Командировка на войну. Глава. 106 Мемуары
Умереть сегодня — страшно, а когда-нибудь — ничего.
Владимир Даль – известный русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач.
Когда около того же времени явилась нужда в уничтожении сена, заготовленного севастопольцами, но попавшего в руки неприятеля, то пластуны, по предложению главнокомандующего, взялись сжечь эти запасы сена.
В первую же благоприятную ночь, при значительном ветре, двадцать казаков под командой урядника Демьяненко, переправились через реку Чёрную и устроили здесь засаду, послав трёх пластунов к сенному складу.
Пробравшись ползком между неприятельскими караулами, дозорные пластуны проникли внутрь склада и, запалив изнутри сено, поползли обратно, а затем бросились бежать на глазах французов мимо засады.
Французы пустились преследовать беглецов, но едва убегавшие миновали засаду, как раздался отсюда дружный залп, ошеломивший французов.
Пользуясь замешательством многочисленного неприятеля, пластуны вовремя успели отступить без всяких потерь, надев на кусты свои шапки. Между тем, пока горело сено, во французском войске поднялась тревога.
Противник выдвинул вперёд даже резервы, и долго затем раздавались ружейные выстрелы по висевшим на кустах шапкам, пока неприятели не разобрали, в чём было дело.
В ноябре 1855 года в период Крымской войны пластуны под покровом ночи ликвидировали неприятельскую мортирную батарею, доставившую русским много проблем, попутно перебив в ближнем бою значительную часть противника и захватив с собой три орудия.
Кроме того метким огнём они поразили многих английских и французских солдат, которые воспользовавшись ночною темнотой, пытались скрытно подползти к нашим укреплениям, с целью заминировать их.
Там же под Балаклавой отряд пластунов полностью уничтожил английский кавалерийский эскадрон, когда возомнившие о себе невесть что англичане погнались за казаками, сделавшими вид, что убегают от грозных английских вояк.
Когда вражеский эскадрон приблизился к пластунам те, грамотно рассредоточившись, перестреляли англичан из своих разящих штуцеров.
Кроме того меткие выстрелы пластунов не давали спокойно работать артиллерийской обслуге батарей англичан и французов осаждавших город русских моряков, да настолько успешно что командующий французской экспедиционной армии маршал Сент Арно заявлял: «Какие-то казаки парализуют все осадные работы, до единого выбивают всю прислугу штурмовых батарей».
Формирование всё новых и новых пластунских команд продолжалось и после окончания Крымской войны.
Кубанское казачье войско совершало много подвигов за свою историю. Но отдельным эпизодом, в какой – то мере культовым, причём как для казаков, так и для воевавших с ними горцев, стал бой за «Липкинский пост» от 04 сентября 1862 года.
В этом бою нашлось место и неравной схватке, когда один казак противостоял ста черкесам и героизм, когда казаки предпочли умереть, но исполнить свой долг и женской отваге. Сам «Липкинский» пост появился, когда в середине XIX-го века построили для защиты от горцев Адагумскую укрепленную линию.
В её состав входил и Георгиевский пост, прикрывавший подступ к двум новым казачьим станицам. Пост располагался поблизости от липового леса и перекрывал выходы сразу из двух ущелий.
Поэтому звали его «Липкинским» или просто – «Липками». За сутки до боя в укрепление заехал казачий отряд, которым командовал – есаул Никита Вишневецкий.
Постом командовал сотник – Ефим Миронович Горбатко и он со своей женой Марией тепло принял казаков, предлагал им остановиться на несколько дней. Но отряд переночевал и поехал дальше. А на следующую ночь пришли горцы...
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225041600402