Помнить или забыть
Актеры играют разные роли, в зависимости от предлагаемых сцен. Декорация произвольная..( может быть вагон теплушка). На сцене на спинке стула весит легкая косынка, рядом вещмешок, на столе книга.На вагоне теплушки идут кадры хроники войны. Кадр войны застывает. Выходят актер 1 и актриса 1 в военной форме.
СЦЕНА 1. (ПРОЛОГ.)
АКТЕР 1: Война, тяжелое слово и тяжелое время .Многие из нас могут сказать определение этого слова .Но только тот, кто видел собственными глазами войну, может сказать, что же такое настоящая война.
АКРИСА 1: Народная..Священная..Отечественная. И чем мы дальше от той страшной войны , тем меньше остается участников тех боев ,но человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память.
(В тусклый свет прожектора попадает фигура немолодого солдата.Он сидит на ящике, делает самокрутку..).
СОЛДАТ 1. Это был мой первый рукопашный бой..Атака. По полю бежит огромная масса людей и кричит «Ура!».Крик превращается в какой-то страшный, утробный, протяжный звук: «А-А-А!!!».В голове одна мысль бьется: скорее добежать и вцепиться в горло врага и бить его! Бить за все, за погибших друзей, за истерзанные города и деревни. И немцы то же бегут в атаку. Представляете, две лавины. По всему полю несется вой, рев, крики, мат! Вижу а мне навстречу немец бежит высоченного роста.Лицо перекошенное, жуткое, что мне даже страшно стало. Я про карабин забыл, что у меня в руках был. Он бежит с винтовкой наперевес, на конце ее штык клиновидный, и с разбегу пытается меня им проткнуть. Я как-то машинально сделал шаг в сторону, схватил винтовку за ствол и дернул ее на себя. Он равновесие потерял, заваливаться начал, я винтовку его отпустил, и он упал...
(Свет прожектора уходит с солдата..голос стихает..Луч света падает на другого солдата.)
СОЛДАТ 2.Самое страшное воспоминание войны для меня – первое и, наверное, единственное осознанное убийство. Когда человек смотрит тебе в глаза, будь он даже самым злейшим врагом – выстрелить в него невероятно сложно. Потом мы, стреляли, ходили в атаки, ставили мины, убивали.… Но такой страх, боль, которые ты в первое время испытываешь, преследует тебя еще долго...
(Свет уходит с солдата..голос стихает.)
АКТЕР 1. Все, что нам известно о войне, известно в основном с мужского голоса, с мужских слов. Мы словно в плену мужских представлений о войне. Но на той страшной войне вместе с мужчинами воевали и женщины. Женщины не только спасали и перевязывали раненых, вели в бой танки и самолеты, но и стреляли из «снайперки», бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали языка.
АКТРИСА 1.«Не женское это доля – убивать», - скажет одна из участниц той страшной войны. Другая же распишется на стене поверженного рейхстага: «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну».
АКТЕР 1. Женская память о войне. Какая она?
(Тусклый свет прожектора падает на лица трех актрис, которые появляются на заднем плане.)
АКТРИСА 2. Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровею. Неужели вам надо это знать, что пережили мы? Любовь Новик, санинструктор.
АКТРИСА 3. Живу с этим в душе все годы. Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами. Иногда думаю, что унесу все с собой в могилу и никто об этом не узнает, страшно было. Анастасия Демченко, старший сержант, медсестра.
АКТРИСА 4. А я рада, рада, что это можно кому-нибудь рассказать. Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного. Мужчина, он мог вынести. Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Тамара Степанова, снайпер.
АКТЕР1. Когда слушаешь их рассказы, перед глазами встает совсем другая война, с другим цветом, пространством, лицом.
АКТРИСА 1. Это будет рассказ не о войне, а о человеке на войне.
(Раздается крик журавлей. Актрисы делают шаг вперед и смотрят вдаль..(на вагоне теплушки появляются фотографии женщин в военной форме, разных родов войск, погибшие в ВОВ.)
АКТРИСА 1.Как сейчас помню 41 год.
СЦЕНА 2.
(Актриса 2 берет косынку, которая весит на спинке стула. Звучит предвоенное танго)
АКТРИСА 2. Сорок первый год. У нас последний школьный звонок. Выпускной.
(Актриса 2 начинает кружиться с платком, проходя мимо остальных актрис. Они тоже начинают вальсировать).
АКТРИСА 3.Было так торжественно и трогательно , что никто не смог сдержать слезы. Это были слезы печали , расставания с детством , школой.А потом мы поехали за город встречать рассвет.
АКТРИСА 4. И все вокруг прекрасно, а будущее чудесное и счастливое, ведь нам по 17, 18 лет. Мне Андрюша признался в любви и подарил свои первые стихи.
АКТРИСА 3. (берет книгу). Наташа оживленная и тревожная, широко раскрытыми испуганными глазами смотрела вокруг себя. И где бы она не была, с кем не говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Я много раз перечитывала эти строки романа. Представляла себя на первом балу. А как же иначе. Я хочу быть актрисой.
АКТРИСА 4. Что это за профессия. Артистка? Не серьезно.
АКТРИСА 3. А я все равно хочу быть, как Орлова. (прыгает на стул. И демонстрирует небольшой отрывок из фильма Цирк, с участием Орловой).
АКТРИСА 2.Девочки, рассвет! Надо загадать желание. Встретили мы рассвет, возвращаемся обратно.
АКТРИСА 1. Возвращаемся обратно. Город весь бурлит, люди плачут.. везде радио работает.
(Голос диктора: …Внимание, говорит Москва. Заявление советского правительства… без объявления войны германские войска напали на нашу страну…).
АКТРИСА 1. Война.
АКТРИСА 2. Война?
АКТРИСА 3. Этого не может быть! У нас ведь такие планы - кто куда пойдет учиться, кто кем станет… как война?
АКТРИСА 4.Взрослые плакали, а мы нет. Мы совсем не боялись. Мы уверяли друг друга, что не пройдет и месяца, как мы «дадим по мозгам фашистам»
АКТРИСА 2. Мы были смелые, до нас еще ничего не доходило. Поезда, играет музыка. Военная форма. А война была где-то там далеко от нас.
АКТРИСА 1. Это мы потом понимать стали, когда в дома начали первые похоронки приходить. Отца моего долго не брали, а он всё ходил, ходил – не брали его по здоровью и по возрасту, но наконец, он ушел в Сталинскую или как тогда ее называли – «Стальную» дивизию.
(Медленно нарастает звук строя солдат в сапогах, затем так же медленно затихает.) И тогда, мы с девчонками тоже решили пойти на фронт.
АКТРИСА 3. И нам пора воевать. Без нас война не война!
АКТРИСА 4. И чтоб оружие непременно сразу дали!
СЦЕНА 3.
(Кабинет военкомата.Актер 1и актер 2 ставят стол, стул. Актер 1(командир) садится за стол.)
АКТРИСА 1. В военкоматах выстраивались огромные очереди из молодых и старых, призывников и добровольцев. Страна в опасности. Как я могла оставаться в стороне. (берет со стола заявление.) «Прошу принять меня в ряды Красной Армии. Хочу с винтовкой в руках защищать родную землю от врагов, проклятых фашистов. »
(Актер 1и актер 2 ставят стол, стул. Актер 1(командир) садится за стол.)
АКТРИСА 2.( кладет на стол заявление).Товарищ командир? Вот мое заявление. Прошу принять меня добровольцем…
КОМАНДИР. У тебя военная специальность есть? Нет! Ты машину водить можешь? Тоже нет! Раненых перевязывать умеешь? Молчишь? Тогда, что ты будешь делать там, на фронте?
АКТРИСА 2.Воевать!
КОМАНДИР. Когда мужчина идет воевать это нормально, но когда женщина… девчонка... Это не нормально.
АКТРИСА 2.Нормально. Я клятву Родине давала. Если надо быть санитаркой, научусь. Надо связисткой стану. Только на фронт.
КОМАНДИР. Это ты сейчас такая прыткая, а попадешь туда по-другому запоешь. Ты думаешь мне приятно отправлять таких как ты в пекло?
АКТРИСА 2. На фронт!
КОМАНДИР. Жди, вызовут.
(Убегает из кабинета. Навстречу актриса 4.)
АКТРИСА 4. Взяли?
АКТРИСА 2. Куда они денутся. Мы еще не знали, куда нас зачислят, куда мы поедем. В конце концов для нас было не так и важно, кем мы будем. Только бы -на фронт.
( Офицер сидит за столом и внимательно изучает стопку заявлений. На все вопросы отвечает машинально).
АКТРИСА 4. Дяденька. В гимнастерке и сапогах.
КОМАНДИР. Это вы меня?
АКТРИСА 4. Я к вам. Вот заявление мое.
КОМАНДИР. А теперь слушай меня внимательно. Если ранят бойца ты сможешь его перевязать?
АКТРИСА 4. Смогу!
КОМАНДИР. А оттащить раненого в укрытие?
АКТРИСА 4. Смогу!
КОМАНДИР. А если ранят танкиста?
АКТРИСА 4. Что танкиста?
КОМАНДИР. Если его ранят, то где?
АКТРИСА 4. Где?
КОМАНДИР. В танке!
АКТРИСА 4. В танке!
КОМАНДИР. А в танке люк.
АКТРИСА 4. (удивлено). Что?
КОМАНДИР. Чтобы вытащить раненого танкиста нужно сначала взобраться на танк, открыть люк, залезть в него.
АКТРИСА 4 . Залезу!
КОМАНДИР. А если танк горит. Снаряды рвутся, пули свистят, сможешь из горящего танка вытащить танкиста. А они мужики крепкие.
АКТРИСА 4. Крепкие… А я вот так возьму и вытащу!
(Подходит к офицеру и резко взяв его под мышки пытается поднять со стула.)
КОМАНДИР. Отставить! ( Удивленно смотрит на девчонку). Сколько тебе лет?
АКТРИСА 4. А сколько надо?
КОМАНДИР. Чего?
АКТРИСА 4. Так..18.
КОМАНДИР. А ну, не врать!
АКТРИСА 4.Так 17… с половиной.
КОМАНДИР. Дай сюда заявление. Подрасти сначала. Кругом марш! И чтобы я тебя здесь больше не видел!
АКТРИСА 4.Но я все равно убежала на фронт.
(Звучит мелодия «22 июня ровно в 4 часа». Актриса 1 берет вещмешок.)
АКТРИСА 1.Когда я уходила на фронт стоял прекрасный день. Светлый воздух и мелкий-мелкий дождичек. Так красиво. Вышла утром, стою: неужели я больше сюда не вернусь? А я верила, что вернусь, что не погибну. Как это я могу умереть? Как это меня убьют, меня не станет?
(Выходят остальные актрисы с вещмешками, актеры в военной форме. )
АКТРИСА 2. Вот прихожу я на вокзал, ищу своих подруг, мы договорились встретиться у поезда. И вдруг вижу, мама. Моя мама. Она прибежала к поезду. Мама была строгая. Она никогда меня не целовала, не хвалила. Если что-то хорошее, то она только ласково посмотрит, и все. А тут она прибежала, схватила мою голову и целует меня, целует. И так смотрит в глаза, смотрит. Долго. Я поняла, что больше уже никогда не увижу свою маму. Я почувствовала. Захотелось бросить все, отдать вещмешок и вернуться домой.
АКТЕР 2. По ва-го-о-о-нам!
(Актриса 2 медленно заходит в вагон и кричит.)
АКТРИСА 2. Мамаааа!
СЦЕНА 4.
(Дверь вагона закрывает Актер 2. На вагоне идет хроника (идущий на фронт эшелон с солдатами).После хроники открывается дверь вагона.ВЫходит Актриса 1.)
АКТРИСА 1.Долго нас везли в теплушках. Мы тогда еще не совсем понимали, что нас ждет на войне.И вот, прибыли мы в пункт назначения, нас там первый раз бомбили. А мы были как раз в санпропускнике, в бане.
АКТРИСА 3. А как стали бомбить, мы все кое-как оделись и выбежали на улицу, а я еще завернула голову полотенцем, у меня красное полотенце было, мне мама дала. Выскочили и не знаем куда бежать.
(Звук самолета. Шум падающих бомб, взрывы. Актрисы в рассыпную. Девушка (актриса 3) стоит на месте , на голове у нее красное полотенце Выбегает молодой офицер(актер 2).
АКТЕР 2. Девушка, в бомбоубежище! Бросьте полотенце! Демаскируете!
АКТРИСА 3. Ничего я не демаскирую! А полотенце не сниму, мне мама не велела с сырой головой ходить. После бомбежки нашел он меня.
АКТЕР 2.Ты почему меня не слушаешься? Я твой командир.
АКТРИСА 3. Я ему не поверила, – «Еще не хватало, что ты мой командир!"
АКТЕР 2. Разговорчики… Выходи строиться!
АКТРИСА 1.Мы были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою не была готова к нам, потому что в большинстве девушки шли добровольно. На нас не рассчитывали, даже не ждали.В начале войны не было женской военной формы, поэтому женщинам выдавали мужскую.
АКТЕР 1.Они пришли из юности, из вольной жизни, часто вели себя еще по-детски, а тут воинская дисциплина. Нужно было привыкнуть к форме, научиться различать, кто в каком звании, поражать «цель», ползать по-пластунски, наматывать портянки, не спать по несколько суток, в считанные секунды надевать противогаз, копать окопы… Существовала та будничная вещественность войны, о которой они, даже не подозревали, когда просились на фронт.
(Выходит Актриса 4(Соколова)) держа в руках огромные ботинки.)
СОКОЛОВА. А я в роте по своему росту и комплекции оказалась самой маленькой, рост сто пятьдесят три сантиметра, обувь тридцать четвертого размера и, естественно, военной, промышленностью такие мизерные размеры не шились и мне достались ботинки сорок второго размера, я их надевала и снимала, не расшнуровывая!( надевает ботинки на ноги и делает шаг вперед.)Тяжелые! А ходила я в них, волоча ноги по земле. От моего строевого шага по каменной мостовой высекаются искры, и ходьба моя похожа на что угодно, кроме строевого шага. Страшно вспомнить, каким мучительным был мой первый марш.(Соколова поднимает правую ногу вверх. Выбегают другие девчонки в форме и так же поднимают правую ногу вверх .Затеем делают несколько шагов строевым.Появляется старшина.)
СТАРШИНА.(актер 2). Отделение становись. Равняйсь! Смирно! Носочки подравнять.( смотрит на строй девчонок.)Боец Это, что вы в карманы напихали?СОКОЛОВА. Что природа напихала, то и напихали.
(Девчонки смеются.)
СТАРШИНА. Отставить смех. Боец Соколова.
СОКОЛОВА .Я!
СТАРШИНА. Ко мне!
СОКОЛОВА . Есть!
(Соколова выходит из строя, делает несколько шагов к старшине, высоко поднимая ногу. Неожиданно слетает ботинок с ноги и летит в пах командиру. )
СТАРШИНА. (от боли присел). Ой!
СОКОЛОВА. Простите… (подходит, отдает честь и громко кричит). Товарищ командир, боец Соколова по вашему приказанию, явилась!
СТАРШИНА. (сквозь зубы). Отставить. Являются черти, а бойцы прибывают. Ясно?
СОКОЛОВА. Ясно!
СТАРШИНА. Повторить подход к командиру.
(Соколова поворачивается кругом, отбегает от командира на небольшое расстояние, волоча ботинки, поправляет форму, шнурки, выпрямляется и кричит командиру).
СОКОЛОВА. Я готова. Давайте!
СТАРШИНА. Чего давать?
СОКОЛОВА. Зовите!
СТАРШИНА. А-а-а. Боец Соколова ко мне!
СОКОЛОВА. (подходит к командиру и рапортует). Товарищ командир, боец Соколова по вашему приказанию, прибыла!
СТАРШИНА. Вольно! Боец Соколова, как ты ходишь? Устав не знаешь. Одни замечания. А форма, как на тебе сидит? Как ты ходишь строевым? Что, тебя не учили, почему ты не поднимаешь ноги? Объявляю три наряда вне очереди.
(Соколова все время переминается от боли с ноги на ногу, но, когда встречается взглядом с командиром, стоит смирно и через силу улыбается).
СОКОЛОВА. Есть, три наряда вне очереди! (в зал) Повернулась я, чтоб идти, а ботинки остались на полу. Ноги были в кровь стерты.
СТАРШИНА. Отставить! Вот, что боец, сходи к нашему ротному сапожнику Паршину. Пусть он тебе сошьет сапоги из старой плащ-палатки, тридцать…
СОКОЛОВА. Тридцать четвертого размера товарищ командир!
СТАРШИНА. Лучше я сам схожу!
СОКОЛОВА. Пожалел.
АКТРИСА 1.Пожалел… три наряда в не очереди!
АКТРИСА 2.Поблажек нам никто не давал. Хоть мы и девчонки.Только и слышишь.
АКТРИСА 1. «Разговорчики прекратить!»
АКТРИСА 3. Вечером хочется посидеть, повышивать.
АКТРИСА 1. Не разрешается.
АКТРИСА 4.Давали только 2 часа на отдых.
АКТРИСА 1.Мы в это время писали родным письма.
(Выходит старшина).
СТАРШИНА.Отделение воздух!
(Девчонки -бойцы стоят на месте.)
АКТРИСА 1. Упали!
(Девчонки падают вниз.)
СТАРШИНА. Вперед по-пластунски марш..
(Актрисы упали на землю и начинают ползти по-пластунски.)
СТАРШИНА.Я как вас учил. Землю жрать. Живот в землю. По-пластунски вперед! Я из вас сделаю, девоньки солдат, а не мишени для фрицев. Вперед.
(Девчонки ползут, и каждая по очереди выкрикивает написанное ей письмо, останавливаясь делая самолетик.)
АКТРИСА 2.Мамочка моя милая! У меня все хорошо! За меня не беспокойся! Мы обязательно победим!
АКТРИСА 3.Дорогие мои родные! Не могу часто писать. Времени нет. Приходиться всему учиться на ходу. Но я не унываю.
АКТРИСА 4. Здравствуйте, мамочка, сестренка, бабушка! Сообщаю, что жива и здорова! Жизнь наша солдатская протекает нормально. Кушаем 3 раза в день. Целую, ваша дочь!
СТАРШИНА. Вольно!Разойдись.
(Старшина уходит.)
АКТРИСА 1. А еще, солдаты, глядя, что мы такие молодые девчонки, любили подшутить над нами.
(На сцене появляется солдат (актер 1) с 2 ведрами.)
СОЛДАТ. Боец, а ты что тут прохлаждаешься. Бегом за чаем нам кухню.
АКТРИСА 2. Я прихожу к повару. Он на меня смотрит:
– Чего пришла?
Я говорю:
– За чаем.
– Чай еще не готов.
– А почему?
– Повара в котлах моются. Сейчас помоются, будем чай кипятить…
Я приняла это вполне серьезно, взяла свои ведра, иду обратно.
СОЛДАТ. Где чай?
АКТРИСА 2. Да повара в котлах моются. Сейчас помоются, будут чай кипятить.
СОЛДАТ. Какие повара? В каких котлах? Повара в бане моются, в солдатской, как и все! Давай бегом на кухню.
АКТРИСА 2.Вернулась я на кухню, налили мне два ведра чаю. Несу чай, а навстречу мне идут двое старших по званию. Я тут же вспомнила, как нас учили, чтобы мы приветствовали каждого, потому что мы рядовые бойцы. А они идут двое.
Как же я их двоих буду приветствовать? Иду и соображаю. Поравнялись, я ставлю ведра, одному, честь отдаю и кланяюсь. «Кто тебя учил так честь отдавать?» -спрашивает меня старший по званию. А я отвечаю, наш командир.
АКТРИСА 1. Все для нас, девчонок, в армии было сложно.
Дисциплина, уставы - вся эта военная премудрость, конечно же не давалась нам сразу.
АКТРИСА 3.Вот я стою на посту и охраняю самолеты. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать: «Стой, кто идет! Стрелять буду!» Я увидела командира, который приближался к моему посту. Ну я на него винтовку направила и кричу. «Стой, кто идёт!» А он не останавливается. Тогда я кричу: "Вы меня извините, товарищ командир, но я буду сейчас в вас стрелять!» Представляете? Я командиру! Нашему Иванычу!
АКТРИСА 3. Вояка!
АКТРИСА 1. Смирно!
(Звучит мелодия частушки.)
АКТРИСА 1.Ваш Иваныч парень бравый,
Всех фашистов перебьет!
И девчатам из отряда тоже спуску не дает!
АКТРИСА 2. Милый мой фашистов бьет и мне тоже хочется!
Дайте. дайте пулемет стану пулеметчицей.
АКТРИСА 3.У фашиста нос кривой и спина горбатая,
А за пятою ногой, следует десятая.
АКТРИСА 4.Дали немцу по башке, ходит спотыкается.
Получи фашист гранату, чтоб уж не маяться.
ВМЕСТЕ. Посадила я в саду черную смородину.
Эх, я воевать пойду за Советскую Родину!
(Частушка заканчивается. Актрисы стоя по стойке смирно. Выходит офицер и дает им текст военной присяги.)
АКТРИСА 1.Я гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом..
АКТРИСА 2. Строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
АКТРИСА 3. Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
АКТРИСА 4. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся... (На вагоне военная хроника. Последний кадр взрыв снаряда.)
СЦЕНА 5.
АКТРИСА 1. Что было самым страшным на войне для нас, молодых девчонок? Страшно было видеть, что люди – твои сослуживцы, молодые девчонки и ребята умирают у тебя на глазах каждый день. Больно было видеть раненых и искалеченных солдат.
АКТРИСА 2.Страшно было спать ложиться, потому что мы не знали, проснемся ли утром или нас ночью убьют фашисты. Холод, голод - мы все это прошли, и все было страшно – звуки, запахи, все было пропитано войной, и от этого было страшно. Но злость и ненависть к фашистам была намного сильнее этого страха. Желание прогнать немцев со своей земли было сильнее всего!
(Актриса 4 берет мишень в виде немецкого солдата ( можно снайперскую винтовку ))
АКТРИСА 4. А я расскажу, как первый раз вышла на охоту, так у нас снайперов это называется. До этого я закончила снайперскую школу. В школу отбирали молодых девушек и то ни всех. А только с идеальным зрением и здоровьем. Потом я узнала, почему не брали мужчин. Оказывается женщины умеют плавнее нажимать на спусковой крючок. У снайпера есть шанс только на один выстрел и сделать его надо не по повару или солдату, а по офицеру или командиру. Помимо винтовки, саперной лопатки и бинокля мы брали с собой на охоту две гранаты. Одну -для противника, другую -для себя. Мы знали, как с нами, со снайперами обращались немцы, если мы попадали к ним. Так вот, вышла первый раз на “охоту”. ( опускается вниз, положив мишень рядом).Замаскировалась, веду наблюдения. И вдруг вижу подошла повозка, солдаты по цепочке начали передавать какой-то груз. И тут появился немецкий офицер. ( поднимает мишень, придерживая ее рукой).Я приготовилась стрелять. Но офицер постоял, что-то скомандовал, потом скрылся.( опускает мишень). Я испугалась, что его упустила. И когда он появился снова,( поднимает мишень). я уже хотела плавно нажать на спусковой крючок и вдруг такая мысль мелькнула: это же человек, хоть он враг, но человек, и у меня как-то начали дрожать руки, по всему телу пошла дрожь, озноб. Какой-то страх. Я же его вижу в оптический прицел, хорошо вижу. Как будто он близко… И внутри у меня что-то противится. Что-то не дает, не могу решиться. Но я взяла себя в руки, и плавно нажала спусковой крючок. Он взмахнул руками и упал. (мишень падает вниз). Убит он был или нет, не знаю. Но меня после этого еще больше дрожь взяла, какой-то страх появился: я – убила человека?!. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: я – убила! Не могла после этого стрелять, руки дрожали. Но потом страх прошел. И вот как…. Как это случилось… Мы уже наступали, шли мимо небольшого поселка. И там около дороги увидели барак или дом, невозможно было уже разобрать, это все горело, сгорело уже, одни черные камни остались. Многие девочки не подошли, а меня как потянуло. В этих углях я увидела человеческие кости. Я взяла золу, а у меня на ладонях звездочки. Это же наши солдатики раненые или пленные сгорели. После этого, сколько я ни убивала, мне уже не было жалко. Как увидела эти черные звездочки.
АКТРИСА 3.Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат стоял рядом. Молоденький, мальчишка совсем. Он охранял склады Его опалило. Уже это был не человек, а черный кусок мяса. Он только подскакивал, а все смотрят из окопчиков, и никто ничего, все растерялись. Я схватила простыню, подбежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он вот так повидался и затих. Сердце разорвалось. Меня затрясло. Стою вся в крови, подошел старый солдат и обнял меня.
(Подходит солдат.)
АКТЕР 2. Кончится война, и, если она останется жива, с нее человека все равно уже не будет, ей теперь все. Такой ужас перенести.
АКТРИСА 1. А для меня, самое страшное, это первый бой. Небо гудит, земля гудит, кажется, сердце разорвется, кожа на тебе вот-вот лопнет. Не думала, что земля может трещать. Все трещало, все гремело. Мне казалось, вся земля вот так колышется. Я просто не могла… Как мне все это пережить …Я думала, что не выдержу. Мне так сильно страшно стало, и вот я решила: чтобы не струсить, взяла комсомольский билет, макнула в кровь раненого, положила себе в карманчик и застегнула. И вот этим самым я дала себе клятву, что должна выдержать, самое главное- не струсить, потому что, если я струшу в первом бою, то я уже дальше не ступлю шага. Меня заберут с передовой, отправят в медсанбат. А я хотела быть только на передовой, отомстить за свою кровь лично. И мы наступали, шли по траве, а трава выросла в пояс… Там уже несколько лет не сеяли. Идти было очень тяжело. Это на Курской дуге. После боя меня вызвал начальник штаба.
ОФИЦЕР. (актер 1) Ты куда лезешь? Куда тебя несет? Убьют, как муху. Это война. Давай переведу хотя бы в санчасть...
АКТРИСА 1.Прошу оставить меня в роте.
ОФИЦЕР. Моли бога, чтобы сразу убили, а если останешься без глаз, без рук? Ты подумала об этом? Кому ты потом такая нужна будешь?
АКТРИСА 1. Я об одном прошу: оставьте меня в роте.
ОФИЦЕР. Заладила, «оставьте». А ты знаешь, что такое рукопашный бой. Это ужас. Человек таким делается… это не для человека… Бьют, колют штыком в живот, в глаз, душат за горло друг друга. Вой стоит, крик, стон. И хруст - хрящи ломаются, кости человеческие трещат. Для войны это и то страшно, это самое страшное. Я все пережил, все знаю. Тяжело воевать и летчикам, и танкистам, и артиллеристам, всем тяжело, но пехоту ни с чем нельзя сравнить. (достает из кармана гимнастерки фотографию.) Красивая?
АКТРИСА 1.Молодая.
ОФИЦЕР.Наша Ромашка. Мы ее так звали. Берегли. А тут бой. Ранило командира, она поползла его спасти. И вдруг перед ней снаряд. Командира на смерть, она доползти не успела, и ей обе ноги раскрошило. Мы ее несли в медсанбат, а она кричит не от боли. Пристрелите меня. Я жить такая не хочу". Как ты не можешь понять, ты женщина и должна любить. Тебе детей рожать, а не бегать с автоматом. Думай!
АКТРИСА 1. Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут – и атака.
(снова на вагоне идет военная хроника .Солдаты бегут в атаку.)Тебя начинает трясти… но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Все вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли убить, и становится безумно страшно. Сразу после атаки лучше не смотреть на лица, это совсем другие лица, не такие, как у людей.
СЦЕНА 6.
АКТРИСА 2. Солдаты , конечно грубоватый был народ, но добрый. И справедливый. Такой воинствующей справедливости, как в окопах, я позже не встречала никогда.Помню, как нас вши заедали. Солдатам проще- стаскивали рубахи, штаны..
( Выходят бойцы(актеры) в кальсонах , держа в руках гимнастерки. Хлещут себя , как вениками )АКТРИСА 2. А каково девчонке? Я должна искать брошенную землянку и там, раздевшись догола, пыталась очиститься от вшей. Иногда мне помогали, кто-нибудь встанет в дверях и говорит: «Не суйся, Маруська там вшей давит!
БОЙЦЫ.Не суйся, Маруська там вшей давит.
БОЕЦ 1. А банный день!
БОЕЦ 2. А сходить по нужде!
(Бойцы садятся на корточки и с помощью гимнастерок делают ограждение.)
АКТРИСА 2. Как-то уединилась, забралась под кустик, над бруствером траншеи, немцы то ли не сразу заметили, то ли дали мне спокойно посидеть, но когда стала натягивать штанишки, просвистело слева и справа. Я свалилась в траншею, штанишки у пяток. Ох, гоготали в окопах о том, как Маруськин зад немцев ослепил…Поначалу, признаться, меня раздражал этот солдатский гогот, пока не поняла, что смеются не надо мной, а над своей солдатской судьбой, в крови и вшах, смеются, чтобы выжить, не сойти с ума. А мне было достаточно, чтобы после кровавой стычки кто-либо спросил в тревоге: «Манька, ты жива?!»
БОЙЦЫ:Манька , ты жива?
АКТРИСА 2. Жива!
( Бойцы поднимают актрису на руки с криком «Ура!»).
СЦЕНА 7.
(Актриса 1 надевает медицинский халат. Актриса 2 (Новик).берет санит. сумку.)
АКТРИСА 1. (врач) Медсанбат. Не далеко от передовой. Было тяжело. Раненых было много, мы не успевали всех спасти, каждый третий умирал. Стоишь у операционного стола, а руки сами падают. Бывает уткнешься головой прямо в оперируемого. Столько пришлось увидеть, пережить. Там девчонки быстро взрослели. Когда солдату, еще мальчишке, на твоих глазах отрежут руку или ногу, детское быстро выветривалось из головы. Не было одинаковых ран. Каждого война калечила по-своему .(актрисе 4).Собирайся, там машина пришла. В госпиталь раненых повезешь.
МИХАЛЫЧ.(актер 2) Товарищ военврач, там вас девушка спрашивает.
ВРАЧ. Пусть заходит.
(Входит ЛЮБА(актриса 3).
ЛЮБА. Катерина Ивановна!
ВРАЧ. Люба. (Поворачивается). Люба! (Обнимаются). Жива. Как сбежала из госпиталя, вернее сказать, дезертировала и все. Ни ответа, ни привета.
ЛЮБА. Я записку оставила.
ВРАЧ. «На дежурство не приду, уезжаю на фронт. На передовую.»
А после ни одного письма. Что я могла подумать? Садись, Люба буду тебя нашим фирменным чаем поить. Солдаты достали. Михалыч, чайку нам фирменного.
(Михалыч приносит чайник. ВРАЧ ставит на стол кружки).
А у нас здесь своя передовая. Третьи сутки не спим. Все прямо с ног валятся. Раненых много. Ноги сильно отекают. Ты то как?
ЛЮБА. (держит горячую кружку двумя руками). Я перед самой войной видела, как здоровые, сильные мужики на вокзале разгружали вагоны с зерном, таскали мешки по шестьдесят -восемьдесят килограмм. Столько же весит в среднем и человек. Таскают они мешки, а у самих от пота все рубашки мокрые... На передовой было много девчонок, таких как я. Хрупкие, с балетным весом. И мы были выносливее других, что постарше. Я не знаю, чем это объяснить. Таскали на себе мужчин, в два-три раза тяжелее себя. Раненого самого тащишь и его оружие, а на нем еще шинель, сапоги. Сбросишь. Идешь за следующим. И так раз пять-шесть за одну атаку. Просто не верится.
(видит, на стуле шинель. Подходит к ней, берет ее. Звук взрыва. Шинель падает. ЛЮБА опускается вниз и осторожно берет шинель).
А это было уже в Сталинграде. Одного протащу - оставляю, потом - другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца... Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике. Там, в дыму, не разобралась. Вижу: человек умирает, человек кричит... А-а-а... Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: "Возвращаться за немцем или нет?" Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови. И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих!
ВРАЧ. ( обнимает Любу).Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно.
МИХАЛЫЧ. Товарищ военврач, там раненых с передовой доставили.
ВРАЧ. Дождись меня.
(Врач уходит с медбратом. Появляется актриса 4 (Новик) Небольшая пауза. Люба достает из вещмешка яблоко, кладет на стол и уходит. Заходит ВРАЧ. Идет к столу.)
НОВИК. Сдала я раненых, назад машина ехала пустая, и я выспалась. (подходит к врачу). Товарищ военврач, мне стыдно.
ВРАЧ. Что такое?
НОВИК. Я выспалась… Я спала в машине.
ВРАЧ. Вот и молодец, что выспалась. Хоть один человек будет нормальный, а то все засыпают на ходу. Иди! Там раненных привезли.
(Новик делает шаг назад и падает на стул. Плачет.)
НОВИК. Я больше не могу. Я не могу! Я хочу домой! Я хочу домой, к маме!
ВРАЧ. Что? Что я слышу! Не могу! А что ты, голубушка думала, когда на фронт просилась? Думала, что пальчик перевяжу, шину наложу, и все? Нет! Война, это смерть, кровь, смерть и кровь… (показывает медицинские карты). Да! Смерть. Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню… У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически что делать, но когда я к нему подползла и вот это увидела, мне стало плохо, меня затошнило. И вдруг слышу: «Сестричка, попей водички…» Это мне этот раненый говорит. Я эту картину помню, как сейчас. Как он это сказал, я опомнилась. «Ах. - думаю, - чертова тургеневская барышня! Раненый человек погибает, а её, нежное создание, затошнило…» Я развернула индивидуальный пакет, закрыла им рану, и мне стало легче, и оказала как надо помощь.
(После врач достает фляжку и кружку. Наливает спирт и подает кружку девушке.)
ВРАЧ. На пей!
НОВИК. Что это?
ВРАЧ. Микстура от страха. Давай до дна.
НОВИК. (пьет и начинает краснеть. рот открыт. слезы из глаз). Это же спирт…Голова побежала.
ВРАЧ. Ничего, догонишь. Боец Новик, а ну марш на свой боевой пост – к операционному столу. И запомни, девочка, мы с тобой на войне и занимаемся нечеловеческим, человеческим делом!
(Врач уходит. Новик смотрит ей вслед.)
НОВИК. Я не могла идти, меня все еще трясло. И тут я вспомнила, как в Жмеринке мы попали под страшную бомбежку, состав остановился, и мы побежали. Всю ночь мы сидели в лесу, прятались, а состав разнесло в щепки. Под утро на бреющем полете немецкие самолеты стали прочесывать лес. Куда денешься? В землю, как крот не полезешь. Я обхватила берёзу и стою: «Ох мама - мамочка! Неужели я погибну? Выживу буду самым счастливым человеком на свете. Кому потом не рассказывала, все смеялись. Ведь, что было в меня попасть? Стою во весь рост, береза белая. И вот уже через пять минут я стояла у операционного стола. И пошло. оперируешь сутками, после чуток подремлешь, быстренько протрешь глаза умоешься и опять за свой стол. И через два человека третий - мертвый. Не успевали всем помочь. вот уже через пять я стояла у операционного стола.
(Выходит актер 1.)
АКТЕР 1. Есть статистика потери среди медиков переднего края занимают второе место после потерь стрелковых батальонов пехоты. Что такое, например, вытащить с поля боя раненного бойца, и ни одного?
АКТРИСА 3.А я расскажу. Вот поднялись мы в атаку, а немец давай нас косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья...(выбегают актрисы с медсумками.) Они стали перевязывать раненных и оттаскивать их в укрытие, даже немцы на какое-то время онемели от изумления. К часам десяти вечера все девчонки были тяжело ранены, а спасла каждая максимум два-три человека.
АКТРИСА 2 .Награждали нас скупо, в начале войны наградами не разбрасывались. Вытащить раненого надо было вместе с его личным оружием. Первый вопрос в медсанбате: где оружие? В начале войны его не хватало. Винтовку, автомат, пулемет – все это тоже надо было тащить.
АКТЕР 1. В сорок первом был издан приказ номер двести восемьдесят один о представлении к награждению за спасение жизни солдат: за пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием - медаль "За боевые заслуги".
АКТРИСА 4. За спасение 25 человек -орден Красной звезды.
АКТРИСА 2.За спасение сорока человек -орден Красного знамени.
АКТРИСА3.За спасение 80 человек-Орден Ленина.
СЦЕНА 8.
АКТЕР 1. Все было на войне – смерть, страх, слабость, тяжелая работа. И было женское долготерпение. Любовь, верность и нежность женщины.
(Вдали в свет прожектора попадают две фигуры.)
АКТРИСА 3.У нас – комбат и медсестра. Они поженились. Какая в тех условиях свадьба? Но они любили друг друга. Он шел в бой, и она рвалась. Говорила, что не простит себе, если он погибнет не на ее глазах, если она не увидит его смерть. «Пусть, – хотела, – нас вместе убьют. Одним снарядом накроет». Умирать они собирались вместе или вместе выжить.
АКТРИСА 1. Конечно, там, на фронте, любовь была другая. Каждый знал, что ты можешь любить сейчас, а через минуту может этого человека не быть. Уж если мы любили, значит, любили. Во всяком случае, вот неискренности там не могло быть, потому что очень часто наша любовь кончалась фанерной звездой на могиле.
( Актрисы выходят , держа в руках шинели. Звучит танго. Актрисы танцуют танго с мужскими шинелями.Музыка обрывается. Актриса 2 прижимает к себе шинель.)
АКТРИСА 2.Мой муж погиб. Погиб мгновенно… От осколка… Мгновенной смертью. Секундной. Мне передали, что их привезли, я прибежала… Я его обняла, я не дала его забрать. Хоронить? Утром я решила, что увезу его домой. В Беларусь. А это — несколько тысяч километров. Военные дороги… Неразбериха… Все подумали, что от горя я сошла с ума. «Ты должна успокоиться. Тебе надо поспать». Нет! Нет! Я шла от одного генерала к другому, так дошла до командующего фронтом Рокоссовского. Сначала он отказал… Ну, ненормальная какая-то! Сколько уже в братских могилах похоронено, лежит в чужой земле? Я еще раз добилась к нему на прием:
- Хотите, я встану перед вами на колени?
- Я вас понимаю… Но он уже мертвый…
- У меня нет от него детей. Дом наш сгорел. Даже фотографии пропали. Ничего нет. Если я его привезу на родину, останется хотя бы могила. И мне будет куда возвращаться после войны.
Молчит. Ходит по кабинету. Ходит.
- Вы когда-нибудь любили, товарищ маршал? Я не мужа хороню, я любовь хороню.
Молчит. - Тогда я тоже хочу здесь умереть. Зачем мне без него жить? Он долго молчал. Потом подошел и поцеловал мне руку. Мне дали специальный самолет на одну ночь. Я вошла в самолет, обняла гроб и потеряла сознание.
( Танго продолжается. Останавливается музыка. Актриса 4 плавно опускает шинель и достает из кармана шинели белый шелковый платочек.)
АКТРИСА 4.А это мой Коля мне подарил. Моя первая любовь. Я никому об этом не говорила, даже своей лучшей подруге. А любила его там, как не любила никого. Хоронили мы его… Он лежал на плащ-палатке. Немцы стреляют… Нужно было быстро хоронить, война ведь продолжается. Ребята нашли какую-то березу и стали под ней копать. А я стою и говорю себе – «Только запомни это место. Вот эту березу, дорогу. В дали деревня, ещё дуб… и береза. Запомни, только запомни». А как же ты все запомнишь – если все березы вокруг горят. И вот мы стали прощаться. Ребята меня вперед толкают. Иди мол первая. И тут я поняла, так значит они узнали про мою любовь… А самое страшное, а вдруг он сам знал про мою любовь, а вдруг он тоже меня любил» Я вспомнила, как он Новый год мне подарил маленькую немецкую шоколадку. Я её целый месяц не ела. Всё носила в кармане. А потом он мне подарил, вот этот платочек. Лежит он на плащ-палатке, сейчас его засыплют песком, а я стою и улыбаюсь… Потом подошла к нему, наклонилась и поцеловала его. Это была моя первая и последняя любовь.
(Актриса 1(офицер) подходит к Актрисе 1.)
АКТЕР 1.Сколько мы с тобой уже воюем?
АКТРИСА 1.Три года.
АКТЕР 1.И два месяца.
АКТРИСА 1. Запомнил.
АКТЕР 1. Вот закончится война, что будешь делать?
АКТРИСА 1. Поеду к маме.
АКТЕР 1.Это хорошо, когда тебя, кто-то ждет. Выходи за меня замуж!
АКТРИСА 1. Замуж?! Среди этой копоти! Среди дыма! Среди развалин… Замуж? А ты сначала, посмотри на меня, я разве женщина? Посмотри, какая я стала! Ты сначала сделай из меня женщину. Дари мне цветы, говори мне ласковые слова, потому что я этого хочу!
(Возникла пауза. Офицер медленно подходит к актрисе и пытается ее обнять, но она ускользает из его объятий. Офицер собирается уйти. Звучит фонограмма -Голос диктора: “От советского информбюро. Войска первого белорусского фронта, под командованием, маршала советского союза Жукова… завершили разгром Берлина…”. )
АКТРИСА 1. Победа!
(Актриса 1 падает, как подкошенная. Ее успевает подхватить офицер и крепко прижимает к себе.На вагоне хроника. Наши солдаты ликуют..)
СЦЕНА 9.
ОФИЦЕР. Вот мы и в Германии. Перешли границу. Родина. Освобождена.
АКТРИСА 1.Я не узнавала наших солдат! Все надели чистые рубахи. Откуда-то в руках цветы. Таких счастливых людей, я больше никогда в жизни не видела.
АКТРИСА 2.Я думала, что, когда мы войдем в Германию, у нас ни к кому пощады не будет. Почему мы должны жалеть их детей, если фашист убивал наших детей?
АКТРИСА 3.Почему мы должны жалеть их матерей, если они наших вешали?
АКТРИСА 4. Мы ничего не забыли. И я подумала - что же будет с нами? С нашими солдатами? Мы всё помнили.
АКТРИСА 2.И вот как-то раз, пришли в какой-то поселок, а там дети бегают- голодные, несчастные. И я, которая клялась, что всех их ненавижу, я собирала у своих солдат всё, что у них было, что оставалось от пайка, любой кусочек сахара, и отдавала немецким детям. Конечно, я не забыла, я помнила обо всем, но смотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла.
АКТРИСА 1. Как-то шли мы по проселочной дороге с бойцами, а навстречу нам идет немка с детьми. Один ребенок на руках у неё, а двое за ней идут. И вот она поравнялась с нами, упала на колени, и что-то говорит, а сама руку к груди прижимает и на детей своих показывает. Я потом поняла, это она нас благодарила, что её дети живы остались. Ее дети!
АКТРИСА 4 .Там на войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться , кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала -дожить бы до дня рождения , чтобы мне исполнилось восемнадцать .Страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати.
АКТРИСА 3. Дожить бы, девчонки и посмотреть какие после войны будут счастливые люди.
АКТРИСА 2. Люди , которые пережили столько, они будут друг друга жалеть, сколько добра среди людей станет.
АКТРИСА 1. Таких , как мы были тогда, наверное больше никогда не будет.Таких наивных, и искренних, настоящих.
ЭПИЛОГ .
(Раздается крик журавлей.Фотографии женщин на вагоне медленно исчезают, словно улетают на небо, как журавли). Актеры смотрят вверх, провожая журавлей.)
АКТЕР 1.У нас у живых много человеческих прав. Но одного право у нас у живых, нет и никогда не будет. У нас нет права забывать, что сделали наши фронтовики во имя Победы.
АКТРИСА 1. Мы все в долгу перед ними.
(На вагоне памятник солдату.Вечный огонь..Актеры снимают пилотки.)
Свидетельство о публикации №225041601356