Блаженство внешних объектов в Блаженстве Брахмана

Перевод 15 главы книги комментариев Свами Кришнананды на "Панчадаши", раздел "Блаженства Брахмана".


Для справки:
***«Панчадаши» — простое, но всеобъемлющее руководство по Адвайта-веданте, написанное в XIV веке н. э. (1386–1391) Видьяраньей, также известным под именем Мадхавачарья.

Текст состоит из пятнадцати глав, разделённых на три квинты, которые соотносятся с тремя аспектами Брахмана: Сат (Бытие), Чит (Сознание) и Ананда (Блаженство).

«Панчадаши» — это базовый текст, который знакомит с центральной доктриной философии Адвайта-Веданты.

На протяжении веков на «Панчадаши» было составлено более десятка комментариев, и по сей день эта работа Видьяраньи активно изучается во множестве ведантических школ.***



 БЛАЖЕНСТВО ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ В БЛАЖЕНСТВЕ БРАХМАНА

Глава XV
БЛАЖЕНСТВО ОБЪЕКТОВ
Врата к Блаженству Брахмана

В Брихадараньяка Упанишаде мудрец Яджнавалкья
упоминает Высшее Блаженство как цель всех существ,
великое сокровище, желанное для каждого, несравненную обитель,
а также вечную цель всей жизни.
Все существа живут, принимая малую ТоЛику этого Божественного Блаженства.
Даже совокупность счастья всего мира является маленькой каплей
или аспектом Блаженства Брахмана.
Следовательно, для разумного искателя Истины возможно обнаружить более глубокие подтексты
даже за естественными удовольствиями мира.
Существует внутренняя связь между мирским удовольствием и божественным счастьем,
причём последнее является изначальным, а первое – его искажённым отражением.
Блаженство Брахмана - это неделимая сущность, абсолютная по своей природе
и не имеющая частей в себе,
но когда оно раскрывается через умы Джив (индивидуальных сознаний – прим. пер.),
оно становится многообразным и уменьшается по качеству и количеству.
Тем не менее, оно возникает из Брахмана,
и если только человек имеет разум, чтобы ясно видеть сквозь удовольствия мира,
они не будут казаться объектами эгоистичного наслаждения,
но несколькими разветвлёнными формами Единого Высшего Существа.
Но, к сожалению, из-за невежества Дживы обычно не наделены такой различающей силой,
и поэтому они связывают удовольствия мира с объектами чувств
и ищут всё больше и больше таких объектов удовольствия.
Этот поиск - самсара (запутанность), и он не может легко закончиться.
Когда объектов бесконечное количество и нет смысла воображать,
что можно когда-либо достичь конечного своего удовлетворения посредством чувственного контакта с этими объектами,
необходимо тщательно исследовать феномен счастья,
как это преподносится в человеческом опыте.
Такое исследование может начаться только с анализа природы собственного ума,
потому что ум является непосредственным объектом, через который обнаруживается счастье.
Ум состоит из трех качеств, а именно:
Саттвика (ясный),
Раджасика (вовлеченный) и
Тамасика (замутнённый)
модальностей его Вритти, или модификаций.

Когда доминирует Саттвика-гуна, возникает чувство бесстрастия к объектам,
и происходит порождение ряда добродетелей, таких как терпение, великодушие и т. д.
Когда преобладает Раджасика-гуна, возникают вовлечённость, горе, привязанность и жадность.
В Тамасика-гуне возникают смятение, заблуждение, страх и подобное.
Хотя единая Реальность прноявляется во всех Вритти,
она всегда, тем не менее, раскрывается не полностью, а только в аспектах.
В Тамасика-гуне Сознание или Разум не проявляется, а выражается только аспект Существования.
В Раджасика-гуне Разум также проявляется в дополнение к Существованию.
Но только в Саттвика-гуне проявляется Блаженство вместе с Существованием и Сознанием. Божественное Блаженство, естественно, подразумевает Существование и Сознание
и, таким образом, является полным.
Единый стал многим, говорят Веды.
Это Единый Абсолют, который проявляется как многое, - Вселенная.
Так же как одно Солнце может по-разному отражаться в различных водоемах,
так и Единое Существо проявляется множественно через психические функции
или внутренние органы (Антахкарана) Джив.
Единый Верховный Господь имманентен (присущ) всем существам.
Он проявляется как единый Ишвара, когда его средством выражения является Космическая Майя, и проявляется как множество, когда средством выражения является душа, психика Дживы.
Поскольку этих психических центров много,
естественно, существует восприятие разнообразия среди Джив.
Как мутная и зыбкая вода не может дать ясного отражения Солнца,
так и Тамасика и Раджасика Вритти не позволяют дать ясного отражения Блаженства Брахмана
из-за замутнения желанием и волнения Раджаса.
Аспект Блаженства Брахмана в Тамасика и Раджасика Вритти - сокрыт.
В Раджасика Вритти, однако, из-за некоторой составляющей лёгкой прозрачности,
проявляется аспект интеллекта.
Только в чистой Саттве Ананда, или Блаженство, проявляется полностью.
Эти Саттвика Вритти, таким образом, находятся в положении ворот к Блаженству Брахмана
и являются связанными с Брахманом (Брахмананда-саходара).

Роль психических функций

Из-за нечистоты Раджасических и Тамасических Вритти аспект Блаженства в них сокрыт,
но из-за их небольшой составляющей прозрачности аспект Сознания в некоторой степени проявляется.
Так же как чистая вода, когда она соприкасается с огнём,
поглощает только тепло огня, но не его свет,
так и Раджасические и Тамасические Вритти
проявляют только аспекты Существования и Сознания Реальности, но не её аспект Блаженства.
Однако, в некоторых других субстанциях, посредством которых может гореть огонь, таких как дрова, проявляются как тепловые, так и световые аспекты огня.
Аналогично, в Саттвика Вритти Сознание и Блаженство проявляются вместе с Существованием. Степень проявления огня в большой степени зависит от того, через что он проявляется.
Это так - как в случае обычных вещей в мире, таких как огонь,
так и в случае счастья и т.д., проявленных в уме.
Этот анализ делается на основе собственного опыта, путём реального наблюдения фактов, -
потому что каждый знает, что бывают моменты уныния, понимания или счастья,
по-разному ощущаемые внутри.
Определяющими факторами, таким образом, являются средства выражения.
Ни в Раджасических, ни в Тамасических Вритти Блаженство не может быть проявлено постоянно, и даже в Саттвика Вритти иногда наблюдается то больше проявления счастья,  то меньше.
Не только здесь, в этом мире, мы наблюдаем такую разницу в счастье разных существ,
и даже в счастье одного человека в разное время;
по разным причинам, но есть разница в степенях счастливости и у обитателей
других высших обителей,
таких как Гандхарва-лока, Сварга-лока и т. д.,
из-за различной степени Саттвы, проявляемой там в утончённых умах.
Когда есть желание дома, имущества и т. д., значит, проявляется Раджас.
Это отвлекающая Вритти, и в ней нет счастья, потому что здесь
Вритти направлена на внешние объекты, вынесена вовне.
В таких желаниях всегда есть беспокойство о том,
будут ли исполнены чьи-либо желания или нет,
и когда они действительно не исполняются, возникает безграничная печаль.
Когда желания наталкиваются на препятствия, возникает гнев,
и препятствующий фактор становится объектом ненависти;
а когда нет возможности отомстить препятствующей силе,
происходит падение ума через уныние.
Это работа Тасмасика Вритти.
Когда возникают такие Вритти, как гнев, человек испытывает большую печаль,
как внешне, так и внутренне.
При таких обстоятельствах трудно достигнуть счастья.
Когда же объект желания получен, внутри возникает воодушевляющее чувство.
Это работа Саттвика Вритти, и тогда счастье становится интенсивным.
Когда объект желания действительно наслаждает, счастье более интенсивное,
чем когда им просто обладаешь.
Когда есть только вероятность исполнения желаний, имеет место мягкое проявление счастья.
Но высшие градации счастья обнаруживаются в отречении, а не в желаниях.
Это видно в таких возвышенных существах, как Дживанмукты (Освобождённые – прим. пер.);
их состояние было объяснено в другом месте данной книги.

Таким образом, всякий раз, когда отсутствует желание, гнев, жадность и т. д.,
и есть Вритти, такие как терпение, великодушие и т. д.,
проявляется счастье из-за прекращения Раджаса и Тамаса.
Какое бы счастье ни было в этом мире,
оно является отражением Брахмана в интровертных Вритти ума.
И только когда происходит возвращение Вритти к своему собственному Источнику,
происходит беспрепятственное обнаружение природы Брахмана.
Брахман, не будучи объектом, не может быть увиден через чувства.
Он Высший Субъект и, следовательно, его можно познать только во внутренней интуиции.
Относительно трёх аспектов: Существования, Сознания и Блаженства:
Существование проявляется в таких вещах, как камень и т. д.;
Существование и Сознание раскрываются в Раджасе;
а Существование, Сознание и Блаженство, все вместе, - в Саттве.
Таким образом, природа Брахмана объясняется через средства чувств.

Брахман, как не связанный с чувствами, был объяснён в одиннадцатой главе, трактующей Йогу,
и в последующих двух главах, посвященных Джнане.
Майя Шакти Брахмана имеет качества, противоположные качествам Брахмана.
Это Асат (нереальный), Джада (инертный) и Духкха (боль),
в противоположность Сат (реальности), Чит (сознанию) и Ананде (блаженству).
Асат, или несуществование, проявляется в таких воображаемых объектах, как рога человека;
Джада, или бесчувственное, в неодушевленных объектах, таких как дерево и камень;
Духкха, или боль и печаль - в раджасических и тамасических модальностях ума.
Вот как Майя распространилась везде в творении,
и для нас невозможно познать Брахмана в наших индивидуализированных состояниях,
кроме как через эти модификации ума.

При таких обстоятельствах ищущему необходимо
попытаться медитировать на Брахман как Реальность,
отделяя Его от того, что не существует, неодушевлено и болезненно,
и эта медитация должна проводиться разными способами и в разное время,
по мере того как человек сталкивается с различными предметами творения.
Когда человек видит камень, например,
его аспект существования должен быть отделен от его имени и формы,
и, таким образом, его существование должно медитироваться как аспект Брахмана.
Когда в уме есть Раджасика и Тамасика Вритти,
нужно попытаться отделить эти кажущиеся поверхностные формы ума
от Существования и Сознания, проявленных там.
Аналогично, когда в уме проявляется Саттвика Вритти,
её следует изолировать от Сат, Чит и Ананды, проявленных в нём.
Созерцание аспекта Существования в неодушевлённых объектах
является низшей формой медитации.
Созерцание аспектов Существования-и-Сознания в аспектах ума Раджасика и Тамасика
является срединным типом медитации.
Созерцание Существования-Сознания-Блаженства как всецелого Брахмана, в Саттве,
является высшей формой медитации.

О Медитации посредством Анализа

Процесс медитации, предписанный здесь, предназначен для тех,
кто не способен избавиться от представления о том, что есть мир снаружи.
Объекты чувств, из которых состоит мир, предназначены для того,
чтобы восприниматься как указатели на совершенство,
как тела, которые показывают Божественное Существование в своём проявлении.
Мир представляется Дживе как реальность, и необходимо выйти за его пределы,
понимая его сущность во всех её аспектах.
Мир взят здесь как указание на существование Трансцендентного Существа,
и, следовательно, способного действовать как учитель для Дживы-Сознания.
Джива переходит от низшего к высшему, от грубого мира,
постепенно, к высшему совершенству Абсолюта.
Помимо упомянутой медитации, а именно:
интеллектуального анализа аспекта Существования, отделенного от имени и формы неодушевленного объекта;
аспекта Существования-и-Сознания, отделённого от Раджасических и Тамасических Вритти ума;
и аспекта Сат-Чит-Ананда, отделённого от Саттвика Вритти, -
существует другой способ медитации только на впечатлении,
оставленном предыдущей практикой медитации, как указывалось ранее.
В этом состоянии безразличия в уме, Вритти ослабевают,
так что они перестают относиться к каким-либо внешним объектам.
Такое беспредметное состояние следует рассматривать
как наиболее благоприятное состояние ума,
и это можно рассматривать как четвертую разновидность медитации,
помимо трёх уже упомянутых.
Медитации, практикуемые в соответствии со строгими канонами Джнаны и Йоги,
являются не просто умственными процессами или простыми усилиями,
но являются воистину самой божественной мудростью.
Они раскрывают Брахма-Видью, или Знание Вечного,
поскольку они являются состояниями высшей концентрации ума,
в котором Раджас и Тамас полностью уничтожены,
и есть изобилие Саттвы, проявляющей мудрость Бога.
Это знание укореняется на постоянной основе,
когда концентрация развита до максимальной степени.
Именно в этом состоянии Знания раскрывается полнота совершенства Брахмана
как Единой, Неделимой Сущности Сат-Чит-Ананды, без каких-либо различений.
Поэтому эти атрибуты не проявляются как свойства, присущие какой-то другой субстанции, но как идентичные самой Конечной Субстанции.
Сат-Чит-Ананда не означают «качества» Брахмана, но «Сам Брахман».
Из-за отсутствия всех ограничивающих дополнений такие различия отменяются
в состоянии Совершенства.
Вритти Саттвы, Раджаса и Тамаса обычно действуют как ограничивающие качества в Дживе,
но они были преодолены Джнаной и Йогой,
и следовательно, они больше не действуют как ограничивающие факторы
в реальности Абсолюта, который свободен от всех эмпирических или релятивистских ограничений. Брахман является Самосветящимся и «Не Имеющим Второго».
Там нет тройственного различения видящего, видения (процесса) и видимого.
Поэтому это называется Бесконечным, или Бхума, Полным, которое есть Блаженство.
Счастье чувств в контакте с объектами, следовательно,
следует рассматривать как особую стадию в открытии Существования Брахмана.
Видимые объекты чувств действуют как порталы
в Империю Всемогущего Абсолюта, Брахмана. (Стихи 1-35 «Панчадаши»)


Рецензии