Чек-лист для пловца

Глава 5 из книги из книги "Что на уме у дельфина, или Водный путь познания".


Спросите себя: то, что я делаю сегодня, продвинет меня туда, где я хотел бы оказаться завтра?

Уолт Дисней


Англичане называют будильник “аварийной сигнализацией”. Знаменитый американский оратор Зиг Зиглар предложил заменить негативное название на “возвеститель нового дня”. По-моему, звучит намного лучше. По-русски тоже! Особенно когда он трезвонит в 4:30 утра. Мой день перед плаванием начинается именно в это время.

Я всегда восхищалась дисциплиной спортсменов: все делать по часам, постоянно соблюдать режим тренировок, питания, сна. С первого же дня было понятно, что с плаванием не справиться без четкой системы, поэтому я составила чек-листы.

Первый — для сбора спортивной сумки. Ее надо собирать за день до тренировки. В список входит полный набор всего, что нужно для урока: купальник, очки, шапочка, мыло (а не гель для душа), мочалка, полотенца, расчески, а также фен на всякий случай. Со временем я добавила в список колобашку, хотя не дружу с ней. Просто мне захотелось иметь свою собственную, красивую, чтобы вызвать у себя хоть какую-то симпатию к этому аксессуару. А еще я обязательно беру бутылочку с водой.

Отдельно скажу о важности воды. В одной книге я прочитала, что за час плавания человек теряет около литра жидкости, поэтому во время тренировок надо пить воду. Я не могла представить, как буду пить воду во время интенсивного занятия, поэтому решила делать это дома, до тренировки и сразу после. Как-то по наставлению Сергея Александровича я начала есть одно яблоко утром. Но мне это не понравилось, и я вернулась к прежнему графику.

Во втором чек-листе расписано утро перед тренировкой: с половины пятого до половины восьмого, когда я сажусь в такси. Для меня важно выполнить все необходимые упражнения, выпить достаточное количество воды, затем почитать что-нибудь вдохновляющее и записать свои цели. 

Третий чек-лист касается сборов после тренировки. Он у меня самый короткий, но каждый шаг расписан по минутам. Хотела бы я еще иметь чек-лист для уроков, но он находится у тренера. Поэтому перед занятием я чувствую то же, что плохо подготовленный оратор, которому предстоит выступить перед большой аудиторией.

Однажды у нас с Сергеем случилась словесная перепалка на эту тему. Началось с того, что он дал мне несколько новых упражнений, обосновав это тем, что “выполнять упражнения, чтобы научиться плавать, — это то же самое, что учить буквы, чтобы научиться читать”. Я не удержалась:

— Вы мне сегодня прямо-таки экзамен устроили!

— А для меня, — парировал тренер, — каждый урок с вами — экзамен!

Он даже не шутил! Для меня это стало откровением. Я впервые задумалась, каково ему приходится со всеми моими “не могу” и “не буду”, но решила не сдаваться.

— А для меня каждый урок — это как выйти на сцену перед двадцатитысячной аудиторией. — И пока тренер приходил в себя, добавила для большего эффекта: — И танцевать! Вот!

После такого обмена любезностями упражнения посыпались одно за другим: я уже и вспомнить не могла, какие делала впервые, а какие нет. Я старалась вникнуть в подсказки тренера, запомнить его советы. Не находись я в воде, записывала бы за ним каждое слово. Например, он сказал: “Надо не рвать воду, а зацепить ее”.
Еще один урок на миллион: “За руками надо тянуться вперед, а не облокачиваться на воду. Тогда легко поднять голову и сделать полноценный вдох”.

В моем сознании тогда что-то щелкнуло: я поняла, что действительно пытаюсь ухватиться за воду и ухожу вниз. Стоило мне представить то, что сказал тренер, как дело пошло. Сергей Александрович давал мне такие наставления каждый урок, но я понимала их только по мере своей готовности.

Точно так же на меня оказало мощное воздействие произнесенное им вскользь замечание: “В кроле надо «шагать руками»”.

Одного мига мне хватило, чтобы представить, как ранним утром  поднимаюсь по тысяче ступенек горы Кизиловка, обгоняя не только женщин, но и мужчин. И я сделала то, что не получалось до сих пор.

Было еще одно трудное упражнение: брасс со сложенными на спине ладонями. Первая попытка более-менее удалась, но с каждым разом я чувствовала, как трудно поднять голову, чтобы сделать хороший вдох. Вода попадала в рот, и я начала суетиться, в результате доплыла до бортика, едва дыша.

Сергей опять нашел нужные слова: “Это очень тонкая грань. — Он сделал паузу. — Надо успеть почувствовать скольжение после толчка ногами, чтобы тело оказалось на поверхности воды. Тогда будет возможность сделать хороший вдох. Если проскользите чуть меньше времени, не сможете хорошо поднять голову и наберете в рот воды. Задержитесь с опущенной головой чуть дольше — остановитесь и создадите себе препятствие для дальнейшего движения. Все надо делать в непрерывном скольжении”.

Тренер продолжал объяснять, а я уже перенеслась в мыслях на несколько лет назад, на уроки танго. Я вспомнила, как мой учитель танцев Юсуф Эминов говорил мне из урока в урок: “Не останавливай движение, не рви, не печатай шаги! Двигайся безостановочно, даже во время пауз внутри тебя должен сохраняться порыв, — он читается в теле!”

Долго же я пыталась ухватить это ощущение постоянного движения! Я думала об этом день и ночь, пока наконец не увидела сон, в котором некий пожилой господин обучал меня беспрерывному движению в танго. Он вел меня в променаде через множество залов огромного дворца, а высокие двери распахивались перед нами сами собой, не создавая никаких препятствий... Для меня это было, как идти против течения бурной реки с закрытыми глазами. Силу шага я почувствовала в бедрах, а утром проснулась с уверенным знанием того, о чем говорил Эминов. С этого дня у меня начал получаться шаг танго.

А теперь благодаря прошлому опыту я смогла это сделать в воде! Воистину, ничего мы не изучаем такого, что потом не пригодилось бы в жизни!


Рецензии