К 9 Мая. Генерал Свечин
Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою, павшей в прах!»
Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев —
Во все века сжигали люди на кострах.
Вл.Высоцкий
У Александра Андреевича Свечина корни – военные, православные. Отец генерал, брат генерал, сам бывший генерал-майор царской армии, окончивший Академию генштаба, с военным опытом от командира роты до начальника штаба дивизии, потом армии; с восьмью орденами и георгиевским оружием.
И фамилия у семьи была близка к светлому, нужному, святому, предводящему – Свечины!
Учёный, стратег, разведчик, патриот, поруганный, убитый и забытый народом.
Оголтелые партийцы, борцы «за победу пролетариата во всём мире», ненавистники «бывших», и завистники - толпились за спиной.
Михаил Тухачевский, мечтающей о сокрушительной победной войне в Европе, военный авантюрист, взлетевший из поручиков на вершину советского военного Олимпа, которого Сталин, как и военный нарком Ворошилов, терпели из-за его незаурядности и энергии, с ближайшими единомышленниками готовился только к быстрой наступательной войне. Он детально изучил книгу Свечина «Стратегия» с учением о необходимости стратегической обороны, но стал не только оппонентом Свечина, но и врагом не только в науке.
Агрессивная скоропалительность тухачевцев-сталинцев проявилась и в создании техники: в большом количестве появились легкие скоростные танки, приспособленные двигаться по европейским дорогам; неимоверно много самолётов, бомбардировщиков в их числе, и прочее. А пушки - слабые и против танков оборона не продумана. (Тухачевский был первым замом наркома обороны и с 1931 года курировал технику и вооружение). В Полевом тухачевском уставе 1936 года уже закрепился способ ведения боевых действий – наступление.
Виктор Суворов доказательно с цифрами показал заранее запланированную к этому подготовку, особенно к 1941 году, когда (есть информация) дата наступления была предопределена на 6 июля. И результаты - губительных для первых дней войны: расположения, снабжения, безынициативности и страха - как бы не поддаться на провокацию – растерянность командующих. Да Москва и сама растерялась…
По плану Сталина (а без него в стране ничего не совершалось) для усиления разобщения военных на два противоборствующих лагеря и ослабления позиций «оборонцев» была в тридцатом - тридцать первом проведена кампания, инициированная украинским ОГПУ, « Весна», якобы вскрывшим группу всероссийских врагов.
Репрессировано было много бывших царских средних и высших офицеров Красной армии, большинство из которых были патриотами, проверенными первой мировой и гражданской войнами и других. И люди, пережившие эти аресты, повторно с 1936 года арестовывались, с пиком в 1937-38, и уничтожались. Как и чекисты, не согласные со слабо аргументированными обвинениями по операции «Весна» и пр. Их среда тоже не была одинаково мыслящей и действующей.
Но вернёмся к главному.
Партийное руководство и военные думали о возможных войнах и подготовке к ним. В частности, чтобы не допустить врага (первоначально опасались Польши), на западной границе были на опасных направлениях построены мощные укрепления, которые после 1939 года бросили и демонтировали и начали демонстративно, чтобы усыпить бдительность Германии, возводить новые на новой границе.
В тридцатых Сталин, оставив план прочной обороны границы, перешёл к стратегии вторжения. От чьего «капания»? - были сподвижники-«революционеры».
А может, как практик, решил, что войны с Германией не избежать, а это – добавятся Европа, Япония и другие, - напасть первым, проведя после Халхин-Гола и Хасана, Испании, репетицию в Финляндии и, продолжая напряжённо работать в дипломатии, секретно значительно увеличивал военные силы?
Но Свечин и сам считал, что наступления обязательны, но что начать стратегическое наступление надо с сокрушительного удара, когда настанет переломный момент, когда оборона даст возможность накопить решающие силы и вымотать противника. Его стратегии охватывали и политику, и экономику, и производство, и дороги, и ресурс и мобильность мобилизации и пр.
По его теории стратегической обороны спланировали и провели Курскую операцию, и в Венгрии в 1944 под руководством Толбухина осуществили самую крупную в истории ВОВ оборонительную операцию на правом берегу Дуная, и за ней последовал мощный удар с захватом Будапешта (от автора книги «Толбухин»).
Александр Андреевич Свечин по заключениям специалистов был одним и самых выдающихся разработчиков стратегий среди офицеров-теоретиков. Его «отличала исключительная гражданская и научная честность, трезвость в суждениях».
В Красной армии и в партии большевиков он с начала 1918 года. В октябре из-за разногласий с главнокомандующим Красной Армией Вацетисом по решению Троцкого, увидевшего в нём талантливого стратега и аналитика, стал профессором Академии Генштаба, занялся военной наукой и преподаванием.
Но старшим офицерам первой мировой ГПУ покоя не давало. Арестовывали их в 1930 и в 1931 по раскручиваемому украинским ОГПУ делу «Весна», но потом большинство отпустили из-за отсутствия доказательств. В их число попал и Свечин. Вернулся в армию после освобождения в 1933. В Разведуправлении Генштаба его очень ценили. Но Ворошилову он не нравился (а прежде всего Сталину), и после его решения перевести Свечина на преподавательскую работу (избавлялись от бывших царских офицеров) начальник Разведуправления С. П. Урицкий написал Ворошилову: «Прошу Вас, товарищ На¬родный комиссар, не санкционировать этого перемещения. Комдив (звание с 1940 года равнозначное генерал-лейтенанту, А.Т) Свечин отлично знает западный и дальневосточный театр и является основным работником информации, обеспечивающим представление грамотных материалов».
В 1936 году, обеспокоенный новым «наступательным» уставом, на который так уповал Тухачевский, Свечин написал Ворошилову докладную с опасениями и предложениями. Вот некоторые выдержки из неё.
«Наблюдаемое в Красной Армии неуважение к обороне основано на непонимании: кто не умеет обороняться, не будет и в состоянии наступать; надо уметь создать прочной обороной предпосылки для наступления.
Оперативно-тактическая доктрина (РККА) нуждается во избежание неприятнейших разочарований с началом войны, в серьёзнейшей критике… Как бы не пришлось исправлять и переучиваться после начала войны.
В наших условиях ставке на качество артиллерии и техники нужно давать значительное преимущество перед количеством».
Свечин был провидец. Многие его предсказания сбылись. В частности, ещё в 1925 году он указал на Польшу как точку начала новой мировой войны. Он неоднократно обращал внимание на возможность захвата противником части территории СССР, и, в связи с этим, считал, что промышленность страны должна быть сосредоточена на Урале, так как этот регион будет сравнительно мало уязвим во время ведения боевых действий с внешним противником. Предостерегал также от дальнейшей концентрации промышленности и населения в Ленинграде, уязвимом для окружения из-за его географического положения.
Но Сталин его работ и значения не оценил, сделал ставку на Шапошникова, хоть уже и проигравшего как начальник Генштаба финляндскую войну, зато преданного И.В., и на других слабых военачальников того периода. И первыми маршалами по принципу преданности стали - Ворошилов, Будённый, Шапошников и соратник Сталина по Царицыну (тогда командующий Южным фронтом) Егоров. И – Тухаческий, уже прорабатываемый Ежовым как предатель и заговорщик.
И.В. был великий интриган и жестокий повелитель. Но не военный стратег.
Троцкий, хорошо знавший Сталина, написал о нём по поводу финской войны: «Война и революция - не его стихия. Где нужны были предвидение и инициатива, Сталин не знал ничего, кроме поражений. Так было в Китае, в Германии, в Испании. Так происходит сейчас в Финляндии».
До конца сорок второго, начала сорок третьего года он не доверял планирование операций Генштабу. Всё решал сам. Да посылал в войска на критические участки Василевского и Жукова.
В составе Ставки Верховного Главнокомандования не было настоящих опытных профессионалов.
Шапошников никакими успехами не отличился. Хасан, Халхин-Гол…. Война с финнами. Ворошилов и Будённый были просто героями гражданской войны, а выиграли её бывшие царские полковники и генералы, реально руководившие дивизиями штабами, армиями и фронтами. Жуков (в предыдущей войне – только унтер-офицер), но показал себя с японцами, а как главный штабист – мозг армии в начале войны – так ужасно! Генерал Тимошенко завершил кампанию с финнами (в Первой мировой с рядового не поднялся, но награждён тремя Георгиями за храбрость, за гражданскую - тремя орденами Красного знамени, знаком со Сталиным по Царицыну, а в 1930 – выпускник Военно-политической академии, готовый политработник).
Но они были не стратеги, не теоретики и не «военные» профессионалы!
А с Польшей и Бессарабией на пару с немцами справиться было просто.
Новые полководцы вставали на ноги только с конца сорок второго.
Свечина снова арестовали в 1937 году, как и многих высших офицеров РККА. Физические и психические изуверства приблизились к пику.
Его расстреляли, якобы «за участие в контрреволюционной организации, подготовке террористов». Чего только не придумывали в обвинениях патриотов! И шпионы, и предатели, и враги, и изверги… И калечили ещё не совершенную армию.
В ходе следствия он, один из редких допрашиваемых и истязуемых, в нелепых обвинениях не признался и никого не оговорил (Сувениров О. Ф. 1937. Трагедия Красной Армии) – вот она старая школа и когорта настоящих русских православных офицеров.
В 1956 году его реабилитировали, как и многих. Но забытым для общественности он так и остался.
Но не для военных и учёных. А.А Кокошин, разработчик документов военного строительства, значительный современный российский функционер, специалист в вопросах политики, нацбезопасности, вооружений и военных стратегий написал: «Игнорирование высшим государственно-партийным руководством и командованием РККА разработок А. А. Свечина по военной стратегии исключительно дорого стоило нашей стране — оно привело к дополнительным многомиллионным потерям нашего народа в войне 1941—1945 гг., к гигантскому материальному ущербу, утрате огромных, не восстанавливаемых культурных ценностей… Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что реализация глубоко проработанных предложений Свечина применительно к начальному периоду Великой Отечественной войны привела бы к гораздо более раннему разгрому гитлеровской военной машины…
Труды А. А. Свечина до сегодняшнего дня не утратили своей актуальности, представляют ценность для современной системы военных знаний и являются предметом изучения».
Как же много в истории человечества людишек с заурядными умами, которые в силу благоприятных обстоятельств, жёсткости характеров и агрессивных антигуманных способностей правили и правят государствами и людьми, и сколько сгинувших, нужных и полезных с высокими культурой и человеческими качествами пропало и осталось неизвестными.
Свидетельство о публикации №225041500193
Судьба Свечина трагична. Трагична прежде всего тем, что он предал Россию в угоду Совдепии, а своё православие променял на служение власти олицетворяемой "Союзом воинствующих безбожников СССР" во главе с Губельманом/Ярославским. Он всё предал. Свои погоны и своё Георгиевское оружие, ордена, память отца и брата.
Отблагодарила его Совдепия полной мерой! Арестами, пытками, издевательствами и как финалом, расстрелом где то в вонючем подвале или на полигоне в Подмосковье. Потом стыдливо реабилитировали, свалив всё на Культ личности, а не на изначальную людоедскую сущность большевизма!
Как знать, кричал ли он, как многие до него и после него стоя у расстрельной стены: "Да здравствует Сталин!" или стиснув зубы, думал что нужно было не в партию большевиков вступать в начале 1918-го, а уходить на Дон к Корнилову.
И как знать, не пошла ли история иначе...
Лихобор -Михаил Зверев 16.04.2025 09:36 Заявить о нарушении
Нарушили присягу царю, но он сам отказался от России и от них.
Александр Сергеевич Трофимов 18.04.2025 13:12 Заявить о нарушении
Лихобор -Михаил Зверев 19.04.2025 09:52 Заявить о нарушении