Лиля. Часть 2. Награда. основано на реальных событ
На февраль всем в городе выдали продуктовые карточки. Девочкам полагалось по 300 граммов хлеба в день. Маме – 500 граммов, т.к. её вызвали на работу. На бумажную фабрику стали возвращать оборудование, которое вывезли в сентябре 41-го, и требовались рабочие.
5 февраля Лиля поздно вернулась из школы: «Мама, нас сегодня в школе собирали. Составляли списки для отправки в ФЗУ на Урал. Я согласилась», - почти торжественно объявила о своём решении Лиля: «Тебе легче будет с двумя дочками, а я там профессию приобрету, и сама себя смогу обеспечивать. У нас из класса почти все записались. Через два года мы для фронта будем работать, как взрослые. А ещё через четыре года мы сможем домой вернуться». «Лиля, ты уже большая. Отец бы гордился тобой. Когда будет отправка?» - мать с трудом сдерживала слёзы.
Через два дня провожали Лилю. Все её вещи поместились в одном узелке. В центре города стояли три грузовика. Провожающих было значительно больше, чем уезжавших. Многие матери плакали. «Мама, нас в дороге кормить будут. Ты не переживай», - успокаивала Лиля. «Пиши почаще, дочка», - мать напоследок обняла старшую дочь.
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сёстры Нэля и Оля. Пишу вам из уральского города Чусового. Нас поселили в общежитии. Со мной в комнате Надежда из нашего города и ещё две девочки, Нина и Вера. Нас кормят. Скоро начнутся занятия. Будем учиться полтора года. Общеобразовательных предметов у нас не будет, поэтому так быстро. По окончании ФЗУ я буду токарем. Нам выдали форму и спецодежду. До свидания. Пишите мне. Обратный адрес на конверте». Такое письмо получила мама от Лили в марте 42-го.
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сёстры Нэля и Оля. Сегодня 15 мая 1942 года. У меня всё хорошо. Учусь только на пятёрки. Я уже самостоятельно могу изготавливать простые детали, но под надзором мастера. Нинка из нашей комнаты «захандрила». Перестала следить за собой. Мы её заставляем умываться, чистить зубы и расчёсываться. У нас были случаи, когда девочки сбегали, чтобы уехать домой. За меня, мама, не переживай. Я хочу побыстрей закончить ФЗУ и начать работать для фронта».
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сёстры Нэля и Оля. Сегодня 18 июля 1942 года. Каникул у нас нет, поэтому мы учимся и работаем. Мне уже доверяют более сложные детали делать. Меня преподаватели хвалят. Два дня назад мы после учёбы ходили собирать клубнику. Я съела много ягод и меня тошнило. Но сегодня уже чувствую себя хорошо. До свидания. Пишите мне. Жду от вас писем».
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сёстры Нэля и Оля. Сегодня 18 ноября 1943 года. Пишу вам из города Перми. После окончания ФЗУ меня распределили на Пермский паровозоремонтный завод. У меня теперь есть свой токарный станок. Мне одной из немногих выдали личное клеймо. Кормят здесь лучше. Когда паровоз выезжает из ворот, то становится холодно на некоторое время. Но вы не переживайте, у меня есть тёплая одежда и даже выдали ватные штаны. Мы с Надеждой снова в одной комнате в общежитии. Пишите мне по новому адресу, который на конверте. Целую и обнимаю вас, ваша Лиля».
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сёстры Нэля и Оля. Сегодня 25 июня 1945 года и мне исполнилось 18 лет. Вчера в актовом зале завода вручали награды отличившимся в работе. Я тоже была в числе их. Медаль называется «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» На медали – профиль Сталина и надпись «Наше дело правое мы победили». Жаль, что папа погиб на фронте и не дожил до победы. Меня обещают отпустить в отпуск. Думаю, что скоро мы увидимся. Очень соскучилась по вам. Люблю. Целую. Ваша Лиля».
Свидетельство о публикации №225041600011
Дарья Кудряшова 08.05.2025 19:00 Заявить о нарушении