуты мог до 26 узлов нашу «мошку» разогнать!!!!
Часа через три акустик передает что слышит ее , но далековато она кружит ходит приглядывается и всплывать не торопится,,
самое поганое в том ожидании это то ,что сидишь и гадаешь ану -как она не решится всплывать, а из далека торпедой пальнёт ,
нервы как леера натянуты,,,
а тут ещё не задача,
со стороны нашего берега рыбак к нам спешит ,
видимо на дым сориентировался , далёко ещё, но в оптику видно, промысловый мотобот,
на флагшток над рубкой вывесил «кило»*– ну мол давай выходи на связь!
Ну вот тут у этой хищницы нервишки то и не выдержали,,,
почуяла рыбачка беззащитного и на перерез,
аккурат между нами на всплытие пошла,,,
ну а дальше как говорится дело техники,,
команда – боевая тревога!!!! Самый полный!!!
По местам стоять !!!!
Пока та семёрка поняла в чем дело , наши комендоры из её рубки дуршлаг сделали,,
она конечно нырнуть попыталась, но куда там,,, в таких ситуациях скорость решает, куда ей с её шестнадцатью супротив наших двадцати шести *
загоняли мы ее быстро уже третьей « глубинкой» достали ,
там в Мотовском заливе и лежит теперь на дне,,
вот значит , а ты говоришь рыбка мать её ети.
Кстати робяты ,а уха то у молодого знатная получилась!!!
Ну-ка садитесь вечерить ,ну и по стопарику на сон грядущий можно.
Слушал я тогда рассказ ветерана и удивлялся тому как преображался старый моряк во время своего повествования,
как наливались силой кулаки которыми он потрясал в воздухе грозя старому извечному ворогу,
как вспыхивали ледяными серыми искрами выцветшие и помутневшие голубые старческие глаза ,
а ещё я подметил тогда ,
что о кораблях и лодках Михалыч говорил как о одушевленных живых организмах ,
а о людях как неотъемлемой части оных,
ведь пока остаётся в живых хоть один член экипажа живо и железо.
А на следующий день мы вытащили на отмель остов морского охотника.
Эпилог.
В ночь зарядил затяжной дождь и почти до самого утра Михалыч просидел под брезентовым навесом то глядя по ноги и что-то беззвучно бормоча , то виновато глянув на искорёженный остов ,отворачивался и подолгу устремив взгляд к выходу из залива пристально вглядывался в горизонт мокрыми , конечно же от дождя глазами.
Может ли плакать старое железо?
Да .
Нужно только уметь прислушиваться,,,
Эти стоны ,скрипы и скрежет рвут душу, словно свинцовая шрапнель тонкую обшивку бортов,
это завывает ветер в черных провалах разбитых иллюминаторов рубки,
это со звоном лязгает в ночи, корабельною рындой, лопнувший леер*, отбивая часы последней вахты,,,
Может ли плакать старый моряк?
Да.
Но никогда не говорите ему , что вы это знаете,
а соленые капли на его обветренном, суровом морщинистом лице , это всего лишь дождь или брызги прибоя,,,
На утро из своего вагончика Михалыч не вышел.
Врач со скорой диагностировала смерть в результате остановки сердца , Сказала что судя по позе и ещё каким то признакам умер не мучаясь во сне.
было Михалычу ровно восемьдесят лет .
P.s. Как оказалось позже родственников у этого старика не было вообще.
Так как наши отцы командиры нанимали его на работу ночным сторожем,(пусть даже и не официально), они же и взяли на себя расходы на похороны.
Похоронили мы его на кладбище поселка Белокаменка.
Конец.
Примечания автора: *
Юрка Рыжих – см.рассказ сборника «Баня для Адмирала» -«Как я с командиром части пожар тушил»
МРТ, МРТешка — Малый Рыболовецкий Траулер, небольшое промысловое судно в основном для прибрежного лова активно используется рыболовецким артелями и флотами и в наши дни.
Славик(Парасолька, философ, якобинец) — герой рассказа сборника «Баня для Адмирала» – «Здрасте товарищ каперас»
«мошка» – уменьшительно -ласкательное название катеров МО-4, (малый охотник),небольшое манёвренное , быстроходное судно, использовалось в годы ВОВ как охотник на подводные лодки противника , минный заградитель, сопровождение конвоев, установщик дымовых завес, патрульный катер.
«Щука»— Советские подводные дизель-электрические лодки серии «щ» производились в СССР в период с 1930-1940 годы.
«семёрка» - самая многочисленная серия подводных лодок ВОВ в фашистской Германии U-Boot Klasse VII .
Гаджиев — Магомед Имадутдиновичь Гаджиев, уроженец Дагестана герой Советского союза, прославленный подводник, воевавший в годы ВОВ на Северном флоте , на момент гибели в мае 1942 года являлся командиром дизель-электрической подводной лодки К-23, серия «К» -крейсерская, проект XIV.
В честь Магомеда Гаджиева в послевоенные годы названы улицы и посёлок городского типа одна из баз Атомного подводного флота России.
«кило» – знак международной семафорной флажковой азбуки, знак «кило» дословно обозначает– я хочу общаться , выходите на связь.
Леер – туго натянутый трос бортового ограждения. На парусный судах использовался для поднятия косых парусов, обустройства ограждений, натяжки тентов и много другого.
«с её шестнадцатью супротив наших двадцати шести» – имеется в виду разница в скорости , немецкая подводная лодка VII серии в надводном положении могла развивать скорость до шестнадцати узлов(29,6 км в час), скорость же морского охотника МО-4 на максимальных оборотах двадцать шесть узлов( 48,1 соответственно).
Свидетельство о публикации №225041501772