de omnibus dubitandum 155. 416
Глава 155.416. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКЗОТИКА ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАГМАТИЗМА…
В марте 2022 года на РНЛ проявилось несколько статей, в той или иной степени связанных с так называемой норманской теорией. Это были статьи В. Анищенкова «Норманская теория – продукт ”недружественных” стран» (7/03) и Андрея Антонова «Русский город Выборг и памятник шведскому оккупанту» (27/3), а также публикация проектной разработки Олега Кассина «Культурно-исторические проекты как элемент перезагрузки отношений России со скандинавскими странами», помещенной на сайте «Народный собор» (20/3).
С интересом прочитала статью известного журналиста и писателя В. Анищенкова «Норманская теория – продукт ”недружественных” стран» (7/03). Я, пишет, кандидат исторических наук Лидия Павловна Грот (см. фото), полностью согласна с заявленной позицией автора статьи, рассматривающей так называемую норманскую теорию как продукт политики, а не как результат научных исследований. Хочу пояснить, что данной темой я, продолжает, кандидат исторических наук Лидия Павловна Грот, занимаюсь много лет после переезда в Швецию.
Именно продолжительная исследовательская работа в Швеции позволила ознакомиться с оригинальными произведениями скандинавских авторов XVI – XVIII вв. и малоизвестными российскому обществу историческими источниками. Работа с этим материалом показала, что все, норманистские идеи (Рюрик из Швеции, варяги из Швеции, древнешведское происхождение имени Руси) были изначально выдуманы в Швеции XVII-XVIII вв. для обслуживания определенных геополитических задач шведской короны, а потом отправились в общеевропейское плавание в русле западноевропейских утопий (готицизм, Общественного договора теория) и проникли в Россию на волне увлечения либеральными и левыми кругами западнолюбием. После прочтения статьи Анищенкова подумалось, что будет нелишним, если я, пишет, кандидат исторических наук Лидия Павловна Грот, дополню рассуждения автора статьи некоторыми материалами из моих работ.
Сначала хочу более четко определиться с понятием норманизм. Норманизм – система взглядов, сторонники которой пытаются переформатировать русскую историю по трем принципиальным вопросам. Они уверяют, что:
а). летописные варяги были выходцами из Швеции.
б). летописный князь Рюрик был не князем, а безродным наемником, нанятым по договору из Средней Швеции или завоевателем.
в). русь – не народ, а команда гребцов также из Средней Швеции.
Ни одно из положений норманизма не имеет научного значения. Все они строятся не на комплексном анализе источников, а идут вразрез с ними. Возникли они как плод от нечестивого союза геополитических устремлений шведской короны в новгородских землях в XVII-XVIII вв. и ряда западноевропейских утопических учений. Распространение и укоренение их в европейской общественной мысли происходило при поддержке влиятельных политических и общественных сил ведущих стран Западной Европы. Это и объясняет долгожительство норманизма. Одна маленькая Швеция успех норманизма в Европе не обеспечила бы.
Кратко о хронологии событий. Геополитические устремления Швеции оформились в политический миф в вихре событий Смутного времени. Они ярко выступают при наложении их на обстановку Смутного времени, на внешнеполитические амбиции в русских землях сначала шведского короля Карла IX (1550-1611), а затем его наследника Густава II Адольфа (1594-1632). Краткий перечень событий Смутного времени: военные действия шведских отрядов в новгородской земле в 1611-1617 гг., захват шведами Новгорода летом 1611 г., интриги шведского двора вокруг шведского «кандидата» на московский престол юного принца Карла Филиппа.
Все эти события, как известно, привели к Столбовскому договору 1617 г., по которому Швеция отторгала русские города Ивангород, Ям, Остров, Копорье, Корелу, Орешек с уездами и всю Неву. В силу этого русские отрезались от Балтийского моря, от своего многовекового исконного исторического права свободного выхода в Балтийское море и свободной торговли зерном на западноевропейских рынках. Вот для идеологизации своих неправых действий в русских землях, для представления их как исторически справедливых и стала создаваться выдуманная история Швеции в древности, принявшая форму грубого фантазирования на исторические темы. И именно в этой смеси вроде бы разнородных фантазий и стала складываться система идей, которые составили костяк будущего норманизма.
Согласно этим фантазиям, предки шведских королей были самыми первыми, кто осваивал просторы Восточной Европы. Действовали предки шведов якобы под разными именами: под именами гипербореев, готов и, разумеется, варягов. Но вся эта историографическая экзотика исходила из сугубо политического прагматизма, что и будет показано ниже.
В период 1610–1613 гг. шведский языковед и влиятельный сановник Юхан Буре сделал чудесное «открытие» о том, что гипербореи из античных источников – прямые предки шведов: «Гипербореи – это свеи!» («At Hyperborei ;re Sveones!»). В его материалах сохранился эскиз карты, на которой рукой Буре Гиперборея была помещена в Средней Швеции. И оттуда стал «реконструироваться» путь предков свеев из Средней Швеции через всю Восточную Европу к Чёрному морю и далее в Грецию. Тем самым Буре стал создавать образ предков свеев, которые якобы под именем гипербореев путешествовали с древности по рекам Восточной Европы до Чёрного моря и обратно. Наверху рукой Буре сделана приписка: «Om de icke ;re galne, kunne de ju see att Hyperborei ;re in Scandia» – «Надо быть безумцем, чтобы не понять, что Гиперборея – в Скандии». Таинственные Рифейские горы помещены Буре на севере Скандинавского хребта, а название Hyperborei/Гиперборея начертано на месте столь любимой норманистами Средней Швеции, в историческом центре расселения свеев. Из этой вымышленной Гипербореи лёгким пунктиром наметил Буре воображаемый им легендарный путь гипербореев-свеев через всю Восточную Европу к устью Танаиса и далее в Чёрное море.
Именно этим путём, намеченным Буре, бредут вот уже скоро 300 лет не то полчища, не то колонисты из Средней Швеции, гребут по незнакомым им восточноевропейским рекам, не имея соответствующих плавсредств, закладывая основы древнерусской государственности, не создав ее у себя, ставя в русских землях города до появления у себя городской культуры. И все эти деяния также реальны, как шведская Гиперборея Буре в Средней Швеции. Но, к сожалению, мифы шведской гипербореады перекочевали в российскую историческую науку и свили в ней неискоренимое гнездо.
Буре был весьма влиятельной фигурой, как в придворных, так и в учёных кругах Швеции. Рано начав свою придворную службу, он добился высокого положения при короле Карле IX и был назначен в качестве учителя к наследнику престола Густаву Адольфу, который на всю жизнь сохранил уважение и симпатию к Буре и, взойдя на престол, постоянно осыпал его своими милостями и почётными должностями. Буре увлекался историей письменности и литературы, был инициатором перевода на шведский язык исландских саг и внёс существенный вклад в развитие шведской словесности [Грот Л.П. Исторические корни норманизма и шведские политические мифы // Анатолий Клёсов, Лидия Грот Мифы норманской теории. М., 2023].
Поэтому неудивительно, что идеи о гипербореях как предках свеев, заинтересовавшие Буре, с его легкой руки начинают быстро распространяться в упсальском кружке шведских учёных. Историк и профессор права в Упсальском университете Юхан Мессениус (1579–1636) в своей истории Швеции «Scondia illustrata» уже говорит о связях шведских гипербореев с Грецией. Младший современник Буре, шведский философ и поэт Георг Штэрнъельм (1598–1672) развивает идеи о великом гиперборейском прошлом свеев в работах по истории шведского языка «Svea och G;tha m;les fatabur» (1643), изданных впоследствии под названием «Runa Suethica duobus systematibus comprehensa», а также в трактате о гипербореях «De Hyperboreis Dissertatio», изданном после его смерти в 1685 г. [Wieselgren P.Sveriges Sk;na litteratur, en ;verblick vid Akademiska f;rel;sningar. Lund, 1835. Andra delen. S.200] Идеи о гипербореях как предках шведов получили дальнейшее развитие у ученика Штэрнъельма, профессора Олафа Верелия (1618–1682), который также стал утверждать, что Швеция – древняя Гиперборея и что труды Диодора Сицилийского – бесценный источник для изучения древней истории Швеции [Грот Л.П. Утопические истоки норманизма: мифы о гипербореях и норманизм //ИНРИ. М., 2010. С.321-338; Nordstr;m J. De yverbornes ;. Sextomhundratalsstudier. Stockholm, 1934. S. 111-132].
Свидетельство о публикации №225041600602