Дал слово держи

Дал слово - держи

Древние иранцы боготворили слово. Слово для авестийцев обладало силой и властью и наделяло ими того, кто умеет слово держать. Те же, кто слово держать не умеют, лишались всех благостей и даже жизни. Авестийцы знали два вида обещаний: клятву (варуну) и договор (митру). Того, кто нарушил данную клятву, подвергали испытанию водой, то есть, по сути, топили. Того, кто нарушил договор, подвергали испытанию огнем, то есть, по сути, сжигали. Так впоследствии Варуна превратился в ведийское божество справедливости и мировых вод, а Митра – в божество согласия и солнечного света. Оба бога всегда перемещались вместе на своих ваханах – животных-помощниках. Вахана Митры – конь, вахана Варуны – макара (смесь дельфина, акулы и крокодила).
Боги были милостивы, но и карали жестоко. Поэтому их суд свершался в случаях исключительных, редких, когда нарушения клятвы или договора были вопиющими. И решал, когда и над кем вершить суд, высший бог авестийцев – Ахура-мазда («Высшая мудрость» в очень условном переводе).
Хочешь жить счастливо – держи обещания: блюди клятвы и не нарушай договоры. При этом руководствуйся высшей мудростью: не давай неисполнимых клятв, не заключай неисполнимых договоров. Что может быть проще? Но нет, политики сыплют заведомо пустыми обещаниями, обыватели берут неподъемные кредиты. А потом первые удивляются, почему их ненавидят (топят), а вторые – почему оказались в таком темном месте с обратной стороны тела. А всего-то и надо было – думать перед тем, как слово дать, и держать слово, раз уж дал его.


Рецензии