Новое мировоззрение всеединства и сопричастности
Время не стоит на месте. в 1991-м Ричард Тарнас издал широко известную на Западе книгу The Passion of the Western Mind: Understanding the Ideas That Have Shaped Our World View, которая была впоследствии издана в России под названием "История западного мышления". (Буквальный перевод: "Страсть западного ума": понимание идей, которые сформировали наше мировоззрение".)
В своей книге Ричард Тарнас вновь ставит во главу угла "мировоззрение всеединства и сопричастности", которое естественным образом приходит на смену отжившему своё время мировоззрению дуализма и индивидуализма.
"Возникновение новой философской парадигмы — Платона или Аквината, Канта или Хайдеггера — никогда не бывает просто результатом умосовершенствования логического рассуждения на основе наблюдаемых данных. Скорее, любая философия, любая метафизическая перспектива и эпистемология отражает возникновение глобального эмпирического шаблона (Gestalt), накладывающегося на видение данного философа, господствующего в его рассуждениях и наблюдениях и в итоге оказывающего воздействие на весь культурный и социологический контекст, в коем некогда обрело форму данное философское видение.
Ибо сама возможность появления нового мировоззрения покоится на подспудной динамике культуры в целом. Так, коперниковская революция, зародившаяся в эпоху Возрождения и Реформации, в точности отразила архетипический момент рождения современного человечества из антично-средневекового космически-церковного лона. С другой же стороны, произошедший в XX веке грандиозный обвал многих структур — культурных, философских, научных, религиозных, нравственных, художественных, общественных, экономических, политических, экологических — заставляет предположить, что это тотальное разрушение необходимо предвещает некое новое рождение. И отчего сегодня в западном мышлении — практически во всех областях — столь ощутимо непрерывно растущее коллективное стремление сформулировать некое мировоззрение всеединства и сопричастности? Коллективным сознанием явно овладела мощная архетипическая динамика, и современное мышление, истомившееся в тенетах отчуждения, в подступивших уже родовых схватках силится вырваться на волю, сбросив "порожденные разумом кандалы" (выражение Блейка), дабы вернуть себе утраченную сокровенную взаимосвязь с природой и со всем Космосом".
Тарнас развивает идею эпистемологии* соучастия ("participatory epistemology"), по-разному развитую в своё время Гёте, Гегелем, Соловьёвым и другими. Он считает, что её можно понимать не как возврат к наивной мистике соучастия, а как диалектический синтез долгой эволюции от изначального недифференцированного сознания через дуалистическое отчуждение Декарта и Канта.
*Эпистемологию можно понимать как англоязычный синоним гносеологии, то есть теории познания.
Тарнас впервые описывает древнее мировоззрение, в котором "я" неотделимо от Мировой Души в мистике соучастия. В мировоззрении Нового времени "я" стало обособленным от мира. Субъект познания — человек — потерял неразрывное мистическое единство с объектом познания — Миром, Вселенной. Мир из живого и одушевлённого организма в сознании древнего человека давно уже превратился в мёртвый и бездушный организм в дуалистическом сознании современного рационально мыслящего западного человека.
"Безжизненная" и бездуховная наука Нового времени, трактуемая сквозь призму субъект-объектного дуализма, "убила" Мировую Душу и Мировой Дух. Дух с Небес как Высшая реальность был вытеснен из человеческого сознания. Ему на смену пришёл исключительно "прах земной" как единственная реальность, исток всего и объект научного исследования.
Однако существующая "мощная архетипическая динамика", о которой говорит Тарнас, заставляет надеяться и верить, что на смену картезианскому дуализму души и тела, а также на смену искажающему восприятие реальности субъект-объектному дуализму со временем неизбежно придёт холизм как мировоззрение всеединства и сопричастности. Нечто подобное давным-давно присутствует в философском дискурсе Восточного ума, включая индуизм и буддизм. И на повестку дня встанет создание нового как хорошо забытого старого универсального мировоззрения, которое станет сплавом древней философской мысли Запада и Востока и новейшей научной парадигмы.
Одним из возможных вариантов философии всеединства XXI века является философия Единого как Духовной Матрицы Мира и Вечной Жизни.
16 апреля 2025 года (Страстная неделя)
Свидетельство о публикации №225041600309