Сюрпризы Рима - квартал Коппеде
«Кто тебя создал, о, Рим?»
(Д. Мережковский)
Древнеримский учёный и архитектор Марк Витрувий, живший на рубеже эпох, в «золотой век» правления императора Августа Октавиана, в своих трудах «Десять книг об архитектуре», вывел «три закона» строительства: прочность, польза, красота. Следуя правилам знаменитой «триады Витрувия», римские строители воздвигли сооружения, которые дошли до нас со времен античности. Архитекторы Возрождения, не отступая от законов знаменитой «триады», создавали готические и классические постройки, привнося что-то свое. Позднее классика разукрасилась изощренным барокко и утонченным, изысканным рококо. С появлением новых строительных материалов у архитекторов появляется соблазн создания новых, необычных форм. Так рождается стиль модерн или либерти, который даёт свободу неистощимой фантазии настоящих мастеров. (Интересно, что этот свободный стиль архитектуры также свободно стал именоваться где как: в России - модерном, во Франции - ар-нуво, в Германии - югендстиль, в Австрии - стиль сецессион, в Англии - модерн-стайл, в США - Тиффани, в Италии - либерти, в Испании -модернизмо, в Нидерландах - новое искусство, в Швейцарии — еловый стиль).
Одним из своеобычных, оригинальных, редкостных виртуозов в области современной архитектуры был Джино Коппеде. Родился он в Италии в конце XIX века, который запомнился войнами за объединение страны. В 1850 году отряды Джузеппе Гарибальди изгнали французские войска из Сицилии и Неаполитанского королевства. Вскоре весь юг Италии оказался под властью Виктора Иммануила II, которому кроме Сардинского королевства принадлежали северо-западная область Пьемонт, Савойя и Ницца. В 1861 году «милостью Божьей и волей народа" Виктор Эммануил II был объявлен королем единой Италии. В 1870 году столицей Итальянского королевства провозгласили Рим. Страна стала оправляться от нищеты и руин.
В это самое время 26 сентября 1866 года в семье флорентийского резчика по дереву Мариано Коппеде и его жены Антоньетты Биззарри родился ещё один сын – Луиджи, или Джино Коппеде. ( У Джино было два брата: Карло, который будет заниматься декоративной живописью, и Адольфо, который тоже станет архитектором).
Все три мальчика пошли по стопам отца и, закончив начальную школу, обучались в Профессиональной школе промышленных декоративных искусств во Флоренции. Возглавлял её в ту пору известный флорентийский скульптор Августо Пассалья. Пассалья знакомил своих учеников с богатейшим художественным наследием флорентийских и итальянских мастеров, начиная от эпохи Возрождения и кончая причудливым, только нарождающимся стилем ар-нуво.
По окончании учёбы Джино первые пять лет работал в художественной мастерской отца «Каза артистика», оттачивая свое мастерство в искусстве резьбы по камню и дереву. Уже тогда знакомые архитекторы, приобретавшие в мастерской элементы декора для своих построек, обратили внимание на своеобразный, неповторимый стиль его работ и исключительное богатство затейливых деталей. Они и посоветовали юноше заняться архитектурой, столь востребованной в ту пору в отстраивающейся после трудных времен Флоренции. Так архитектура стала мечтой и главным делом жизни Джино Коппеде.
Но прежде надо было уладить дела сердечные. В 1889 году Луиджи Коппеде женился на Беатрис Романелли, дочери скульптора Паскуале Романелли. В браке с ней со временем появятся три дочери.
Вскоре после рождения первой дочери Джино поступил в школу архитектуры при Академии изящных искусств во Флоренции, где в то время преподавал его первый наставник Августо Пассалья. По окончании Академии, Коппеде получил звание профессора архитектурного проектирования. Переехав с семьёй в Пистойю, Джино, совершенствует навыки, полученные в мастерской отца, изготавливает своеобразные по форме железные балюстрады, крыши и консоли для литейных заводов в Пистойе. Одновременно он преподает в городском сиротском доме «Пуччини». Не забывая о своей главной мечте, Коппеде разрабатывает и предлагает проекты вилл на родном средиземноморье. Его особый архитектурный почерк с «композиционными излишествами» и с причудливыми элементами декора пришелся по вкусу маркизу Пуччо, для которого Коппеде построил охотничий замок. (Сейчас в этом огромном здании размещается престижная гостиница Вилла Валь Лемме).
В 1890 году богатый шотландец Эван Маккензи, влюбленный в Италию и проживший в ней значительную часть жизни, предложил Коппеде построить для него палаццо в Генуе (1890), дозволяя вольно использовать все свои оригинальные придумки. Учитывая вкусы заказчика, Коппеде возвёл для Маккензи настоящий, сказочный замок с диковинной башней. Для надежности и величественности замок был окружен крепостной стеной с башенками и хозяйственными пристройками. Внутренние помещения замка Коппеде оформил в оригинальной и очень живой манере, где фрески с эпизодами исторических битв сочетались с маятником Галилея. В этом невообразимом сочетании несочетаемого и обнаружилась гениальность Коппеде и его особый стиль, названный вскоре «стилем Коппеде».
На прославившегося мастера сразу посыпались заказы, и началась лихорадочная неустанная деятельность. Коппеде перебирается с семьёй в Геную, где его избирают в муниципальную комиссию по рассмотрению планов городского строительства. При этом он продолжает выполнять индивидуальные заказы, зачастую не ограничиваясь возведением особняков. Нередко Джино Коппеде проектировал их внутреннее оформление, и сам делал уникальную, изысканную мебель, а иногда и деревянные скульптуры. В 1906 году и в 1914 году Коппеде занимается возведением павильонов на миланской морской выставке, поражая посетителей безгранично богатой фантазией и загадочными, непостижимыми элементами декора. Ему присваивают звания «Заслуженного академика» Лигурийской академии изящных искусств, «Академика академий Перуджи и Урбино», а также инженера Королевской школы инженеров в Риме. Заслуженная слава одного из лучших архитекторов распространилась по всей Италии. Список работ Коппеде снискал в Генуе, в Неаполе и в Мессине, в Ливорно, на озере Комо и в Риме составляет несколько страниц.
Звездный час для Коппеде наступил в 1916 году, когда правительство Вечного города поручило ему застройку целого нового квартала. К сожалению, в Рим он переселился без жены, которая умерла в 1920 году во время их пребывания в Генуе. В соответствии с популярными на ту пору идеями социализма, изначально в новом квартале предполагали построить социальное жильё для среднего класса, для благоуспешных и состоятельных рабочих и служащих. Но уже при появлении первых зданий к ним проявила интерес совсем иная, вполне преуспевающая публика: дипломатические работники и состоятельные буржуа.
Этот уникальный квартал состоит из 17 небольших вилл и 26 многоквартирных зданий, построенных в неповторимом «стиле Коппеде». Стиль этот отличается смелым, фантастическим и вместе с тем гармоничным смешением мотивов средневековых и классических построек, готики, барокко, маньеризма вплоть до либерти. Джино Коппеде в своем зодчестве вольно сочетает фрески и лепнину, резьбу и скульптуру, а также кованые изделия. Не будучи масоном, Коппеде не чурается использования в своих постройках эзотерических и масонских символов «вольных каменщиков».
В отличие от других кварталов, плавно перетекающих друг в друга, в квартале Коппеде есть свой особый вход. Он представляет собой величественную арку, которая соединяет два внушительных здания треугольной формы. Называются они Дворцами Послов, поскольку обитателями их были иностранные дипломаты, которые бросились покупать апартаменты едва было завершено строительство квартала. Арка, напоминающая древнеримские триумфальные арки, украшена свисающей по центру огромной люстрой из кованого железа в форме колеса, украшенного экзотическими цветами. Колесо же символизирует бесконечное время, крепость и устойчивость в этом мире, единство и баланс разнородностей. Стены центральной арки украшены росписями с фигурой крылатой богини Победы и мозаиками с изображением орлов, а также многочисленными пчелами, которые считались в Древнем Риме символом удачи. На одной из колонн внизу вырезан автограф «Gino Copped;». С правой стороны арки входящих приветствует статуя Богоматери с младенцем Иисусом.
Дворцы представляют собой два многоэтажных, богато декорированных треугольных здания с пятью отдельными входами. Нижние части фасадов облицованы травертином, а окна на каждом этаже имеют свою особую, неповторимую форму. Обустроены здания на самом высоком научно-техническом уровне того времени, в них даже были устроены невиданные прежде подземные гаражи. У всех входов были установлены диковинные домофоны. В каждом подъезде был шикарно оформленный лифт. Вестибюли украшены мрамором и изысканными коваными решетками вдоль таких же мраморных лестниц. В апартаментах были предусмотрены все удобства. Жилое пространство Коппеде разделил на гостиную и спальную зоны. Стены помещений были украшены мозаиками, потолки покрыты фресками, паркетные полы выполнены из разных пород дерева. Роскошь и комфорт царили на кухне и в ванных комнатах. Раковины и столешницы были выполнены из мрамора, а краны из красной меди. Даже мебель в домах частично была изготовлена по проектам Коппеде.
Через арку между Домами Послов открывается выход на площадь Минчо с фонтаном Лягушек, также выполненным по проекту Джино Коппеде. В центре фонтана установлена чаша, по краям которой сидят восемь маленьких лягушат, испускающих струи воды внутрь чаши. Потоки воды струятся и изо рта мифических фигур, которые поддерживают морские раковины с более крупными лягушками. Как говорил сам архитектор, «Фонтан – это вода, а значит жизнь; это природа, которая сливается с человеческой душой в гармоничной и шумной игре всплесков истекающей воды». А вот большая пчела, сидящая на краю бассейна, символизирует уважение ко всякому труду. В современных преданиях сохранился рассказ о том, что в этом фонтане искупались участники группы «Битлз» после своего триумфального выступления в расположенном неподалеку клубе Piper Club.
От площади Минчо лучами расходятся улицы, застроенные неповторимыми зданиями с разнообразными арками, лоджиями, балкончиками и башенками. Стены домов украшены фресками с самыми фантастическими элементами декора. Здесь есть стилизованные лилии, розы, колокольчики, переплетающиеся ветви, корзины с фруктами, гирлянды, сказочные животные, персонажи из восточных легенд и мифов Древней Греции. Есть даже солнечные часы со знаками зодиака.
Особое внимание привлекают три сказочные Виллы Фей, изысканно декорированные мрамором, травертином, терракотой и стеклом. Одна из них представляет типичный флорентийский дом времен Петрарки и Данте с надписью «Fiorenza Bella» - «Прекрасная Флоренция». Строение в римском духе украшено изображениями волчицы, Ромула и Рема, а изображение крылатого льва на третьем здании отсылает нас к Венеции.
Удивительный Дворец Паука получил своё название от расположенного над входным порталом витража с изображением огромного паука, плетущего золотую паутину. Это символ постоянного и упорного труда, которому вторит надпись Labor-труд, на фреске третьего этажа с изображением всадника между двумя грифонами.
Интересен и храм Санта Мария Аддолората – Богоматерь Скорбящая. Построен он в 1915 году на средства, собранные аргентинскими епископами, в честь 100-летия государства Аргентина. Фронтон церкви украшен красивой мозаикой на латиноамериканские мотивы.
Смелый и необычный по замыслу район строился 10 лет. Джино Коппеде не дожил до завершения своего грандиозного проекта. Он умер 20 сентября 1927 года от гангрены лёгких из-за осложнений после операции. Похоронили Джино Коппеде во Флоренции, на кладбище Сан-Миниато, в фамильной усыпальнице. Работы по завершению квартала Коппеде заканчивал его зять, архитектор Паоло Эмилио Андре.
Надо сказать, что уникальная и необычная красота работ Коппеде привлекала многих режиссеров. Знаменитая Вилла Ла Гаэта на озере Комо запечатлена в одной из картин о Джемсе Бонде - «Казино Рояль».
Расположен квартал Коппеде в стороне от исторического центра Вечного города, поэтому здесь нет привычных для Рима толп туристов. Но попасть сюда не составляет особого труда. От Квиринала надо пройти до знаменитой Порта Пия в древних стенах Аврелиана. С одной стороны она прославлена тем, что .это последний архитектурный проект великого Микеланджело. А с другой стороны, через брешь, пробитую в стенах рядом с Порта Пия, 20 сентября 1870 года в Рим ворвались передовые отряды берсальеров, памятник которым был открыт по другую сторону от ворот в 1932 году. Рим потому и называется Вечным городом, что здесь на каждом шагу встречаются меты вечного времени. Если пройти или проехать несколько остановок по вия Номентана, то можно посетить виллу Торлония, где сохранились следы старого еврейского кладбища времен древнеримской эпохи, последние из воздвигнутых в Риме обелиски, роскошные сады и классические виллы, в одной из которых в 20-х годах была резиденция Муссолини с бункером. (См. «Обелиски Торлония и бункер Муссолини). Однако, это другая история. Если же от вия Номентана свернуть влево на Корсо Тресте, то он приведёт в необыкновенный, сказочный и загадочный квартал Коппеде, вписавший особую страницу в историю Вечного города.
Свидетельство о публикации №225041500976