Конец времен и любовь к мудрости у Одина, Гегеля и
Прошу не гневаться за название! в конце концов, это всего лишь название и всего лишь вопрос. Причем, вопрос не столь нахальный, сколь риторический (примерно как вопросы вроде «Тычо, самый умный?»). Так или иначе, ответа я не прошу от вас, и не требую от себя. Всё это – лишь попытка поразмышлять над вопросом, который для одних суета, для других ересь, а для третьих – тоже ересь, но в другом смысле, хе-хе (то, что называют «ослизм» или «делирий»).
А если серьезно, то, пожалуй, только для нашего читателя вопрос «ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ?» есть вопрос если не насущный, то экзистенциально важный.
В нашем языке, более того, в нашем лексиконе, есть слова, которым принято приписывать положительную коннотацию, а на деле за ними густой шлейф негатива – кандалы и кровища (достаточно назвать всего два слова – «свободу» и «демократию»). А вот за словами горькими (такими как, скажем, «боль» и «страдание») нередко скрываются просветление и слезы радости.
Между тем, есть и такие слова, с которыми непонятно, ЧТО за ними стоит – позитив? негатив? ахинея? (например: «политик(а)», «экономика»). А может, вообще ничего не стоит?
А к какой категории можно отнести такие слова как «вкус», «мудрость», «юмор» или «любовь»? слова-то, вроде понятные, даже (почти) положительные, но... возможно, не все так гладко: ведь и за «позитивными словами» может скрываться черт-те что, а тут нам и значение толком не понятно.
Потому я и начал со СЛОВ, что пока нам не известно, ЧТО соответствует словам, приведенным выше; стоит за ними что-нибудь (весомое), или же это просто слова. Красивые слова...
2. В ДВУХ СЛОВАХ... О ТРЕХ СЛОВАХ
Начнем со слова «вкус», на который, как известно, товарища нет (а если вкус отсутствует - товарищей пруд пруди). В самом деле, вкус индивидуален, причем, индивидуален не меньше, чем отпечатки пальцев или кракелюры на старинных полотнах.
«Вкус – это человек», сказал маркиз де Бюффон, и он, пожалуй, был прав (маркиз, всё-таки). Но давайте, спросим у маркиза: «А что такое человек?» Ответ на поверхности: Человек, это существо, которое создано по образу и подобию Творца. А по образу и подобию чего или кого создан ВКУС? Быть может, это некий орган, который различен у разных людей, и к тому же, орган нематериальный... Есть ведь люди, обладающие – в отличие от большинства – интуицией, и даже способностью к предвидению или предсказанию. Есть люди, награжденные различными талантами, способностью особого восприятия, чувством юмора, наконец.
А как с музыкой? поставьте безопасный эксперимент: включите музыку – на ваш вкус – и понаблюдайте за подопытным (слушателем). Вы заметите, как в какой-то момент испытуемый начнет подпевать, размахивать руками, даже трястись; кроме того, возможны гусиная кожа, покраснение или повышенное потоотделение. При этом, источники музыки – барочная фуга, балканский танец, жесткий хард-рок, забористый авангард – могут разниться, вплоть до полной непохожести, однако на подопытного (вроде меня, например) они производят сходный эффект. При этом, источники не объединяет ничего, кроме общего ярлыка: "МУЗЫКА". Но за последним скрывается нечто донельзя расплывчатое. Здесь много тысяч действующих лиц, у многих из которых у каждого – по тысяче лиц, по тысяче голосов! Беру наугад всего пять имен/брендов: Игорь Стравинский, Led Zeppelin, Uz Smay Doma, Magma, литовские Sutartine.
Теперь, что такое юмор? «Что-то смешное, веселое»? знаете... Во-первых, такой ответ слишком размыт. Во-вторых, ВЕСЕЛОЕ не всегда смешит, а СМЕШНОЕ может и не быть ВЕСЕЛЫМ. Наконец, в русском языке десятки слов для обозначения всевозможных градусов смешного, от дьявольского хохота, карнавального смеха о "телесном низе" до ангельского веселия. Однако мы взяли на вооружение слово «юмор» - уж наверное, неспроста! ведь слово это появилось в русском языке всего лишь в сер. 19 века. Точнее сказать, слово "юмор" проникло (вместе с безбожием и либерализмом) еще при Петре, через прорубленное им окно, однако тогда оно звучало как "гумор" и означало... "жидкость" (необязательно ТУ жидкость, которую мы ассоциируем с весельем, хе-хе). А современные звучание и смысл пришли не из Европы, а из английского (оттуда же, кстати, пришло и китайское "yumou", только в 1924 году!)
Апропо: запомним слово "жидкость" на будущее, когда речь зайдет об источнике/колодце мудрости.
Впрочем, к я вернусь после основного раздела – о МУДРОСТИ – а этот краткий пассаж о ЮМОРЕ я закончу таким определением: «Юмор – это свойство произвольно приходить в благое расположение духа». Между прочим, это Кант (а "Кант" и "юмор" сочетаются примерно как "Пушкин" и "математика"). Тем не менее, это определение кажется мне лучшим определением того, что такое юмор.
3. ЛЮБИТЬ ИЛИ ПОЗНАВАТЬ?
Что же можно сказать о Мудрости? Сказать «Все и ничего» значит ничего не сказать (хе-хе или НЕ хе-хе), пустая, крикливая патетика. Лучше обратиться к ТОЙ науке, в которую мудрость заложена, по крайне мере, в название, если не в «контент».
Наука эта, как вы понимаете, называется «философией». Можно ли назвать философию «наукой»? наверное, и да, и нет. ЧТО наукой является точно, так это история философии! – с ней всё чётко: -измы, звания, «отпечатки пальцеу».
Вопрос в другом: есть ли разница между собственно философией и историей философии (а если есть, то ГДЕ тогда переход или смычка). Однако я пока не буду касаться этого вопроса. Ведь я веду речь не о философии, а о мудрости. И попрошу не ржать! – ЧТО стоит за красивым словом «мудрость», пока не известно, тогда как за словом «философия» стоят, худо-бедно, пуды литературы, сотни знаменитых имен, понятий и доктрин.
Будучи наукой, история философии опирается на факты и оперирует фактами. А Факт №1 таков: на вопрос «Кто ты такой?», некто по имени Пифагор с острова Флиунт назвал себя словом «философ».
Отметим два момента.
На свет появилась не ФИЛОСОФИЯ, а первый ФИЛОСОФ.
Второй момент: тогда как все прочие НАУКИ имеют своим корнем либо “logos”, либо “graphоо”, и переводятся соответственно, философия есть не «слово о чем-то» и не «описание чего-то», а любовь. Любовь к мудрости! (других исключений – филологии, юриспруденции и геометрии – мы здесь касаться не будем; достаточно сказать, что у отца геометрии, Эвклида, геометрия понимается по сути как философская дисциплина).
Нас интересует другое.
Задолго до Пифагора, далеко на Севере, жили два существа. Один был претендентом на обладание мудростью, а второй ей таки уже обладал. Забавно: в только что написанной фразе невольно возник омоним: «Один» не только местоимение, но и имя – Один. Второй – это Мимир; «он был исполнен мудрости, оттого что пил воду (из источника мудрости) из рога Гьяллархорн».
Итак, пассаж из «Младшей Эдды» не дает определения мудрости, но объясняет, ЧТО значит «обладать мудростью»: пить воду из источника мудрости, из рога, имя которого переводится как «громкий рог».
"Истина - на дне кубка", говорили древние римляне. "Мудрость - на дне бездонного рога", ответили бы им норманны.
Не знаю, как у вас, но у меня возникла куча вопросов.
Что мы знаем о мудрости Мимира? Ничего. Мы слепо верим автору, ибо это – сам Снорри Стурлусон (но, как говорится, без ссылок в описании).
В чем заключается эта мудрость? Неизвестно. Все, что мы знаем о Мимире, это то, что он не дал Одину ни капли, пока не получил выкуп с отца богов.
Главный вопрос: Зачем всемогущему асу понадобилась мудрость? И вопрос этот также остается без ответа. А нам остается гадать.
Что ж, будем гадать!
4. БЕЗДНА, КОЛОДЕЦ И ЖЕРТВЕННИК
По роду своему, Мимир – хримтурс. А надо вам сказать, что самыми жуткими среди всех монстров, населявших весь (и без того жуткий) мир древних скандинавов, были именно они – хримтурсы (они же инеистые великаны). Иней этот возник при столкновении вечных льдов из Царства мертвых и страшного огня из хтонического пекла (однако, сочетаньице!..).
Огнедышащим языком лава лижет лёд, а тот желает сковать пылающий поток льдом... да, выглядит очень по-исландски...
Но откуда здесь взялась мудрость?
Может, все дело в том МЕСТЕ, где расположен колодец Мимира?
Напомню. У Мирового Древа три корня: «Один корень – у асов, другой тянется к Нифльхейму (...), и снизу дракон Нидхёгг подгрызает этот корень. Третий корень – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна».
Разве не чудесно?! Помимо Царства богов (асов) и Царства мертвых, есть и некая «нейтральная зона», Мировая Бездна, которую «Старшая Эдда» величает очень поэтично: “Gap var ginnunga – Ginnungagap”
В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.
Говоря не столь поэтично, этот и есть (хаос) небытия. Возможно, речь идет о том самом бездонном кратере в Антарктиде – сверхпоэтичном, недонаучном – который, сквозь километры льда, уходит прямо в слой магмы, тем самым давая соседствовать льду с огнем. Бездна как некая граница между неподвижным льдом Нифльхейма и вечно-пылающим пламенем Муспельсхейма?
Впрочем, о таком кратере не знали ни до-викингские норманны, не знаем и мы.
К тому же, пусть и чисто логически, БЕЗДНА НЕ может быть ГРАНИЦЕЙ! Это именно бездна, а ключ здесь – БЕЗ. Это бездна БЕЗ дна, БЕЗ покрышки, БЕЗО всех прочих атрибутов. Это НЕБЫТИЕ или НИЧТО, с которого-то начинает свою Систему и свой Метод Георг Гегель.
Видите, мы подбираемся к мудрости... Значит, надо продолжать!
«...под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, лежит источник
Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника», владетеля, который черпает и пьет мудрость из рога...
Стоп! а может, дело не в жидкости, которую черпал Мимир, а в том баснословном Роге, ИЗ КОТОРОГО он пьет? Хотя нам и кажется странным, что этот по факту кубок для питья получил название «громкий рог». Более того, это именно тот рог, в который протрубит Хеймдалль:
Тот день настанет, день последний –
И протрубит прегромкий рог.
Огонь и уголь станут бледны:
Наступит страшный Рагнарёк!
(это - из моего детского стихотворения «Конец света»; оно было написано в 1989 году: ситуация вполне располагала: "Конец времен в отдельно взятой стране"...)
Именно так! тому самому Гьяллахорну предначертано норнами подать богам и людям сигнал о том, что заколебались основы мироздания, что чудовища, томившиеся до срока, вырвались и уже несут смерть всему живому – прежде всего же, самим богам. Вот оно, истинное предназначение Рога Мудрости, Рога сверхгромкого и бездонного!.. этот Рог и есть, выходит, некая смычка между Мировою Бездной начала времен и окончательной бездной огня и крови, в которую обрушится, в которой захлебнется и утонет мир в конце времен!
«Движение вперёд, которое порождает само себя в себе самом, есть вечное движение, и имеет начало и конец лишь по видимости, поскольку это начало и конец друг друга снимают, и оно есть, стало быть, возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало».
Это, как вы понимаете, Гегель. «Зеркало прусской революции» сидит в своем кабинете и проигрывает, назад и вперед, свой эпический метод... «Конца, строго говоря, нет, ибо он есть возвращение к началу».
Да? как же, держи карман! В конце времен, конец придет всему живому, но только не Системе Гегеля! Да, во времена Гегеля еще не было, к счастью, оружия массового поражения - ни ядерного, ни пропагандистского, но все же...
(тут портрет со стены глянул на меня недобрым и недовольным взглядом...)
Признаться, еще с детства, мне больно было читать прорицание вёльвы о Гибели богов. Неотвратимое пророчество - это всегда невыносимо, а гибель Одина и Тора я переживал как личную трагедию.
В общем, мы слишком задержались на Конце времен!
Однако, мы прервались на интриге: что же предпринял ас-авантюрист? Наконец, самое главное: нам предстоит узнать ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ, ЛЮБИТЬ МУДРОСТЬ?
5. ЛЮБОВЬ КАК ПЛАТА ЗА МУДРОСТЬ, ИЛИ..?
Полпути к ответу мы уже отмахали.
Смотрите: перед нами – всемогущий ас, отец богов, который обладает не только сверхчеловеческими властью и силой.
Однако он идет на опасное приключение, с риском для жизни, чтобы заполучить божественный Мед поэзии.
Мало и этого! – Один дает повесить себя на дереве и пронзить себе грудь копьем - все только для того, чтобы получить знание магических рун, власть над колдовскими чарами.
- Послушай, Один, теперь ты не только конунг и воин. Если власти конунга тебе не хватает, то в твоем распоряжении колдовство и поэзия! Чего же тебе еще надо? правь в свое удовольствие!
Однако всего этого Одину мало! Ему необходимо нечто большее: это – мудрость!
Пифагор, который «любил мудрость», отправился учиться в страну фараонов. Годы учения растянулись на всю жизнь, а Пифагор освоил массив знаний по геометрии, медицине и астрономии, накопленный жрецами Египта и персидскими магами за века.
Но... Где здесь мудрость? Где здесь любовь? мне это неизвестно.
А вот, что делает Один:
Ничего не ответил Один. Смотря прямо на Мимира, он медленно вырвал свой правый глаз и бросил его в колодец.
Ас не говорил о своей любви к мудрости, о том, что «Один - философ!» Но он показал, что это значит. И в этом состоит высокий урок, который преподал Один древним варягам:
«Люблю мудрость» значит "Ради мудрости я готов на самопожертвование!"
Впрочем, это и значит ЛЮБИТЬ.
Свидетельство о публикации №225041600428