О психотехниках и их эффективности

Существуют различные способы изменить состояние собственной психики и выйти за пределы возможностей нормальной для всех людей психической организации, которая предполагает строгое ограничение возможностей восприятия в рамках стандартной человеческой жизни.

Среди этих техник можно назвать техники: дхарани или концентрации на различных аспектах и образах восприятия, воображения и памяти, которые в большом количестве перечислены в «Книге тайн» относимую к культу Шивы, также техники связанные различными аспектами йоги, как части большой психотехнологической системы, направленной на овладение высшими психическими функциями — это техники сутр, асан и мудр, техники пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.

К отдельному классу можно отнести техники мантр, которые заключаются в воспроизведении мысленной формулы в уме до достижения раскрытия содержимого этой формулы перед мысленным взором — так наивысшей мантрой «Аум» раскрывается познание мирового Ума и Духа Вселенной, как особой живой космической энергии, также описываемой в Древней греции как Логос — творящее разумное начало Вселенной или живой закон Вселенной.

К техникам Дхьяны можно отнести любые формы созерцания, направленные на непрерывный поток наблюдения-познания объекта в независимости от его природы. К динамическим формам медитации можно отнести длительные вращения, бег, пение, которые приводят к физиологическим и гуморальным и нейрохимическим изменениям в состоянии тела-организма, биологической оболчки человека — они подобны дхаране — концентрации на действии, такая форма медитации является более грубой по сравнению с более тонкими методами работы с органами восприятия и памяти, а также с более высокими функциями мышления, внимания и воли.

Существуют также две дополнительные возможности связанные с косвенным воздействием физического фактора на состояние организма человека — это непосредственное химическое действия пищевых веществ, а также физических факторов на гуморальную систему, а следовательно и на настроение, эмоции и контексты психических состояний, а также влияние электормагнитных полей на мозг и непосредственное переключение состояний мозга в зависимости от частотных характеристик этого влияния.

Это грубейшие из возможных техник изменения состояний, но как правило к первому типу химического воздействия прибегают в первобытных обществах как побочный эффект в следствии действия ориентировочно-исследовательской программы поведения, направленной на поиск пищи (желание пробовать окружающие предметы на вкус присущи детям), и нахождения «странных» растений, которые могут вызывать изменения в ощущениях и галлюцинации. История грехопадения связанная с запретным плодом является яркой иллюстрацией к такой ситуации, но в тоже время дает наглядное понимание того, что данные техники несут опасность, так как способны вызвать необратимые изменения в психике и поведении, и привести к потере внутренней и внешней гармонии существования человека в мире.

Второй класс техник на текущий момент времени пока технологически недоступен большинству членов нашего общества по причине не развитости и не проработанности подобного технологического инструментария. Но диалектически выбор сделанный людьми в пользу развития электромагнитной технологий со временем приведет к реализации такой возможности, когда появятся устройства с возможностью вмешиваться в естественное течение электромагнитных процессов в мозге за счет считывания и наведения индукционных полей и это приведет к большему контролю над человеческой психикой.

На текущий момент существует технология майнд-машин, которая позволяет обходным путем влиять на частоты функционирования мозга за счет бинаурального эффекта, но она отличается от техники прямого воздействия на ритмы мозга и поэтому потенциально обладает меньшим действием по сравнению с химическим и непосредственно электромагнитным влиянием на процессы мозга.

С другой стороны действие образов на мозг связанное с развитой компьютерной технологией, телевидением и кино способно повлиять на параметры психики, также как и действие чтения религиозных и других видов текстовой информации. Можно выделить около 7 видов информационного воздействия, которые полностью соотвествуют 7 инстинктам, встроенным в мозг программам поведения (пищевая, безопасности, половая, родительская, социальная, познавательная и игровая) — каждая из программ активирует контексты применения психических функций.

К наиболее абстрактным из них относятся понавательная и игровая программы — так познание запускается теми образами, которые были увидены в первые, то есть любой образ, увиденный в первый раз может быть тригером запуска познавательной програмы, тогда, как игровая программа запущенная в отношении самопознания, может привести к поддержанию длительного интереса, азарта к исследованию абстрактных истин, а также к открытию радикальных истин — это суть философского качества ума — игра мыслей по правилам для достижения идеалов истины.

В химическом варианте воздействия можно выделить более тонкие и гармонические воздействия не связанные с наркотическими веществами и состоянием опьянения, а именно —  применение принципа нег-энтропии, то есть снижения фактора неупорядоченности внутри клеток за счет потребления более структурированной пищи, которая связанна с эволюционными источниками питания, такими как плоды растений — овощи, ягоды, орехи и фрукты.

Плоды растений обладают в высшей степени упорядоченной структурой и эволюционно мы присобленны именно к такому типу питания от которого исходит в большей степени возможность гармоничного развития внутренних структур и в особенности мозга как наиболее тонкой структры. Питание плодами растений — наилучшее из возможных типов питания при условии широкого разнообразия видов потребляемых плодов растений, так только такое разнообразие способно удовлетворить организм в материале для построения внутренних структур-органов, связанных с в том числе и с действиями души и развитием высших психических функции.

Единственным ограничением на применение данного принципа это географическое положение, которое определяет совокупный набор доступных пищевых продуктов, произрастающих в данной местности. Экваториальные и прибрежные зоны с теплым климатом с богатой флорой являются хорошей предпосылкой для реализации заложенного в человека потенциала — потенциала «цветения» его разума. Разум человека существенно зависит от качества пространственно-временной голограммы, создаваемой мозгом, а она в свою очередь зависит от правильного его функционирования, определяемого генетическими и жизненными факторами.

Так если вспомнить историю о будде Шакьямуни — он жил в древней Индии в дворце его отца-раджи (царя), оберегаемый с детства от негативных образов и информации, и лишь в совершеннолетие он узнал о смерти и страданиях, когда покинул свой двор и отправился в духовное путешествие по стране, чтобы познать истину о мире и обрести просветление через длительное время под деревом Бодхи, которое к тому же давало плоды инжира богатые углеводами, оптимальные для питания мозга. Теплый климат Индии в совокупности с хорошими условиями воспитания в юнности и жизни в качестве паломника в стране с развитой культурой йоги привели к раскрытию разума этого человека. Он достиг просветления практикуя технику Випассаны, которая заключается в непрерывном наблюдении за собственным дыханием без потери концентрации внимания. Как повествует рассказ о его жизни это потребовало 3 дня, чтобы обрести непрерывное осознание или нирвану.

Эту технику можно отнести к классу дхарани — концентрации на образе дыхания. Так как дыхание охватывает всю жизнь человека — от рождения, начинающегося с первого вдоха и до смерти, венчаемой последним выдохом, то осознание человека связанное с дыханием становится непрерывным в результате такой практики. Таким образом концентрация на дыхании приводит к осознанию всех состояний организма на протяжении всей жизни, включая медленную и быструю фазы сновидений, что ведет к самопознанию и раскрытию потенциала сценарного видения — как предельной возможности мозга в прогнозировании и создании плана жизни на основе полученной информации.

Второй момент касается употребления необычных вариантов растительной пищи, которая содержит специфические действующие вещества, которые могут переконфигурировать-перенастраивать некоторые режимы состояния тела за счет действия на внутренние органы и рецепторы мозга при условии их относительной безопасности. Фитотерапия и травничество — относятся к таким методам — успокаивающие или возбуждающие психику чаи не повреждающие по крайней мере в небольшом временном интервале при их применении, а также применение адаптогенов и других растительных средств, имеющих тонкое влияние на настроение — к примеру это могут быть фитонциды и эфиро-масличные вещества.

К новейшим из видов техник можно отнести техники Аутогенной тренировки, которые аналогичны методам Йога-нидры — йоги связанной с активным расслаблением, самовнушением и погружением в состояние транса — функционального состояния психики, при котором возможно управление психическими процессами за счет умственного и речевого внушения. Этот класс техник можно отнести к техникам пратьяхары.

Техники осознаваемых сновидений составляют отдельный класс новейших техник работы с психикой и направленны на усиление осознанности в сновидческом состоянии — они ближе к техникам самаиямы (дхараны, дхьяны и самадхи) , хотя и в большей степени связаны с линиями психических практик шаманизма, нежели чем йоги. Суть техник заключается в создании всех условий активации функции осознавания во время парадоксальной фазы сновидения, то есть практически все техники ОС базируются на создании условно-рефлекторных связей между центрами осознания и центрами сновидения.

Техники Внетелесного опыта в этом смысле более ориентированы на трансовые состояния перехода между сном и бодрствованием, они используют некоторые элементы самовнушения , нейромоторного программирования для запуска реакции осознания и перехода в контролируемое сновидческое состояние. В большей степени эти техники приближаются к экстремальным состояниям психики описываемым в шаманизме, как достижение энергетичесчкого дубля и тп.

p.s. Я не находил ничего подобного в йоге, но в системе координат йоги эти техники можно классифицировать как концентрация на действиях эфирного тела, подобно тому как бег можно описать как концетрацию на действиях физического тела. Техники ВТО в этом случае — более тонкий аналог дхараны, фокусирующейся на действии схемы тела или его эфирной проекции, которая позволяет моделировать его движения.

К специфическим техникам можно отнести технику Дали, которая фокусируется на развитии трансового состояния (сон прерываемый звуком падающего предмета), техники разбиения сна, предполагающией повышение вероятности включения состояния осознанности во время сновидения за счет обуславливания и изменений в нейрохимических циклов дня-ночи, техники Джиберриш, которая заключается в осознанном бормотании на неведомом языке.

Каждую из специфических техник так или иначе можно отнести к одному из вариантов ступеней йоги, поэтому все техники получают классификацию в рамках системы йоги, так что можно рассценивать каждую из техник как элемент овладения той ступенью, к которой она ближе всего относится. Такая классификация предполагает всего 6 классов психотехник и 2 класса относимых к внутренней и внешней дисциплине поведения.

С другой стороны техники можно классифицировать по тем или иным психологическим функциям, тем или иным нервным центрам, которые они задействуют, тем или иным психическим состояниям. В этом случае классификация усложняется и в тоже время становится более точной так как уже опирается на явно наблюдаемые аспекты психики, которые доступны для объективного или субъективного наблюдения.

Для организации процесса развития психики лучше всего произвести диагностику собственной психики на предмет индивидуальных особенностей и для этого нужно разработать систему классификации состояний элементов психики, чтобы в полной мере обозначить те направления развития и психотехники, которые являют перспективными в отношении возможностей их применения.

Но лучше всего создать не просто систему диагностики, а систему управления и диагностики состояния мозга и психики с полным набором управляемых параметров и связанных с ними параметров отображаемых на панели управления также как и для любой сложной техники. Мозг это наиболее сложное и совершенное биотехническое устройство.


Говорить об эффективности различных психотехник в зависимости от их типа весьма абстрактно, так как по эффективности даже одинаковые техники примененные в отношении разных людей будут различны.

Имеет смысл выделить общие параметры связанные с эффективностью, а это: глубина понимания и степень освоения психотехники, связанная со временем постижения и временем-длительностью применения психотехники (чем дольше это время, тем лучше понимание применения и выше эффективность, так как мозг кристаллизует поведение в структуре его связей также как кристал кремния программируется на определенную программу, связанную с новым режимом обработки информации). Так что общие параметры это длительность практики и глубина понимания.

Такие факторы как удача в стечении обстоятельств относятся к кармическим причинам и входят как следствие реализации базовых ступеней йоги — внутренней и внешней дисциплины, направленной на гармонизацию социальных отношений и на устранение внутренних противоречий психики. В этом смысле в совокупности с предыдущими параметрами влияющими на эффективность психической практики — она является следствием стратегических установок направленных на углубление понимания, увеличения времени практики и соблюдения дисциплин гармонизирующих состояние коллективной и индивидуальной составляющих жизни человека.

Поэтому понимание эффективности применения психотехнологий в частном конкретном случае зависит в большей мере от индивидуальных особенностей человека, его нервной системы и его ума, насколько он понимает себя исходя из своего внутреннего осознания и насколько он глубоко понимает те инструменты, которые необходимы для его духовного роста.

Во всяком случае получение полной информации о функционировании организма, его нервной системы и психики дает общий контекст, модель, необходимую для распознавания своего собственного состояния, чтобы впоследствии быть примененной для управления им на основе воспринятой информации о различных вариантах психотехник, которые являются элементарными функциями управления параметрами его психики.

Система управления психическим состоянием человека должна строиться на основе полной информации о строении и функциях организма человека и в особенности гуморальной и нервной системы, а также психических функциях. Вектор воздействия для управления параметрами психологическими состояниями и функциями будет состоять из списка необходимых действий, включающих различные варианты психотехник, применяемые в зависимости от текущего психического состояния, а также того состояния психики и ее развития, которое необходимо достичь в контексте решения задачи освоения генетически обусловленного потенциала.

Потенциально все мы — люди — представители вида Человек Разумный, а значит должы и имеем право на освоение и владение технологией разума, заложенную в нас как потенциал развития сценарного мышления, проявляющего себя как «вещие сновидения» и «дар провидения». В условиях естественной жизни и полной гармонии с окружающим миром, человек находящийся в ладу с самим собой получает этот дар как результат раскрытия естественных сил организма, о чем свидетельствует символизм алегорического описания разума как света священного цветка — Тысячелепесткового Лотоса*.

* Лотос и Логос - эти слова возможно не спроста имеют сходное написание и звучание...


Рецензии