Океан всё помнит

Эпиграф: "Тугую тетиву меридианов
Бесстрашно рвали наши корабли.
Романтику великих океанов
В морской душе навек мы сберегли".


Кем-то из великих была сказана фраза: "Океан всё помнит". Сегодня, в наш беспокойный век, эти слова приобретают почти сакральный смысл, и не только для моряков.
Память океана — это и дыхание, и архив. Глубокий, бесстрастный, вечный кладезь человеческой истории. Он дышит то свежестью, то тяжестью, то чем-то третьим, неизведанным, зыбким, скрытым между жизнью и смертью. В его солёной бездне хранятся в хронологическом порядке легенды, события, имена, клятвы, прощания, чувства и надежды — всё то, что казалось утерянным.

Океан — старейший из свидетелей. Он не ведёт летописи, не воздвигает памятников, но его волны несут в себе память хроники прошлых времён.
Он помнит, как финикийские торговцы бороздили Средиземное море, связывая Восток с Западом. Скрипели мачты судов с глубокими трюмами, наполненными пурпурными тканями и амфорами с вином — первыми дарами будущей мировой торговли.

Он не забыл и 1492 год, когда каравеллы Колумба, преодолев совсем нешуточные трудности, пересекли Атлантику. Вода до сих пор хранит отблеск костров на острове Сан-Сальвадор — свидетелей первой встречи двух миров, не подозревавших, сколько боли и перемен принесёт та встреча.

Океан затаил в себе крики, доносившиеся из пекла морских сражений y Трафальгара, у Цусимы, в Ла-Манше. Он слышал рев пушек, видел, как тысячи кораблей исчезали в его глубинах в эпоху империй и в годы войн, о которых ныне напоминают лишь их ржавые тени на дне.

Он помнит 6 июня 1944 года, когда тысячи судов пересекли Ла-Манш в День высадки в Нормандии.
И он помнит январь 1945 года, когда капитан третьего ранга Александр Маринеско, командир советской подводной лодки С-13, потопил немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» в Балтийском море. Погибли около девяти тысяч, в основном, солдаты, офицеры и курсанты-подводники, военнослужащие Вермахта. Самая масштабная морская катастрофа в истории. И это тоже хранит Океан.

Металлический грохот, тревожные сигналы, человеческая решимость стали тем сплавом энергии и образа действий, что растворились в его волнах, но не исчезли. Океан помнит не только победителей, он хранит и отголоски жизней тех, кто сгинул во времени с пеной прибоя, так и не успев заявить о себе.

Он знает путь кораблей, гружёных рабами, шедших из Африки в Америку. Их трюмы были полны страдания, а их след в истории — незаживающая рана. Вода, по которой пролегал их путь, и сегодня несёт в себе муки людей, оказавшихся в эпицентре той чудовищной несправедливости.

Океан помнит всё: и расцвет, и позор. Он стирает следы, но не забывает. Слова уносит ветер, историю могут переписать под нужный угол зрения, но пульсация волн — это дыхание памяти, которую невозможно заглушить.

Когда человек стоит у берега и смотрит на горизонт, он видит только линию между небом и водой, ему не подвластна божественная логика.
А океан смотрит в прошлое. Не ему судить, но ему хранить.

И пусть каждый из нас знает об этом.
Где теперь те, кто не уважал Океан?...


Рецензии
Да, Ким, глубокий рассказ - спасибо... Я даже сам не ожидал, что он вызовет в памяти столько полётов над морями океанами, ведь как морской лётчик 37 лет отдано лётной работе, даже когда после армии летал на АН-2, возил парашютистов "на работу - часть БК ("большой коробочки") проходила над лиманом. Кроме того, Ким, 12 годков отходил в Чёрном море, (каботажные плавания), в основном, на яхте "Благовест", (хозяин - подводник, капитан 3-го ранга Миша Курилкин, капитан - вертолётчик Миша Шишкин), довелось принимать участие (не раз) в трёх дневной гонке памяти лейтенанта Шмидта и др. парусных регатах.

А вообще, небольшой опыт "оморячивания" имею: теплоход "Крильон", Владивосток - Корсаков * Сахалин) и обратно, (1964 г); 3 - 4 дня плавания на мрк, БПК, тк в Чёрном море, загрузка в Севастополе, выгрузка на торпедные катера в районе Балаклавы. Видел китов дважды в Северном Ледовитом океане, в Чёрном море прошёл на малой высоте на барком "Товарищ" - когда он ещё был приписан к Херсону, шёл со стороны Турции под всеми парусами - как это было красиво...

На Севере и Балтике десятки раз встречался с истребителями вероятного противника в воздухе: F-16, "Файтнг-Фолкон", J-35 "Дракен", J-37 "Вигген" F-104j "Старфайтер", один раз "Торнадо" и др. ЛА... Ким, к Вам, как к моряку, будет вопрос, но это уже завтра...

Жму кисть, ВВЧ. (а это песни с родины - http://yandex.ru/video/preview/16570591249781535287)

Полковник Чечель   24.09.2025 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Василий, за такой отклик!
Ваш рассказ о морской и лётной судьбе — целая книга воспоминаний, в которых оживает история не только одного человека, но и целой эпохи. То, что "Океан всё помнит", подтверждается в каждом Вашем слове: от лимана и яхты "Благовест" до северных китов и встреч с истребителями в воздухе.

Вы прожили удивительно насыщенную жизнь, где море и небо переплелись в единую дорогу, которая не стирается временем. Радостно и трогательно видеть, что рассказ отозвался именно у Вас, человека, который знает и вкус ветра в парусах, и силу небесного простора.

Благодарю за доверие и за то, что поделились своим богатым опытом — такие истории хочется слушать и беречь.

Ким Федоров   25.09.2025 00:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.