Новалис. Очерк личности с помощью цитат
"Поэт – чистая сталь, столь же чувствительная, как хрупкая стеклянная нить, и столь же твердая, как неподатливый булыжник" - сталь как стеклянная нить и сталь как булыжник! Значит, и стеклянная нить как булыжник... (Хотя, с другой стороны, в наше время полно подобных технических чудес)
Нежную душу с помощью рифм надеются превратить в сталь и булыжник, одновременно, конечно, претендуя на тонкость, прозрачность... - непомерные претензии, самогипноз, реклама, мифотворчество... (Я так и не стал любителем стихов, так и не поверил в поэтов)
"Нет ничего более необходимого поэту, чем понимание сущности всякого дела, ознакомление со средствами достижения каждой цели и умение выбирать самое подходящее по времени и обстоятельствам. Воодушевление без разума бесполезно и опасно, и поэт не в силах будет никого поражать, если сам будет всем поражаться" - тут же и немчура голимый вылез! С казенными, геометрическими речами, с холодом и отстранённостью. Хочет не поражаться, а поражать, тварь... Расчертить поэзию, чтобы она была как стальной булыжник...
"Людям, рожденным для деятельной жизни, нужно очень рано все самим постигать и оживлять. Им необходимо приложить всюду самим руку, закалить дух против впечатлений нового положения, против рассеивающего влияния многих и разнообразных предметов, и они должны приучиться идти к цели даже под напором великих событий и умело проводить ее через них. Они не должны уступать соблазну тихого созерцания. Душа их не должна быть сосредоточенной в себе зрительницей; она должна неустанно проявляться и быть ревностной, решительной служанкой разума. Они герои, и вокруг них теснятся события, которые требуют управления и разрешения. Все случайности становятся историей под их влиянием, и жизнь их непрерывная цепь замечательных и блестящих, запутанных и своеобразных событий" - опять не вижу поэта, вижу типичную немчуру. Самую обычная , с конвейера.
"Все – природа, история, война, обычная жизнь со всеми обыкновеннейшими происшествиями, – превращается в поэзию, потому что она дух, все оживляющий" - их оживляла не поэзия, а рифмы и патетика, напускали на себя возвышенный тон
"Вообще, война, – сказал Гейнрих, – как мне кажется, возникает всегда из поэтических побуждений. Люди думают, что должны сражаться ради какого-то жалкого достояния, и не замечают, что ими управляет романтический дух, стремящийся уничтожить ненужное зло им же самим. Они сражаются во имя поэзии, и оба войска следуют за невидимыми знаменами" - уж конечно, войн без пафоса не бывает, иначе обнажилась бы уголовщина
"Сны ничто иное, как пена, что бы ни говорили ученые господа; и лучше, если бы ты не предавался бесполезным и вредным мыслям. Прошли времена, когда сны соединялись с божественными откровениями; мы даже понять не можем и никогда не поймем, что испытывали те избранники, о которых говорит Библия. В то время, вероятно, сны были другие, и все человеческое было иным" - сны - пена, да и жизнь - моча. Особенно, немецкая
"Когда же, наконец, – сказал Гейнрих, – прекратится необходимость боли, скорби и всякого зла на земле? – Когда утвердится единая сила – сила совести, когда природа сделается целомудренной и нравственной. Причина зла только одна – общая слабость. Слабость же эта ничто иное, как недостаточная нравственная восприимчивость и недостаточное влечение к свободе" - опять воняет неметчиной, как псиной. Природу он хочет делать целомудренной и нравственной!
Борьба со слабостью делает лишь деревянным - что опасно, когда кругом железные машины...
Восприимчивый, свободный, но - пидор и гад (вполне рабочий вариант)
"Гейнрих был рожден поэтом. Самые разнообразные обстоятельства соединились для его развития, и ничто не нарушало его внутренней отзывчивости. Все, что он видел и слышал, как бы отодвигало в нем новые засовы и раскрывало новые окна. Мир лежал перед ним в своих великих меняющихся судьбах. Но он еще был для него немым; душа мира, слово, еще не проснулось. Уже близился поэт, держа за руку милую девушку, чтобы звуками родного языка и прикосновением нежных губ раскрыть неискусные уста и претворить простое созвучие в беспредельные мелодии." - способность писать витиевато отменяет необходимость во всех других способностях - всё равно в этой чаще ничего не разглядишь, из этой сети не выбирешься. Добавляешь пафоса и вот уже все девушки твои... ("Беспредельные мелодии" - анал и групповуха?
"И сон – как мир, и мир – как сон" - но сон, как мы уже знаем, это пена
"Мне сны кажутся оплотом против правильности и обыденности жизни, отдыхом для скованной фантазии; она перемешивает во сне все жизненные представления и прерывает радостной детской игрой постоянную серьезность взрослого человека" - и пена - благо, когда ты - сурьезная немчура. ("Радостная детская игра" - думаю, он вспоминает свои детские сны, мечтает вернуть потерянный рай - но он не может вернуться, когда ты уже сурьезный немчура)
"Минувшие события становятся все более занимательными по мере того, как меняется наш взгляд на них, потому что только изменившийся взгляд может раскрыть правду их соотношений, глубину их сцепления, а также и истинный их смысл" - опять скучно препарирует...
"Дети мои, – воскликнул он, – будьте верны друг другу до самой смерти. Любовь и верность превратят вашу жизнь в вечную поэзию" - лучше бы поэзия превращала жизнь в любовь и верность
"Вникая в это, я вижу, что историк непременно должен быть поэтом; только поэты обладают искусством умело связывать события. В их рассказах и вымыслах я с тихой радостью подмечал тонкое проникновение в таинственную сущность жизни. В их сказках больше правды, чем в ученых летописях. Хотя их герои и судьбы их выдуманы, но все же смысл выдумок правдивый и жизненный. Для нашего наслаждения и назидания в сущности безразлично, действительно ли жили или не жили те, чья жизнь отражает нашу собственную. Мы требуем, чтобы нам показали великую, простую душу современности, и если наше желание исполнено, то нам нет дела до случайного существования внешних обликов." - выдумывают и врут, толкуя историю, но утешают себя тем, что их выдумки правдивы, жизненны, поэтичны и так далее. Вообще, поэту соврать как два пальца обоссать
"Я слышал, что в древние времена животные, деревья и скалы разговаривали с людьми. У меня теперь такое чувство, точно они каждую минуту опять собираются заговорить, и я как бы ясно вижу, что они хотят мне сказать" - забубенное , банальное язычество, известное, действительно, тысячи лет. Я люблю природу, но такие детсадовские глупости у меня вызывают недоумение
"Не знаю, прав ли я, но я вижу два пути, ведущие к пониманию истории человека. Один путь, трудный и необозримо-далекий, с бесчисленными изгибами – путь опыта; другой, совершаемый как бы одним прыжком – путь внутреннего созерцания. Тот, кто идет по первому пути, должен выводить одно из другого, делая длинные подсчеты, а кто идет по другому – постигает непосредственно сущность каждого события, каждого явления, созерцает его во всех его живых разнообразных соотношениях и может легко сравнить его со всеми другими, как фигуры, начертанные на доске." - может витиевато "рассуждать ", но может и брякнуть. Он так ничтожен, что мне лень его всерьёз комментировать... Романтики и глупость - синонимы
Напоследок первый попавшийся стих:
"Печальный отрок и пугливый,
Вдали обители родной,
Прельщенья новизны кичливой,
Для старины заповедной -
Презрел. В пути скитаний длинном,
Случайный гость чужой семьи,
Забрел он в сад. В саду пустынном,
На ветхом мраморе скамьи -
Лежала книга. Златом схвачен
Полуистлевший переплет.
Раскрыл: душе глагол прозрачен,
И нов божественный полет.
Вселенной образ светозарный
Хранит письмен живой кристалл:
И на колени благодарный
В молитве пламенный упал.
Из трав встает, мечтой воздушной,
В простой одежде давних лет,
Старик с улыбкой благодушной
И шепчет юноше привет.
Души младенческой и нежной
Зерцало - лик его знаком.
И веет волос белоснежный
Под колыбельным ветерком." - благоглупости, оснащенные словами: воздушный, нежный, белоснежный, благодушный, благодарный, светозарным, пламенный, божественный, прозрачный. Также в наличии кристаллы, зеркала, мраморы, вселенные и заповедная старина...
Свидетельство о публикации №225041600735