Часть 2 к Дополнению 3
В этой части будут помещены заметки из газеты «Ленинский путь» за период, охватывающий Великую Отечественную Войну и несколько послевоенных лет. Вначале о ряде заметок, характеризующих общественную жизнь общества того времени с комментариями, а затем о заметках, в которых будут фигурировать только наши предки. Причём в последних откроются важные факты, о которых ранее не было известно.
О заметке на фото, помещённом в заголовке. Военный налог был введен в СССР с 1 января 1942 года взамен надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Колхозники уплачивали налог в размере от 150 до 600 рублей в год с каждого члена хозяйства. Дифференциация этого налога проводилась по территориям. Колхозники должны были уплачивать этот налог равными долями 15 февраля, 15 апреля и 15 июля. При нарушении этих сроков начислялась пеня в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Возбуждение дел о привлечении к уголовной ответственности к неплательщикам возлагалось на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами. Думаю, что данное опубликованное решение суда носит больше характер запугивания населения и не является часто встречающейся мерой. Скорее всего в этом случае вообще не было никакого суда. Указанная заметка была опубликована 29 июля 1943 года, то есть через 14 дней после последнего срока уплаты налога (15 июля). Просто невозможно в такой короткий срок соблюсти все досудебные процедуры и довести дело до суда, тем более в сельской местности. А может существовал и особый режим рассмотрения дел в военное время.
Заметка от 8 октября 1942 года –
«Патриоты-колхозники вносят теплые вещи для бойцов.
В колхозе «Пробуждение» хорошо проходит сбор теплых вещей для фронта. Здесь уже сдано 2 полушубка, 24 овчины, 5 фуфаек, ватные брюки, 4 тёплых одеяла, 60 килограммов шерсти на пимы, 18 рубашек, 10 наволочек, 7 шапок-ушанок, 6 подушек, 3 пары варежек. Всего сдано 128 различных вещей. Кроме того, из общеколхозного фонда выделено 50 килограммов шерсти, из которых колхозницы вяжут варежки и носки. Семья патриотов Халиковых принесла в подарок красноармейцам 9 теплых вещей, семья Терещенко – 8 теплых вещей. А.Д.ТЕРЕЩЕНКО. Председатель колхоза.»
В этой газете много статей и заметок на тему помощи фронту и принятия обязательств колхозов по выполнению и перевыполнению установленных государством планов.
Заметка от 31 августа 1944 года под заголовком «Набор предметов для премирования передовиков хлебоуборки содержала перечень товаров для премирования семи категорий работников: 1. комбайнёров и трактористов, 2. бригадиров тракторных бригад, 3. бригадиров полеводческих бригад, 4. колхозников, звеньевых, рабочих совхозов, жнецов и косарей, 5. машинистов лобогреек, 6. председателей колхозов и 7. мастеров комбайновой уборки, директоров и старших специалистов МТС и совхозов.
Например, набор предметов для председателей колхозов состоял, дословно: «обуви – 1 пара, шерстяной или шелковый отрез, хлопчатки – 3 мтр., чулки или носки – 1 пара, чаю – 500 гр., конфет – 1,5 кгр., табаку – 300 гр., хозмыла – 3 куска, туалетного мыла – 2 куска, одеколона или духов – 1 флакон.» Такой перечень был по всем категориям, только разного количества. А по категориям 4 и 5 даже этот перечень был урезан: «хлопчатки – 3 мтр., трикотажного или бязевого белья – 1 штука, чаю – 300 гр., хозмыла – 1 кусок, табаку – 100 гр., конфет – 0,5 кг.»
Заметка от 17 мая 1945 года –
«Ликвидируем неграмотность среди населения.
Вопрос о ликвидации неграмотности среди взрослого населения – один из важнейших пунктов наших социалистических обязательств в области культуры. К сожалению, очень мало делается на этом участке. Из числа малограмотных выпущено лишь 28 человек. Обучается в настоящее время 31 человек.
Директора школ колхозов «Новая жизнь», «2-я пятилетка», «Новый путь», им. Чапаева, «Тендык» и др. много разговаривают о ликвидации неграмотности, но ничего конкретно не делают. В таких колхозах как им. Кирова, им. Ворошилова, «Украинец», «Новая деревня», - этот важный вопрос предан полному забвению.
Около одной тысячи человек неграмотных и малограмотных ещё имеются в районе. Дело чести нашей интеллигенции – учителей, избачей, культурников включиться в эту почетную работу, охватить всех учебой и полностью ликвидировать неграмотность среди населения к 25-летию Советского Казахстана. М. ДОКУЧАЕВА»
В заметку попали и колхозы с. Ремки – им Чапаева, «Тендык» и «Украинец». Дата образования Киргизской АССР – потом переименуют в Казахстан – 26 августа 1920 года. То есть до 25 -летия оставалось 3 месяца после опубликования заметки – срок, за который надо было обучить тысячу человек. Заранее можно сказать, что это было невыполнимое обязательство. Но мне понравилось слово «избачей» - это, очевидно, те, которые заведовали избами-читальнями.
Заметка от 28 мая 1945 года –
««МУДРОЕ» РЕШЕНИЕ
Савкину Семену, члену колхоза «Украинец», - 61 год. Его время уже ушло и Савкин не может работать в одном ряду с молодыми колхозниками. Правление поручило старику охранять горючее. Самая стариковская работа, и Савкин был доволен этим назначением. Но заведующий хозяйством Галушко Андрей снял Савкина с должности сторожа и послал в кузницу молотобойцем.
Стариковские руки сразу почувствовали, что работа эта не под силу. Первый день Савкин провел кое-как, а назавтра отказался от работы.
- Ах, он отказался от работы! – возмутились правленцы. – Вот мы его накажем!
Они обсудили поступок Савкина, оштрафовали его на три трудодня, и, наверно, остались очень довольны. Д.КУЗНЕЦОВ»
Короткая эмоциональная заметка. Но какое большое количество выводов можно сделать о взаимоотношениях между людьми. Упомянутый в ней Галушко Андрей являлся родным братом Галушко Никифора, у которого была дочь Степанида, вышедшая замуж за сына Мефодия – Семёна (старшего). Самому Андрею Галушко на дату опубликования заметки было 67 лет.
Ну и в завершении этого раздела - интересное объявление с сегодняшней точки зрения.
«Утерялся мерин. Приметы: масти серой, хвост не подстрижен, грива на обе стороны, у левой задней ноги копыто искривлено в левую сторону. Знающих просьба сообщить в Переменовскую НСШ».
НСШ – это неполная средняя школа, то есть семилетка. Именно об этой школе писала в своих воспоминаниях Валентина Ивановна Руденко (Янонис), в которой она училась с 5-го по 7 класс, так как в Ремках была только начальная школа.
Следующие заметки, в которых упомянуты наши предки.
Газета от 20 марта 1941 года опубликовала заметку о регистрации кандидата в депутаты местного Совета Руденко Василия Тимофеевича, 1888 года рождения, работающего в колхозе им. Ворошилова руководителем ефремовского звена (здесь в газете очевидно ошибка – правильно: «фермерского»), проживающего в поселке Михальченково. Возникший вопрос - может Тимофей был братом Мефодия – разъяснила дочь Надежды Семёновны – Татьяна, дословно: «У бабушки Степаниды была младшая сестра Анна, мы её бабой Нюрой звали. Она выходила замуж в колхозе Ворошилова за Руденко Василия Тимофеевича. Получается одна сестра вышла тоже за Руденко – бабушка наша, вторая тоже за Руденко. Но они друг другу не родственники были, просто однофамильцы. Василий Тимофеевич ушёл на фронт и погиб. От него остались от бабы Нюры двое сыновей».
Далее заметки будут приводиться в хронологическом порядке.
Заметка от 23 февраля 1941 года –
«Инвентарь отремонтирован.
Иван Мефодьевич Руденко вот уже который год работает кузнецом в колхозе им. Чапаева. За хорошую работу правление колхоза каждый год его премирует. Недаром колхозники о нём говорят: - Тов. Руденко не только кузнец, но и столяр, и плотник. Он весь сельхозинвентарь хорошо отремонтировал. В скотном дворе не было окон, тов. Руденко и окна поделал и застеклил. В колхозе не хватает саней, Иван Мефодьевич приступил к поделки их. Р. АЛЕКСЕЕВ»
Вот так Иван Мефодьевич – старший сын Мефодия и Марии, прославился на весь Бородулихинский район. И нет сомнения в том, что только эти качества, а также уважение со стороны колхозников, добросовестность в работе и забота о коллективном имуществе, позволили властям района внести предложение об избрании его на общем собрании колхозников председателем колхоза им. Чапаева. Председателем он был с 1943 по 1947 год. Об этом есть в воспоминаниях его дочери – Валентины Ивановны.
Заметка от 20 апреля 1941 года –
«По следам неопубликованных писем.
В редакцию поступило письмо, что в колхозе «Украинец» члены артели Нестерюк Г., Плугатырь Р., Плугатырь Н. расхищают общественные корма. Это корреспонденция была послана в правление колхоза «Украинец» для принятия мер. Председатель артели тов. Прохоренко сообщил в редакцию, что факты, указанные в заметке, соответствуют действительности. Расхитители общественной собственности привлекаются к ответу. Нестерюк Григорий, занимавший должность кладовщика, снят с работы»
В первой части дополнений 3 была приведена заметка от 28 марта 1936 года, в которой отмечалось, что Плугатырь Роман и Нестерюк Григорий на своих лошадях работают в колхозе «Украинец» на подброске кормов. Возможно, что тогда они просили колхоз о возмещении им хотя бы корма, который они тратили для своих лошадей при выполнении общественной работы. Но поскольку колхоз им не возместил, они сами решили взять со склада эти корма. Но это только версия. И других версий много. Но что было в реальности – мы никогда не узнаем. Напомню: Плугатырь Роман был мужем старшей дочери Мефодия – Галины (Ангелины), Плугатырь Николай – брат Романа, Нестерюк Григорий – брат жены Николая Семёновича Руденко – Екатерины Петровны.
Из следующей заметки, опубликованной 19 июля 1942 года, приведу только первый абзац – «Сенокос закончим вовремя.
Хорошо организован труд в сенокосной бригаде колхоза «Украинец». Каждый колхозник закреплен на определенной работе, знает норму выработки и освоил ее. В бригаде организовано соревнование между звеньями и отдельными колхозниками. Секретарь первичной комсомольской организации т. Руденко ежедневно проводит короткие совещания, на которых проверяется выполнение социалистических обязательств и передается опыт лучших…»
Из других заметок стало известно, что комсомольская организация этого колхоза состоит из 28 человек. Большой недостаток в работе сельских корреспондентов – это зачастую указывают фамилию без инициалов. Здесь такой случай. Важнее оказывается поставить букву «т» перед фамилией, чем инициал - после. В связи с этим трудно определить - из какого семейства Руденко был секретарь комсомольской организации. По возрасту подходит только старший сын Ивана Мефодьевича Руденко – Виктор.
В газете от 13 июля 1944 года опубликована Доска Почета «За перевыполнение государственного плана развития животноводства заносятся:» занесены фамилии пяти председателей колхозов Бородулихинского района, среди которых числится, дословно: «Руденко И.Д. – председатель колхоза им. Чапаева выполнивший план по крупному рогатому скоту на 107 проц., по овцам на 118 проц., и по лошадям на 108 процентов.»
В отчестве допущена ошибка – нужно было поставить букву «М». Возможно перепутали с отчеством его отца – Мефодия Даниловича.
Заметка от 21 июня 1945 года –
«Беспечные руководители.
Колхоз им. Чапаева не выполняет своих социалистических обязательств в вопросе заготовке кормов. За десять дней с 10-го по 20 июня вместо 222 га скошено 50 га или 4,2 проц. Председатель артели т. Руденко проваливает это важное мероприятие и ставит под угрозу дальнейшее сохранение скота.
Не лучше проходит сенокошение в колхозе «Тендык», где скошено только 40 га.
Очевидно у председателей артелей т. т. Руденко и Имамбаева память короткая. Они забыли уроки прошлого, они по-прежнему беспечно относятся к делу обеспечения скота кормами на период зимовки. А.П.»
Типичная анонимка. Лишь бы что-то написать. Даже процент неправильно подсчитан – будет 22,5 %, а не 4,2. А может в эти 10 дней дожди были.
Заметка от 13 февраля 1947 года – «…Только в сталинской эпохе.
Пяти колхозов Ремовского Совета собрались избиратели в школу артели «Украинец». Под бурные аплодисменты более 150 избирателей встретили своего кандидата в депутаты Ивана Федоровича Ясько.
С речью выступил доверенное лицо т. Руденко, охарактеризовавший пройденный трудовой путь Ивана Федоровича. Старейший избиратель колхоза им. Джамбула Жоппар Байбусинов подробно рассказал присутствующим о выборах прошлых лет.
- За прожитые 80 лет я не видел и не слышал, чтобы простой крестьянин выбирал свою власть и видел своего избранника, - говорит т. Байбусынов, - А сейчас нам старикам почет, я сижу рядом со своим кандидатом в депутаты. Это возможно только в сталинской эпохе.»
Здесь аналогичная ситуация с инициалами к фамилии. Но скорее всего это - Руденко Иван Мефодьевич. В то время он был председателем колхоза им. Чапаева.
Ну, и последняя заметка, которая содержала самую важную информацию о семье Руденко. В газете от 4 декабря 1947 года был опубликован список многодетных матерей, награждённых орденами и медалями. В этом списке значилось 15 фамилий. В начале этого списка значилось, дословно: «Президиум Верховного Совета Казахской ССР Указом от 15 октября 1947 года наградил от имени Президиума Верховного Совета СССР группу многодетных матерей. По Бородулихинскому району наградены: … Медалью «Медаль материнства 2-ой степени» … Руденко Мария Даниловна – домашняя хозяйка, Ремовский сельсовет…»
На дату награждения Марии Даниловне было 67 лет, в живых у неё было 4 сына и одна дочь (сын Иосиф умер в 1945 году), было 14 внуков и 13 внучек (одна внучка – дочь Галины Мефодьевны – умерла в 1942 году в возрасте 8 лет). У меня есть большая уверенность в том, что ходатайство о награждении Марии Даниловны исходило прежде всего от её старшего сына – Ивана Мефодьевича. Когда подавали списки на награждение матерей Иван Мефодьевич был председателем колхоза им. Чапаева и он, конечно, не мог не предложить о включении в списки свою мать. И хорошо, что районное руководство поддержало его просьбу. Значит, Иван Мефодьевич имел соответствующий авторитет.
Учитывая то, что данный материал будет опубликован на Прозе, представляю весь список награжденных матерей. Возможно кто-то из читателей, ознакомившись с этим списком, узнает в нём свою бабушку или прабабушку, которые жили в Бородулихинском районе Семипалатинской области Казахской ССР.
Орденом «Материнская слава 2-й степени»:
1. Савостина Пелагея Терентьевна – домашняя хозяйка, Бородулихинский сельсовет.
Орденом «Материнская слава 3-й степени»:
2. Пекке Амалия Генриховна – колхозница Ново-Дворовского сельсовета.
3. Эммерт Эмилия Рудольфовна - колхозница Ново-Дворовского сельсовета.
4. Яумиева Салихат – колхозница колхоза им. Кирова.
Медалью «Медаль материнства 1-й степени»:
5. Додурхаева Каки - колхозница колхоза им. Кирова.
6. Хабибулина Оракия – домашняя хозяйка, Переменовский сельсовет.
Медалью «Медаль материнства 2-й степени»:
7. Буш Амалия Григорьевна – домашняя хозяйка, Ленинский сельсовет.
8. Дангажиева Наузи – домашняя хозяйка, Дмитриевский сельсовет.
9. Дошуева Чау – колхозница колхоза «Начало».
10. Межедова Хамисат – колхозница колхоза «Путь к коммунизму».
11. Ортнер Екатерина Ивановна - колхозница колхоза «Начало».
12. Попенгейм Наталья Николаевна – колхозница колхоза «Сосновка».
13. Рукс Эмма Ивановна - колхозница колхоза «Сосновка».
14. Юпаева Амилат - колхозница колхоза им. Кирова.
Свидетельство о публикации №225041501853