Записки учителя. Школа без смартфонов вы за или пр

Добрый вечер, дорогие друзья!
Ура! Ура! Ура! В нашей школе началась борьба за «ШКОЛУ БЕЗ ТЕЛЕФОНОВ»!
Мы, учителя, знали, что просто не будет, но не думали, что это будет так трудно. Дело в том, что за это недолгое время, за каких-то 10 лет, телефон стал неотъемлемой частью ТЕЛА ребёнка. Ну, скажем, как рука или нога. А вообще-то, скорее всего, смартфон - как сердце. Иногда мне кажется, что они бы с радостью отдали руку или ногу, но только чтобы им оставили этот маленький гаджет.
Я не открою вам секрет, если скажу, что мы все зависимы от телефона, но взрослые могут вовремя сказать себе «нет», и идти, скажем, работать. С детьми всё обстоит иначе, поскольку смартфоны сильно изменили школьную среду, причём к худшему, и мнения о том, как с этим быть, разные.

Я задала себе вопрос, как в других странах борются с этим «ласковым змеем»?
Когда-то наша директор, Ирина Прохоровна, была  с другими директорами в Англии на каком-то семинаре. Приехав, она рассказала, что в школе, которую они посетили, введён штраф для родителей: 1000 фунтов стерлингов за наличие у ребёнка телефона на территории школы. Мы охнули и прослезились от умиления, но поняли, что нам это не светит. Хотя, если поразмышлять, мама с папой, заплатив один раз такой симпатичный штраф, сделают всё возможное и невозможное,  чтобы дитя больше не забирал из семейного бюджета столь значимую часть средств.
Остальное взяла из интернета.

ВО ФРАНЦИИ с 2018 года во всех школах запрещено пользоваться телефонами (в том числе на переменах) для детей до 15 лет. Есть Исключения, но каждый случай рассматривается в зависимости от обстоятельств. Также эти исключения касаются детей с особыми потребностями.

В КИТАЕ в 2021 году Министерство образования в школах запретило носить телефоны в школах без письменного разрешения родителей. Преподавателям тоже рекомендуется не использовать их на уроках и в школе без особых надобностей. И я считаю, что это правильно: с понедельника, практически, не вытаскиваю телефон из сумки.
В АВСТРАЛИИ В некоторых штатах (например, Виктория) действует полный запрет на телефоны в школах. Детям необходимо с утра сдавать устройство в специальный шкафчик.

В КАНАДЕ Подход меняется по провинциям. Например, в Онтарио с 2019 года использование мобильных телефонов на уроках запрещено, за исключением случаев, когда они используются для обучения.

В США Политика сильно различается по штатам и даже по школам. Некоторые школы разрешают телефоны только на переменах, другие требуют, чтобы они были выключены и убраны весь день.

Почему лично я считаю, что смартфонам в школах не место.

1. Снижается концентрация внимания и, что на мой взгляд гораздо серьёзнее, в разы снижается значимость образовательного процесса, особенно для детей, у которых есть трудности в восприятием нового материала. И здесь замкнутый круг: трудности возникают из-за того, что ребёнок ждёт конца урока, чтобы войти в игру, и после звонка на урок он не может сразу войти в образовательный процесс: внимание ребёнок не может переключать так быстро, как взрослый человек. (Я это наблюдаю каждый день!)

2. В разы увеличивается тревожность у детей при посещении взрослых сайтов. Я не имею в виду «совсем взрослые», но информация о войнах, об убийствах, о криминале и прочие вещи, которые детям противопоказаны, влияют как раз таки на моральное и душевное состояние детей. Детьми я называю учеников от 7 лет до 16.

3. Этот пункт я хочу отметить особенно: практически нет живого, настоящего общения между детьми. Игра, в которую они совместно играют, не в счёт. Этот интерес общий ровно настолько, насколько долго тянется игра. Как только игра заканчивается, ребята или разбегаются (даже если и не сразу), либо начинают новую игру. И, хочу вам рассказать, что на этой неделе, когда телефоны в школе стали под запретом, мы все отметили, что дети стали на переменах разговаривать друг с другом! Некоторые взяли с собой карандаши и творят настоящие шедевры. Сегодня видела несколько ребят с книгами.

4. Что такое киберббуллинг знают, наверное, все. Но то, с чем сталкиваются ребята, мы себе даже представить не можем. Я лично была свидетелем игры «Синий кит» и его последствиями у учениц моего класса (это было лет 8 назад). Итак, кибербуллинг – это форма травли, которая происходит в интернете или через цифровые технологии, такие как социальные сети (особенно TikTok) мессенджеры, онлайн-игры и различные форумы и комментарии в группах. Это и оскорбления и унижения в переписке или комментариях, и распространение слухов, сплетен или личной информации без согласия ребёнка, создание фейковых аккаунтов, чтобы за что-то отомстить, и угрозы и запугивание и многое другое. Я, как учитель, сталкивалась и сталкиваюсь с этими жуткими явлениями, и, порой, вижу, как целой группой доводят подростка (особенно страшно это происходит в подростковом возрасте) до крайней точки кипения.

И любой психолог вам скажет, что кибербуллинг вызывает у детей любого возраста жуткий стресс, тревогу, депрессию. И если это не пресечь, то травля в сети может привести к очень серьёзным последствиям для психики. Но беда в том, что ребёнок иногда не может признаться нам, взрослым, в том, что это с ним происходит. Не потому, что он не доверяет родителям (а, может, и поэтому), а потому что жертвой быть стыдно. Так кажется нашим детям.
Это я услышала именно от них. Так мне одна девочка и сказала: «Майя Леонидовна, ну как сказать маме, что я стала жертвой?»
«А что, ты думаешь, мама не поймёт, что тебе больно?» - спросила я её.
«Ей будет стыдно за меня…» - последовал ответ. Представляете себе, ребёнок в такой ситуации готов терпеть, чтобы маме не было стыдно…

Итак, сейчас приведу достаточно серьёзные доводы детей, почему они против запрета телефонов в школе.

1.Телефоны можно использовать как учебный инструмент. Конечно, можно! Но на уроке и с разрешения учителя. И только на определённое время.
2. Родители могут быстро связаться с детьми в экстренной ситуации. Но для этого есть классный руководитель в школе! Родители могут запросто позвонить и передать, что ждут звонка от ребёнка.
3. Запрет вызывает такой  протест, что немедленно приводит к обману (например, ребёнок прячет второй телефон).

И, наконец, главное: какой выход?

1. Держать оборону всем учительским коллективом, понимая, что в этом запрете наше общее спасение: и для учителей, и для родителей, и, главное, для детей, пусть они ещё и не понимают это. Пока не понимают.

2. Мы все видели ролики, где у ребёнка происходит настоящая «ломка», когда забирают смартфон или компьютер совсем. Здесь у меня прекрасный пример моего сына, который установил программу на телефон ребёнка: он может сидеть в телефоне ОДИН ЧАС в определённое время. И, как поощрение, ещё час или полчаса за что-то стоящее. И, что важно, мой внук принял это действо и довольно быстро привык к такому графику.

3. Взрослые обязаны учить детей использовать телефоны осознанно. Как это, осознанно? Научить их понимать, КАК, КОГДА И ЗАЧЕМ они используют гаджеты, и как это влияет на их жизнь. Это часть цифровой грамотности, которая сегодня так же важна, как умение читать или писать.

Очень важна роль родителей в этом, друзья. Ну, например, можно сказать ребёнку: "Телефон - это как спички: ты можешь разжечь камин и наслаждаться живым огнём, но можешь устроить пожар и лишить кого-то жизни. Главное - знать, когда и зачем ты ими пользуешься. Мы научим тебя, как сделать так, чтобы телефон был твой ПОМОЩНИК, а не твой ХОЗЯИН".

И да, на первых порах мы, учителя, будем монстрами... Надеюсь, не надолго...

Я продолжу завтра, если вам интересна эта тема. Для меня она архиважна. Поэтому, если вам не трудно, ответьте на 3 простых вопроса:

1. Интересна ли вам эта тема? Если да, я завтра расскажу вам о своих наблюдениях и о тех сайтах, которые посещают наши дети.
2. Вы считаете, что телефон в школах нужно запретить, или вы за телефоны в школах?
3. Аргументируйте свой ответ, пожалуйста, хоть парой слов.


Рецензии