Глава 12. 2

ИГОЛКА В СТОГЕ 

 

Задержать преступника на месте преступления или сразу после его совершения удавалось редко. Поэтому возникала необходимость, прежде всего, установить его личность, а затем искать и задерживать. Чем быстрее это происходило, тем лучше. В арсенале уголовного розыска в таких случаях применялся метод опознания по фотографиям в альбомах. 

Иногда составлялись фотороботы и художественные зарисовки, составленные и нарисованные со слов потерпевших и свидетелей. Немало случаев, когда этот метод не помогал. И тогда оперативникам приходилось искать «иголку в стоге сена»: вместе со свидетелем или потерпевшим ходить по городу в надежде опознать в случайном прохожем подозреваемого. 

Ивану Шевченко о таком случае в его уголовно-розыскной практике напомнила встреча осенью 2017 года в автобусе городского маршрута. Сидя в стареньком «пазике», он обратил внимание на сидевшую напротив немолодую, приятного вида женщину, жгучую крашеную брюнетку, смотревшую на него. 

Шевченко, на минуту задержав внимание на ее лице, понял, что эту женщину он видит впервые. Она, глядя ему в глаза, произнесла имя: «Людмила Михайловна». Это имя было ему знакомо. Так зовут его жену. Иван подумал, что, скорее всего, это одна из знакомых его супруги. 

Женщина достала ручку из своей сумочки и что-то написала на небольшом кусочке бумаги, который протянула ему. Иван взял листок и увидел на нём номер мобильного телефона. В это время автобус остановился, и женщина вышла. 

Дома он спросил у жены, знает ли она женщину с таким же, как у неё, именем. Но таких знакомых у жены не оказалось. На следующий день он позвонил незнакомке. Женщина рассказала, что узнала в нём инспектора уголовного розыска, который много лет назад помог ей, когда неизвестный мужчина порезал ее руку и вырвал сумку с деньгами и документами. Они договорились о встрече, и через несколько дней она состоялась. Иван Шевченко попросил её рассказать эту историю подробнее. 

Вот что поведала ему Людмила Панова. 

«В молодости она выглядела совершенно иначе, была худенькой, с рыжими волосами, поэтому неудивительно, что Шевченко не смог её узнать. В конце семидесятых годов, незадолго до празднования 1 Мая, на работе Пановой выдали премию в размере оклада. Сумма оказалась приличной для молодой работницы торговли. 

После работы она возвращалась домой, шла по улице К. Маркса в сторону городского рынка. Погода не радовала, дул влажный прохладный ветер. Сумочку с деньгами и документами она несла в правой руке, а левой придерживала капюшон плаща, защищаясь от порывов ветра. Когда она прошла магазин «Товары для дома», то внезапно почувствовала, как её сумочку вырывают из руки. 

Она невольно сжала пальцы, пытаясь удержать ручку сумки, но не смогла, почувствовав острую боль на внешней стороне кисти. Панова сразу же повернулась и на мгновение встретилась взглядом с молодым человеком лет двадцати, который, не задерживаясь, побежал во двор пятиэтажного панельного дома. 

Она успела заметить на нём чёрную кепку, синюю куртку и тёмные брюки. Людмила закричала: «Помогите!» и, забыв про боль в руке, побежала за ним. Бежать в сапожках на высоком каблуке она не смогла и вскоре потеряла мужчину из виду. 

Расстроенная и заплаканная, закрыв окровавленную кисть ладонью другой руки, она пошла домой, рассказала обо всём родителям и позвонила в милицию. Дома мама обработала рану перекисью, к счастью, она оказалась неглубокой, и забинтовала кисть. Вскоре подъехала милицейская машина. Вместе с сотрудниками милиции она около часа «колесила» по городу, но найти того мужчину так и не удалось. 

Её привезли в отдел милиции на ул. Советская, д. 63, где она написала заявление о нападении и хищении сумки с деньгами и документами. После этого её допросил следователь. Кроме следователя – женщины с интересной фамилией Тур, в кабинете находился молодой человек. Следователь представила его как инспектора уголовного розыска Ивана Шевченко. 

После оформления протокола допроса и просмотра фотоальбомов они втроём спустились к дежурному, а затем на машине приехали на место, где у неё вырвали сумочку. Следователь в машине приготовилась что-то рисовать на бумаге, а она вместе с инспектором пошла по маршруту убежавшего разбойника. 

После этого её отвезли домой. Через день ей позвонил Шевченко, и они вдвоем пошли по дворам и улицам города. Они ходили по городскому рынку, на ж/д вокзал, в аэропорт и в другие места, но всё безрезультатно. 

На следующий день всё повторилось с таким же результатом. А на третий день они ездили по городу на зелёном УАЗике с брезентовым верхом. Она сидела на переднем сидении рядом с водителем в надежде разглядеть среди прохожих ее обидчика. 

Ближе к вечеру, завершая поиски после посещения ж/д вокзала, они ехали по ул. Коммунистической. Проезжая мимо гостиницы и ресторана «Сыктывкар», она обратила внимание на мужчину в синей куртке и черной кепке, который стоял спиной к проезжей части улицы, и попросила остановить машину. 

Она сказала, что забыла сообщить следователю и инспектору, а теперь вспомнила про одну примету. Когда разбойник повернулся, чтобы убежать с её сумочкой, она заметила у него на голове пониже кепки на тёмном фоне волос большой клочок белых, возможно, седых волос. У молодого человека, на которого Панова обратила внимание, есть пучок белых волос. 

Иван Шевченко обратился к водителю Евгению с просьбой помочь задержать конкретного мужчину. Он предложил следующий план: сам подойдёт к подозреваемому и попросит прикурить, а Евгений в это время подбежит к ним сзади, и они вместе смогут задержать его. 

Когда мужчина давал прикуривать Ивану Шевченко, а водитель побежал к ним, молодой человек оглянулся, вероятно, услышав топот обуви Евгения. Одной рукой подозреваемый попытался оттолкнуть инспектора, а второй – вытащить из кармана нож. В этот момент Шевченко схватил его за рукав куртки и резко дёрнул на себя. 

Мужчина, теряя равновесие, невольно отвёл руку с ножом в противоположную рывку сторону. И тут водитель прыгнул на него. Все трое оказались на земле. Рука с ножом так и осталась вытянутой и прижатой коленом водителя. 

Шевченко же вскочил на колени и, не выпуская рукав куртки, заломил руку подозреваемого за спину. Со второй рукой справился Евгений. Нож остался лежать на асфальте тротуара. Панова из автомашины с волнением наблюдала за происходящим задержанием ее обидчика. 

На мужчину надели наручники, подобрали нож и посадили в машину на заднее сидение. Она обернулась и посмотрела на него. Их взгляды встретились, и она невольно вздрогнула. Это был тот самый человек, который напал на нее. Она снова оказалась в кабинете следователя». 

Так закончила свой рассказ Панова, показав в доказательство изложенного тонкий, еле заметный шрам на кисти правой руки. После такого детального рассказа Людмилы Пановой Иван Шевченко вспомнил этот эпизод из практики службы в уголовном розыске. 

С водителем отделения уголовного розыска Евгением Латкиным ему приходилось несколько раз задерживать преступников, в том числе возле гостиницы «Сыктывкара». 

Многие детали того события стёрлись из памяти, но Иван вспомнил, что писал рапорт начальнику милиции с просьбой поощрить водителя Латкина за проявленную смелость и храбрость при задержании подозреваемого в совершении разбойного нападения.


Рецензии