Псалом 44. О лилиях. Песнь божественному Жениху
Псалом божественного эроса. Песнь «возлюбленных дев» Жениху – грядущему царю Миссии. В этом псалме обнаруживается сходство с книгой Ветхого Завета «Песнь песней». У псалма сложное надписание:
«Руководителю хора. О лилиях. Сынов Кореевых. Разум. Песнь возлюбленных». Итак, сыны Корея это потомки знаменитого бунтовщика времён Исхода. Его самого поглотила земля, а три его сына остались живы, потомки которых написали этот псалом. «Разум» - это о богообщении. «Песнь возлюбленных» - что это значит? Во-первых: Возлюбленный – это жених Господь из «Песни песней». Во-вторых: Возлюбленный – это то, что относится ко Храму, где присутствует Господь. В-третьих: Возлюбленный – это просто верный Богу, например – пророк, как ходатай за народ. Но в надписании псалма «Песнь возлюбленных» женского рода, значит, речь идёт о девах. Но в надписании это не уточнено, поэтому это могут быть как девы, так и души. Но, самое сложное в надписании – лилия. Это символ грани двух миров, и этот цветок распускается в обе стороны – в видимую и в невидимую грань мира. Здесь имеется ввиду, что там, где Господь прикасается к этому миру, Он оставляет след в виде лилии, которая восхищает и ароматом, и видом, и прикосновением. Контекст упоминания цветка лилии: 1 - Господь с восхищением смотрит на лилию. 2 – Господь Сам как роса для лилии. 3 – Сам Господь это и есть лилия. На самом деле Господь – это все три смысла. Есть такой термин – Помазанник. Св. отцы толкуют, что в нём прочитывается троичность Божества, потому, что Помазующий – это Бог Отец. Елей помазания – Дух Святой. Памазанник – Сын Божий. Таким образом, в символе лилии читается связь Христа и Церкви – Он смотрит на Церковь, питает Церковь и Сам является Церковью. Когда Господь прикасается к этому миру, то остаётся свидетельство прикосновения, в данном контексте – как лилия свидетельства. Конечно же, лилиям подражали в искусстве и строительстве, например во внешнем убранстве храмов. Даже в музыке могла быть определённая мелодия, как мотив лилии – «шошаним». Плюс к этому упомянут «разум» как богообщение, плюс «песнь возлюбленных» дев или душ. Всё это говорит об одном Возлюбленном – Миссии.
«Движет сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои царю: язык мой трость книжника скорописца». Слово «движет» в Писании встречается один раз. Корень слова по-еврейски то же, что и слово – «горшок» для хлебных приношений Богу. Поэтому слово «движет» символизирует то, что приносят Богу в сосуде типа горшок. А сердце приносит Богу и Царю особое приношение - слово наполненное, приготовленное, благое, и приносит это слово без усилий, словно передвигает горшок. Т.е. человек молится радостно и легко. Кто такой «книжник?» Это тот, кто имеет дело с книгой – «сефер» и прежде всего как писец – «софер». Эта должность всегда была при любом царе. Книжники-писцы всегда находились при книге-Торе. Они могли её толковать и редактировать, и не всегда добросовестно, как свидетельствует пророк Иеремия: «Как вы говорите мудрые мы и Тора Яхвэ у нас: вот в ложь превращает (Тору) трость лживых книжников-писцов» (Иер.8:8). Самый знаменитый книжник-писец, кто возглавил иудеев по возвращении из плена, был Ездра. Такие писцы были искусны и опытны, поэтому названы скорописцами. Если язык человеческий сопоставить с тростью искусного писца, то слова молитвы такого человека мудры, и они летят. Таким образом, пророк показывает нам, что не он пишет, но рука Святого Духа, которая им владеет и пишет на сердце, по мере чистоты. Теперь вопрос – какому царю изрекаются слова?
«Ты прекраснее всех сынов человеческих, изливается благодать из уст Твоих», как говорится и в «Песне песней». Таков в псалме Жених, и красота Его заключается в излиянии благодати. Это пророчество до времени своего исполнения всегда заключало в себе загадку. Никакой царь Израиля не мог сравниться с Ним. Как же быть, когда говорится что-то очень важное, но загадкой, и ответа нет? Таков характер благочестия Ветхого Завета, который нёс в себе целую культуру не отменяемых и непонятных пророчеств. Надо было уметь в этой сложности терпеливо жить, параллельно существуя с загадками. Если не проникнуться этим терпением, то перевод самых простых слов с еврейского языка может быть недостижим в понятиях. В иудействе, конечно же, стоял большой вопрос – кто же этот царь, ибо написано: «Изливается благодать из уст твоих». Мы же, христиане, теперь прекрасно понимаем, из чьих уст изливается благодать, и кто этот царь – Христос.
«Опояшь меч Твой при бедре Твоём, Сильный».
«Великолепием Твоим и красою Твоею, и преуспей в красе Твоей, воссядь ради истины, кротости и правды, и поучит Тебя страшным делам десница Твоя». Великолепие и красота, как величие и честь, это облачения Божества и атрибуты Мессии. «Воссядь», это не только то, что положено царю по этикету, это ещё как бы воссядь на… В другом псалме сказано, что царь: «воссел на херувима и полетел на крыльях Духа». Далее: «Ради истины, кротости и правды». Кротость, как и смирение, это добродетели человека. Но Давид ранее говорил Богу: «Твоя кротость возвеличивает меня». Разгадка этой фразы стала ясна только в Новом Завете, и что такое кротость и смирение Бога: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29), сказал Христос. «И поучит Тебя страшным делам десница Твоя». Оказывается, что мессианский Царь кроток и творит страшные дела. Пророк Исайя: «Когда Ты сделал страшные дела, которых мы не ждали, Ты снизошёл, от лица Твоего горы вострепетали» (Ис.64:3). Итак, «поучит Тебя». Здесь слово «учить», того же корня, что и «Тора» - учение. Т.е. Ты постигнешь учение, будешь учиться Торе Сам, ибо: «поучит Тебя… десница Твоя». Христос не учился человеческим способом. Мы это узнаём из Евангелия в сюжете, когда, будучи ещё отроком, Он отстал от родителей и, сидя в Храме, учил учителей.
«Стрелы Твои изострённые в сердце врагов Царя, народы под Тобою падут». Как меч является символом видимой брани, так стрела это символ невидимой брани против бесовских сил. А «стрелы изострённые» в данном контексте это искусство точной и разительной речи, которой должен владеть Царь Мессия, ибо его враги это искусство культивировали всегда, и это их сильная сторона: «Стрелы заострённые язык предательский» (Пс.119). В другом месте символ «стрела заострённая» это ложное свидетельство. К такому приёму прибегли первосвященники в суде над Христом, ибо ничего не могли вменить Ему в вину, т.к. слова Его евангельской проповеди точны и разят в сердце тех, кто сознательно им противится. Так, не в силах спорить с Иисусом и по закону Его осудить, иудеи прямо прибегли к беззаконию, к лжесвидетельству. Далее: «Народы под Тобою падут». Языческие народы это не духовные враги Царя. Стрелы не для них. Имеется ввиду то, что они в будущем придут к Нему и уверуют в Царя Мессию, отдав Ему должное поклонение.
«Престол Твой, Боже, навек и навсегда: жезл прямости, жезл Царствия Твоего». Жезл в руке Бога это один из символов Мессии. Этот жезл может и сокрушать: «Ты сокрушишь их жезлом железным» (Пс.2), но приносит и упокоение: «Жезл Твой и посох Твой они упокоят меня» (Пс.22). «Жезл прямости» по-русски не совсем правильно звучит, но это выражение показывает, где прямые стези от нас к Господу, и от Него к нам. Об этом говорится в Евангелии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). «Веди меня по стезе прямой ради соглядатаев моих» (Пс.26), в том смысле, что если я буду вилять и приспосабливаться, то меня подстрелят. Надо идти прямо, не сворачивая. Поэтому жезл Мессии указывает самый прямой путь к Богу.
«Ты возлюбил правду и возненавидел нечестие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости, более чем общников Твоих». Возлюбить правду можно тогда, когда человек не выбирает свой путь в жизни, а он его знает сердцем. «Общники» это сопричастники религиозного служения, церковного союза. «Более чем общников Твоих» говорит о том, что это иные помазанники, т.е. все, кто исполнен Духа Святого. Однако сказано, что «помазал Тебя, Боже, Бог Твой». А если Бог Бога помазывает, то помазанный есть Сам Мессия, Христос Царь Израиля.
«Смирна и алой и кассия все одеянья Твои, из чертогов слоновой кости струнами увеселяют Тебя». Смирна - это благовонная смола. Алой - не растение, а особое благовоние из Индии. Кассия - слово, которое только здесь встречается, вероятно, тоже благовоние. Начало стиха говорит о том, что не от одежд Царя идёт благоухание, но сами одежды – это и есть благоухание. Этот контекст имеет продолжение в том, что мы Царя не видим, но познаём Его через обоняние, что есть самый глубокий символ богопознания. Слоновая кость на востоке высоко ценилась как драгоценный материал. Она более всего подходит к сравнению с человеческой плотью. Здесь становится очевидно, что «из чертогов слоновой кости», это - из райских обителей.
«Дочерей царей между дражайшими Твоими привели к престолу Царя, и стала супруга Его в золоте афирском». Что является драгоценнее всего? Это милость Божья. Но и милостивый человек имеет такую же драгоценность в глазах Божьих. А «дочери царей» - это те самые возлюбленные души. Но почему царей? Потому, что люди духовно-царственного склада лелеяли свои души как любимых дочерей. А для чего? Для того, чтобы во время смерти родить свою душу в вечность, но вопрос – в какую? Как рождающийся младенец при выходе на свет получает удар воздушной среды, заставляющей его кричать, так каждый человек с последним вздохом в трепете рождается в вечность. Таким образом, «дочери царей» - это души богобоязнанных и милостивых рабов Божьих. «И стала супруга Его в золоте афирском». В этом предложении слово «супруга» - редкое. А данное золото по своему виду и качеству ценилось как бы более иного. Его прииски находились в Африке, куда царь Соломон снаряжал специальную экспедицию. Это золото было как бы символом особого духовного достоинства.
«Слыши, дочь, и виждь, (здесь душа как бы подошла к престолу Царя. Только что она была супругой, а здесь уже дочь, а потом будет невеста) и преклони ухо твоё и забудь народ твой и дом отца твоего». Первый мистический смысл здесь тот, что когда мы уйдём в мир иной, то свою плоть здесь оставим. Иной смысл – жена оставляет свой дом, в котором родилась и переходит в другой дом. Так и душа, которая стремится ко Христу. В земном смысле здесь можно вспомнить Авраама, который оставил свой дом по Божьему призыву и начал свой путь в вере. Теперь вопрос статуса – как дочь может быть и невестой, и супругой? В христианстве этот ответ очевиден – как Божья Матерь или как Церковь Христова. Сам Бог родил Церковь крещением, и Сам сделал её невестой, а она стала Ему женой.
«И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он господин твой, и поклонись Ему». В то же время Сам Царь является светочем красоты, той самой лилией. Однако, Бог жаждет созданного Им человека постоянно и неизменно, его красоты, веры, благородства, но из людей идти к Богу хотят только избранные души. Таким человеком был Давид: «Благость и милость Твоя преследуют меня во все дни жизни моей»(Пс.22:6). Господь как бы охотится на человека, посылая и милость, и благость. Св. отцы говорят: «Блаженна и счастлива такая душа, уязвлённая любовью к Богу, ибо она наречётся дочерью, как принявшая усыновление от Отца, и наречётся царицею, как сочетавшаяся с Божеством Славы». В Священном Писании и книге «Песнь песней» есть особый раздел, символически названный – эротическая лирика, где возлюбленная и дочь, и невеста, и супруга. Этими разными статусами обозначается всяческая близость и любовь. У человека они разные, а у Бога – всё едино, поэтому и душу человеческую, и Церковь Свою он называет невестой, дочерью и супругой.
«И дочь Тира с приношением: богатые из народа умоляют лицо Твоё». Существовало два вида приношений – с закланием и кровью, и без заклания и крови. Последнее называлось – дар, и было, как правило, хлебным. Мы помним, что Тир – это центр мировой торговли, но в данном контексте Тир – это центр гордыни, скопище денег и тщеславия. В первые века христианства таким был Рим. Этот мощный город приходит поклониться Царице Небесной. И это было свидетельством, что Церковь Христова стала Вселенской. И вот эти «богатые из народа» просят Тебя – Церковь, принять себя в своё лоно.
«Вся слава дщери Царя внутри, из золотых оправ одеяние её». Здесь «слава» по-еврейски – «кевуда», а Слава Бога – «кавот». Две разные «славы», что, в принципе, не переводимо. Что значит – «внутри?» По-еврейски «панима». Но – «паним» это – лицо, и к нему добавляется суффикс направления и получается по смыслу – за лицом, в глубине. Т.е. слава Церкви не во внешней видимой части, а за лицом, как внутренняя жизнь. «Из золотых оправ…» Оправы – это технический термин, иначе – гнезда, куда вставляют драгоценные камни с вырезанными именами 12 колен Израиля. Это есть символическое одеяние первосвященника, которое существует реально, но которое он не носит, ибо оно является как бы одеянием всей Церкви, символом её полноты, и на этом символическом одеянии уже написаны имена всех человеческих душ, кто вписан в Книгу Жизни.
«С вышитыми (одеждами) она приводится к Царю, девы позади неё, подруги её вводятся к Тебе». С вышитыми, или с сотканными, или с испещрёнными. Это образ вынашивания плода в утробе матери. Это был понятный символ в ветхозаветной символике. Давид прямо говорит, что он был соткан, вышит в преисподних земли, именно там, потому, что человек есть сгущение первичных, первобытных и метафизических вод Первого Дня Творения, той первичной материи Сотворения, которая была названа так же – земля. И вот тогда получается, что прямой смысл об одеждах не очень подходит, ибо этому сгущению и особому ткачеству подлежит только плоть человека в этом мире. А далее, Церковь приводит нас к Царю нашими душами, но не навечно, потому, что далее, при Всеобщем Воскресении, мы опять предстанем пред Царём как бы вышитыми новыми одеждами плоти, ибо плоть тоже воскреснет. Вот в чём верховный смысл стиха.
«Вводятся в веселии и радости, входят в чертог Царя».
«Вместо отцов твоих будут сыновья твои: Ты поставишь их князьями по всей земле». Отцы или праотцы это – Авраам, Исаак, Иаков. Великой опорой ветхозаветной церкви была праведность отцов еврейского народа. Христос сказал иудеям: « Авраам, отец наш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался» (Ин.8:56). Т.е. праотцы ждали Мессию и дождались, когда произошла перемена священства и всего строя религиозной жизни. Таким образом, смысл этой фразы в том, что сыны Божьи, апостолы и священство христианской эры заступили на место отцов Ветхого Завета. «Поставишь их князьями», что здесь имеется ввиду? Князьями становятся те, кто умеет жить в мире сем, но будучи не от мира сего. Христос – Царь. Но Он властвует тем, что к Себе «тащит верёвками любви» и словом. Вся Его властность в любви и слове. Вся эта царская власть дана Отцом Сыну, чтобы поставлять на земле таких князей, которые по духу такие же, как Он. Но, к сожалению, в людях Церкви всегда будет присутствовать соблазн применения силы, потому, что управлять только любовью и словом чрезвычайно сложно, проще применять административный ресурс. Пример – католичество и догмат непогрешимости Папы и форма управления «Двух мечей» – духовного и светского. Поэтому возникает – цезарепапизм или папацезаризм.
«Буду совершать память имени Твоего во всяком роде и роде. Посему народы восхвалят Тебя вовек и навсегда». Св. отцы: «Эта речь предлагается как бы от лица самой Церкви и верной души, прославляющей Христа за обручение Себя нашему естеству. Сверх этого слова: «Помяну имя Твоё во всяком роде и роде» сказаны от лица Богоматери, потому что и Она не перестает во все веки благотворить всей твари, поэтому и поются в богородичных прокимнах перед Евангелием, т.к. содержат пророчества, на Ней исполнившиеся». «Посему народы восхвалят Тебя вовек и навсегда» - так оказалось оправданным надписание псалма – «Песнь возлюбленных» дев или душ Жениху, избранных душ Богу. А эти души и сама эта песнь – Его лилии.
Свидетельство о публикации №225041601426