5. 34. 1 Жизнь, ведущая в небеса

 «528. Иные полагают, что вести жизнь, приводящую человека в небеса, называемую жизнью духовной, весьма трудно. Люди эти слышали, что человек должен отказаться от мирского, от так называемых похотей плотских и телесных и жить духовно, то есть, как они понимают, что всё светское должно  быть откинуто, особенно богатства и почести; что должно постоянно предаваться благочестивым помышлениям о Боге, о спасении души, о вечности, проводить всё время в молитвах, в чтении Слова и спасительных книг: это они называют отречением от света  и жизнью духовной, не плотской. Но мне (Свёденборгу) дано было познать многими опытами и беседами с ангелами, что это совсем не так, что, напротив, отрекающийся от мира  и живущий духовно по сему способу готовит себе жизнь печальную, не способную к принятию небесного блаженства, потому что жизнь каждого остаётся при нём навсегда. Чтобы приспособить себя к небесной жизни, человек, напротив, должен жить в миру, в должностях, занятиях и сношениях с людьми, возвышаясь к духовной жизни посредством жизни нравственной и гражданской. Иначе не может образоваться в человеке духовная жизнь или дух его приготовиться к небесам, а жить одной только внутренней жизнью, не живя в то же время и внешней, значило бы жить в доме, выстроенным без основания, почему он либо садится, либо, трескается, расседается, либо клонится туда и сюда и разрушается».

                Почему так?  Думаю, что тогда человек не сможет изменить свои отрицательные внутренние качества.

«529. Если разобрать жизнь человеческую разумным взглядом, то оказывается, что она трояка – духовная, нравственная и гражданская – и что каждая из жизней этих различна: есть люди, живущие одной гражданской жизнью, устранив и нравственную, и духовную; другие живут жизнью нравственной, но не духовной; а иные – жизнью гражданской, нравственной и духовной. Последние живут жизнью небесною, а первые все – жизнью чисто мирской с устранением небесной.  Из этого следует, прежде всего, что духовная жизнь нераздельна с жизнью природной или мирской, но что первая соединена со второй, как душа с телом, и что если бы разделить их, то это как сказано выше, уподобилось бы жилищу в доме без основания, ибо жизнь нравственная и гражданская есть деятельность жизни духовной; к последней относится всякое благое желание воли, к первым – исполнение его на деле. Если же отделить одно от другого, то духовная жизнь будет состоять из одних только размышлений и разговоров, а воли не будет, потому что ей нет опоры, между тем воля-то и образует всю сущность духовного человека.

530. Из последующего можно убедиться, что не столь трудно жить небесной жизнью, как обычно полагают. Кто же не может жить должной гражданской и нравственной жизнью, когда всякий с самого детства знакомится с нею и она внушается ему? И почти всякий человек дурной или добрый, живёт этой жизнью, потому что всякий желает прослыть честным и правдивым; почти всякий, по внешности, старается поступать откровенно и справедливо, и до того, что кажется прямым и правдивым от души и будто действует по самой прямоте и правде.  Так же точно должен жить духовный человек, что на деле ему не труднее, чем человеку природному, с той только разницей, что духовный человек верует в Божественное начало и живёт честно и правдиво, не только ради законов гражданских и нравственных, но и ради законов Божеских. Кто при исполнении дел своих  мыслит о законах Божеских, тот сообщается через это с небесными ангелами и, по мере того, что он так поступает и мыслит, соединяется с ними; через это самое отверзается его внутренний человек, который сам по себе и есть человек духовный». 

           Не означают ли эти слова, что человек должен развить свои высшие тела?

«Если же человек таков, то он приемлется и руководится Господом, сам того не зная; тогда прямота и справедливость его хотя и относится к жизни нравственной и гражданской, исходят из духовного источника, а жизнь в прямоте и правде по духовному источнику – значит жить так, ради самой прямоты и правды или жить так по сердцу.  Правда и прямота такого человека по вешнему явлению своему ничем не отличается от правды и прямоты людей природных, даже дурных и адских, но по внутренним началам своим свойства эти совсем различны: люди дурные действуют правдиво и праведно только ради себя и ради мира и потому, если б не опасались законных взысканий, утраты доброй славы, почестей, выгод и самой жизни, то стали бы действовать неправедно и неправдиво, не боятся ни Бога, ни законов Божеских; их не удерживают никакие внутренние узы и потому, если бы можно было безопасно плутовать и мошенничать, воровать и грабить, то они делали бы это с большим удовольствием. Истина эта проявляется на том свете, где внешность отымается, а внутренность каждого открывается на вечную жизнь … действуя тогда без всяких внешних уз, без страха законов, без опасения утраты славы, чести, богатства и самой жизни, такие люди в поступках своих безумны, а над прямотой и правдой насмехаются. Напротив, жившие в прямоте и правде, ради законов Божеских, отрешаясь от внешности  и оставшись при внутренних началах своих, действуют мудро, потому что сообщаются с небесными ангелами, от коих и получают мудрость свою».

                Что следует понимать под отрешением от внешности? Сброс эфирного тела?  Тогда получается, что оставшись при внутренних началах означает остаться в астральном теле. Так ли это?

«Из всего этого следует, что человек духовный по жизни гражданской и нравственной может действовать одинаково с человеком природным, лишь бы внутренними началами, то есть волею и помыслами был в союзе с Божеством».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  288).
 


Рецензии