33 - 34 главы. Введение в автоэволюционику
Маленькие шажки и долгий результат – пожалуй, это наиболее трудно усваиваемая истина о любом развитии и успехе. При этом смысл этой истины предельно очевиден и понимается совершенно правильно и корректно с первого взгляда на неё. Всё же нужно изложить этот смысл.
Маленькие шажки и долгий результат – это истина о том, что любой значительный результат, любой успех или решение трудной задачи – это плод очень долгого труда, огромного количества неудачных попыток и ошибок, а также очень значительной траты ресурсов.
Эта истина говорит о том, что любую значительную цель можно достигнуть только тогда – когда мы поделим её на большое количество небольших подцелей – шажков, и будем планомерно, стабильно и не торопясь продвигаться вперёд, не беспокоясь о том, как далёк от нас результат и как медленно мы двигаемся.
Это истина о том – что достижение успеха – это всегда марафон, и никогда не спринт.
Это истина о том – что тяжелейшее полотно реальности прогибается только с помощью долгой и упорной работы домкратом, и никогда не будет деформировано одним или несколькими ударами, какими бы мощными они не были.
Эта истина о том – что борьба с реальностью – это всегда война на истощение, и никогда не блицкриг.
Эта истина о том – что слона можно съесть только по маленьким кусочкам, и очень глупо пытаться это сделать за несколько обедов.
Эта истина о том – что большая стая саранчи может за секунду съесть больше – чем смогут откусить самые страшные и большие хищники на земле.
Эта истина о том – что товары, приносящие наибольшую прибыль – это самые массовые, дешёвые в производстве и неприглядные товары, и даже самые дорогие, роскошные и желанные вещи никогда не встанут с ними в один ряд.
Когда мы начинаем работать с этой концепцией, самое сложное – это определить наиболее правильный размер «шажков».
Чем меньше они будут – тем легче будет их совершать, но есть опасность, что наша психика просто не сочтёт их всерьёз и мы будем забывать о них, недостаточно вовлекаться и вкладывать в них слишком мало усилий, чтобы наблюдался хоть какой-нибудь прогресс.
Делать же «шаги» слишком большими – также неправильно. Мы перенапряжёмся, они начнут мешать нашей повседневной жизни, мы получим слишком негативный отклик из-за нагрузки и в нас начнёт зреть отторжение и неприятие к выбранному делу. Цена прогресса начнёт казаться нам слишком неподъёмной и разум может начать обесценивать главную цель и результат для того, чтобы мы сошли с пути к ним.
Потому определение размера подцелей – это очень важный и ответственный момент.
Как правило, у любого дела и развития есть нижний предел размера подцелей, которые мы можем выделить. Для того, чтобы тренировать тело – нужно хотя бы уметь делать одно упражнение. Можно делать мало упражнений, но делать половину отжимания или подтягивания не получится. Если не получается сделать одно упражнение, его заменяют на более простой аналог. Всё же, возможно выполнять движения, представляющие из себя части базовых упражнений – но в данном случае не в этом суть. Суть в том – что уменьшать подцель бесконечно нельзя.
А вот ограничения, связанные с наращиванием объёма подцели - вряд ли существуют. Обычно такие ограничения появляются в связи с нормальным течением жизни, необходимостью спать, есть, отдыхать и другими биологическими потребностями, а также с ограничениями нашего мозга, если речь идёт о его развитии.
В связи со всем вышеописанным – размер подцелей нужно проектировать, ориентируясь исключительно на себя – на свои возможности и ресурсы, психику, жизненный опыт и окружение.
Это сложно и требует учёта множества факторов, это своего рода искусство и мастерство – но по-другому не получится. Только вы хорошо знаете настоящие границы ваших возможностей и сил, уклад жизни и располагаемые ресурсы.
Конечно, вы можете переоценить или недооценить себя, сделать ошибку – но это не страшно – стратегию всегда можно скорректировать и поменять размер подцелей.
Этот размер можно даже не закреплять чётко – а пересматривать постоянно с учётом изменения жизни и обстоятельств.
Важным навыком при развитии является забывание или отсутствие внимания к тому, насколько долог и тяжёл весь путь в целом.
Когда подцели сформулированы, а план развития построен – нужно постараться как можно скорее забыть о том, что-же нам предстоит сделать по итогу, сколько потратить времени и ресурсов, и сколько препятствий может встретиться на нашем пути.
Нужно концентрироваться исключительно на следующем небольшом шаге – на подцели, которую мы вот-вот должны достичь.
И когда мы её достигнем – мы должны радоваться и поощрять себя по полной – как будто совершили что-то невероятно значимое и масштабное.
Конечную цель, конечно, нельзя будет полностью забыть или выбросить из головы, мы будем о ней знать – но она должна стать чем-то призрачным и далёким, скрывающимся за горизонтом, чем-то из разряда мифов и мечтаний.
Мы должны быть подобными канатоходцам, медленно и внимательно переходящими с крыши одного небоскрёба на крышу другого. Не нужно смотреть вокруг, не нужно думать о высоте и ужасе падения, не нужно обращать внимание на колебания каната и порывы ветра – нужно только спокойно наблюдать за небольшим отрезком каната впереди, оставаться сосредоточенным и собранным и делать очередной небольшой, осторожный, но уверенный шаг.
Также определение ближайшей подцели и её достижение должно стать автоматизмом – привычкой, выполняемой полу-осознано.
Для этого также важно примерное определение размера подцели. Если размер и сложность подцели подбираются правильно, и мы настроены достаточно серьёзно – то переход движения к цели в привычку и автоматизм не займут много времени. Это произойдёт легко и быстро, и потом порой будет проблемой не нарушение плана и нежелание двигаться дальше – а, наоборот, недостаточно осознанное отношение к своим действиям и усилиям.
Мы можем слишком долго подмечать движение в неправильном направлении или какие-нибудь противоречия в наших занятиях, так-как будем излишне полагаться на выработанную привычку и установленный план, будем удобно двигаться по прочным рельсам, проложенным ранее, не в состоянии быстро остановиться, свернуть с пути или просто достаточно глубоко задуматься над тем, что и зачем мы делаем.
К сожалению – в развитии, как и во многих сложных действиях, всегда нужно иметь некоторое внимание и осуществлять сознательный контроль, при этом во многом полагаясь на автоматизмы, выученные реакции и привычки. Это диалектика – некоторого противоречия здесь просто не избежать.
Остаётся только стараться хорошо держать баланс, продвигаясь большую часть пути по прочным рельсам выработанных автоматизмов, по которым так легко и эффективно ехать, но, всё же, не забывая в какие-то моменты совершать само-рефлексию, при этом не сильно тратя ресурс воли и внимания на осуществление сознательного контроля.
Удерживание такого баланса – это мастерство – и оно придёт со временем, если мы будем уделять этой проблеме некоторое внимание.
У регулярных «шажков», как правило, присутствуют триггеры – сигналы, запускающие автоматизмы и привычки.
К примеру, всё наше утро можно рассматривать как ряд привычек, запускающих одна другую. Нас будит мелодия будильника – это первый триггер, мы встаём, заправляем кровать, умываемся и чистим зубы, а потом идём завтракать – окончание каждого действия активирует в нас следующее, и так по цепочке. Это пример нормальной и обыденной работы мозга. Если не произойдёт ничего странного или неожиданного, что потребует участия нашего сознания – мы будем беззаботно катиться по рельсам наших автоматизмов, и действия почти не будут требовать от нас силы воли, мотивации или поощрения за благополучное завершение.
При этом обязательно нужно заметить – что та лёгкость, с которой мы катимся по рельсам привычек, вовсе ничего не говорит о сложности и трудности этих привычек.
Это способно удивить, если серьёзно задуматься. Подумайте, каким сложным и тяжёлым может казаться человеку выполнение десятка сложных действий каждый день в одно и тоже время на протяжении всей жизни, если он делает эти действия впервые.
Мы склонны начать сильно недооценивать свои навыки и мастерство, когда они впечатываются в наш мозг настолько сильно, что перестают требовать от нас значительных ресурсов для их выполнения.
Это сродни умению кататься на двухколёсном велосипеде или водить автомобиль. Когда мы не умеем этого делать и начинаем учиться, делая первые попытки – эти навыки могут казаться нам почти невыполнимыми, невероятно сложными и продвинутыми. Но когда пройдёт много времени, когда мы доведём всё до неосознанного профессионализма – мы будем склонны почти полностью обесценивать наши умения. Нам будет казаться, что почти все владеют ими, и что многие находятся на гораздо более высоком уровне мастерства. Наше видение мира в начале обучения полностью сотрётся и ощущение сложности навыка в самом начале станет чем-то далёким и абстрактным.
Так работает сознание – и это очень хорошо, так как это позволяет внедрить в свою жизнь вещи почти какой угодно сложности и трудности, и через некоторое время почти не тратить на их выполнение никаких ресурсов сознания и разума.
Наши тренировки и занятия должны предваряться какими-нибудь сигналами, побуждающими ритуалами или определённым контекстом.
Также и после их окончания хорошо бы иметь тоже самое.
Хорошо, если они будут идти вслед за какими-нибудь привычными действиями, которое мы выполняем каждый день на протяжении долгого периода жизни. Также хорошо, если и после занятий будут следовать такие же привычные и каждодневные вещи.
Занятия и тренировки должны как-бы ложиться на полки между такими же полками, но уже заполненными привычными вещами.
Эти полки - ниши можно освобождать и занимать новыми действиями, которые должны стать привычкой.
Действия быстрее и лучше превратятся в привычку, если они окружены и запускаются привычными и каждодневными вещами. Это как-бы контекст каждодневной рутины.
Это феномен довольно высокой важности. Я увидел его спустя очень долгое время занятий и изучения саморазвития.
Для того, чтобы создать привычное действие, нужно иметь для него нишу.
Ниша должна быть гарантирована пуста, должна быть окружена постоянным контекстом и другим привычным и каждодневным поведением.
Если класть действия и занятия в такие ниши, шанс, что они станут привычкой и автоматизмом, сильно повышается.
Превращать развитие в рутину – это великая вещь, с помощью которой можно сворачивать горы.
Когда речь заходит про «долгий результат», сразу возникает вопрос – насколько долгий ?
Ответ очевиден: всё зависит от той характеристики или атрибута, который мы собираемся развивать или от той области, в которой собираемся достичь результата. Но почти всегда, если цель достаточно серьёзна, речь будет идти о десятках месяцев.
Также будет играть роль частота занятий.
Естественно, что небольшие занятия каждый день будут сильно эффективнее даже больших и объёмных занятий несколько, или один раз в неделю. Почти всегда меньшие, но более частые усилия во много раз эффективнее и лучше объёмных, тяжёлых и долгих, но редких занятий.
К сожалению, не во всех областях развитие можно легко масштабировать в сторону уменьшения занятий. Некоторые области требуют цельных и трудных попыток, и в таких случаях ничего не остаётся, кроме как искать на них время один или несколько раз в неделю или месяц. Но, к счастью, таких областей не много, и они достаточно редки и специфичны.
Для наглядности можно привести примеры длительности путей развития в различных областях, пройдя по которым, можно рассчитывать на некоторые заметные изменения.
• Развитие тела – наращивание мышечной массы, к примеру.
При нормальном положении дел – без применения химии и имея подходящую генетику – можно рассчитывать на набор 1% – 4% мышечной массы от общей массы тела в год. Занятия будут 2 – 4 раза в неделю, с перерывами через определённое время. Занятия могут быть от 50 минут до полутора часов – тут нет чётких стандартов, всё индивидуально. Таким образом получаем 160 – 180 часов занятий в год. При этом желательно ещё соблюдать правильный режим питания и сна, а также пользоваться помощью опытного тренера.
• Развитие души – изучение английского языка.
Тут будет правильным применять каждодневные небольшие занятия, минут по 20 – 40. Конечно, зависит от памяти и рвения, а также от контекста – к примеру, если вы находитесь в англоязычной среде и вам жизненно необходимо знание языка, то изучение пойдёт куда быстрее, но на самом деле удивительного здесь мало – вы, по сути, постоянно тренируетесь, и ваша мотивация имеет мощнейшее основание – знание языка связано с удовлетворением ваших базовых потребностей – не буквально, но мозг и психика могут так считать и вкачивать соответствующую энергию в освоение языка.
Как бы ни было, раньше, чем за год, при нормальных обстоятельствах, усвоить язык на плохом разговорном уровне не получится. 4 – 5 лет – и вы можете усвоить его на хорошем уровне, вы сможете хорошо писать и читать. 10 лет – и вы имеете шанс приблизиться к уровню носителя.
Естественно, такие аспекты владения языком, как акцент и понимание культурных отсылок и контекста – под большим вопросом. Скорее всего, не начав изучать язык в раннем детстве, достигнуть уровня носителя во всём не удастся. Но это и не нужно, в подавляющем большинстве случаев.
Таким образом, получается, что на изучение довольно простого - английского языка у нас уйдёт 200 – 250 часов занятий для базового разговорного уровня, и 1 000 – 1 500 часов для хорошего продвинутого уровня.
Неудивительно, почему многие расстраиваются, когда начинают изучать иностранный язык под давлением постоянной рекламы и мотивирующих инфоцыган и в итоге у них ничего не получается.
Это навык, требующий огромное количество ресурсов и усилий. Для того, чтобы его усвоить, нужны очень серьёзные основания и причины, а на простой идее саморазвития и мысли: «что, мол, это обязательно пригодится и это очень нужный и полезный навык», далеко не продвинешься. Энтузиазм пропадёт на первой же сотне часов изучения.
К тому-же, даже если человек и знает язык, ему хорошо бы этот навык постоянно использовать и применять, чтобы он медленно не таял в мозге. Мозг не хранит безупречно всё, что ему давно не нужно и не как не используется.
И, конечно же, очень тяжело заставить мозг получать навык, широта применения и востребованность которого под большим вопросом. В лучшем случае занятия превратятся в топтание на месте и переливании из пустого в порожнее без какого-либо видимого прогресса, а в худшем они просто будут саботироваться мозгом и всей психикой, пока человек сознательно не решит прекратить тратить на них время, силы и другие ресурсы.
• Развитие капитала – увеличение дохода.
Тут каждый может вспомнить что-то своё. Все мы знаем, как трудно добиваться увеличения своего дохода, как работая в найме, так и занимаясь собственным делом.
На увеличение дохода вдвое могут уйти десятки месяцев и годы, хотя тут, конечно, всё сильно зависит от базы, с которой мы хотим вырасти. Чем выше база – тем труднее будет расти.
Можно привести банальный пример – высшее образование.
Люди получают его в надежде на более высокий доход и перспективы продвижения по карьерной лестнице. Если основываться на статистике более-менее развитых стран, высшее образование позволяет надеяться получать в 1,5 – 2 раза больше тех, кто им не обладает. Чем выше образование – тем, скорее всего, будет выше доход. Но мы видим – что, отучившись 4 года в университете, нам не стоит рассчитывать на в разы больший доход, чем у человека со средним специальным образованием.
В России люди с высшим образованием получают на четверть – треть больше среднего – такова статистика по Москве.
Конечно, если вы окончили бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и защитили докторскую диссертацию в востребованной в экономике области науки – вы можете быть почти уверенными, что будете зарабатывать в разы больше обычного человека. Но разница едва-ли будет на порядок, а ресурсов и усилий вы потратили неимоверное количество.
В предпринимательстве же всё в большой мере зависит от везения и начальных ресурсов и нет никаких доказательств того, что успешные бизнесмены – это люди с интеллектом выше среднего или более обширной эрудицией, чем у обычных людей.
Суммируя всё вышесказанное, можно сказать, что потратив 4 или 5 лет в университете вы, конечно, увеличиваете ваш ожидаемый доход в будущем, но не на порядок и даже не в разы, а скорее всего, на десятки процентов.
С чем это связано ?
Скорее всего, причина во всеобщем распространении высшего образования – его получение просто стало нормой и работодатели перестали давать за него значительную премию. Также дело может быть в некоторой дискредитации дипломов за последние десятки лет. Институтов стало очень много, появилось много коммерческих учебных заведений, за деньги предоставляющих документы государственного образца. В какие-то периоды недавней истории диплом вообще можно было подделать или купить. Также предложение рабочих мест, требующих высшего образования сократилось, в связи с исчезновением огромного количества заводов, предприятий и конструкторских бюро, а людей с высшим образованием, напротив, стало больше. Выпускники престижных и уважаемых вузов, естественно, имеют куда больший шанс быть востребованными и желанными у государства и любой частной компании.
Как бы ни было – мы видим усилия и их результат. 4 или 5 лет труда и много других ресурсов – и увеличение дохода в 1,3 – 2 раза.
• Развитие духа очень специфично. Здесь первую роль играют пережитый опыт и осознания, а не время, усилия и ресурсы.
Но, тем не менее, я думаю, ни у кого не возникает сомнений по поводу того, как сложно и долго происходит изменение морального и нравственного аспекта человека.
Человек может попадать в одну и туже ситуацию множество раз, прежде чем поймёт и осознает какие-либо духовные истины, и ещё больше времени может пройти на внедрение этих истин в себя и свою жизнь.
Стремительное изменение человека в духовной сфере может происходить в очень жестких и экстраординарных обстоятельствах, и часто этот опыт бывает связан с сильными страданиями и сломом прежних установок и ценностей.
В обычной, спокойной жизни духовные изменения медленны и едва заметны.
Если же речь идёт о создании или продумывании смыслов и телеологии – то тут также требуется много времени и сил на изучение соответствующих работ, задавание себе множества вопросов и формулирования ответов на них.
Как видно из примеров, любое серьёзное улучшение требует много ресурсов, и в особенности ресурса времени.
Задачи могут быть разными и в каждом случае будут свои цифры, но можно обобщить, не претендуя на истину в последней инстанции, что любая серьёзная цель требует тысячи часов занятий, практики, тренировок, попыток, продвижения, усилий и тому подобного.
Есть популярная концепция 10 000 часов – как универсальная мера времени, которую нужно потратить человеку на освоение какого-либо дела на уровне мастера.
Эта концепция являлась результатом научного исследования, в котором изучался путь развития скрипачей из одного профильного учебного заведения.
Выводы этой концепции неоднократно подвергались критике и опровержению. Я склонен скорее согласиться с критикой. К тому же, были сделаны исследования, опровергающие основную идею и подкрепляющие критику. Было показано, что опыт людей, осваивающих некоторый музыкальный инструмент нельзя обобщать на все остальные профессии и занятия. В некоторых случаях людям удавалось достичь очень продвинутого уровня освоения навыка спустя всего тысячу часов занятий.
Если серьёзно задуматься, то становится очевидным, что время будет зависеть от множества факторов - способностей человека; его предварительным обучением и подготовкой; предварительным знакомством с той сферой, в которой нужно развиваться; качеством занятий и их интенсивностью; возрастом; полом; окружающими обстоятельствами; внутренним и внешним контекстом и многими другими подобными вещами.
Но идея о 10 000 часов, всё же, как я думаю, улавливает некоторую фундаментальную правду. Она верно показывает временной масштаб, о котором стоит думать, если хочешь научиться чему-либо на превосходном уровне.
Она также хорошо показывает, что мы часто преувеличиваем важность таланта и преуменьшаем важность количества тренировок и занятий. Она показывает, что разница между хорошим профессионалом и мастером, возможно, не во врождённом таланте и судьбе, а в дополнительных 4 000 часах тренировок.
Конечно, не стоит совсем забывать об изначальных данных, особенно там, где многое зависит от генетики или определённого склада психики. Но всё же сфер, где наш успех и достижимый уровень мастерства сильно зависит от того, что мы не в силах поменять – гораздо меньше, чем думает большинство людей.
Итак, можно подвести выводы всему вышеизложенному.
• Любое серьёзное развитие и любой значимый результат – это плод долгих и упорных вложений ресурсов.
Эти вложения разделены на огромное множество регулярных, систематических кусочков.
Вложение каждого кусочка производится для достижения маленькой цели – подцели, на которые разбивается главная и основная задача.
Развитие подобно длинному пути от пункта А к пункту Б, где А – актуальное состояние, а Б – желаемое состояние.
Как и реальное путешествие – путь к достижению результата делится на несколько частей, которые делятся на ещё более маленькие отрезки, и так далее, пока мы не доходим до тех его частичек, которые будем преодолевать за один раз.
• Размер таких отрезков нужно определять самому человеку индивидуально, с жёсткой привязкой к его возможностям, обстоятельствам и контексту.
Если возможности, обстоятельства и контекст меняется – то и размер шагов можно пересмотреть.
Главное, чтобы они не были слишком маленькими – иначе человек потеряет чувство их значимости и забросит дело, и чтобы они не были слишком большими – иначе человеку будет некомфортно, тяжело и он также забросит дело.
• При движении такими отрезками, нужно уметь абстрагироваться от того, к чему ты идёшь, где и когда финиш, и что из себя этот финиш представляет.
Нужно концентрироваться на актуальном отрезке и его цели, и не обращать внимания на то, как далеко или близко ты от цели и насколько медленно или быстро продвигаешься.
Нужно сконцентрироваться на пути, быть им увлечённым, научиться получать от него удовольствие.
• Делание шагов, продвижение желательно превратить в автоматизм, рутину, привычку, каждодневный ритуал и неотъемлемую часть жизни, на которую не уходит никаких психических и волевых ресурсов.
Для этого занятия и тренировки надо помещать в специальные «ниши» - места в нашем распорядке дня, которые окружены уже сформированными привычными действиями.
Такие места можно производить с помощью замены старых привычных занятий и действий на новое дело – то есть освобождать уже имеющиеся ниши от старого содержания и наполнять новым.
Что-же делать со старым содержанием ? - Это грустно, но про это была глава об отсечении.
Каждый шаг должны запускать и оканчивать определённые триггеры, сигналы – которые обычно представляют из себя предыдущие и последующие привычные действия.
Это ещё одно обстоятельство – почему шаги лучше класть в вышеописанные ниши. Нахождение в таких нишах создаёт для дела как-бы привычный контекст – контекст автоматического поведения и пути по наименьшему сопротивлению.
• Для каждой сферы развития, искусства или мастерства время на достижение значимого результата и значимого уровня владения навыком будет различаться – но почти всегда речь будет идти о тысячах часах тренировок, занятий, практики, попыток, усилий, опыта и тому подобного.
Не стоит надеяться достигнуть чего-либо значимого за короткий срок.
Таланты, предрасположенности и врождённые способности могут ускорить продвижение, но они не позволят сократить его радикально.
Также важно, что отсутствие оных не является гарантией провала и причиной не пытаться достичь хорошего результата. Во всяком случае – это справедливо для большинства сфер человеческой деятельности.
Большой результат - долгий путь, преодолеваемый маленькими шажками.
Эту истину придётся усвоить каждому, вступившему на путь развития в какой-бы то ни было области.
И очень хорошо – если она усвоена быстро и прочно. Это сбережёт огромное количество нервов и предотвратит множество разочарований.
Реальность – это прочное, тугое полотно – и продавливается оно только небольшими и постоянными, уверенными и упорными усилиями, направленными на достаточно небольшую область.
Чем большую площадь мы хотим продавить – тем большие ресурсы нам необходимы, и наоборот, чем меньше точка, на которую мы давим – тем меньше нам нужно сил, времени и средств.
Понимание, как определять масштаб этих усилий и размер продавливаемой области – придёт со временем, с практикой и опытом.
Глава 34. О концентрации
Концентрация – одно из ключевых понятий в саморазвитии.
Концентрация означает собирание в одно место, точку – фокусирование.
Что собирается? – Ресурсы, усилия, воля, труд.
В какую точку? – В ограниченную область реальности.
Так работает иголка, лазер, масленый домкрат и многие другие инструменты. Все они основаны на принципе направления большой силы в маленькую, ограниченную область. Это очень мощный принцип, работающий во всей реальности – во всех её областях.
Как бы ни было прочно и монолитно что-либо – всегда можно направить достаточно большое количество силы и энергии в достаточно малую область, и произвести какую-угодно деформацию.
Каким бы незыблемым и плотным не был фронт противника – всегда можно сконцентрировать достаточно сил и направить на небольшую область этого фронта, и произвести прорыв. Как бы ни была трудна и тяжела задача, всегда можно направить на её решение достаточно людей и ресурсов, и значительно сократить время на её решение. Как бы ни был сложен выбор или решение, всегда можно подумать над ним в 10, в 100 раз дольше, найти в разы больше информации, получить в разы больше опыта и решить задачу на абсолютно другом уровне.
Этот принцип концентрации работает и в саморазвитии. Он означает, что наш результат и его качество зависит от того, какого масштаба задачу мы решаем и сколько готовы вкладывать ресурсов в решение.
Концентрация – это достаточно простой принцип. Его просто понять и использовать.
Если вы, к примеру, прочитали книгу и ничего не поняли – просто прочитайте ещё раз. Не поняли снова – ничего страшного, прочитайте ещё раз. Если снова проблемы – начните делить её на части и работать с ними отдельно. Делите снова и снова, пока части не станут понятны и не будут усвоены. Возникают проблемы даже с отдельными словами – не беда, возьмите словарь, смотрите значения слов, а потом подставляйте в изначальный текст. Расшифровывайте мысль, заложенную в каждом предложении, усваивайте, осмысливайте и запоминайте, чтобы потом сложить её с мыслями предыдущих и последующих предложений и тем самым понимать тест в целом.
Концентрацию можно понимать тремя способами.
Первый – это обычная способность человека фокусировать на чём-либо внимание. Сосредоточение, внимательность – слова, обозначающие тоже самое в обычном контексте.
Второй – концентрирование ресурсов, подобно линзе, фокусирующей солнечное излучение с некоторой площади в одну точку.
И третий способ – это концентрация на больших временных масштабах, в контексте жизни или какой-либо деятельности, когда человек сосредотачивается над какой-нибудь проблемой или оптимизирует свою жизнь для достижения какой-либо цели. Это могут назвать увлечённостью, зацикливанием или одержимостью какой-либо идеей, задачей, вещью, человеком или чем-либо иным.
Все три аспекта понимания концентрации применимы для развития и все можно и нужно использовать.
Концентрация как фокусировка внимания, способность сосредотачиваться – очень важный навык для любой деятельности, особенно интеллектуальной. Почти все виды сложных работ и действий требуют постоянного применения этого навыка.
Без него невозможно ни учиться, не переучиваться. Без него невозможно совершать точные манипуляции конечностями, выполнять тонкую работу или качественно оценивать и анализировать поступающую информацию.
Часто усталость от какой-либо деятельности вызвана именно необходимостью много раз во время работы концентрироваться и сосредотачиваться над чем-либо. Когда же мы устали или обессилили – то это сказывается в первую очередь на нашей способности к концентрации – нам становится трудно это делать, а её качество падает.
Концентрация и сосредоточение – это нормальная и врождённая способность любого человека, но немногие задаются вопросом о необходимости эту способность оттачивать и совершенствовать.
Она вполне поддаётся развитию и улучшению. Существует огромное количество упражнений и техник для этого.
Одна из самых известных и популярных практик, известная, наверное, каждому – это медитация.
Это может кого-то удивить, но медитация – это прямое применение и тренировка способности к сосредоточению. Можно следить за дыханием, можно фокусироваться на какую-нибудь точку перед собой или следить за секундной стрелкой часов, медленно совершающей свой цикл – всё это способы заниматься медитацией. Мы стараемся гасить хаос своих мыслей и тревог, стараемся заглушить внутренний голос, отрешиться на какое-то время от мира и его суеты – и в нас потихоньку водворяется покой и безмятежность. Спустя какое-то время тренировок, мы сможем надёжно входить в это состояние и задерживаться в нём на значительное время. Это полезная практика.
Исследования показывают пользу от медитаций. Они снижают стресс, помогают справится с негативными и навязчивыми эмоциями и мыслями, улучшают психическое и психологическое здоровье.
Но медитировать можно не только с целью обретения покоя путём концентрации на дыхании или секундной стрелки. Концентрироваться можно на определённых мыслях, эмоциях, идеях или на чём угодно с целью получить желаемый результат. Эта та-же самая практика, но направляемая куда угодно – туда, куда мы захотим. И тогда она превращается в мощный инструмент.
Попробуйте вообразить себе разницу между человеком, который лишь на несколько минут способен сконцентрироваться на каких-нибудь мыслях или предмете и человека, который способен медитировать над чем-то одним многие часы. Разницу трудно себе представить. Это очень вдохновляющее сравнение.
Концентрация по умолчанию не очень в нас развита, но каких успехов и мощи мы способны достичь – если выйдем во владении ей на новый уровень?
Думаю, ответ хотелось бы узнать всем, а потому развитие концентрации, способности к сосредоточению – дело, не вызывающее никаких сомнений, дело – в которое, не жалея, можно вкладывать огромные ресурсы и силы, ведь они окупятся сторицей.
Любые упражнения и задачи на внимание тренируют концентрацию. Это могут быть и детские игры на выявление отличий между на первый взгляд одинаковыми картинками, и множество настольных игр, и бесчисленные виды занятий, задействующих мелкую моторику, любые конструкторы и любое рукоделие, к примеру, собирание пазлов, шитьё, раскрашивание по номерам и просто рисование, внимательное чтение, компьютерные игры, сочинение стихов и написание любых текстов, даже внимательный просмотр фильма или картины. - Всё это в той или иной степени тренирует способность сосредотачиваться и фокусироваться, выделять значимую информацию, структурировать получаемый опыт, удерживать в сознании информационные единицы и структуры из них, а также оперировать ими.
Концентрация подразумевает умение гасить шум, беспорядок мыслей и чувств в нашей голове. Мы как-бы успокаиваем наш мозг и направляем его работу в одно узкое направление. Тревога и возбуждение могут очень нам мешать в этом деле. Поэтому совершенствование концентрации подразумевает и работу с чувствами и эмоциями. Все мы с возрастом в той или иной мере обучены работать с эмоциями, но не все продолжают совершенствоваться в этом аспекте в течение всей жизни. А это очень важные навыки.
Развитие этих навыков – это в основном практика. Нас захватывает чувства и эмоции – и мы стараемся реагировать на них и действовать не так, как делали это раньше. По началу у нас не получается, и мы скатываемся в привычное поведение. Но со временем, делая попытку за попыткой, у нас начинает получатся.
Достигнув некоего результата, есть соблазн остановится и довольствоваться тем, до чего дошли. Но лучше этого не делать и продолжать развиваться.
Некоторые люди могут достигнуть такого уровня контроля эмоций и чувств, что они совсем перестают влиять на них – не только на поведение и поступки, но даже на мысленные цепочки и внутреннее состояние.
Это то, о чём уже говорилось в этом трактате в главе об эмоции и чувствах – они становятся просто источниками информации, сигналами, показаниями особых органов чувств, чувствующих и показывающих реальность в ином свете, нежели чем обычные наши рецепторы.
Эмоции и чувства – это результаты быстрой оценки окружающей обстановки и приходящей информации нашим мозгом. Эта оценка важна и ценна. Не нужно отрицать эмоции и чувства и стараться подавить их, и уж тем более не нужно стараться от них избавится. Нужно просто научиться с ними работать и использовать их во благо.
Это область психологии и психотерапии. Существуют множество практик и упражнений в этой сфере, и множество из них полезны и нужны. Их можно и нужно использовать всем, и, конечно, без них не обойтись людям, серьёзно занимающихся саморазвитием.
Концентрация – как фокусирование ресурсов хорошо всем знакома. Пример с чтением книги в начале этой главы как раз об этом. Он показывает собирание временных ресурсов и ресурса внимания и фокусирование их на одной узкой задаче – чтении и усвоении книги.
Ещё один хорошо знакомый всем пример – накопление денег для покупки чего-нибудь дорогого. В этом случае мы накапливаем деньги для мощного единоразового вливания.
Такой же пример с деньгами, но отличающийся по форме – это вкладывание на протяжении времени во что-то одно, например, в улучшение дома. Здесь мы не копим много средств для дорогой покупки, а стабильно направляем новые и новые порции денег в один какой-то процесс или ради одной какой-либо цели. Это также фокусирование ресурсов.
Когда актёр готовится к роли – он долго репетирует её, старается прожить опыт своего персонажа в своём воображении, погружается в его эмоции и чувства, внедряет в себя его переживания и мысли. Это не что иное – как концентрация, собирание психических и психологических ресурсов в одну цель – качественное исполнение роли. У актёра во время этой подготовки даже может снижаться интенсивность и количество чувств и эмоций по отношению к своей собственной жизни. Эмоции и чувства ведь также имеют некую свою меру в жизни человека, и их можно тратить по-разному, разветвляя по разным сферам и направлениям жизни, или собирая в небольших и непродолжительных областях – как это и происходит с актёром при подготовке роли или при её исполнении.
Также это может работать и при просмотре игры актёра или любого другого произведения искусства, особенно если пиит делает это с максимальным погружением и проживанием.
Это даже можно использовать, и многие используют – например, когда смотрят фильмы ужасов и тем самым избавляются от накопленного в них потенциала страха и тревоги, после чего эти эмоции могут какое-то время не появляться в их жизни, даже если будет повод.
Ускорение выполнения любой задачи за счёт увеличения траты ресурсов на неё – это пример концентрации ресурсов. Можно построить дом за год, если будет работать команда из пяти человек, но если увеличить её в несколько раз, то и время постройки, скорее всего, сократится. Книгу можно написать в несколько раз быстрее, если работает коллектив авторов, а не один.
Большинство огромных проектов вообще невозможно выполнить одному человеку или небольшому коллективу. Их реализуют большие команды и организации, где каждый человек и отдел отвечают за свою небольшую часть.
Такая концентрация называется распараллеливанием.
Распараллеливание – это одно из основных понятий в деле выполнения масштабных работ.
Этот термин часто употребляется применительно к вычислительной технике – он означает разбивку вычислений на несколько частей, которые одновременно выполняют разные части вычислительного устройства, после чего результаты их работы складываются в одно целое. Одновременное выполнение и называют параллельной работой – из чего и возникает понятие «распараллеливание».
Распараллеливание – это ничто иное, как вид концентрации, фокусирования ресурсов.
На этом принципе основано очень многое в нашей цивилизации – почти вся её деятельность представляет из себя решение сложных проблем и задач путём распараллеливания их на отдельную работу огромного количество людей и людских групп.
Можно сказать, что этот принцип использует и эволюция – она также решает задачи и достигает целей путём создания огромного количества копирующихся существ с немного отличающимися свойствами. Наиболее успешно копируется тот – кто лучше приспособлен к актуальным условиям окружающей среды.
Происходит как бы вычисление. Выживает тот – кто учёл больше факторов окружающей реальности, тот – кто лучше её отразил и выработал лучшие механизмы и стратегии выживания и размножения. Это процесс оптимизации и максимизации процесса размножения под актуальные ограничения и условия. Это аналогично вычислению – решению некоей задачи путём перебора множества вариантов и подходов.
Что это – как не распараллеливание сложной вычислительной задачи на множество потоков, выполняемых множеством вычислительных блоков, которыми в данном случае являются биологические виды, семейства и царства, а вся биосфера в целом – это и есть целостный компьютер, выполняющий единую задачу - поддержание гомеостаза, постоянный рост и совершение экспансии.
Понятие о концентрации ресурсов также может пересекаться с понятием мощности, когда речь идёт о динамичных процессах.
Мощность – это количество ресурсов, подаваемых в единицу времени. Увеличение ресурсов, подаваемых в единицу времени – это концентрация, фокусирование. Таким образом, применительно к некоторым действиям и работам, можно взаимно заменять эти термины, оставляя суть и смысл неизменным.
Концентрация ресурсов всегда имеет пределы.
В определённый момент повышение концентрации ресурсов, усиление фокусирования начинает страдать эффектом понижения отдачи.
Это означает, к примеру, что в определённый момент увеличение вкладывания ресурсов в два раза будет приводить к увеличению производимой работы лишь в полтора раза. Или, например, в начале процесса мы могли увеличить вклад ресурсов в два раза, и получить приращение каких-либо показателей производительности в десятки раз, а позже даже десятикратное увеличение вклада не способно будет хоть на сколько ни будь повысить показатели.
Это можно называть «эффектом понижающейся отдачи», по аналогии с «эффектом повышающейся отдачи» - понятием, которое я почерпнул у Рея Курцвейла, которое он использовал для объяснения взрывного, экспоненциального развития цивилизации в последние столетия.
При понижении отдачи от увеличения вкладываемых ресурсов может замедляться рост или и вовсе прекращать расти не только количественные характеристики, но и качественные, и эстетические, и какие-либо другие.
Это очень фундаментальное правило. Так устроено множество процессов развития в реальности. Подробно и глубже об этом будет рассуждаться в главе об экспоненциальности развития.
Хорошим примером здесь может быть изучение языка.
Основные правила и большая часть используемых слов другого языка усваиваются довольно быстро, но вот на то, чтобы усвоить его в почти совершенном виде могут уйти десятилетия.
90% слов языка почти не используются в повседневной жизни. Исключений из основных правил - огромное количество и их крайне трудно усваивать и запоминать. Культурные отсылки и общепонятные для носителей выражения и способы высказываться также трудно усвоить и заучить, так как они в основном имеют историческую и случайную, а не логическую и понятную основу.
Всё это, и ещё многое другое и является причиной такого неравномерного распределения времени и ресурсов, которые нужно потратить на обучение каждому последующему уровню владения языком.
Эффект понижения отдачи от увеличения вкладываемых ресурсов – важный нюанс в развитии, который нужно уметь замечать и принимать соответствующие меры.
Если мы хотим быстрого и качественного результата, то можно спокойно применять концентрацию ресурсов и другие методы стимулирования, но как только эффект от таких мер начинает снижаться, и особенно если снижение стремительно – желательно сразу же прекратить воздействовать на процесс.
Возможно, окажется, что мы допустили ошибку, может быть делаем что-то неправильно, а возможно просто приблизились к пределу эффективности. Есть хорошее высказывание на этот счёт – «восемь женщин не смогут родить ребёнка за месяц». Это остроумная поговорка хорошо иллюстрирует, что есть множество случаев, когда концентрация ресурсов не сработает. А также есть множество ситуаций – когда эффект от концентрации ресурсов не стоит этой самой концентрации.
В таких случаях нужно анализировать и просчитывать – находить наиболее оптимальную конфигурацию процесса, с наименьшими затратами и наибольшей полезностью. Такие области оптимумов обязательно должны быть в любом процессе, и нам нужно только их найти, аналитическим или практическим способом.
Научный метод и здесь будет очень полезен. Мы можем предположить, где находиться точка оптимума, а потом провести эксперимент, потом повторить эту же операцию. Если нужно, ещё раз повторить и так постепенно подбираться к истинной точки оптимума.
Это похоже на способ прицеливания с помощью случайных или примерно просчитываемых выстрелов. Его иногда называют «вилкой». Он использовался в войнах, когда вычислительная техника и точность стрельбы не были столь совершенны, как сейчас. Вилкой он назывался потому, что снаряд мог упасть сначала спереди или слева от цели, потом сзади или справа, но вот у третьего снаряда шанс попасть точно в цель был уже устрашающе велик. Тоже самое можно проделывать и для поиска точки равновесия между количеством вкладываемых ресурсов и результатом от этого вклада.
Понимание концентрации в широком, жизненном смысле – когда мы хотим объяснить долгосрочную увлечённость человека каким ни будь занятием или предметом хорошо нам знакомо.
Мы все имеем свои пристрастия и увлечения, которые порой длятся годами и десятилетиями, а иногда и всю жизнь.
Для любого развития такая концентрация необходима. Как уже говорилось, достижение серьёзных результатов требует долгого пути и большого упорства. Без долгосрочной концентрации не обойтись. Часть нашей жизни должна быть посвящена выбранному делу – сфокусирована на нём.
Может прийти мысль – что невозможно обрести такую концентрацию на чём-либо, если не питаешь интерес и страсть, если дело тебе не сильно интересно и не вызывает у тебя энтузиазм.
Я считаю такое мнение почти полностью ошибочным. Уже было сказано, что мотивационный подъём, вдохновение и энтузиазм – вещи непостоянные, и их срок действия весьма ограничен. Можно почти уверено утверждать, что их действие и близко не продлится столько времени, сколько нужно для серьёзных дел. И потому в какой-то момент мотивацию и энтузиазм должны заменить дисциплина и система.
Также можно утверждать, что интерес и желание можно заменить самопонуждением и волей.
Самопонуждение и воля также через какое-то время сменятся дисциплиной и системой.
Таким образом мы пришли к тому, что долгосрочную концентрацию можно выстроить почти к любому делу, цели или предмету, если мы с полным осознанием и готовностью примем сознательное решение.
Конечно, искренний интерес и увлечённость лучше, чем применение воли и самопонуждение, но, к сожалению, такие вещи порой совсем не согласуются с выводами и идеями, к которым приходит наш разум и сознание.
Я отдаю предпочтение разуму и личности – считаю их главными, и потому наша жизнь должна строиться ими, а не чувствами, эмоциями и преходящими настроениями.
Итак, можно подвести итоги этой главы:
• Концентрация – это крайне важный концепт для развития и вообще для любой сложной деятельности.
Концентрация означает фокусирование, собирание чего-либо в небольшую область реальности с целью произвести её преобразование.
Эта область может быть пространством, отрезком времени, предметом, информацией или чем ни будь ещё.
В некоторых случаях концентрация означает тоже, что и понятие мощности – трата чего-либо в единицу времени.
• Понятие о концентрации можно рассматривать с трёх сторон – концентрация - как способность к сосредоточению; концентрация - как собирание разных ресурсов для одной цели или задачи и концентрация – как долгосрочная направленность на что-то одно.
• Концентрация – как способность фокусировать внимание, сосредотачиваться – очень важный навык, который можно и нужно постоянно тренировать, совершенствовать и усиливать.
Для этого есть множество упражнений и практик. Самые мощные и продвинутые из них – это различные виды медитаций.
Навык сосредоточения также тесно связан с умением гасить шум из мыслей и чувств в своей голове, и это умение также нужно освоить и постоянно оттачивать, для чего также существует множество упражнений и подходов, большая часть из которых выработана психиатрией, психологией и психотерапией.
• Концентрация – как собирание ресурсов – очень обширная и сложная область науки и технологий, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества, экономики и физических процессов.
Для каждой сферы и области, где она применяется, найдены свои закономерности, законы и выработано множество своих практик и подходов.
Общие закономерности также есть. Одна из главных – это падение отдачи от роста вложений.
Важным умением является нахождение области оптимума между количеством вкладываемых ресурсов и максимальной полезностью от этого вклада.
• Концентрация – как долгосрочная направленность внимания и усилий на что-то – хорошо всем знакома.
Мы можем называть её увлечением, страстью, одержимостью или даже любовью.
Однако не только предпочтения сердца и чувственной сферы человека занимают здесь главные места. Долгосрочную направленность можно строить и на решении разума, на идеях, найденных или созданных им.
В этом случае нужна будет работа воли – способность собой управлять и понуждать.
Спустя какое-то время, в любом случае, долгосрочная концентрация начинает удерживаться исключительно на дисциплине и выстроенной системе жизни. Это не закон, но так происходит в большинстве случаев.
Итак, концентрацию во всех её смыслах почти невозможно переоценить. Это крайне важная концепция.
Мы – крайне ограниченные в возможностях и ресурсах существа, и у нас есть только один способ производить действительно серьёзные преобразования реальности – собирать силы, время, материальные, психические и любые другие ресурсы и направлять их в достаточно малую и ограниченную область реальности – то есть применять концентрацию.
Обучаться этому искусству и постоянно совершенствоваться в нём – необходимость для всех, кто хочет развиваться и достигать действительно серьёзных результатов.
Свидетельство о публикации №225041600462
Про концетрацию – тоже очевидно, и также много где встречала эту идею, но, опять же, уровень детализации у Вас очень глубокий. Становятся понятны многие вещи, которые как бы и интуитивно понятны, но рационально плохо обрисованы.
Большое спасибо ! Буду читать дальше.
Елизавета Качеткова 23.04.2025 10:18 Заявить о нарушении
Действительно, это самые очевидные идеи о саморазвитии в моём трактате. Все о них знают. Но я постарался разобраться, откуда они берутся и в чём имеют источник. Надеюсь, получилось.
Матвей Сапа 23.04.2025 10:28 Заявить о нарушении